Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.2. Учебный план и программы преподавания психологии




На основе государственных образовательных стандартов учебными заведениями разрабатываются учебные планы.

Учебные планы – это государственный образовательный документ, в котором имеется перечень дисциплин с указанием семестра изучения, количества часов, формой отчетности, видов самостоятельной работы (курсовые и дипломные) и разных видов практики, продолжительность каникул и учебного года. В практике работы учебных заведений имеются три вида учебных планов:

1. Базисный – это основной нормативный документ, являющийся составной частью стандарта и утверждаемый Министерством образования Российской Федерации.

2. Типовые планы носят рекомендательный характер. Они разрабатываются на основе госстандарта и являются едиными для всех учебных заведений одного профиля.

3. Рабочий план, который составляется в соответствии с особенностями учебного заведения.

Учебный план имеет следующую структуру:

1. Пояснительную записку, в которой описывается специальность.

2. Перечень знаний, умений и навыков, необходимых специалисту.

3. Содержание образования по данной специальности:

· название дисциплин, объединенных в блоки в соответствии с Государственным образовательным стандартом;

· указание количества часов на каждую дисциплину: всего часов, аудиторных, лекционных, практических, самостоятельной работы в неделю, по семестрам (триместрам);

· указание формы отчетности (экзамен, зачет);

· указание о дипломных и курсовых работах;

· указание о практике.

Третьим обязательным документом являются учебные программы. В программах расшифровывается содержание той или иной дисциплины. Программа имеет следующую структуру:

1. Пояснительная записка, в ней указываются задачи учебной дисциплины, ее место в учебном процессе, основные идеи, специфика изучения той или иной темы, знания, умения и навыки, которые должен приобрести специалист по данной дисциплине.

2. Тематический план, отражающий все темы курса с указанием количества часов на каждую тему по каждому виду работы: лекций, семинаров, практических, самостоятельных.

3. Содержание дисциплины по каждой теме плана.

К основным пунктам программы могут быть приложены темы семинарских и практических занятий, их планы; задания на самостоятельную работу и на практику; вопросы к итоговому контролю и список основной и дополнительной литературы.

В практике учебных заведений используются следующие виды учебных программ:

1. Типовые, обязательные для всех учебных заведений одного профиля.

2. Рабочие, адаптированные к тому или иному учебному заведению с учетом его особенностей.

3. Авторские, не имеющие аналогов, но отражающие Государственный образовательный стандарт.

Программы могут иметь два способа их построения:

- концентрический, при котором осуществляется возвращение к ранее изученному и на его основе строится наращивание знаний;

- линейный, в нем вся тема раскрывается один раз и возвращение к пройденному не практикуется, оно осуществляется только на итоговых или обобщающих занятиях.

Программы конкретизируются в учебниках. Учебник пишется к определенной программе.

Для того, чтобы выяснить, что такое учебник, как это понятие трактуется в современной дидактике, обратимся к работам В. А. Попкова и А. В. Коржуева, но прежде всего к словарям.

В психолого-педагогическом словаре А. В. Мижерчикова дается следующее определение учебника: «Учебник - книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету в соответствии с учебной программой и предназначенная для целей обучения». (А. В. Мижерчиков, 1996).

Педагогический словарь Г. М. и А. Ю. Коджаспировых определяет учебник как книгу, излагающую основы научных знаний по определенному учебному предмету в соответствии с целями обучения, установленной программой и требованиями дидактики (Г. М. и А. Ю. Коджаспировы, 2000).

В Российская педагогической энциклопедии мы находим следующее определение: «Учебник - книга, в которой систематически излагаются основы знаний в определенной области на уровне современных достижений науки и культуры, основной и ведущий вид учебной литературы».

По существу эти определения можно считать практически совпадающими, и, осмысливая их, В. А. Попков и А. В. Коржуев прежде всего отмечают, что такое изложение должно быть по возможности наиболее полным и одновременно компактным, а также то, что эти два требования в известном смысле противоречат друг другу.

Теперь обратимся к структуре учебника. В нее входят:

1.  основной текст, содержащий определения, их раскрытие и словесную интерпретацию, описания наблюдаемых явлений, результатов экспериментов, выводы, а также разнообразный иллюстративный материал (графики, диаграммы, таблицы, рисунки, схемы), формулы и математические выкладки;

2. введение или предисловие, в которых авторы дают общие сведения о том, какие задачи решает тот или иной учебник, какова его структура, круг пользователей, а также о том, как работать с предлагаемой книгой;

3.  заключение, являющееся своеобразным конечным пунктом или результатом, итогом приведенного в основном тексте рассмотрения;

4. приложения, содержащие разнообразный справочный фактический материал, который по тем или иным причинам неудобно и нецелесообразно поместить в основном тексте.

Перейдем теперь к рассмотрению дидактических составляющих проблемы написания учебника (мы будет за основу брать учебник для вуза). Одна из них уже была обозначена: это необходимость разрешения противоречия между необходимостью одновременно компактного и максимально полного изложения материала - оно фактически является важным частным проявлением проблемы отбора содержания материала для того или иного вузовского курса. Одним из возможных путей его разрешения является выявленный и реализованный в ряде частных методик (методик обучения конкретным учебным дисциплинам) принцип генерализации учебного материала – его группировки вокруг ряда «стержневых», основополагающих идей той или иной области науки. Это, в частности, позволяет значительно экономить на объеме книги, ограниченном по вполне понятным причинам и, конечно, представить изучаемый материал в виде, удобном для его усвоения студентами.

Обосновывая научность педагогики - ее полноправную принадлежность к системе научного знания, многие исследователи отмечают, что существует научное знание и проблема его осознания, восприятия, усвоения и продуктивного применения людьми, прямого отношения к его «добыванию» не имеющими - в частности, студентами вузов. В рамках этой глобальной проблемы, естественно, существуют и подпроблемы, и одной из них является проблема представления этого знания в учебниках, пособиях, руководствах для высших учебных заведений. Безусловно, она должна рассматриваться в контексте отбора содержания вузовского образования и приведения его в соответствие с важнейшими общедидактическими принципами: научности, наглядности, доступности, системности, систематичности учения, дифференциации и индивидуализации, а также профессиональной направленности вузовского обучения. О принципах обучения психологии речь пойдет ниже.

Необходимо отметить, что, вопреки существующему положению дел, автор - создатель учебного текста должен «озаботиться» в первую очередь не проблемой самореализации, а проблемой такого представления учебной информации, при котором ее потребитель - студент вуза - сможет быстро, адекватно и наглядно усвоить учебный материал, с тем чтобы уметь его воспроизвести и использовать в процессе решения тех или иных познавательных задач различной масштабности, направленности и степени трудности.

Также автор должен предвидеть, какие познавательные затруднения могут возникнуть у студентов, какие из них должны быть пройдены как обязательный этап усвоения знания, а какие станут непреодолимым препятствием в этом процессе.

В связи с этим встает вопрос новизны и «правоты личного авторства» при создании учебника, пособия или руководства для студентов. С научной точки зрения практически любой учебник есть абсолютный плагиат, однако, никому из авторов не придет в голову при написании учебника по общей психологии процитировать источник, откуда заимствован, например, закон Фехнера. Потому новизна при написании учебных текстов заключается отнюдь не в открытии новых научных истин, а в способе представления истин известных - так, чтобы они были максимально понятны студентам, быстро ими осознаны и усвоены, а также могли быть применены при решении различных задач и, конечно, чтобы, представленный текст не способствовал формированию в сознании студентов неверных и искаженных знаний и представлений о предмете изучения.

В связи с этим абсолютный плагиат при написании учебника есть копия того или иного фрагмента уже существующего учебника или пособия, «частичный» плагиат - есть перефразировка чуть другими словами уже изданного фрагмента учебника или пособия, не содержащихся принципиально иных дидактических решений и подходов.

Рассмотрим теперь, чем отличаются учебный и научный тексты, а также учебный и научно-популярный. Первое отличие заключается в том, что учебный текст - более детально структурированное и подробно представленное знание, содержащее такие разъяснения, которые в научном издании просто нецелесообразны в силу их очевидности для научного сообщества. Второе отличие в том, что популярное знание излагается языком, более близким к повседневному, не содержит строгих определений и, наоборот, содержит множество ярких примеров, аналогий, - учебный же текст, как правило, более академичен. Хотя, например, в педагогике иногда трудно провести четкую грань между научным, учебным и популярным текстами: так, например, известная книга А. М. Новикова «Профессиональное образование в России» заявляется автором как научно-публицистическая монография, хотя вполне может стать хорошим учебным пособием для широкого круга обучающихся - как студентов, так и преподавателей вузов и колледжей.

Выше были приведены три основных, на наш взгляд, критерия, которым должен отвечать учебный текст: он должен обеспечить адекватность и быстроту восприятия студентами учебной информации, долговременное ее запоминание.

Стоит отметить и другие составляющие хорошего учебника:

1. Современность, современным считается учебник, изданный в предыдущие 4 года, однако иногда учебники и более раннего издания могут быть использованы в обучении, так как содержат материал, имеющий научную или практическую ценность.

2. Научность, при которой показывается зарождение той или иной теории, ее изменение с ходом исторического развития общества, различные точки зрения ученых о ее сущности, перспективы ее развития и современное состояние ее основных положений.

3. Вопросы и задания для самоконтроля после каждой темы.

4. Задания практического плана (задачи, анализ жизненных ситуаций, проектирование действий и т. д. ).

5. Необходимое количество наглядного материала, иллюстрирующего теоретические положения.

6. Четкий шрифт, позволяющий чтение без напряжения органов зрения.

7. Оптимальный объем учебника: при небольшом количестве страниц материал дается сложно, что затрудняет его усвоение, при большом по объему учебнике создается неудобство его использования.

Таким образом, основными документами, регламентирующими содержание образования в целом и по психологии в частности, являются Государственный образовательный стандарт, учебные планы и программы, которые конкретизируются в учебниках.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...