Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Программы по русскому языку




История создания программ.

Особенности действующих программ по русскому языку:

1) программа изучения курса русского языка по стабильным учебникам (сост. М.Т. Баранов, Г.А. Ладыженская, И.И. Кулибаба, С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков);

2) программы изучения курса русского языка по учебным комплексам: а) под ред. В.В. Бабайцевой; б) под ред. М.М. Разумовской и П.А. Леканта;

3) программы по русскому языку для 5-9, 5–11 классов учебных заведений с углубленным изучением русского языка: а) по учебнику под ред. М.В. Панова; б) по новому учебному комплексу для 5–11 классов под ред. В.В. Бабайцевой;

4) программы по русскому языку для 5–11 классов: основной курс, элективные курсы (автор-составитель С.И. Львова);

5) программы по русскому языку для 1-11 классов (в рамках «Школа 2100», под ред. А.А. Леонтьева);

6) особенности действующих программ по русскому языку для 10–11 классов: а) составители А.И. Власенков; Л.М. Рыбченкова; б) составитель Г.А. Богданова; в) составители А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова.

Программы компенсирующего обучения по русскому языку для V–IX классов: а) составители: М.М. Разумовская, Ю.Н. Гостева; б) составители: Т.А. Костяева, Ю.С. Бичерова.

 

Литература

1. Методика преподавания русского языка: Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений /М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов; Под ред. М.Т. Баранова. – М., 2000.

2. Теория практика обучения русскому языку: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Е.В. Архипова, Т.М. Воителева, А.Д. Дейкина и др.; Под ред. Р.Б. Саботкоева. – М., 2005.

3. Программы средней школы. Русский язык. 5 – 11 классы (последние годы издания).

4. Программы начальной школы по русскому языку (последние годы издания).

5. Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5–11 классы: основной курс, элективные курсы [авт.-сост. С.И. Львова]. – М., 2008.

6. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык в старших классах. Программа. Методические материалы. – М., 2002.

7. Текучев А.В. Методика русского языка. - М., 1980.

7. Компьютерные коммуникации – школе /Под ред. Е.С. Полат. – М., 1995.

8. Полат Е.С. Новые педагогические технологии. – М., 1997.

 

Дополнительная литература

Буслаев Ф.И. Программа русского языка и словесности.

Буслаев Ф.И. Общий план и программа обучения языкам и литературе в женских средних учебных заведениях.

Отзыв проф. Ф.И. Буслаева о Программе русского языка и словесности, составленной учителями гимназий Московского учебного округа на съезде 1866 г. в Москве.

(См. в кн.: Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка. – М., 1992.)

Учебник как ведущее средство обучения

 

Основные функции учебников: информативная, систематизирующая, трансформационная. Структура учебника. Способы подачи материала в учебниках разных классов: индуктивный, индуктивно-дедуктивный, дедуктивный.

Учебный и учебно-методический комплекс, его структурные компоненты: программа, учебники, методические рекомендации составителей (авторов) учебников, рабочие тетради на печатной основе для учащихся, дидактические материалы, материалы из опыта работы учителей, дополнительная литература по предмету: справочники, словари, средства видео-, аудио- и другой наглядности.

 

Русский язык. Учебники для 5-11 классов:

Учебники для 5 – 7 классов авторского коллектива Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (науч. редактор Н.М. Шанский). – М., последние годы издания.

Учебники для 8 – 9 классов авторского коллектива С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова и др. – М., последние годы издания.

Учебники для 8– 9 классах авторского коллектива Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской и др. – М., последние годы издания.

Учебный комплекс под ред. В.В. Бабайцевой. 5 – 9 классы. – М., последние годы издания.

Учебный комплекс под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. 5 – 9 классы. – М., последние годы издания.

Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 5 класс. В 3-х ч. – М., 2004.

Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 6 класс. – М., 2005.

Львова С.И., Львов В. В. Русский язык. 7 класс. – М., 2008.

Львова С.И., Львов В. В. Русский язык. 8 класс. – М., 2008.

Львова С.И., Львов В. В. Русский язык. 9 класс. – М., 2010.

Русский язык. 5 – 9 классы. /Под ред. М.В. Панова. – М., последние годы издания.

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В. Русский язык (в рамках программы под научной ред. А.А. Леонтьева «Школа 2100»). – М., последние годы издания.

 

Учебники для 10 -11 классов

Власенков А.И., Рыбченкова М.А. Русский язык: Грамматика.Текст. Стили речи. – М., последние годы издания.

Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Учебник-практикум для старших классов. – М., последние годы издания.

Розенталь Д.Э. Русский язык. 10–11 классы: Пособие для общеобраз. уч. завед. – М., последние годы издания.

Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык: 10–11 кл. – М., 2008.

Солганик Г.Я. Русский язык: 10–11 кл.: Стилистика: Учебное пособие. М., 1995.

v Постигаем замысел создателей учебных комплексов

ü Внимательно прочитайте объяснительные записки, которыми открываются действующие программы.

ü Сравните с еще одним вариантом написания этой части программы:

Программа

По русскому языку

5–9-й классы¹

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, И.В. Текучева

Рекомендовано Министерством образования и науки РФ

Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту и обеспечена учебниками «Русский язык» для 5–9 кл., авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева и др. Программа подготовлена под научной редакцией академика РАО А.А. Леонтьева. Программа обеспечена учебниками «Русский язык» 5–9-е кл. тех же авторов.

 

 

Пояснительная записка
Содержание программы

· 5-й класс

· 6-й класс

· 7-й класс

· 8-й класс

· 9-й класс

Примерное тематическое планирование уроков

 

Пояснительная записка

Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка. Вместе с тем очевидно, что положение с обучением предмету «Русский язык» в общей основной школе требует к себе самого серьезного внимания. Анализ состояния преподавания русского языка показывает, что школа не вполне обеспечивает функциональную грамотность учащихся, их орфографическую и пунктуационную грамотность; недостаточно формируются навыки и умения специализированной устной и письменной речи. Теоретические сведения о русском языке изучаются изолированно и не используются для формирования практической речевой деятельности на родном языке. Это означает, что проблема соотношения знания о языке и практического владения языком все еще не решена. Кроме того, курс родного языка оторван от параллельно изучаемого иностранного языка, практически никак не связан с «неязыковыми» школьными предметами, а с курсом литературы учитель вынужден искусственно устанавливать так называемые межпредметные связи.

Делая попытку найти пути решения указанных проблем, авторы не могут не учитывать и современные дидактико-психологические тенденции, связанные с вариативным развивающим образованием. Поэтому в основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования, изложенные в концепции Образовательной программы «Школа 2100»(«Школа 2100». Педагогика здравого смысла. – М.: Баласс, 2003. С. 87–92).

А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.

Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

Настоящая программа по русскому языку для основной школы является логическим продолжением программы для начальной школы (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Программа по русскому языку для начальной школы. – В кн.: Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. – М.: Баласс, 2008. С. 114–135.) и составляет вместе с ней описание непрерывного школьного курса русского языка. В основе содержания обучения русскому языку лежит овладение учащимися следующими видами компетенций: коммуникативной, языковой, культуроведческой и лингвистической. В соответствии с этими видами компетенций нами выделены основные содержательно-целевые направления (линии) развития учащихся средствами предмета «Русский язык».

Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе осуществления следующих направлений.

· Формирование у учащихся языковой интуиции.

· Приобретение и систематизация знаний о родном языке с целью обеспечить ориентировку в системе языка, необходимую для формирования речевых умений и навыков, для обеспечения произвольности, намеренности и осознанности речевой деятельности на родном языке.

Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе осуществления следующих направлений.

Овладение функциональной грамотностью. Под функциональной грамотностью мы понимаем способность учащегося свободно использовать навыки чтения и письма для целей получения информации из текста, т.е. для его понимания и преобразования, и для целей передачи такой информации в реальном общении.

Функциональная грамотность – это и умение пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; умение переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания данного вида текстов (гибкость чтения), и умение понимать и анализировать художественный текст.

· Дальнейшее овладение родным языком (расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся, более полное овладение грамматическим строем родного языка, овладение системой стилистических разновидностей речи, овладение нормами языка).

· Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста.

· Овладение продуктивными навыками и умениями различных видов устной и письменной речи.

· Овладение орфографией и пунктуацией, формирование относительной орфографической и пунктуационной грамотности на основе отобранного школьного минимума орфограмм и пунктуационных правил; развитие умения видеть орфографическую или пунктуационную задачу и решать ее посредством знания правил или обращения к учебнику, справочнику, словарю.

Лингвистическая компетенция формируется через знания о русском языке как науке, о методах этой науки, об этапах развития, о выдающихся ученых-лингвистах.

Культуроведческая компетенция формируется через систему дидактического материала учебников, тексты которых содержат в себе культурологический и воспитательный потенциал русского языка, показывают его тесную связь с историей, духовной культурой, менталитетом русского народа, сообщают знания об истории языка и его месте среди других языков мира.

Все перечисленные линии развития учащихся средствами предмета Русский язык имеют свое начало в курсе русского языка для начальной школы (См.: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Букварь (прежнее название – «Моя любимая Азбука». – М.: Баласс, 1996–2008; Русский язык (первые уроки). – М.: Баласс, 1997–2008; Русский язык, 2, 3, 4-й кл. – М.: Баласс, 1997–2008).

Психологической основой данного курса является «теория обобщения» В.В. Давыдова. В соответствии с этой теорией знания общего и абстрактного характера представлены в начале изучения русского языка в 5-м классе; более частные и конкретные знания выводятся из общих знаний как из единой основы. По мнению психологов этого направления и методистов, разделяющих эту точку зрения (см. труды Л.А. Тростенцовой и др.), при таком расположении грамматического, орфографического и пунктуационного материала усиливается практическая направленность курса, активизируется практическое использование получаемых знаний, ускоряется формирование соответствующих умений и навыков на теоретической основе (См.: Тростенцова Л.А. Обучение русскому языку в школе как целенаправленный процесс. – М.: Педагогика, 1990).

В раздел «Повторение и углубление курса начальной школы» (5-й класс) вынесены такие обобщенные понятия, как слово, морфема, часть речи, предложение, текст, орфограмма, пунктуационно-смысловой отрезок. В течение всего последующего времени (5–9-й классы) эти понятия конкретизируются, представление о них обогащается новым знанием.

На этапе введения знаний используется технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет организовать исследовательскую работу учащихся на уроке и самостоятельное открытие знаний. Данная технология разработана на основе исследований в двух самостоятельных областях – проблемном обучении (И.А. Ильницкая, В.Т. Кудрявцев, М.И. Махмутов и др.) и психологии творчества (А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин, А.Т. Шумилин и др.). Как в настоящем научном творчестве постановка проблемы идет через проблемную ситуацию, так и на уроке открытия новых знаний постановка проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и организации выхода из нее одним из трех способов: 1) учитель сам заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему; 2) ученики осознают противоречие и формулируют проблему; 3) учитель диалогом побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы (См. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания вместе с детьми. – М., 2002).

v Познакомьтесь со списком утвержденных и рекомендованных учебников в 2009 – 2010 учебном году.

v Что изменилось в этом учебном году?

Русский язык. Учебники для 5-11 классов:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...