Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задания для развития и контроля владения компетенциями




1. Дать характеристику предложенным преподавателем гербам так, чтобы получился логический рассказ;

2. Раскрыть содержание следующих терминов: герб, герольд, ге­ральдика, щит, щитодержатели, девиз, шлем, нашлемник, корона, сен, мантия, клейноды, намёт, червлень, пурпур, чернь, лазурь, зелень, финифти, меха, металлы.

3. По гербу определить титул его владельца;

4. Составить герб семьи, населённого пункта, района, города;

5. Раскрыть содержание следующих терминов: князь, граф, барон, дворянство, титул, геральдические фигуры, меха, металлы, Герольдмейстерская контора.

6. Составление студентами гербов своих семей (родов), своего города, района, села, аула. (Смотр-конкурс гербов, составленных студентами. Зарисовки, ксерокопирование гербов.)

7. Контрольная работа.

8. Темы рефератов и сообщений

- Происхождение и эволюция Российского государственного герба.

- Гербы городов и губерний (областей) Дона и Северного Кавказа.

 

Тема 7. Нумизматика

Цель: Выяснить предмет, задачи и методы нумизматики. Проследить путь возникновения нумизматики, как вспомогательной исторической дисциплины. Изучить вопрос о причинах и условиях возникновения денег и определить их функции.

Организационная форма занятия - семинар-презентация, собеседование, устный опрос.

Вопросы, выносимые на обсуждение

1. Нумизматика: ее предмет, задачи, методы и термины. Возникновение русской нумизматики как вспомогательной исторической дисциплины.

2. Причины и условия возникновения денег и их функции.

3. Древнейшие русские монеты и денежный счет.

4. «Безмонетный» период в истории Руси.

5. Русские монеты и денежный счет в XIV -XV вв.

6. Денежные реформы в России 1534, 1654-1663, 1704-1724 гг и становление единой русской денежной системы. Её сущность и международное значение.

7. Денежные реформы в XIX - начале XX вв.: Канкрина, Витте. Их сущность и значение для стабилизации русского рубля и всей денежной системы России.

8. Денежная система России накануне и в период первой мировой и гражданской войн.

9. Денежная реформа 1922 -1924 гг. и становление единого и твёрдого советского червонца. Её сущность и значение.

10. Денежные реформы 30-90- гг. XX в.

11. Практическое использование данных нумизматики в исследовательской работе.

Методическиерекомендации

Термин «нумизматика» происходит от латинского «нумизма» - монета. Нумизматика - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетного производства и денежного обращения.

В своем развитии нумизматика, как вспомогательная историческая дисциплина, прошла два этапа: первый характеризовался любительским коллекционированием, когда коллекционеров интересовал, прежде всего, внешний вид монеты, он был лишен научного подхода, но благодаря коллекционированию было сохранено большое количество монет. Вторым этапом была научная классификация монет и появление первых исследований нумизматического материала. Родоначальником научной нумизматики является венский учёный И.И. Эккель (1737 - 1798).

Студенты должны знать, что первые сведения о коллекционировании монет в России относятся ко второй половине 17 века. В первом русском музее - Кунсткамере, основанной Петром I в Петербурге (1714), имелась большая коллекция монет. В настоящее время нумизматическая коллекция Эрмитажа одна из крупнейших в Европе, состоящая из 300 тысяч монет.

Необходимо уяснить, что значение монет в изучении истории страны очень велико: они являются произведением искусства, сим­волом богатства, средством информации, материальным воплощением товарно-денежных отношений и т.д. Но главной функцией денег в обществе является их роль как средства обмена и платежа.

На определенном этапе развития человеческого общества средством обмена являлись скот, рыба, раковины каури (у жителей морского побережья), меха, слоновая кость (у лесных охотников) и т.п. Человечество перепробовало сотни видов «денег» пока не пришло к наиболее удобным - металлическим. Ибо они имеют важные преимущества перед остальными видами денег: во-первых, металл не портится, во-вторых, занимает мало места, в-третьих, его удобно хранить, в-четвертых, металл легко разделить на равные части, что очень важно при развитом обмене.

Студенты должны знать, что выпуск монет и их использование в качестве платежного средства возникает лишь тогда, когда экономическое развитие общества порождает потребность в денежном обращении, а социальное развитие приводит к выделению власти, которая может осуществить выпуск монет.

Таким образом, сам факт чеканки монет и использование её в том или ином обществе свидетельствуют о достижении им определенной ступени социально-экономического, политического и куль­турного развития. Право же выпуска монеты принадлежит обычно государственной власти.

Следовательно, изучая монеты, можно в значительной мере изучить историю общества.

Литература

Основная:

1. Абрамова Н.Г., Круглова Т.А. Вспомогательные исторические дисциплины: Учебное пособие. - М., 2011.

2. Леонтьева Г.А. Палеография, хронология, археография, геральдика. Учебное пособие. М., 2009.

3. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины. Учебник. - М., 2009.

Дополнительная:

1. Волохин В. Русская нумизматика: Учебное пособие. - М., 1995.

2. Мельникова А.С. Русские монеты от Ивана Грозного до Петра Великого. - М., 1989.

3. Юхт И.А. Русские деньги от Петра Великого до Александра I. -М, 1994.

Интернет - ресурсы:

http://russianchange.narod.ru/ - древнерусская нумизматика и сфрагистика

http://russia-today.narod.ru/past/geneal.html российская генеалогия

http://www.hist.msu.ru/ER/index.html библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ (материалы по палеографии)

Задания для развития и контроля владения компетенциями

1. Соотнести денежные единицы различных периодов в истории России, предложенные преподавателем;

2. Составить карту-схему расположения монетных кладов в стране и дать ей характеристику;

3. Раскрыть содержание следующих терминов: нумизматика, мо­нета, коллекционирование, товарно-денежные отношения, гривна, аверс, реверс, монетная стопа, лигатура, монетная легенда, про­ба, гурт, ремедиум, порча монет, монетная регалия.

4. Привести примеры практического использования данных нумизматики в исследовательской работе;

5. Сделать ксерокопию набора монет и дать им характеристику;

6. Раскрыть содержание следующих терминов: коллекционирование, Кунсткамера, алтын, копейка, деньга, денежная реформа, проба, гурт, ремедиум, порча монеты, монетная система, монетная регалия, счетная денежная единица, счетная система, денежная единица, девальвация, эмиссия.

7. Обсуждение рефератов по следующим темам:

- Как появились деньги и какова их функция.

- Денежная реформа Петра I.

Тема 8. Ономастика

Цель: Выяснить предмет, задачи и методы ономастики. Проследить процесс возникновения ономастики как вспомогательной дисциплины. Изучить время и условия появления русских имен, отчеств и фамилий. Проследить их эволюцию. Связать возникно­вение и эволюцию русских имен, отчеств и фамилий с развитием социально-экономической, политической и культурной сфер России. Научить студентов давать характеристику имен, отчеств и фами­лий своей семьи (рода), академической студенческой группы, факультета и т.д. Вскрыть причины и условия появления в России фамилий иностранного происхождения.

Организационная форма занятия - устный опрос.

Вопросы, выносимые на обсуждение

1. Предмет, задачи и методы ономастики. Её составные части. Возникновение русской ономастики как вспомогательной исторической дисциплины.

2. Происхождение древнеславянских имен. Принятие христианства и адаптация календарных имен на Руси.

3. Происхождение русского отчества (величания).

4. Возникновение русских фамилий. Юридические и неюридические фамилии.

5. Паспортизация в СССР в 30-е гг. и процессы переименования и наименования.

6. Использование данных ономастики в исследовательской работе.

Методическиерекомендации

Ономастика - (гр. «онома» - имя, название) - это вспомогательная историческая дисциплина, изучающая имена собственные. Ономастика и ее составные части.

Объектом ономастического исследования могут быть любые собственные имена, в том числе наименования кораблей, личного оружия, драгоценных камней и т.п.

В структурном отношении древнерусские именования были различны. Они могли состоять из одного слова, из двух и даже многих слов. Это зависело от разных причин: от социального и семейного положения именуемого, от характера документа, в котором именование употреблялось, от того, в первый раз употреблено то или иное имя в документе или второй раз и т.д.

Древнерусские имена в большей степени отражали характер, внешний вид именуемого. Были имена, связанные с характеристикой цвета волос, с оценкой внешности человека, имена, связанные с последовательностью появления детей в семье, по времени рождения. Есть имена, отражающие отношение родителей к рождению ребенка, а так­же характеризующие поведение именуемого и т.д.

Но с принятием христианства на Руси в наименовании людей стали применяться христианские (календарные) имена, которые не сообщали достаточной информации о реальных свойствах человека. Эту функцию обеспечивало второе, дополнительное имя - русское по своей основе. А поэтому часто в документах употреблялись два имени: некалендарное (древнеславянское) и календарное (христианское), а в быту - только некалендарное.

Интересен вопрос о появлении отечества. Именование по име­ни и отечеству показывает вежливое отношение к именуемому лицу, включает желание подчеркнуть уважение к нему.

Надо знать, что отчества в том виде, в каком они сейчас употребляются, не сразу появились и установились в нашем быту. Вначале отечество выполняло роль притяжательного прилагательного и указывало на принадлежность именуемого к определенному лицу - отцу. На вопрос «Чей мальчик?» отвечали: «Сын Петра» или «Петров сын». Со временем слово «Сын» было заменено суффиксом «ич» и окончательно утвердилось отчество.

Третьим, последним по времени возникновения элементом именованием русских людей, является фамилия. Фамилия - наследственное семейное именование, переходящее из поколения в поколение. Наследственность - характерная черта фамилии. Студент должен проследить процесс появления фамилий в стране.

Литература

Основная:

1. Абрамова Н.Г., Круглова Т.А. Вспомогательные исторические дисциплины: Учебное пособие. - М., 2011.

2. Леонтьева Г.А. Палеография, хронология, археография, геральдика. Учебное пособие. М., 2009.

3. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины. Учебник. - М., 2009.

Дополнительная:

1. Аксёнов А.И. Очерк истории генеалогии // История и генеалогия. -М., 1977.

2. Антропонимика. - М., 1970

3. Баскаков Н.А. Русские фамилии тюркского происхождения. -М, 1993.

4. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Ключи к тайнам Клио: Учебное пособие. - М., 1994.

5. Никонов В.А. Словарь русских имен. - М., 1993.

6. Ономастика. - М., 1969.

7. Русская ономастика и ономастика России. - М., 1994

8. Суперанская А.В. Имя – через века и страны. - М., 1990.

Интернет-ресурсы:

http://russianchange.narod.ru/ - древнерусская нумизматика и сфрагистика

http://russia-today.narod.ru/past/geneal.html российская генеалогия

http://www.hist.msu.ru/ER/index.html библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ (материалы по палеографии)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...