Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Тема 1. Предмет и задачи ВИД. Источники и методика исследований




Цель: показать закономерности и особенности развития исторической науки, проследить процесс становления и развития системного знания о комплексе вспомогательных исторических дисциплин как неотъемлемой части исторической науки и гуманитарного знания.

Организационная форма занятия – круглый стол

Вопросы, выносимые на обсуждение

1. Истоки вспомогательных исторических дисциплин.

2. Становление вспомогательных исторических дисциплин в XVIII в.

3. Научные общества и вспомогательные исторические дисциплины в первой трети XIX - начале XX в.

4. Вспомогательные исторические дисциплины в советский период.

5. Вспомогательные исторические дисциплины на современном этапе.

Методические рекомендации

Современное научное историческое знание формируется на основе исследований в разных отраслях исторической науки. К их числу относятся и вспомогательные исторические дисциплины (ВИД). Студент должен при подготовке к семинарскому занятию понимать, что ВИД это исторически сложившееся и продолжающее развиваться система специфических научных направлений, которые имеют свою предметную область изучения и методы, добывает факты для источниковедческих и исторических исследований.

При подготовке к первому вопросу должны уделить внимание истокам вспомогательных исторических дисциплин, истории их становления до XVIII в. ВИД, как отрасль научного исторического знания выросли из практической деятельности. Начало их формирования обусловлено развитием исторической науки, которая поставила вопрос о изучении исторических событий с помощью сохранившихся разнообразных материальных остатков. Однако направления ВИД зарождались в отечественной науке в разное время, что связано с состоянием самой науки и ее источниковедческой базой.

По второму вопросу студенты должны будут вспомнить о главных научных центрах России в XVIII в., деятельность которых способствовала становлению и развитию отечественной исторической науки. Подготовить рассказ об известных ученых и их взглядах на развитие истории того времени: В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, М.М. Щербатов и др. Подводя итог их деятельности сказать об их роли в области формирования «вспомогательных знаний».

На рубеже XVIII – XIX вв. «вспомогательный комплекс знания» стал приобретать очертания самостоятельной научной системы. Студенту необходимо показать период становления ВИД в первой трети XIX в. Рассмотреть взаимодействие археологии и вспомогательных исторических дисциплин, их преподавание в указанных хронологический период, т.к. ВИД долго считались разделами археологии. В период с 1840 до начала ХХ в. происходит интенсивная дифференциация вспомогательных исторических дисциплин. Студенту необходимо обратить внимание на то, что ВИД как понятия было введено в научный оборот на рубеже XIX – XX вв. Развитию ВИД способствовала деятельность различных научных и научно-общественных объединений. Студенту при подготовке этого вопроса необходимо познакомиться с деятельностью этих обществ: Общество истории и древностей российских, Одесское общество любителей истории и древностей, Московское общество древнерусского искусства, Историко-родословное общество и др.

При подготовке к четвертому вопросу студентам необходимо понимать, что это был следующий этап в развитии ВИД. Внутри которого развитие ВИД выделяется два хронологических периода, когда они развивались в различных исторических условиях: до середины 1930-х гг.; с середины 1930-х гг. до конца 1980-х гг. Обязательно показать исторический контекст, сопровождавший развитие ВИД, показать особенности и состояние исторической науки.

ВИД на современном этапе обнаруживают некоторые новые тенденции в своем развитии. Студентам необходимо раскрыть суть этих тенденций и исторические условия в которых они развиваются. Во-первых, это явная неравномерность развития дисциплин в рамках всей системы. Во-вторых, другая тенденция связана с развитием в рамках некоторых дисциплин библиографического учета исследований, выполненных в прежние времена. Активизация этого направления обнаруживается в первую очередь в области генеалогии, геральдики, филигранологии.

Литература

Основная:

1. Абрамова Н.Г., Круглова Т.А. Вспомогательные исторические дисциплины: Учебное пособие. - М., 2011.

2. Леонтьева Г.А. Палеография, хронология, археография, геральдика: Учебное пособие. - М., 2009.

3. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины: Учебник. - М., 2009.

Дополнительная:

1. Беловинский Л.В. Вспомогательные исторические дисциплины. – М., 2000.

2. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Ключи к тайнам Клио: Учебное пособие. - М., 1994.

3. Словарь исторических терминов, имен, историко-географических названий. – М., 2003.

4. Специальные исторические дисциплины. Учебное пособие. // С.В. Белецкий, И.В. Воронцова, З.В. Дмитриева и др. – СПб., 2003.

Интернет-ресурсы:

http://russianchange.narod.ru/ - древнерусская нумизматика и сфрагистика

http://russia-today.narod.ru/past/geneal.html российская генеалогия

http://www.hist.msu.ru/ER/index.html библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ (материалы по палеографии)

Задания для развития и контроля владения компетенциями

В подведении итогов семинара «Круглого стола» студентам необходимо ответить не следующие вопросы:

1. Что такое вспомогательные исторические дисциплины. каково их назначение и почему можно говорить о системе вспомогательных исторических дисциплин.

2. В чем заключаются главные тенденции развития системы ВИД на протяжении XVIII – нач. XXI вв.

3. Почему можно говорить о том, что некоторые вспомогательные исторические дисциплины утратили свой вспомогательный статус в исторической науке.

 

Тема 2. Палеография

Цель: Определить предмет, задачи и методы палеографии. Проследить процесс возникновения палеографии и превращения ее во вспомогательную историческую дисциплину. Отметить вклад уче­ных России в разработке палеографии. Выяснить время и условия возникновения письменности у восточных славян и роль Кирилла и Мефодия в этом деле. Проследить эволюцию кирилловского письма и выяснить, чем она была вызвана. Дать характеристику материалам и орудиям письма и изучить вопрос: чем были вызваны их изменения и привести конкретные примеры этих изменений.

Организационная форма занятия – работа с источниками.

Вопросы, выносимые на обсуждение

1. Палеография: её предмет, задачи и методы.

2. Возникновение русской палеографии как вспомогательной ис­торической дисциплины.

3. Время и условия возникновения письменности у восточных славян. Деятельность Кирилла и Мефодия.

4. Графика кирилловского письма: устав, полуустав, скоропись.

5. Материалы и орудия письма.

6. Формат и украшение рукописей.

7. Тайнопись и её наиболее распространенные формы.

8. Гражданский алфавит и этапы его развития. Реформа русского правописания в Советской России в 1918 году.

9. Фальсификация письменных исторических документов.

10. Использование данных палеографии в процессе исторического исследования.

 





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.