Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел I психическое развитие 8 глава




Когда мы говорим, что ребенок сначала осознает
себя как субъекта действия, а затем как социального
субъекта (субъекта взаимоотношений), то в этом слу-
чае следует иметь в виду, что это «осознание» носит у
Детей не столько рациональный, сколько чувственный
(интуитивный) характер. Поэтому и «мировоззрение»
Дошкольника точнее надо было бы назвать не столько
«мировоззрением», сколько, пользуясь выражением
И. М. Сеченова, «целостным мироощущением».

Несостоятельными являются и все теории подрост-
кового возраста, которые пытаются объяснить психоло-
•'ию подростка, исходя из каких-либо внешних по отно-
шению к психическому развитию факторов. Ведь факто-
ры и биологического, и социального порядка не опреде-
ляют развитие прямо; они включаются в сам процесс


развития, становясь внутренними компонентами возни
кающих при этом психологических новообразований.

На основании имеющихся в литературе данных и
собственных исследований, мы полагаем, что кризис
подросткового возраста связан с возникновением в
этот период нового уровня самосознания, характерной
чертой которого является появление у подростка спо-
собности и потребности познать самого себя как лич-
ность, обладающую именно ей, в отличие от всех дру-
гих людей, присущими качествами. Это порождает ^
подростка стремление к самоутверждению, самовыра
жению (т. е. стремление проявлять себя в тех качест-
вах личности, которые он считает ценными) и самовос-
питанию. Депривация указанных выше потребностей и
составляет основу кризиса подросткового возраста.

Попробуем проследить те изменения в психике детей
младшего школьного возраста, которые подводят к воз-
никновению в переходный период указанного выше си-
стемного новообразования.

Учебная деятельность и, главное, сам процесс усво
ения знаний, предъявляющий новые требования к мыш-
лению дошкольника, словом, учебная деятельность в
целом становится в младшем школьном возрасте веду-
щей, т. е. той, в которой формируются основные психо-
логические новообразования этого периода: теоретиче-
ские формы мышления, познавательные интересы, спо-
собность управлять своим поведением, чувство ответст-
венности и многие другие качества ума и характера
школьника, отличающие его от детей дошкольного воз-
раста. При этом главную роль играет развитие мышле-
ния, происходящее в ходе усвоения научных знаний.

Конечно, не только развитие мышления определяет
возникновение специфической для подростков формы
самосознания. Этому способствуют и те новые обстоя-
тельства, которые отличают образ жизни подростка от
образа жизни детей младшего школьного возраста.
Прежде всего это повышенные требования к подростку
со стороны взрослых, товарищей, общественное мнение
которых определяется уже не столько успехами школь-
ника в учении, сколько многими другими чертами его
личности, взглядами, способностями, характером, уме-
нием соблюдать «кодекс нравственности», принятый
среди подростков. Все это порождает мотивы, побужда-
ющие подростка обратиться к анализу самого себя и к
сравнению себя с другими. Так у него постепенно фор-

тируются ценностные ориентации, складываются отно-
сительно устойчивые образцы поведения, которые в от-
личие от образцов детей младшего школьного возраста
представлены уже не столько в виде образа конкретно-
го человека, сколько в определенных требованиях, ко-
торые подростки предъявляют к людям и к самому се-
бе.

- Материалы исследования показали, что общими для
всех подростков независимо от различий в их социали-
зации являются те психологические особенности, в ос-
нове которых лежит развитие рефлексии, порождающие
потребность понять самого себя и быть на уровне соб-
ственных к себе требований, т. е. достигнуть избранно-
го образца. А неумение удовлетворить эти потребности
определяет целый «букет» психологических особенно-
стей, специфичных для подросткового кризиса.

В связи с учением, возмужанием, накоплением жиз-
ненного опыта и, следовательно, продвижением в об-
щем психическом развитии у школьников к началу пе-
реходного возраста формируются новые, более широ-
кие интересы, возникают различные увлечения и появ-
ляется стремление занять иную, более самостоятель-
ную, более «взрослую» позицию, которая связана с та-
ким поведением и такими качествами личности, кото-
рые, как им кажется, не могут найти своей реализации
в «обыденной», школьной жизни.

Кризис переходного периода протекает значительно
легче, если уже в этом возрасте у школьника возника-
ют относительно постоянные личностные интересы или
какие-либо другие устойчивые мотивы поведения.

Личностные интересы в отличие от эпизодических
(ситуативных) характеризуются своей «ненасыщае-
мостью»: чем больше они удовлетворяются, тем более
устойчивыми и напряженными становятся. Таковыми
являются, например, познавательные интересы, эсте-
тические потребности и пр. Удовлетворение таких инте-
ресов связано с активным поиском (или созиданием)
предмета их удовлетворения. Это толкает подростков к
постановке все новых и новых целей, часто выходящих
за пределы наличной ситуации и даже за пределы се-
годняшнего дня.

Таким образом, наличие у подростка устойчивых
личностных интересов делает его целеустремленным, а
следовательно, внутренне более собранным и органи-
зованным. Он как бы обретает волю.

6—123 97


Переходный критический период завершается воз-
никновением особого личностного новообразования, ко-
торое можно обозначить термином «самоопределение».
С точки зрения самосознания субъекта оно... конкрети^
зируется в новой, общественно значимой позиции.

Самоопределение формируется во второй фазе под-
росткового возраста (16—17 лет), в условиях скорого
окончания школы, связанного с необходимостью так
или иначе решить проблему своего будущего.

От мечтаний подростка, связанных с будущим, само-
определение отличается тем, что оно основывается на
уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях
субъекта; тем, что оно предполагает учет своих возмож-
ностей и внешних обстоятельств; опирается на форми-
рующееся мировоззрение подростка и связано с выбо-
ром профессии.

С. Л. Рубинштейн
НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ'

Человек не изолированное, в себе замкнутое веще-
ство, которое жило бы и развивалось из самого себя
Он связан с окружающим его миром и нуждается в
нем. Самое существование его как организма предпо-
лагает обмен веществ между ним и природой. Для под-
держания своего существования человек нуждается в
находящихся вне его веществах и продуктах; для его
продолжения в других, себе подобных, человек нужда-
ется в другом человеке. В процессе исторического раз-
вития круг того, в чем человек нуждается, все расши-
ряется. Эта объективная нужда, отражаясь в психике
человека, испытывается им как потребность. Потреб-
ность — это, таким образом, испытываемая человеком
нужда в чем-то, лежащем вне его; в ней проявляется
связь человека с окружающим миром... Помимо пред-
метов..., без которых его существование или вообще.
или на данном уровне невозможно, существуют еще
другие, наличие которых, не будучи объективно в стро

'Рубинштейн С. Л Основы общей психологии 2-е изд
М, 1946.

гом смысле необходимым и не испытываясь субъектив-
но как потребность, представляет для человека интерес.
Над потребностями и интересами возвышаются идеалы.

Испытываемая или осознаваемая человеком зависи-
мость его от того, в чем он нуждается или в чем он за-
интересован, что является для него потребностью, ин-
тересом, порождает направленность на соответствую-
щий предмет. В отсутствие того, в чем у человека име-
ется потребность или заинтересованность, человек ис-
пытывает более или менее мучительное напряжение,
тяготящее его беспокойство, от которого он, естествен-
но, стремится освободиться. Отсюда зарождается сна-
чала более или менее неопределенная, динамическая
тенденция, которая выступает как стремление, когда
уже сколько-нибудь отчетливо вырисовывается та точ-
ка, на которую она направлена. По мере того как тен-
денции опредмечиваются, т. е. определяется предмет, на
который они направляются, они осознаются и стано-
вятся все более сознательными мотивами деятельности,
более или менее адекватно отражающими объективные
движущие силы деятельности человека. Поскольку тен-
денция обычно вызывает деятельность, направленную
на удовлетворение вызвавшей ее потребности или ин-
тереса, с ней обычно связываются намечающиеся, но
заторможенные двигательные моменты, которые усили-
вают динамический, направленный характер тенденций.

Проблема направленности — это прежде всего во-
прос о динамических тенденциях, которые в качестве
мотивов определяют человеческую деятельность, са-
ми, в свою очередь, определяясь ее целями и задачами.
Направленность включает два тесно между собой свя-
занных момента: а) предметного содержания, посколь-
ку направленность — это всегда направленность на
что-то, на какой-то более или менее определенный пред-
мет, и б) напряжения, которое при этом возникает....

Динамические тенденции в конкретной форме вы-
ступили в современной психологии впервые у Фрейда—
в виде влечений. В бессознательном влечении не осо-
знан объект, на который оно направлено. Поэтому объ-
ект представляется несущественным во влечении, а са-
мая направленность, выражающаяся во влечении, вы-
ступает как нечто, будто бы заложенное в индивиде са-
мом по себе, в его организме и идущее изнутри, из его
глубин. Так изображается природа динамических тен-
6* 99


денций в учении о влечениях у Фрейда, и эта их трац.
товка сказалась на учении о динамических тенденциду
в современном учении о мотивации. Между тем, удр
направленность, выражающаяся во влечениях, факти.
чески порождается потребностью в чем-то, находящем.
ся вне индивида. И всякая динамическая тенденция, вы
ражая направленность человека, всегда заключает в
себе более или менее осознанную связь индивида с
чем-то, находящимся вне его, взаимоотношение внут-
реннего и внешнего. Но в одних случаях, как это имеет
место во влечениях, связанных с закрепленным в орга-
низме раздражителем, на передний план выступает все
же линия, идущая изнутри, от внутреннего к внешнему;

в других случаях, наоборот, эта двусторонняя в конеч-
ном счете зависимость или соотношение устанавлива-
ется, направляясь сначала извне во внутрь. Так это
происходит, когда общественно значимые цели и зада-
чи, которые ставятся обществом перед индивидом и им
принимаются, становятся личностно значимыми для не-
го. Общественно значимое, должное, закрепляясь в ре-
гулирующих общественную жизнь нормах права и нрав-
ственности, становясь и личностно значимым.и для чело-
века, порождает в нем динамические тенденции иногда
большой действенной силы, тенденции долженствоса-
ния,
отличные от первоначальных тенденций влечения
по своему источнику и содержанию, но аналогичные с
ними по их динамическому эффекту. Должное в извест-
ном смысле противостоит тому, что непосредственно
влечет, поскольку в качестве должного нечто при-
емлется не в силу того, что оно меня влечет, что мне
этого непосредственно хочется. Но это не означает, что
между ними непременно образуется антагонизм, что
должному я подчиняюсь лишь как некоей внешней, иду-
щей извне силе, принуждающей меня поступать вопре
ки моим влечениям,и желаниям. Все дело в том, что
должное не потому становится значимой для меня
целью, что мне это непосредственно хочется, а я пото-
му этого хочу — иногда всем своим существом, до са-
мых сокровенных глубин его,— что я осознал общест-
венную значимость этой цели и ее осуществление ста-
ло моим кровным, личным делом, к которому меня вле-
чет иногда с силой, превосходящей силу элементарных,
только личностных влечений. В возможности такой об-
ратимости этой -зависимости между значимостью цели
и влечением, стремлением, волей заключается самая

100,._.._.

специфическая и своеобразная черта направленности
„еловека и тенденций, которые ее образуют....

В отличие от интеллектуалистической психологии,
„се выводившей из идей, из представлений, мы выдви-
гаем, отводя ей определенное... место, проблему тенден-
ций, установок, потребностей и интересов, как много-
образных проявлений направленности личности. Одна-
ко мы при этом расходимся в ее разрешении с течения-
ми современной зарубежной психологии, которые ищут
источник мотивации лишь в недоступных сознанию тем-
ных «глубинах» тенденции, не меньше, если не больше,
ч,ем с интеллектуалистической психологией, которая эту
проблему игнорировала.

Мотивы человеческой деятельности являются отра-
жением более или менее адекватно преломленных в со-
знании объективных движущих сил человеческого пове-
дения. Сами потребности и интересы личности возника-
ют и развиваются из изменяющихся и развивающихся
взаимоотношений человека с окружающим его миром.
Потребности и интересы человека поэтому историчны;

они развиваются, изменяются, перестраиваются; разви-
тие и перестройка уже имеющихся потребностей и ин-
тересов сочетаются с проявлением, зарождением и раз-
витием новых. Таким образом, направленность лично-
сти выражается в многообразных, все расширяющихся
и обогащающихся тенденциях, которые служат источ-
ником многообразной и разносторонней деятельности.
В процессе этой деятельности мотивы, из которых она
исходит, изменяются, перестраиваются и обогащаются
все новым содержанием.

И. С. Кон

ПОСТОЯНСТВО ЛИЧНОСТИ:

МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ'

Идея личного тождества, постоянства основных черт
и структуры личности — центральный постулат, аксио-
ма теории личности. Но подтверждается л'и эта аксио-
ма эмпирически? В конце 60-х годов американский пси-

Кон И. С. В поисках себя. М„ 1984.

Д01


холог У. Мишел, проанализировав данные эксперимен-
тальной психологии, пришел к выводу, что нет.

Так называемые «черты личности», устойчивость ко-
торых измеряли психологи, не особые онтологические
сущности, а условные конструкты, за которыми нередко
стоят весьма расплывчатые поведенческие или мотива-
ционные синдромы, причем различение постоянных,
устойчивых «черт» и изменчивых, текучих психологиче-
ских «состояний» (застенчивость — устойчивая черта
личности, а смущение или спокойствие —.временные со-
стоя'ния) в значительной мере условно. Если принять
во внимание также условность психологических изме-
рений, изменчивость ситуаций, фактор времени и дру-
гие моменты, то постоянство большинства «личностных
черт», за исключением разве что интеллекта, выглядит
весьма сомнительным. Возьмем ли мы отношение лю-
дей к авторитетным старшим и к сверстникам, мораль-
ное поведение, зависимость, внушаемость, терпимость
к противоречиям или самоконтроль —-всюду изменчи-
вость превалирует над постоянством,

Поведение одного и того же человека в различных
ситуациях может быть совершенно разным, поэтому на
основании того, как поступил тот или иной индивид.в
определенной ситуации, нельзя достаточно точно про-
гнозировать вариации его поведения в иной ситуации.
У. Мишел полагает так же, что нет оснований считать,
будто настоящее и будущее поведение личности пол-
ностью обусловлено ее прошлым. Традиционная психо-
динамическая концепция видит в личности беспомощ-
ную жертву детского опыта, закрепленного в виде же-
стких, неизменных свойств. Признавая на словах слож-
ность и уникальность человеческой жизни, эта концеп-
ция фактически не оставляет места для самостоятель-
ных творческих решений, которые человек принимает с
учетом особенных обстоятельств своей жизни в каж-
дый данный момент. Однако психология не может не
учитывать необычайную адаптивность человека, его
способность переосмысливать и изменять себя.

Эта критика «индивидуалистической», асоциальной
психологии во многом справедлива. Но если индивиды
не имеют относительно устойчивого поведения, отлича-
ющего их от других людей, то само понятие личности
становится бессмысленным.

Оппоненты Мишела указывали, что «психические
черты» — не «кирпичики», из которых якобы «состоит»
102

личность и (или) ее поведение, а обобщенные диспози-
ции (состояния), предрасположенность думать, чувство-
вать и вести себя определенным образом. Не предопре-
деляя единичных поступков, зависящих скорее от спе-
цифических ситуативных факторов, такие «черты лич-
ности» оказывают влияние на общий стиль поведения
индивида в долгосрочной перспективе, внутренне взаи-
модействуя и друг с другом, и с ситуацией. Например,
тревожность — это склонность испытывать страх или
беспокойство в ситуации, где присутствует какая-то уг-
роза, общительность — склонность к дружественному
поведению в ситуациях, включающих общение и т. д.

«Черты личности» не являются статичными или про-
сто реактивными, они включают динамические мотива-
ционные тенденции, склонность искать или создавать
ситуации, благоприятствующие их проявлению. Инди-
вид, обладающий чертой интеллектуальной открытости,
старается читать книги, посещает лекции, обсуждает
новые идеи, тогда как человек, интеллектуально закры-
тый, этого обычно не делает. Внутренняя диспозицион-
ная последовательность, проявляющаяся в разных по-
веденческих формах, имеет и возрастную специфику.
Одна и та же тревожность может у подростка прояв-
ляться преимущественно в напряженных отношениях со
сверстниками, у взрослого — в чувстве профессиональ-
ной неуверенности, у старика — в гипертрофированном
страхе болезни и смерти.

Зная психологические свойства индивида, нельзя с
уверенностью предсказать, как он поступит в какой-то
конкретной ситуации (это зависит от множества при-
чин, лежащих вне его индивидуальности), но такое зна-
ние эффективно для объяснения и предсказания спе-
цифического поведения людей данного типа или пове-
дения данного индивида в более или менее длительной
перспективе.

Возьмем, например, такую черту, как честность.
Можно ли считать, что человек, проявивший честность
в одной ситуации, окажется честным и в другой? Види-
мо, нельзя. В исследовании Г. Хартшорна и М. Мэя
фиксировалось поведение одних и тех же детей (испы-
туемыми были свыше 8 тысяч детей) в разных ситуаци-
ях: пользование шпаргалкой в классе, обман при вы-
полнении домашнего задания, жульничество в игре, хи-
щение денег, ложь, фальсификация результатов спор-
тивных соревнований и т. д. Взаимные корреляции 23

1'03


подобных тестов оказались очень низкими, приводя к
мысли, что проявление честности в одной ситуации име-
ет низкую предсказательную ценность для другой еди-
ничной ситуации. Но стоило ученым соединить несколь-
ко тестов в единую шкалу, как она сразу же обрела
высокую прогностическую ценность, позволяя предска-
зать поведение данного ребенка почти в половине экс-
периментальных ситуаций. Так же рассуждаем мы и в
обыденной жизни: судить о человеке по одному поступ-
ку наивно, но несколько однотипных поступков — это
уже нечто...

Экспериментальная психология судит о постоянстве
или изменчивости личности по определенным тестовым
показателям. Однако дименсиональное постоянство мо-
жет объясняться не только неизменностью измеряемых
черт, но и другими причинами, например тем, что че-
ловек разгадал замысел психологов 'или помнит свои
прошлые ответы. Не легче зафиксировать и преемст-
венность поведения. Пытаясь предсказать или объяс-
нить поведение индивида особенностями его прошлого
(ретродикция), нужно учитывать, что «одно и то же»
по внешним признакам поведение может иметь в раз-
ном возрасте совершенно.разный психологический
смысл. Если, например, ребенок мучает кошку, это еще
не значит, 'что он обязательно вырастет жестоким. Кро-
ме того, существует так называемый «дремлющий» или
«отсроченный» эффект, когда какое-то качество долгое
время существует в виде скрытого предрасположения и
проявляется лишь на определенном этапе развития че-
ловека, причем в разных возрастах по-разному; Напри-
мер, свойства поведения подростка, по которым можно
предсказать уровень его психического здоровья в 30 лет,
иные, нежели те, по которым прогнозируется психиче-
ское здоровье 40-летних.

Любая теория развития личности постулирует нали-
чие в этом процессе определенных последовательных
фаз или стадий. Но существуют по крайней мере пять
разных теоретических моделей индивидуального разви-
тия. Одна модель предполагает, что, хотя темпы разви-
тия разных индивидов неодинаковы и поэтому они до-
стигают зрелости в разном возрасте (принцип гетеро-
хронности), конечный результат и критерии зрелости
для всех одинаковы. Другая модель исходит из того,
что период развития и роста жестко ограничен хроно-
логическим возрастом: то, что было упущено в детстве,

позже наверстать невозможно, и индивидуальные осо-
бенности взрослого человека можно предсказать уже в
детстве. Третья модель, отталкиваясь от того, что про-
должительность периода роста и развития у разных лю-
дей неодинакова, полагает невозможным предсказать
свойства взрослого человека по его раннему детству;

индивид, отставший на одной стадии развития, может
вырваться вперед на другой. Четвертая модель акцен-
тирует внимание на том, что развитие гетерохронно не
только в межнациональном, но и в интраиндивиду-
альном смысле: разные подсистемы организма и лично-
сти достигают пика развития разновременно,, поэтому
взрослый стоит в одних отношениях выше, а в дру-
гих — ниже ребенка. Пятая модель подчеркивает
прежде всего специфические для каждой фазы развития
индивида внутренние противоречия, способ разреше-
ния которых предопределяет возможности следующего
этапа (такова теория Э. Эриксона).

Но ведь, кроме теорий, есть эмпирические данные.
Пока психология развития ограничивалась сравнитель-
но-возрастными исследованиями, проблема постоянства
личности не могла обсуждаться предметно. Но в пос-
ледние десятилетия широкое распространение получили
лонгитюдные исследования, прослеживающие развитие
одних и тех же людей на протяжении длительного вре-
мени.

Общий вывод всех лонгитюдов — устойчивость, по-
стоянство и преемственность индивидуально-личностных
черт на всех стадиях развития выражены сильнее, чем
изменчивость.
Однако преемственность личности и ее
свойств не исключает их развития и изменения, причем
соотношения того и другого зависят от целого ряда ус-
ловий.

Прежде всего степень постоянства или изменчиво-
сти индивидуальных свойств связана с их собственной
природой и предполагаемой детерминацией.

Биологически стабильные черты, обусловленные ге-
нетически или возникшие в начальных стадиях онтоге-
неза, устойчиво сохраняются на протяжении всей жиз-
ни и теснее связаны с полом, чем с возрастом. Куль-
турно-обусловленные черты
значительно более измен-
чивы, причем сдвиги, которые в сравнительно-возраст-
ных исследованиях кажутся зависящими от возраста,
на самом деле часто выражают социально-историче-
ские различия. Биокультурные черты, подчиненные


двойной детерминации, варьируют в зависимости кд,,
от биологических, так и от социально-культурных усло-
вий.

По данным многих исследований, наибольшей ста-
бильностью обладают когнитивные свойства, в частно-
сти, так называемые первичные умственные способно-
сти и свойства, связанные с типом высшей нервной
деятельности (темперамент, экстраверсия или интровер-
сия, эмоциональная реактивность и невротизм).

Многолетнее постоянство многих поведенческих и
мотивационных синдромов также не вызывает сомне-
ний. Например, описание тремя разными воспитатель-
ницами поведения одних и тех же детей в 3, 4 и 7 лет
оказалось очень сходным. Оценка несколькими одно-
классниками степени агрессивности (склонность зате-
вать драки и т. д.) 200 мальчиков-шестиклассников ма-
ло изменилась три года спустя. «Многие формы поведе-
ния 6—10-летнего ребенка и отдельные формы его пове-
дения между 3 и 6 годами уже позволяют достаточно
определенно предсказать теоретически связанные с ними
формы поведения молодого взрослого. Пассивный уход
из стрессовых ситуаций, зависимость от семьи, вспыль-
чивость, любовь к умственной деятельности, коммуни-
кативная тревожность, полоролевая идентификация и
сексуальное поведение взрослого связаны с его анало-
гичными, в разумных пределах, поведенческими диспо-
зициями в первые школьные годы» (Каган И., Мосс
X.).

Высокое психическое постоянство наблюдается и у
взрослых. У 53 женщин, тестированных в 30-летнем и
вторично в 70-летнем возрасте, устойчивыми оказались
10 из 16 измерений. По данным П. Коста и Р. Мак-Крэ,
мужчины от 17 до 85 лет, трижды тестированные с ин-
тервалом в 6—12 лет, не обнаружили почти никаких
сдвигов в темпераменте и многих других показателях.
Лонпитюдными исследованиями установлено также, что
такие черты, как активность, переменчивость настрое-
ний, самоконтроль и уверенность в себе, зависят как от
«личностных синдромов», так и от социальных факто-
ров (образование, профессия, социальное положение и
т. п.) гораздо больше, чем от возраста; но одни и те же
черты у одних людей сравнительно постоянны, а у дру-
гих изменчивы. К числу устойчивых личностных черт
относятся, как свидетельствуют данные разных иссле-

дований, потребность в достижении и творческий стиль
мышления.

У мужчин самыми устойчивыми оказались такие
черты, как пораженчество, готовность примириться с
неудачей, высокий уровень притязаний, интеллектуаль-
ные интересы, изменчивость настроений, а у женщин —
эстетическая реактивность, жизнерадостность, настойчи-
вость, желание дойти до пределов возможного.
' Однако разной степенью изменчивости отличаются
не только личностные черты, но и индивиды. Поэтому
правильнее ставить не вопрос «Остаются ли люди не-
изменными?», а «Какие люди изменяются, какие — нет
и почему?» Сравнивая взрослых людей с тем, какими
они были в 13—14 лет, Д. Блок статистически выделил
пять мужских и шесть женских типов развития лично-
сти.

Некоторые из этих типов отличаются большим по-
стоянством психических черт. Так, мужчины, облада-
ющие упругим, эластичным «Я», в 13—14 лет отлича-
лись от сверстников надежностью, продуктивностью,
честолюбием и хорошими способностями, широтой ин-
тересов, самообладанием, прямотой, дружелюбием, фи-
лософскими интересами и сравнительной удовлетворен-
ностью собой. Эти свойства они сохранили и в 45 лет,
утратив лишь часть былого эмоционального тепла и от-
зывчивости. Такие люди высоко центят независимость
и объективность и имеют высокие показатели по таким
шкалам, как домина нтность, принятие себя, чувство
благополучия, интеллектуальная эффективность и пси-
хологическая настроенность ума.

Весьма устойчивы и черты неуравновешенных муж-
чин со слабым самоконтролем, для которых характер-
ны импульсивность и непостоянство. Подростками они
отличались бунтарством, болтливостью, любовью к рис-
кованным поступкам и отступлениями от принятого об-
раза мышления, раздражительностью, негативизмом,
агрессивностью, слабой контролируемостью. Понижен-
ный самоконтроль, склонность драматизировать свои
жизненные ситуации, непредсказуемость и экспрессив-
ность характеризуют их и во взрослом возрасте. Они
чаще, чем остальные мужчины, меняли свою работу.

Принадлежащие к третьему мужскому типу — с ги-
пертрофированным контролем — в подростковом возра-
сте отличались повышенной эмоциональной чувстви-
тельностью, самоуглубленностью, склонностью к реф-


лексии. Эти мальчики плохо чувствовали себя в неоп-
ределенных ситуациях, не умели быстро менять роли,
легко отчаивались в успехе, были зависимы и недо-
верчивы. Перевалив за сорок, они остались столь же
ранимыми, склонными уходить от потенциальных фру-
страций, испытывать жалость к себе, напряженными и
зависимыми и т. п. Среди них самый высокий процент
холостяков....

Некоторые другие люди, напротив, сильно меняются
от юности к зрелости. Таковы, например, мужчины, у
которых бурная, напряженная юность сменяется спо-
койной, размеренной жизнью в зрелые годы, и женщп-
ны-«интеллектуалки», которые в юности поглощены ум-
ственными поисками и кажутся эмоционально суше,
холоднее своих ровесниц, а затем преодолевают комму-
никативные трудности, становятся мягче, теплее и т. д.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...