Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В. В. Лунина. Методика преподавания психологии. Элиста 2008. Лунина В. В. (с) Лунина В. В. , 2008. Оглавление. Введение




 

 

В. В. ЛУНИНА

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ

Элиста 2008

УДК 378. 147: 159. 9 (075)

ББК 74. 58: 88 ря7

Л 84

Лунина В. В.

Методика преподавания психологии. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Элиста, 108 с.

В данном учебном пособии раскрываются особенности методики преподавания психологии и ее теоретические  основы и прикладные аспекты. В теоретическом разделе раскрываются теории учебной деятельности и подходы к ее стандартизации, возрастные особенности студенчества, преподавание как особый вид деятельности. В прикладном разделе рассмотрены методы и формы по психологии.

В конце каждой темы предлагаются вопросы для самоконтроля и задания. В приложении представлены программа, указывается основная и дополнительная литература по дисциплине.

Пособие адресовано студентам факультетов психологии, а также преподавателям средних специальных и высших учебных заведений.

ББК 74. 58: 88ря7

(С) Лунина В. В., 2008


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение
Глава 1. Методика преподавания психологии как наука…………………….. 1. 1. Методика преподавания психологии как наука и учебный предмет………… 1. 2. Специфика преподавания психологии в разных типах учебных заведений… Контрольные вопросы и задания  
Глава 2. Нормативно-правовое обеспечение психологического образования 2. 1. Стандарт образования по психологии…………………………………………. 2. 2. Учебный план и программы преподавания психологии……………………… Контрольные вопросы и задания  
Глава 3. Процесс обучения, закономерности и принципы его организации…………………………………………………………………………. 3. 1. Сущность процесса обучения…………………………………………………... 3. 2. Закономерности и принципы обучения………………………………………… 3. 3. Принципы обучения психологии………………………………………………. Контрольные вопросы и задания  
Глава 4. Особенности процесса обучения психологии…………………………………………………………………………… 4. 1. Студент как субъект учебной деятельности…………………………………… 4. 2. Особенности учебной деятельности студентов……………………………….. Контрольные вопросы и задания
Глава 5. Преподавание психологии как теоретической и прикладной науки…………………………………………………………………... 5. 1. Методические особенности преподавания теоретической психологии…….. 5. 2. Особенности преподавания прикладной психологии………………………... Контрольные вопросы и задания  
Глава 6. Методы обучения психологии…………………………………………. 6. 1. Проблема методов обучения в современной дидактике……………………… 6. 2. Характеристика методов обучения психологии………………………………. Контрольные вопросы и задания  
Глава 7. Формы обучения психологии…………………………………………… 7. 1. Проблема форм обучения в преподавании психологии………………………. 7. 2. Лекция, ее виды и особенности……………………………………………….. 7. 3. Семинарские и практические занятия по психологии………………………… 7. 4. Урок по психологии……………………………………………………………... 7. 5. Самостоятельная работа по психологии……………………………………….. 7. 6. Внеаудиторная работа по психологии…………………………………………. 7. 7. Практика по психологии………………………………………………………… Контрольные вопросы и задания
Глава 8. Контроль учебной деятельности студентов по психологии 8. 1. Функции и методы контроля учебной деятельности………………………….. 8. 2. Оценка результатов учебной деятельности…………………………………….. Контрольные вопросы и задания
Глава 9. Организация профессиональной деятельности преподавателя психологии…………………………………………………………………………… 9. 1. Деятельность преподавателя вуза……………………………………………….. 9. 2. Подготовка преподавателя психологии………………………………………... 9. 3. Подготовка преподавателя к учебным занятиям и их анализ………………… Контрольные вопросы и задания
Приложения
Литература

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Бурное развитие психологического знания в современном обществе обусловлено объективными потребностями общества, необходимостью его развития, обеспечения благоприятных условий для жизни и деятельности людей.

Развитие современного российского общества с его все возрастающими темпами и трудностями требует высокого уровня психологических знаний человека, в какой бы области он ни работал.

Необходимость в психологических знаниях и невысокий уровень психологической компетентности населения ставят перед образовательной системой страны сложную и ответственную задачу психологизации всей системы обучения и воспитания, начиная со школы и кончая профессиональным обучением.

Для решения этой задачи нужно прежде всего обеспечить высокую эффективность подготовки профессиональных психологов, в том числе и преподавателей психологии.

К методической подготовке будущих психологов-педагогов в литературе предъявляются серьезные претензии (Н. В. Самоукина, 1997). Многие практические психологи в образовании затрудняются в чтении лекций для различных категорий слушателей (учителей, родителей, детей), не учитывают их интересы, возрастные особенности, подготовленность и т. п., не понимают, что знание самой психологической науки еще не обеспечивает однозначно высокого качества преподавания, что педагогическая деятельность требует специального формирования. Это делает задачу подготовки профессионального психолога особенно трудной, но весьма значимой.

Сказанное выше убеждает нас в том, что практического психолога необходимо тщательнее готовить не только как специалиста (консультанта, клинического психолога, юридического психолога, психолога-менеджера, и т. п. ), но и как специалиста, хорошо владеющего методикой преподавания, столь сложной и ответственной дисциплины, какой является психология (В. С. Герасимова, 2007).

Психология как учебный предмет, в настоящее время преподается в различных типах учебных заведений. В этой связи существует настоятельная потребность осмысления принципов, методов и форм преподавания психологии с учетом современных достижений педагогической науки, специфики образовательного учреждения и особенностей обучающейся аудитории.

Учебное пособие по курсу «Методика преподавания психологии» раскрывает содержание теоретической и практической подготовки будущих преподавателей психологии к работе в различных типах образовательных учреждений. Особое внимание в нем уделено аспектам преподавания психологии с позиции современной теории обучения и накопленного опыта практической работы. Также в учебное пособие вошли разработки последнего десятилетия в области становления методики преподавания психологии и другие.

Учебное пособие разработано на основе Государственного образовательного стандарта по специальности 030301 «Психология».

Основная цель курса – целенаправленная подготовка студентов к преподаванию психологии в образовательных учреждениях различного типа. Достижение основной цели предполагает решение следующих задач:

- формирование потребности в овладении методическими знаниями как личностно-значимыми в процессе профессиональной подготовки студентов;

- овладение современными научными знаниями в области общей и частной методики,

- ознакомление студентов с основными подходами, принципами и технологиями преподавания психологии;

- раскрытие закономерностей усвоения психологических знаний;

- формирование умений и навыков, необходимых для грамотного проектирования, организации, контроля и коррекции процесса обучения психологии;

- формирование личностных качеств, необходимых для организации педагогического взаимодействия с обучающимися.

Изучение курса «Методика преподавания психологии» базируется на знаниях студентов, полученных ими в процессе изучения предметов общепрофессионального блока и курса «Педагогика». В результате освоения данной учебной дисциплины студенты должны знать следующее:

- современные теории обучения;

- закономерности усвоения психологических знаний;

- принципы отбора содержания преподаваемых дисциплин и принципы обучения психологии;

- специфику преподавания психологии в различных типах учебных заведений;

- классификацию современных методов и форм обучения психологии;

- критерии оценки психологических знаний, умений и навыков учащихся и студентов;

- формы повышения квалификации преподавателя психологии.

После изучения курса «Методика преподавания психологии» студенты должны уметь:

- определять цель и задачи проводимого занятия;

- отбирать оптимальный объем содержания учебного материала в соответствии с целями учебного занятия;

- определять методы и приемы обучения психологии;

- составлять конспект учебного занятия;

- анализировать содержание и ход проведенного занятия;

- формулировать тематику курсовых и дипломных работ по психологии;

- организовывать внеаудиторную работу учащихся по психологии;

- оценивать уровень знаний, умений и навыков учащихся по психологии.

В процессе преподавания курса «Методика преподавания психологии» используются следующие виды контроля: текущий, рубежный, итоговый. Основными приемами контроля могут быть деловые игры, подготовка конспектов занятий, проведение фрагментов занятий, оценка умений определять тематику курсовых работ, рефератов, докладов; решение задач и проблемных ситуаций и т. д.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...