Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос о классификации методов обучения




 

Единой классификации методов обучения в методике не существует, ибо вопрос о классификации методов обучения в литературе решается неоднозначно, что отражает наличие разных точек зрения на выбор основания такой классификации. Согласно распространенной точке зрения, в качестве исходного признака используется источник получения знаний. Кроме этого, методы могут классифицироваться по степени и характеру участия школьников в учебном процессе (активные, пассивные методы; методы, различаемые по степени самостоятельности школьников во время выполнения заданий и т.п.) и, наконец, указывает проф. А.В. Текучев, по характеру и месту работы учеников (выполнение работ в устной или письменной форме; классные, домашние, контрольные и т.д.).

Первое основание кладет в основу классификации академик А.В. Текучев. Приведем перечень методов по Текучеву: 1) слово (рассказ) учителя, 2) беседа, 3) анализ языка (наблюдения над языком, грамматический разбор), 4) упражнения, 5) использование наглядных пособий (схем, таблиц), 6) работа с учебной книгой, 7) экскурсия. Далее ученый называет и другие методы обучения: «грамматический разбор, упражнение в конструировании предложений, классификации слов по различным смысловым и грамматическим признакам и т.п.», условно называя их активными методами (с. 69), и пассивные, например, списывание с готового текста. Кроме этого, А.В. Текучев выделяет диктант как метод обучения.

Дом. зад.: законспектировать приемы (виды) диктанта (Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. М., 1980, стр. 255–274).

Описывая методы, основываясь при этом на разные основания, ученый, справедливо замечает, что «метод – явление сложное, обладающее многими признаками, всякий из методов по каждому из отдельных признаков может быть отнесен в р а з н ы е классификационные ряды» (стр. 67). И далее он указывает, что «методы могут различаться и по психологическим основаниям, в зависимости от того, какие способности учащихся тренируются – слух, зрение, память, внимание, воля (слуховой и зрительные диктанты, заучивание наизусть) и т.д.

Методы могут различаться и в зависимости от того, какой путь познания явлений, какие способы мышления и законы логики лежат в основе их квалификации. В этом случае учитываются: а) индукции и дедукции, б) аналогия, сопоставление и противопоставление, в) анализ и синтез» (стр. 67).

Существенным замечанием проф. А.В. Текучева является то, что «универсальных методов, которые при любых обстоятельствах давали бы одинаковый эффект, нет» (стр. 68) «и только с о в о к у п н о с т ь методов может обеспечить надежное усвоение учащимися программного материала» (с. 69).

Пытаясь дать классификацию методам обучения, методисты обращают внимание на квалификации, разработанные дидактами.

Так, Ю.К. Бабанский при комплексной классификации методов обучения, руководствуясь деятельностным подходом, выделяет следующие группы методов:

1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (рассказ, беседа, лекция, демонстрация и др.);

2) методы стимулирования и мотивации учения (формирование познавательного интереса, дидактическая игра и др.);

3) методы контроля и самоконтроля (опросы: устный, письменный, машинный и др.).

Известные дидакты М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер, рассматривая метод как систему, позволяющую организовать познавательную деятельность учащихся, основываются при выделении групп методов на характере данной познавательной деятельности:

1) объяснительно-илюстративный (беседа, сообщение учителя и др.);

2) репродуктивный метод (анализ языковых единиц, реконструирование и др.);

3) методы проблемного изложения;

4) частично-поисковый;

5) исследовательский.

Существуют и другие классификации методов обучения.

В методике также существуют различные подходы к квалификации методов обучения.

Методы усвоения языка: беседа, сообщение учителя (лекция), наблюдения, языковой разбор (фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический) продуцирование и др.

Методы усвоения речи: анализ текстов, стилистический разбор, конструирование текстов, изложения, сочинения и др.

Орфографические и пунктуационные упражнения: осложненное списывание, диктант (предупредительный, объяснительный, комментирован-

ное письмо, выборочный, творческий, «Проверяю себя» и др.) и др.

Продуктивной в методике преподавания русского языка, на мой взгляд, является классификация, предложенная проф. Л.П. Федоренко:

 

1. Теоретические (беседа, сообщение, чтение учебника).

 

2. Теоретико-практические (различные практические задачи (или упражнения в узком смысле слова) по грамматике, лексике, фонетике, правописанию, стилистике; языковой разбор (фонетический, лексический, грамматический (морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический), стилистический); диктант (предупредительный, объяснительный, комментированное письмо, выборочный, творческий, «Проверяю себя» и др.); наблюдение; реконструирование; продуцирование).

3. Практические методы (изложение, сочинение, рассуждение по образцу, редактирование, подготовка пересказов, составление планов, тезисов и конспектов).

Кроме этого, профессор Е.С. Антонова выделяет методы закрепления, повторения, контроля:

· схематизация – графическое изображение языковых фактов и/или категорий (обобщение и перенос признаков изучаемого понятия из вербальной в другую систему знаков, что является элементами теоретического мышления);

· проверка домашнего задания – формы письменного и устного опроса (фронтально, выборочно, по перфокартам или карточкам, индивидуально у доски, взаимоопрос или взаимопроверка домашнего задания, консультация и т.п.);

· упражнения – по определению М.Р. Львова (см. Словарь- справочник по методике русского языка. М., 1988, с. 217), «виды учебной деятельности учащихся, ставящие их перед необходимостью многократного и вариативного применения знаний в различных связях и условиях» или дидактический материал, специально подобранный и планомерно организованный с целью совершенствования и автоматизации навыков и умений учащихся (Антонова Е.С., стр. 46–47).

На современном этапе развития школы появилось много новых приемов преподавания, например: тестирование, мультимедийная презентация и пр.

 

Упражнения и их виды

В методике преподавания русского языка существуют многочисленные классификации типов упражнений типов упражнений.

Профессор Л.П. Федоренко, характеризуя систему работы, способствующую формированию речевых умений учащихся, выделяет:

1) рецептивные (анализ готового, «чужого» текста);

2) репродуктивные упражнения (видоизменение текста);

3) продуктивные (конструирование самостоятельного высказывания).

Многоаспектный подход к типологии упражнений предложил профессор Г.Н. Приступа. Он в «Кратком курсе методики русского языка» (стр. 59–68) выдвинул несколько критериев классификации:

– в зависимости от характера мыслительной деятельности учащихся (упражнения аналитические, синтетические и аналитико-синтетические);

– в зависимости от последовательности их выполнения (пропедевтические, иллюстративные, закрепительные, повторительно-обобщающие, творческие);

– в зависимости от способа их выполнения (устные, письменные, смешанные).

Упражнения аналитического характера требуют определенных мыслительных операций, связанных с анализом единиц речи, выделением из целого частей по заданным признакам, т.е. выполнение идет по пути разбора грамматических явлений. Например, в определенных словах следует найти, например, приставку. Это задание ученик может выполнить, если внимательно проанализирует морфемный состав каждого отдельного слова.

Упражнения синтетические требуют объединяющих, обобщающих мыслительных операций, т.е. учащиеся должны конструировать, дополнять, составлять из частей что-то новое, целое. Например, из словосочетаний составить текст на определенную тему.

Аналитико-синтетические упражнения требуют мыслительных операций как анализирующего, так и синтезирующего характера. Например, подобрать в тексте близкие по смыслу глаголы прошедшего времени совершенного вида, обозначающие движение или говорение, и составить с ними предложения.

Пропедевтические или подготовительные упражнения. Цель таких упражнений – обеспечить учащимся первичное восприятие лингвистического понятия (например, прямое дополнение), пояснить способы его выражения.

Иллюстративные имеют целью наиболее ярко показать примеры тех явлений, которые разбираются в новой теме.

Закрепительные требуют от ученика постоянного воспроизвеления существенных признаков того языкового явления (единицы), которая изучается в конкретной теме.

Повторительно-обобщающие позволяют отрабатывать умение ученика определить важные для конкретной задачи характеристики языкового факта (понятия, явления, категории), выбрать из известного только необходимое, встроить новое знание в систему уже изученных понятий).

Творческие упражнения включают тренировку умений ученика не только определять и выбирать необходимое для поставленной задачи языковое явление (понятие, факт, категорию, правило), включать память и мышление, но и воображение, т.е. тренировать способности к самостоятельной речетворческой деятельности.

Кроме этого, существует комплексные упражнения, которые часто применяются в современных учебниках и включают разнообразные задания.

 

v Сопоставляем, сравниваем, вспоминаем

Дидактику

 

 

Методы контроля

 

Методы контроля – это способы деятельности учителя и учащихся, в ходе которой выявляются усвоение учебного материала и овладение учащимися требуемыми знаниями, умениями и навыками.

Устный опрос – наиболее распространенный метод контроля знаний учащихся.

Различают фронтальный, индивидуальный, комбинированный опрос.

Письменная проверка наряду с устной является важнейшим методом контроля знаний, умений и навыков учащегося.

Применение этого метода дает возможность в наиболее короткий срок одновременно проверить усвоение учебного материала всеми учащимися группы, определить направление для индивидуальной работы с каждым.

Практическая проверка позволяет выявить, как учащиеся умеют применять полученные знания на практике.

Тестовая проверка знаний осуществляется в форме ответов учащихся на различные вопросы, записанные на специальных карточках – заданиях.

Самоконтроль и самопроверка. Самоконтроль активизирует познавательную деятельность учащегося, воспитывает сознательное отношение к проверке, способствует выработке умений находить и исправлять ошибки.

 

v Читаем педагогический словарь

v Анализируем материалы ИНТЕРНЕТА

«Активные методы обучения» - новое в науке? новый тренд? инновация в образовании? Что это?! Сколько их? Какие они?

В настоящее время уже многие педагоги начинают строить свои образовательные мероприятия: уроки, лекции, семинары по-новому. В центре процесса обучения стоит обучающийся, обучение максимально практико-ориентированное и позволяет не просто получать знания, а, главное, приобретать умения, реализовывать свой потенциал, обмениваться опытом, ставить задачи и находить их решения. А что говорить о тренерах и модераторах… И это не просто инновации, это требование времени, требование органов образования, требование самих обучающихся, которые хотят, чтобы по окончанию обучения (и не важно, обучается ребенок или взрослый), они получили конкретный практический результат, ведь именно им дальше идти с полученным багажом знаний и умений по жизни. Именно жизнь будет ставить им оценки! Именно в эти моменты ученики будут вспоминать своих учителей!

 

Þ

 

  АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ (АМО) — методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем. Задачей АМО является обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его индивидуальных особенностей и способностей, причем особое место занимает развитие теоретического мышления, которое предполагает понимание внутренних противоречий изучаемых моделей. АМО позволяют развивать мышление обучаемых; способствуют их вовлечению в решение проблем, максимально приближенных к профессиональным; не только расширяют и углубляют профессиональные знания, но одновременно развивают практические навыки и умения. АМО делятся на 2 типа. АМО 1-го типа включают в себя проблемные лекции, проблемно-активные практические занятия и лабораторные работы, семинары и дискуссии, курсовое и дипломное проектирование, практику, стажировку, обучающие и контролирующие программы, конференции, олимпиады и т. п. Все они ориентированы на самостоятельную деятельность обучаемого, проблемность. Но в них отсутствует имитация реальных обстоятельств в условной ситуации. Деловая игра (ДИ) в широко распространенном, обычном понимании — это метод имитации принятия управленческих решений в различных производственных ситуациях путем игры по заданным правилам группы людей или человека с ЭВМ в диалоговом режиме, направленный на создание у обучаемых наиболее полного ощущения реальной деятельности в роли лица, принимающего решения. Возникновению игрового интереса способствуют следующие факторы: удовольствие от контактов с партнерами по игре; азарт ожидания непредвиденных игровых ситуаций; удовлетворение от успеха. В ДИ сочетаются признаки метода анализа конкретных ситуаций и ролевых игр, т. е. основой является цельная модель, включающая в себя и объект управления, и управляющую систему. Основные этапы ДИ: формирование модели объекта; распределение ролей; различие ролевых целей при выработке решений; взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли; наличие общей цели у всего игрового коллектива; коллективная выработка решения; выработка и реализация в процессе игры "цепочки решений"; многовариантность решений; наличие управления эмоциональным напряжением; формирование системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры. Метод проектов является одним из АМО. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков обучаемых и критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Основные требования к использованию метода проектов: наличие значимой в творческом плане задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения; практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность обучаемых; определение конечных целей совместных или индивидуальных проектов; определение базовых знаний из различных областей, необходимых для работы над проектом; структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов); применение исследовательских методов — определение проблемы и задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы. АМО подходят для интенсивно развивающегося в нашей стране дистанционного образования. Активизация самообучения путем размещения в учебных материалах серии вопросов различного типа, вовлечения в учебный процесс личного опыта обучаемых и использования методов проблематизации позволяет повысить эффективность обучения. Задание. Самостоятельно продолжите постижение основных терминов и понятий, связанных с темой «Методы обучения русскому языку».  

 

Литература

Антонова Е.С. Теория и методика обучения русскому языку. Коммуникативно-деятельностный подход. – М., 2007.

Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. – М.: Дрофа, 2006.

Теория и практика обучения русскому языку: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб заведений / Е.В. Архипова, Т.М. Воителева, А.Д. Дейкина и др.; Под ред. Р.Б. Сабаткоева. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

Федоренко Л.П. Принципы и методы обучения русскому языку. – М., 1964.

Федоренко Л.П. Анализ теории и практики методики обучения русскому языку. – Курск, 1994.

Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. – М., 1980.

Борисова Н.В., Соловнова А.А. Новые технологии обучения: блиц-игры и нетрадиционные лекции. – М., 1992.

Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка. – М, 1996.

Капинос В.И. Итоговый контроль: новые подходы к определению содержания, технологии, проведение, оценка результатов // Обучение русскому языку в школе / Е.А. Быстрова, С.И. Львова, В.И. Капинос и др. – М., 2004.

Портал Центра тестирования Министерства образования России // www.rustest.ru.

Портал Единого государственного экзамена // www.ege.edu.ru/

 

 

Блок 3.

Средства обучения

Средства обучения по русскому языку (учебник как ведущее средство обучения; пособия, дополняющие учебник; средства наглядности).

 

Тема 1.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...