Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психосоматические аспекты болезней органов дыхания




Дыхание – это не только физиологическая функция, которая осуществляется и регулируется потребностью человека. Оно является функциональным свойством состояния собственного Я, это способ обмена и установления равновесия между индивидуумом и средой. Первый крик новорожденного – это первое проявление самостоятельной жизни. Дыхание является также средством самовыражения, которое отражает эмоциональные процессы и раскрывает их лучше, чем другая вегетативно управляемая функция: печаль уменьшает глубину дыхания, в то время как радость увеличивает ее; боязливые люди часто имеют поверхностное или неравномерное дыхание. Простое возбуждение как элементарная еще недифференцированная форма таких состояний, как страх, гнев, ярость приводит к учащению дыхания, а состояние ужаса, внезапного потрясения может приводить к кратковременной остановке дыхания.

Бронхиальная астма

Бронхиальная астма является классическим примером многофакторно обусловленной болезни, при которой взаимодействуют многочисленные компоненты, в основном психосоматические, инфекционные и аллергические. Эмоциональные факторы вряд ли сами по себе могут создать достаточные условия для развития болезни, но у биологически предрасположенного к ней человека они могут привести в действие астматический процесс. Психосоматическая метафора бронхиальной астмы – затруднение выживания, неспособность «дышать полной грудью» в этом сложном мире. Препятствия возникают у беззащитного ребенка, когда любви родителей недостаточно, а самостоятельное дыхание – это единственная функция человека, которая появляется только после рождения. Другая причина – это забота родителей, которая так велика, чти ни один вдох или выдох просто невозможно сделать самостоятельно. Недостаток заботы и ее избыток в равной мере лишают возможности быть естественным, «дышать свободно».

Взрослые пациенты с бронхиальной астмой забывают свою детскую историю, но обострение их заболевания происходит, как правило, когда надо проявить смелость, ответственность, независимость или суметь пережить печаль, одиночество.

Корни развития защитно-приспособительного значения бронхоспазмазаключаются в особенностях ранних отношений матери и больного ребенка. Такие отношения можно назвать «люблю и ненавижу» на фоне раздражения и чувства вины матери и материнского отчуждения у ребенка. Блокирование вербального канала коммуникации компенсаторно вызывает развитие телесных коммуникабельных связей, к которым относится и стремление получить одобрение и теплое отношение матери посредством астматических симптомов. В дальнейшем эти симптомы становятся для астматика способом манипулирования лицами значимого окружения и сохранением семейного гомеостаза в невротических семьях.

Синдром гипервентиляции

Больные, как правило, отличаются анксиозно-депрессивным основным фоном характера с ипохондрическими и фобическими чертами. Свой латентный страх они часто скрывают за выраженным фасадным поведением благополучия. В поведенческом выражении своих эмоций больные сильно стеснены. В особенности они не способны переживать и отреагировать агрессивные побуждения. Преимущественно больные происходят из семей, где агрессивные побуждения по отношению к доминирующему родителю переживались как угроза и подавлялись ребенком. Приобретался опыт, что безопаснее всего жить с гораздо более сильным партнером, даже если ценой собственной безопасности становятся постоянно подавляемые собственные притязания.

Конфликтная ситуация, провоцирующая приступ, содержит элементы реальной или воображаемой фрустрации, с одной стороны, и страх потери зависимых отношений, обеспечивающих безопасность, с другой. Нередко приступ следует за ситуациями, требующими от больного направленной вовне, самоутверждающей и агрессивной активности, которую он не в состоянии продуцировать вследствие общего чувства беспомощности и бессилия или из страха потери лишающего власти, но гарантирующего безопасность значимого лица.

 

Психосоматические аспекты при эндокринных нарушениях.

При эндокринной патологии нельзя говорить о специфической соподчиненности психических симптомов. Так называемая эндокринная психология старается проанализировать дифференцированные соматопсихические взаимосвязи между действием гормонов в разные периоды жизни и человеческими переживаниями и поступками.

Гипотиреоз

Под гипотиреозом формируется недостаточное снабжение клеток организма гормонами щитовидной железы. Ведущий симптом – это замедление и изменение настроения и эмоционального реагирования. У больных наблюдается повышенная утомляемость, нарушение памяти, вялость, сонливость, зябкость, хрупкость волос и ногтей, запоры, понижение температуры тела и артериального давления. У женщин гипотиреоз встречается в 10 раз чаще, чем у мужчин.

Отсутствие заинтересованности и полная безынициативность развивается после того, как пациент отказывается от достижения желаемой цели, оставляет надежду и подчиняет свою жизнь неприятному распорядку, к которому он чувствует внутреннее отвращение.

Специфическими при гипотиреозе являются, по-видимому, следующие факторы:

· отсутствие надежды на достижение какой-либо желаемой цели; фрустрирующая борьба против непреодолимых препятствий;

· отсутствие подлинных побуждений;

· роль тревожности менее стабильна. В ряде случаев под воздействием длительной фрустрации возникает компенсаторная агрессивность, которая приводит к тревожности. В дальнейшем это способствует регрессивному уходу от деятельности;

· в ряде случаев у мужчин возникает идентификация с женщиной, противопоставляемая агрессивным амбициозным установкам.

Психодинамические истоки формируются в отсутствии защищенности, надежности в самом раннем детстве, когда эта защищенность нарушается смертью или родительским отвержением и/или нездоровыми семейными взаимоотношениями. Неудовлетворенное желание привязанности побуждает идентифицироваться с объектом стремлений, что приводит к физиологической и психологической перегрузке и заканчивается постоянной борьбой, неуверенностью и страхом в связи с низкой самооценкой. Явно выраженное сознание ответственности и готовность к деятельности подавляются чувством страха, проявляясь посредством контрафобий. Часто их забота проявляется в виде принятия на себя материнских обязанностей по отношению к младшим братьям и сестрам, что ведет к гиперкомпенсации агрессивных побуждений и соперничества с ними.

Сахарный диабет

Диабетик точно знает, что деятельность по меньшей мере одной системы его организма нарушена, из-за этого возникает чувство неуверенности. Хронический дефект может негативно влиять на жизненную стратегию диабетика: часто он организует свою жизнь вокруг своего страдания.

· Конфликты и неоральные потребности удовлетворяются с помощью еды. Может возникнуть обжорство и ожирение, вслед за чем наступает длительная гипергликемияи далее истощение инсулина.

· Вследствие приравнивания еды и любви друг к другу, при отнятии любви, возникает эмоциональное переживание состояния голода и тем самым независимо от поступления пищи, соответствующий диабетическому голодный обмен веществ.

· Сохраняющийся в течение всей жизни страх ведет к постоянной готовности, к борьбе или бегству с соответствующей гипергликемией без сброса психофизического напряжения. На почве хронической гипергликемии может развиваться диабет.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...