Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации.




Термин «хронология» произошел от слияния двух греческих слов: «хронос» - время и «логос» - учение, наука. Отсюда легко определить предмет хронологии. Это наука, изучающая время в широком смысле этого слова. Это учение о складывании и развитии различных систем времяисчисления, определение и уточнение дат прошлых исторических событий и перевод их на современную систему летоисчисления.

В мире существовали различные системы летоисчисления, с ко­торыми исследователи встречаются в своей научной и практической работе. Не зная старой системы летоисчисления, невозможно точно установить дату написания того или иного рукописного памятника.

Студенты должны знать, что представление о времени возникло у людей на ранних стадиях общественного развития в связи с определенными природными явлениями, а потребности хозяйственной деятельности вызывали необходимость установления единиц времени и их учета и использования. Люди всегда воспринимали течение времени, знали смену дня ночью, различали времена года со связанными с ними изменениями окружающей среды. Но специальный учет времени и его фактическое применение возникают уже в развитом обществе с появлением земледелия, скотоводства, торговли и мореплавания. В связи с чем надо уяснить, как появлялись эти единицы времени, а также выяснить, в связи с чем появилась потребность и возможность разделить сутки на часы, минуты, секунды, кто и когда это сделал.

Студентам надо разобраться и в календарях. Они должны знать, что существовали различные типы календарей: лунные, лунно-солнечные, солнечные. Необходимо выяснить, что у них было общего, и чем они отличались друг от друга.

Остановившись на характеристике юлианского и григорианского календарей, выяснить у каждого недостатки, вскрыть причины замены юлианского календаря григорианским и сам механизм этой замены. Вскрыть также причины и механизм происхождения високосного года. Необходимо знать правила перевода дат со старого стиля на новый и наоборот.

Необходимо научиться переводить даты с эры от сотворения мира («СМ») на современную - от Рождества Христова («РХ»). А также разобраться в понятиях «календарь» и «эра». Научиться определять даты исторических событий по церковным праздникам.

Изучая систему счета времени на территории нашей страны от древности до наших дней, следует проследить её эволюцию, обратив также внимание на реформы календаря в дореволюционной России и в первые годы Советской власти.

Литература

Основная:

1. Абрамова Н.Г., Круглова Т.А. Вспомогательные исторические дисциплины: Учебное пособие. - М., 2011.

2. Леонтьева Г.А. Палеография, хронология, археография, геральдика. Учебное пособие. М., 2009.

3. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины. Учебник. - М., 2009.

Дополнительная:

1. Володомонов Н.В. Календарь: прошлое, настоящее, будущее. -М.,1974.

2. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Ключи к тайнам Клио: Учебное пособие. - М., 1994.

Интернет-ресурсы:

http://russianchange.narod.ru/ - древнерусская нумизматика и сфрагистика

http://russia-today.narod.ru/past/geneal.html российская генеалогия

http://www.hist.msu.ru/ER/index.html библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ (материалы по палеографии)

 

Задания для развития и контроля владения компетенциями

1. По древнеславянскому тексту выявить единицы счета времени, дать им определение и раскрыть процесс их возникновения;

2. В тексте выявить эры и определить их тип. Дать им характеристику;

3. Раскрыть содержание следующих терминов: хронология, календарь, лунный календарь, лунно-солнечный календарь, солнечный календарь, сутки, лунный месяц, синодический месяц, солнечный (тропический год), час, секунда, минута, эра, високосный год.

4. Перевести даты с системы от «СМ» на новую систему «РХ»;

5. Перевести даты со старого стиля на новый;

6. Раскрыть содержание следующих терминов: марцедоний, круг солнца, круг луны, фиктивные эры, реальные эры, пантифики, юлианский календарь, григорианский календарь, поясное время, неделя, декретное время.

7. Контрольная работа.

8. Обсуждение рефератов по следующим темам:

- Древнейшие календарные системы: вавилонская, древнеегипетская, древнегреческая, римская, византийская.

- Проблемы составления вечных календарей.

Тема 4. Историческая метрология

Цель: Познакомить студентов с предметом, задачами и источниками исторической метрологии. Вскрыть причины и условия возникновения потребности в учете и использовании мер. Проследить процесс возникновения метрологии как вспомогательной исторической дисциплины. Вскрыть причины возникновения различных мер в стране и проследить их эволюцию от древности до наших дней. Проследить историю возникновения международной метрической системы и раскрыть ее сущность. Показать формы (методы) использования данных метрологии в работе ученых-исследователей. Научить студентов переводить старые меры на новые, зафиксированные в метрической системе.

Организационная форма занятия - собеседование

Вопросы, выносимые на обсуждение

1. Предмет, задачи, методы и источники исторической метрологии.

2. Причины и условия возникновения потребности в учете и ис­пользовании мер.

3. Возникновение русской метрологии как вспомогательной ис­торической дисциплины.

4. Русские меры от древности до наших дней.

5. Создание международной метрической системы и введение ее в России.

6. Использование данных метрологии в исследовательской ра­боте ученых-историков.

Методическиерекомендации

Студенты должны прежде всего уяснить для себя содержание понятия «метрология». Это сложное слово в переводе с греческого означает: «метрон» - мера, «логос» - учение, наука.

Важно понять, что условия возникновения потребности людей в учете и использовании мер тесным образом связано с их хозяйственной, трудовой, политической и культурной жизнью. Как только человек начал строить жилища, изготовлять орудия труда, посуду и т.д., он столкнулся с необходимостью знания и применения мер. Но потребность в измерениях стала особенно насущной с развитием обмена. Однако первобытные люди не знали точного определения размеров и количеств. В это время измерения были самыми примитивными, приблизительными. Точные же меры появляются лишь с развитием и усложнением хозяйственной жизни общества, с развитием торговли, ростом культуры. Когда же меры веса, объема, длины дробятся, делятся на части в правильной соразмерности, тогда измерение приобретает математический характер и можно говорить о метрологии как науке, как определенной системе знаний.

Метрология как система знаний сложилась в глубокой древности. Но на этом этапе метрологические данные не были изложены в каких-то письменных работах или источниках.

Необходимо знать, что сведения о мерах Руси, особенно в ее ранний период, приходится извлекать из различных источников общеисторического характера: в законодательных актах, в памятниках письменности и материальной культуры, в описаниях путешественников, в торговых и политических договорах, в церковных уставах, таможенных грамотах, писцовых книгах и т.д.

Необходимо проследить путь развития знаний о мерах и процесс становления метрологии как вспомогательной исторической дисциплины. С этой целью студентам рекомендуется изучить работы историков - исследователей XIX в. Например, труд А.И. Ламберти «О первоначальном происхождении и нынешнем состоянии российской меры и веса» (1827) и обобщающие труды Ф.М. Петрушевского «Общая метрология» (1849) и Д.И. Прозоровского «Древняя русская метрология» (1888). Названные авторы рассматривают метрические системы, складывающиеся в России в различные исторические периоды.

Необходимо знать, что большую научную ценность имеют и работы, посвященные отдельным вопросам русской метрологии. Это исследования П.Г. Буткова «Объединение русских старинных мер – линейной и путевой» (1844), Д.И. Прозоровского «Древнерусские меры жидкости» (1844), его же «Древний русский вес» (1855) и др.

В них дан анализ ряда древнерусских единиц измерения и определены взаимоотношения между ними в различные периоды русской истории,

В начале 20-х гг. XX в. работы по истории мер выпускались, главным образом, с целью разъяснения населению целесообразности замены старой русской системы мер – метрической. В этом плане характерная работа Л.Д. Исакова «На все времена для всех народов. Очерки по истории метрической системы». (1923).

Задача дальнейшей разработки вопроса метрологии была вы­полнена в ряде трудов по истории мер в Русском государстве с древнейших времен. Среди них следует указать работу Л.В. Черепнина «Русская метрология» (1944). Она содержит большое ко­личество справочного материала и имеет важное практическое значение. А также труды: Б.А. Рыбакова «Русские системы мер длины XI-XV вв.» (1949), И.И. Смирнова «К вопросу о мерах в Московском государстве XVI в.», СП Струмилина «О мерах феодальной России» (1957) и др.

В 1955 г. первым (а в 1975 - вторым изданием) вышло учебное пособие Е.И. Каменцевой и Н.В. Устюгова «Русская метрология», которое освещает основные этапы развития русских мер, раскрывает значение данных метрологии для установления подлинности источников, времени и места их возникновения. Эта работа явля­ется глазным пособием для студентов по теме «Метрология».

Только учитывая зависимость развития мер от социально-эко­номического, политического и культурного развития страны, а также, изучив необходимую научную литературу, студенты смогут разобраться в метрологии при ее изучении и применять ее данные в своей практической (исследовательской) работе.

Литература

Основная:

1. Абрамова Н.Г., Круглова Т.А. Вспомогательные исторические дисциплины: Учебное пособие. - М., 2011.

2. Леонтьева Г.А. Палеография, хронология, археография, геральдика. Учебное пособие. М., 2009.

3. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины. Учебник. - М., 2009.

Дополнительная:

1. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Ключи к тайнам Клио: Учебное пособие. - М., 1994.

2. Маликов С.Ф., Тюрин Н.И. Введение в метрологию. - М., 1996.

3. Шостьин Н.А. Очерки истории русской метрологии XI -нач. XX вв.-М., 1990.

Интернет-ресурсы:

http://russianchange.narod.ru/ - древнерусская нумизматика и сфрагистика

http://russia-today.narod.ru/past/geneal.html российская генеалогия

http://www.hist.msu.ru/ER/index.html библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ (материалы по палеографии)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...