Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учение Платона о бытии и познании. Анализ произведения «Государство», кн. 6-7.




Платон(427-347)- основоположник идеалистического направления философии.

Исходя из Сократовской постановки вопроса, П.создает великую фил-ую систему в кот-ой актуализирует досократическую мысль(поиски первоначала всего сущего). Сократовская постановка-вопрос о нравственности, справедливости.

Объективный идеализм - фил-ия Платона- фил-ая доктрина, согласно кот-ой мысли и понятия сущ-ют объективно, самост-но, независимо от чел.сознания.

Платонизм- модернизация учения Платона.

Диалог «Гиппий Больший»: 1) Представления людей о прекрасном;2) Прекрасное как качество, присущее различным предметам; 3) Прекрасное само по себе(идея).

Платоновская фил-ия- метафизическое учение, согласно кот-му чел-ек явл-ся копией идеального мира.Идеальный мир более важный, чем мир физический.

Чел-ек- единство души и тела, в основе кот-го лежит душа.

Эйдос -нечто единое, что мы полагаем в отн-ии круга множества вещей, обозначаемых одним именем.(вид,род).

Хора -в-во, материал.

 

Главными положениями его идеалистического учения являются следующие:

1. Материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;

2. Окружающий мир («мир вещей») также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;

3. Реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);

4. Чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;

5. Любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна и т.д.);

6. Весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).

Идеализм Платона: Идея и вещь. Идея (первообраз вещи, одно(единое), дает вещи прекрасные и благие св-ва); Вещь (рез-т соединения идеи с материей, вещей много, имеет злое начало от материи).

Проблема познания: Материальный мир как предмет познания дает мнения о кажущимся бытии; Истинный предмет познания -миф идеи.Это познание разумное, его нельзя увидеть глазами, а лишь умом.

Связь между идеями и душой: Анамнезис(воспоминание)-сущность познания; Воспоминания тем сильнее и отчетливее, чем больше душе удается отстраниться от телесности; Научить-принудить душу к воспоминаниям.

Платон «Гос-во» - всеобъемлющее сочинение, в центре которого — политическая проблематика и образ идеального государства. «К Благу стремится душа и ради него все совершает; она предчувствует, что есть нечто такое, но ей трудно и не хватает сил понять, в чем же оно состоит»

Госдарство 6кн. Эйдос: К благу стремится любая душа и ради него все совершает; она предчувствует, что есть нечто такое, но ей трудно и не хватает сил понять, в чем же оно состоит. Она не может на это уверенно опереться, как на все остальное, вот почему она терпит неудачу и в том остальном, что могло бы быть ей на пользу. Всякий раз, когда душа устремляется туда, где сияют истина и бытие, она воспринимает их и познает, а это показывает ее разумность. Когда же она уклоняется в область смешения с мраком, возникновения и уничтожения, она тупеет, становится подверженной мнениям, меняет их так и этак, и кажется, что она лишилась ума. Познаваемые вещи могут познаваться лишь благодаря благу; оно же дает им и бытие, и существование, хотя само благо не есть существование, оно — за пределами существования, превышая его достоинством и силой. Благо- причина знании и познаваемости истины.

Мир умопостигаемый и мир видимый: есть двое владык: один —надо всеми родами и областями умопостигаемого, другой, напротив, надо всем зримым. Один раздел умопостигаемого душа вынуждена искать на основании предпосылок, пользуясь образами из получившихся у нас тогда отрезков и устремляясь поэтому не к началу, а к завершению. Между тем другой раздел душа отыскивает, восходя от предпосылки к началу, такой предпосылки не имеющему. Без образов, какие были в первом случае, но при помощи самих идей пролагает она себе путь. Вторым разделом умопостигаемого я называю то, чего наш разум достигает с помощью диалектической способности. Свои предположения он не выдает за нечто изначальное, напротив, они для него только предположения, как таковые, то есть некие подступы и устремления к началу всего, которое уже не предположительно. Достигнув его и придерживаясь всего, с чем оно связано, он приходит затем к заключению, вовсе не пользуясь ничем чувственным, но лишь самими идеями в их взаимном отношении, и его выводы относятся только к ним. Четыре состояния, что возникают в душе: на высшей ступени — разум, на второй — рассудок, третье-вера, а последнее — уподобление.

Гос-во кн.7 Символ пещеры: Пребывание в привычном нам мире чувственно воспринимаемых предметов Платон уподобляет заточению в каменной пещере, где мы всю жизнь наблюдаем лишь пляску теней на ее голых стенах. Все предметы, наполняющие чувственно воспринимаемый мир, — это лишь подобия, подражания, несовершенные копии того, что существует в действительности. Все качества чувственно-воспринимаемых предметов и само их существование присущи им лишь постольку, поскольку эти предметы причастны вещам самим по себе. Эти вещи сами по себе, из которых чувственно воспринимаемый мир черпает свое призрачное бытие, Платон называет эйдосами видами, или идеями. Идея — нечто соотнесенное с видом, видность. Идея у Платона означает нечто не воспринимаемое чувствами, исключительно умопостигаемое, но существующее объективно, совершенно независимо от чьего бы то ни было ума. Эти вечные и неизменные идеи являются внешними предметами для разума, подобно тому, как цвета, звуки, и т.д. Идеи предстают в уме в виде понятий. Чувственно воспринимаемый мир — мир становления, непрерывной изменчивости и какого-то катастрофически умножающегося разнообразия; мир идей — мир вечных и неизменных умопостигаемых предметов. Вещь существует, поскольку она причастна к какому-то виду, в силу чего имеет определение. Выходит, быть для Платона означает быть определенным. Все непостоянное, имеющее изменчивые, все рождающееся и исчезающее есть лишь обманчивое подражание бытию.

11. Политическая философия Платона. Анализ произведения «Государство», кн. 10

Политическая фил-ия П. связана с его учением о Бессмертии души.

П.: Гос-во возникает тогда, когда каждый из нас не может удовлетворить свои потребности, а нуждается во многом.

Круговорот гос-ых форм: тимократия, олигархия, демократия, тирания, возврат к тимократии.

В Платоновском учении о гос-ве есть соот-ие между душой чел-ка и его положением в обществе.

3 начала души: Разумное начало (обладатели души разумной-правители, мудрецы,они стремятся к благу гос-ва в силу природы их души); Яростное начало (Души, в кот.преобладает страсть и воля-стражи, природная ф-ия этих людей-охранять гос-во); Вожделеющее начало (стремятся к материальным, чувственным наслаждениям- крестьяне, ремесленники). Таким образом, П.выстроил структуру идеального гос-ва, где 3 разных слоя людей в зависим.от типа их душ выполняют присущие только им фун-ии.

Справедливость по Платону - в гармонии и согласии души.

Система образования по П.: 1) все дети до 20 лет изучают гимнастические и мусические искусства; 2)после экзамена все оставшиеся изучают фил-ию 5 лет; 3) практика в теч.15лет; 4) в 50 лет правители.

Государство, кн.10: подражатель тот, кто порождает произведения, стоящие на третьем месте от сущности. Подражательное искусство далеко от действительности. Поэтому-то, оно и может воспроизводить все, что угодно: ведь оно только чуть-чуть касается любой вещи, да и тогда выходит лишь призрачное ее отображение.

Поэт творит призраки, а не подлинное бытие. Искусство -подражание подражанию идее (эйдосу). О том предмете, который он(художник, живописец) изображает, подражатель не знает ничего стоящего; его творчество — просто забава, а не серьезное занятие. А кто причастен к трагической поэзии — будь то ямбические или эпические стихи, — все они подражатели по преимуществу. Поэзия не поддается критериям истинности — измерению, счету и взвешиванию. Живопись — и вообще подражательное искусство —творит произведения, далекие от действительности, и имеет дело с началом нашей души, далеким от разумности; поэтому такое искусство и не может быть сподвижником и другом всего того, что здраво и истинно. Подражательная поэзия нарушает душевную гармонию. В человеке есть два каких-то различных начала. Одно из них послушно следует руководству обычая.Другое начало ведет нас к памяти о страдании, к сетованиям и никогда этим не утоляется, мы будем считать неразумным, бездеятельным, подстать трусости. Яростное начало души легче поддается воспроизведению, чем разумное. Подражательная поэзия портит нравы и подлежит изгнанию из государства. В идеальном государстве допустима лишь та поэзия, польза которой очевидна. Душа наша бессмертна и никогда не погибнет. Все губительное и разрушительное — это зло, а хранительное и полезное — благо. Каждую вещь губят свойственные ей зло и негодность, но если это ее не губит, то уж ничто другое ее не разрушит. Благо, конечно, никогда ничего не погубит, а также не может быть губительным то, что не будет ни злом, ни благом. Души всегда самотождественны. За всякую нанесенную кому-либо обиду и за любого обиженного все обидчики подвергаются наказанию в десятикратном размере (рассчитанному на сто лет, потому что такова продолжительность человеческой жизни), чтобы пеня была в десять раз больше преступления.

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...