Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задолженность по кредитам по основным видам экономической деятельности в Российской Федерации и Алтайском крае, млн руб. 3 глава




Су­ще­ст­вен­но влия­ет на де­мо­гра­фи­че­ские про­цес­сы рас­ту­щая кри­ми­на­ли­за­ция об­ще­ст­ва. Фик­си­ру­ет­ся 34 убий­ст­ва на 100 тыс. на­се­ле­ния, а вме­сте с умер­ши­ми от уве­чий эта циф­ра пре­вы­ша­ет
60 чел. на 100 тыс. на­се­ле­ния (в США – 10, в ев­ро­пей­ский стра­нах мно­го мень­ше).

Для до­со­вет­ской Рос­сии бы­ли ха­рак­тер­ны очень вы­со­кие ро­ж­дае­мость и смерт­ность, но и вы­со­кий ес­те­ст­вен­ный при­рост на­се­ле­ния. Вос­про­из­вод­ст­во на­се­ле­ния бы­ло рас­ши­рен­ным, на­се­ле­ние бы­ст­ро рос­ло и ос­та­ва­лось очень мо­ло­дым. Са­мый вы­со­кий ес­те­ст­вен­ный при­рост на­се­ле­ния в Рос­сии был в 20-е гг. ХХ в. (23,4 чел. на 1000 жи­те­лей). Этот де­мо­гра­фи­че­ский взлет про­изо­шел так­же
в ре­зуль­та­те то­го, что во мно­го раз сни­зи­лась смерт­ность. Та­кую си­туа­цию позд­нее ста­ли на­зы­вать «де­мо­гра­фи­че­ским взры­вом». Этот «взрыв» был пре­кра­щен кол­лек­ти­ви­за­ци­ей сель­ско­го хо­зяй­ст­ва и по­сле­дую­щим за ней го­ло­дом. Ру­ко­во­дство СССР, обес­по­ко­ен­ное па­де­ни­ем ро­ж­дае­мо­сти, при­ня­ло по­ста­нов­ле­ние о за­пре­те абор­тов (1936 г.), от­ме­нен­ное толь­ко в 1955 г. По­это­му в кон­це 30-х гг. ро­ж­дае­мость вновь бы­ла вы­со­кой. Мно­го­люд­ное по­ко­ле­ние, ро­ж­ден­ное в 20-е гг. («де­ти нэ­па»), сыг­ра­ло вы­даю­щую­ся роль в Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­не и про­из­ве­ло от­но­си­тель­но мно­го­люд­ное по­ко­ле­ние 50-х гг. Не­смот­ря на боль­шие по­те­ри в Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­не, вы­звав­шие гро­мад­ные по­ло­вые дис­про­пор­ции,
в 50-е гг. еже­год­ная ро­ж­дае­мость со­став­ля­ла око­ло 2,8 млн де­тей.

По ито­гам всех че­ты­рех по­сле­во­ен­ных го­су­дар­ст­вен­ных пе­ре­пи­сей чис­лен­ность жен­ско­го на­се­ле­ния в Ал­тай­ском крае бы­ла боль­ше муж­ско­го. В 1989 г. она пре­вы­ша­ла муж­скую на 152,4 тыс. чел., в 2002 г. – на 175,8 тыс. чел. Ко­неч­но, в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни та­кой дис­ба­ланс яв­ля­ет­ся след­ст­ви­ем Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­ны, од­на­ко в кон­це ХХ в. он сно­ва стал на­рас­тать.

Ожи­дае­мая сред­няя про­дол­жи­тель­ность жиз­ни при ро­ж­де­нии в Ал­тай­ском крае за 2006 г. по рас­че­там Фе­де­раль­ной служ­бы го­су­дар­ст­вен­ной ста­ти­сти­ки со­ста­ви­ла 64,5 го­да, в том чис­ле у муж­чин – 58,6 го­да, у жен­щин – 71,1 го­да.

Для про­сто­го вос­про­из­вод­ст­ва на­се­ле­ния жен­щи­на, ко­то­рая мо­жет иметь де­тей, в сред­нем долж­на родить 2,2 ре­бен­ка. Ес­ли на се­ле этот по­ка­за­тель еще име­ет ме­сто, то во всех го­ро­дах Рос­сии все боль­ше ма­те­рей (се­мей) с од­ним ре­бен­ком, что ве­дет к де­по­пу­ля­ции на­се­ле­ния.

В це­лом на не­га­тив­ную де­мо­гра­фи­че­скую об­ста­нов­ку в об­ще­ст­ве влия­ет мно­же­ст­во при­чин. Эко­но­ми­че­ские фак­то­ры иг­ра­ют здесь нема­ло­важ­ное зна­че­ние. В од­ном из наи­бо­лее раз­ви­том со­ци­аль­ном го­су­дар­ст­ве – Гер­ма­нии – на се­мей­ные по­со­бия, по ут­вер­жде­нию из­вест­но­го рос­сий­ско­го де­мо­гра­фа А. Виш­нев­ско­го, рас­хо­ду­ет­ся до 3% ВВП, в Рос­сии – в 10 раз мень­ше. Но низ­кий уро­вень ро­ж­дае­мо­сти нель­зя сво­дить толь­ко к эко­но­ми­че­ским при­чи­нам. В ФРГ, не­смот­ря на все фи­нан­со­вые за­тра­ты, ро­ж­дае­мость со­кра­ща­ет­ся, и в сред­нем на од­ну жен­щи­ну там при­хо­дить­ся толь­ко 1,36 ре­бен­ка, т.е. нет да­же про­сто­го вос­про­из­вод­ст­ва на­се­ле­ния. Все ча­ще жен­щи­ны вы­би­ра­ют ме­ж­ду семь­ей и де­ло­вой карь­е­рой по­след­нее, и в Рос­сии с даль­ней­шим вне­дре­ни­ем ев­ро­пей­ских стан­дар­тов в об­раз жиз­ни эта про­бле­ма бу­дет сто­ять во мно­гих семь­ях.

Ко­неч­но, та­кие тен­ден­ции име­ют ме­сто поч­ти во всех раз­ви­тых стра­нах Ев­ро­пы. Так, в Ис­па­нии на ка­ж­дую жен­щи­ну,
не имею­щую сред­не­го об­ра­зо­ва­ния, при­хо­дит­ся по 3,61 ре­бен­ка,
со сред­ним об­ра­зо­ва­ни­ем – 2,3, с выс­шим – 0,33 ре­бен­ка. Сей­час в Ис­па­нии в сред­нем на жен­щи­ну при­хо­дит­ся 1,09 ре­бен­ка, в Рос­сии – 1,3. В свя­зи с не­дос­та­точ­ным ко­ли­че­ст­вом ра­бот­ни­ков Ис­па­ния
за­во­зит спе­циа­ли­стов в сель­ское хо­зяй­ст­во, про­мыш­лен­ность, ту­ризм, но пре­ж­де все­го в ин­фор­ма­ти­ку (Ко­бо, 2000).

Ре­гу­ли­ро­ва­ние де­мо­гра­фи­че­ской си­туа­ции в стра­не – это слож­ный, труд­но управ­ляе­мый про­цесс, ко­то­рый на­чи­на­ет ска­зы­вать­ся толь­ко по ис­те­че­нии де­сят­ков лет при реа­ли­за­ции со­от­вет­ст­вую­щих эко­но­ми­че­ских, со­ци­аль­ных, по­ли­ти­че­ских ус­ло­вий, при оп­ре­де­лен­ной нрав­ст­вен­но-мо­раль­ной об­ста­нов­ке в об­ще­ст­ве. Ста­ло аб­со­лют­но яс­ным, что в по­след­ние 25–30 лет этот во­прос наи­бо­лее за­мет­но ре­ша­ет­ся на ре­ли­ги­оз­но-эт­ни­че­ском уров­не: чис­лен­ность на­се­ле­ния за счет вы­со­кой ро­ж­дае­мо­сти уве­ли­чи­ва­ет­ся в ре­гио­нах стра­ны с пре­об­ла­да­ни­ем му­суль­ман­ско­го на­се­ле­ния. Уме­ст­но ска­зать, что ана­ло­гич­ные про­цес­сы, с со­от­вет­ст­вую­щи­ми по­прав­ка­ми, про­ис­хо­дят в ев­ро­пей­ских стра­нах: в Гер­ма­нии уве­ли­чи­ва­ет­ся чис­лен­ность ту­рок и ал­бан­цев, во Фран­ции – ара­бов и т.п.

При фор­ми­ро­ва­нии де­мо­гра­фи­че­ской по­ли­ти­ки в субъ­ек­тах РФ ре­ли­ги­оз­но-эт­ни­че­ско­му ас­пек­ту не при­ня­то уде­лять вни­ма­ния, по­сколь­ку боль­шин­ст­во ра­бот­ни­ков ад­ми­ни­ст­ра­ций бо­ят­ся об­ви­не­ний в ре­ли­ги­оз­ной не­тер­пи­мо­сти, сгу­ще­нии кра­сок в во­про­се на­цио­наль­но­го со­ста­ва ре­гио­нов и т.п. При всей слож­но­сти про­бле­мы ор­га­ны вла­сти и управ­ле­ния ре­гио­на долж­ны, на наш взгляд, иметь соб­ст­вен­ные под­хо­ды к ре­гу­ли­ро­ва­нию дан­ных про­цес­сов. Сей­час и в Ал­тай­ском крае, и в дру­гих при­гра­нич­ных тер­ри­то­ри­ях Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции прак­ти­че­ски ни од­на эко­но­ми­че­ская струк­ту­ра вла­сти не мо­жет на­звать дос­то­вер­ную циф­ру о чис­лен­но­сти ино­стран­но­го на­се­ле­ния. На­при­мер, са­мые серь­ез­ные рас­хо­ж­де­ния име­ют ме­сто в циф­рах, ха­рак­те­ри­зую­щих чис­лен­ность ки­тай­цев
в Амур­ской об­лас­ти, – от 50 тыс. до 200 тыс. чел. Дан­ные, что в Ал­тай­ском крае 4,5 тыс. ино­стран­ных ра­бо­чих, вы­зы­ва­ют боль­шие со­мне­ния.

К со­жа­ле­нию, де­мо­гра­фи­че­ская об­ста­нов­ка на Ал­тае и в даль­ней­шем бу­дет, по на­шим рас­че­там, ухуд­шать­ся. Ес­ли в на­ча­ле 2000-х гг. на двух ра­бо­таю­щих при­хо­дил­ся один пен­сио­нер, то че­рез 20–25 лет при со­хра­не­нии су­ще­ст­вую­щих тен­ден­ций в ро­ж­дае­мо­сти это со­от­но­ше­ние бу­дет один к од­но­му.

В кон­це 80-х – на­ча­ле 90-х гг. в Ал­тай­ский край был зна­чи­тель­ный при­ток бе­жен­цев и вы­ну­ж­ден­ных пе­ре­се­лен­цев. Во вто­рой по­ло­ви­не 90-х гг. си­туа­ция из­ме­ни­лась: на­ме­ти­лось по­сте­пен­ное сни­же­ние ми­гра­ци­он­но­го при­то­ка с 8,1 тыс. чел. в 1997 г. до 2,2 тыс. чел. в 2000 г., а с 2001 г. в крае сло­жи­лось от­ри­ца­тель­ное саль­до ми­гра­ции с пре­об­ла­да­ни­ем вы­ез­да лю­дей в тру­до­спо­соб­ном воз­рас­те.

Мно­го жи­те­лей края уез­жа­ет в дру­гие ре­гио­ны стра­ны: Мо­ск­ву и Мо­с­ков­скую об­ласть, Крас­но­дар­ский край, Ке­ме­ров­скую об­ласть и проч. Во внут­ри­рос­сий­ской ми­гра­ции Ал­тай­ский край в на­стоя­щее вре­мя яв­ля­ет­ся ре­гио­ном-до­но­ром. За 2005 г. ми­гра­ци­он­ная убыль со­хра­ня­ет­ся со все­ми фе­де­раль­ны­ми ок­ру­га­ми, кро­ме Даль­не­во­сточ­но­го. Наи­боль­ший ми­гра­ци­он­ный от­ток на­блю­да­ет­ся в тер­ри­то­рии Цен­траль­но­го и Си­бир­ско­го фе­де­раль­ных ок­ру­гов.
С 2001 г., че­рез де­сять лет пе­ре­ры­ва, на­се­ле­ние вновь ста­ло уез­жать из края в по­ис­ках луч­ших ус­ло­вий жиз­ни.

В 2005 г. из края вы­еха­ли 4701 чел. в дру­гие стра­ны, а прие­ха­ли – 5994 чел. Ми­гра­ци­он­ный при­рост – 1293 чел. В 1,5 раза за этот год уве­ли­чил­ся ми­гра­ци­он­ный при­рост из го­су­дарств-уча­ст­ни­ков СНГ. 67,2% (2,5 тыс. чел.) это­го при­рос­та со­ста­ви­ли им­ми­гран­ты из Ка­зах­ста­на, 17% (0,6 тыс. чел.) – из Кир­ги­зии, 10,1% – из Уз­бе­ки­ста­на. От­ри­ца­тель­ное саль­до ми­гра­ции от­ме­че­но с Бе­ло­рус­си­ей.

По дан­ным Тер­ри­то­ри­аль­но­го ор­га­на го­су­дар­ст­вен­ной ста­ти­сти­ки по Ал­тай­ско­му краю за по­след­ние 15 лет на Ал­тай из со­пре­дель­но­го Ка­зах­ста­на при­бы­ло око­ло 180 тыс. чел., в про­ти­во­по­лож­ном на­прав­ле­нии вы­бы­ло 50 тыс. чел. Еже­год­но в ре­гио­не осе­да­ет от 7 до 11% им­ми­гран­тов из Ка­зах­ста­на в Рос­сию (По­сто­ян­ные
и вре­мен­ные ми­гра­ции ме­ж­ду Ал­тай­ским кра­ем и Ка­зах­ста­ном, 2005, с. 7).

По­зи­тив­ное воз­дей­ст­вие ми­гра­ции с Ка­зах­ста­ном про­яв­ля­ет­ся в улуч­ше­нии де­мо­гра­фи­че­ской си­туа­ции и сис­те­мы рас­се­ле­ния в крае, за­ме­ще­нии не­пре­стиж­ных ра­бо­чих мест, рос­те эт­ни­че­ско­го и куль­тур­но­го мно­го­об­ра­зия, раз­ви­тии не­тра­ди­ци­он­ных про­из­водств, уве­ли­че­нии чис­лен­но­сти на­се­ле­ния. В ре­зуль­та­те ми­гра­ций по­вы­ша­ет­ся плот­ность на­се­ле­ния в сель­ских рай­онах Ал­тая, улуч­ша­ет­ся воз­рас­тная струк­ту­ра на­се­ле­ния ре­гио­на, уве­ли­чи­ва­ет­ся чис­лен­ность дет­ско­го и тру­до­спо­соб­но­го на­се­ле­ния. За счет ми­гра­ции край при­об­ре­та­ет бо­лее ка­че­ст­вен­ную ра­бо­чую си­лу, об­ла­даю­щую по­вы­шен­ной тру­до­вой ак­тив­но­стью. От­ри­ца­тель­ное влия­ние ми­гра­ции вы­ра­жа­ет­ся в рос­те на­груз­ки на ин­фра­струк­ту­ру, по­вы­ше­нии кон­ку­рен­ции на рын­ке тру­да, уве­ли­че­нии мас­шта­бов бед­но­сти и ни­ще­ты, по­вы­ше­нии уров­ня цен на жи­лье. Сре­ди не­га­тив­ных
по­след­ст­вий ми­гра­ций, осо­бен­но ее не­ле­галь­ных форм, сле­ду­ет от­ме­тить про­ти­во­прав­ную ком­мер­че­скую дея­тель­ность от­дель­ных
ми­гран­тов, дос­тав­ку и сбыт нар­ко­ти­ков, из­го­тов­ле­ние и про­да­жу ал­ко­голь­ных на­пит­ков, кон­тра­банд­ный вы­воз за ру­беж цвет­ных
ме­тал­лов, ле­кар­ст­вен­ных средств, ред­ких жи­вот­ных и птиц.

Все­го с 1990 по 2005 г. в край из-за его пре­де­лов прие­ха­ли 617665 чел., вы­бы­ли 528034 чел. Чис­лен­ность вы­ну­ж­ден­ных пе­ре­се­лен­цев на на­ча­ло 2006 г. со­ста­ви­ла 4756 чел. с на­ча­ла ре­ги­ст­ра­ции (дан­ные управ­ле­ния по де­лам ми­гра­ции Ал­тай­ско­го края).
Од­на­ко край в со­стоя­нии при­нять на по­ря­док боль­ше. При­ток ино­стран­ной ра­бо­чей си­лы на Ал­тай по срав­не­нию с со­сед­ни­ми и раз­ви­ты­ми ре­гио­на­ми Рос­сии не так зна­чи­те­лен. Мно­гие ино­стран­ные ра­бо­чие при­бы­ва­ют в край не­ле­галь­но. Ино­стран­ная ра­бо­чая си­ла ис­поль­зу­ет­ся в крае в ос­нов­ном в АПК, строи­тель­ст­ве, тор­гов­ле и об­ще­ст­вен­ном пи­та­нии, других ком­мер­че­ских ви­дах дея­тель­но­сти. Сре­ди стран – экс­пор­те­ров ра­бо­чей си­лы на Ал­тай – вы­де­ля­ют­ся Ка­зах­стан, Тад­жи­ки­стан, Кир­ги­зия, Уз­бе­ки­стан, Ки­тай. В це­лом ино­стран­ная ра­бо­чая си­ла в Рос­сии при­вле­ка­ет­ся из 114 стран ми­ра. Пре­об­ла­даю­щий вид ми­гра­ции для стран ближ­не­го за­ру­бе­жья – тру­до­вая се­зон­ная ми­гра­ция ти­туль­но­го на­се­ле­ния в те­п­лое вре­мя го­да, а для даль­не­го за­ру­бе­жья – тру­до­вая ми­гра­ция на про­дол­жи­тель­ный срок. Рас­пре­де­ле­ние кво­ты на вы­да­чу ино­стран­ным гра­ж­да­нам при­гла­ше­ний на въезд в РФ и раз­ре­ше­ний на осу­ще­ст­в­ле­ние тру­до­вой дея­тель­но­сти на ее тер­ри­то­рии ха­рак­те­ри­зу­ет ми­гра­ци­он­ную си­туа­цию в ре­гио­нах Рос­сии. Сре­ди круп­ных по­тре­би­те­лей ино­стран­ной ра­бо­чей си­лы: эко­но­ми­че­ски раз­ви­тые ре­гио­ны (Мо­ск­ва и Мо­с­ков­ская об­ласть – 40000 и 11000 при­гла­ше­ний); по­гра­нич­ные с Ки­та­ем тер­ри­то­рии (При­мор­ский край – 15000 при­гла­ше­ний, Ха­ба­ров­ский край – 7510); ост­ро ну­ж­даю­щие­ся в при­то­ке тру­до­вых ре­сур­сов ре­гио­ны (Яма­ло-Не­нец­кий АО – 4760 при­гла­ше­ний). Для Ал­тай­ско­го края да­но раз­ре­ше­ние на 1000 при­гла­ше­ний, и кво­та ут­вер­жда­ет­ся по­ста­нов­ле­ни­ем Пра­ви­тель­ст­ва РФ. Со­глас­но Фе­де­раль­но­му за­ко­ну «О пра­во­вом по­ло­же­нии ино­стран­ных гра­ж­дан в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции» для ис­поль­зо­ва­ния ино­стран­ной ра­бо­чей си­лы ра­бо­то­да­тель дол­жен по­лу­чать раз­ре­ше­ние, а ино­стран­ный гра­ж­да­нин – иметь под­твер­жде­ние на пра­во тру­до­вой дея­тель­но­сти.

В на­стоя­щее вре­мя внеш­няя ми­гра­ция лиц тру­до­во­го воз­рас­та ми­ни­маль­но ре­гу­ли­ру­ет­ся пра­ви­тель­ст­вен­ны­ми струк­ту­ра­ми, и фак­ти­че­ски она кон­тро­ли­ру­ет­ся ча­ст­ны­ми фир­ма­ми. Рас­тет уг­ро­за рас­ши­ре­ния по­то­ков в стра­ну ми­гран­тов эт­ни­че­ски да­ле­ких от Рос­сии на­цио­наль­но­стей и вме­сте с ни­ми – даль­ней­шая кри­ми­на­ли­за­ция жиз­ни (нар­ко­ма­ния, пре­ступ­ность, про­сти­ту­ция, СПИД и проч.).

Рас­смат­ри­вая со­ци­аль­ную си­туа­цию в ре­гио­не, нель­зя не кос­нуть­ся во­про­са о на­цио­наль­ном со­ста­ве на­се­ле­ния. На Ал­тае свы­ше 92% на­се­ле­ния – рус­ские (по пе­ре­пи­си 1989 г. – 89%). За по­след­ние го­ды в крае зна­чи­тель­но умень­ши­лась чис­лен­ность нем­цев, не­смот­ря на то, что в ре­гио­не су­ще­ст­ву­ет один из двух в Рос­сии не­мец­ких на­цио­наль­ных рай­онов. До­ля ар­мян, азер­бай­джан­цев тад­жи­ков, цы­ган и не­ко­то­рых дру­гих на­цио­наль­но­стей ста­ла рас­ти.

На наш взгляд, на­рас­таю­щая на­цио­наль­ная од­но­род­ность не спо­соб­ст­ву­ет раз­ви­тию пред­при­ни­ма­тель­ст­ва на Ал­тае. Как по­ка­зы­ва­ет опыт раз­ных стран, тер­ри­то­рий, по­яв­ле­ние у них дру­гих
на­цио­наль­но­стей спо­соб­ст­ву­ет воз­рас­та­нию пред­при­ни­ма­тель­ской ак­тив­но­сти, в бу­ду­щем – при­то­ку ка­пи­та­ла из­вне. В юж­ную часть За­пад­ной Си­би­ри при­ез­жа­ет рус­скоя­зыч­ное на­се­ле­ние из Ка­зах­ста­на и быв­ших рес­пуб­лик Сред­ней Азии Со­вет­ско­го Сою­за, а для раз­ме­ще­ния на­цио­наль­но­стей дру­гих стран у нас нет нор­маль­ных эко­но­ми­че­ских и по­ли­ти­че­ских ус­ло­вий, на­блю­да­ет­ся боль­шая пси­хо­ло­ги­че­ская на­сто­ро­жен­ность ме­ст­но­го на­се­ле­ния. При сло­жив­шей­ся плот­но­сти на­се­ле­ния 15,1 чел. на 1 кв. км хва­ти­ло бы
зе­мель на мно­го ты­сяч же­лаю­щих прие­хать.

Сей­час есть оп­ре­де­лен­ная не­тер­пи­мость, на­пря­жен­ность по от­но­ше­нию к ази­ат­ским на­ци­ям: ки­тай­цам, вьет­нам­цам, пуш­ту­нам (аф­ган­цам) и др. Но ими­гра­ци­он­ные про­цес­сы ад­ми­ни­ст­ра­тив­но очень труд­но ос­та­но­вить, тем бо­лее, ко­гда Рос­сия всту­пит в ВТО. Со­вер­шен­но яс­но, что долж­но быть го­су­дар­ст­вен­ное ре­гу­ли­ро­ва­ние ми­гра­ци­и, но по­ка и в крае, и в це­лом в Си­бир­ском фе­де­раль­ном ок­ру­ге эти во­про­сы, на наш взгляд, вне ак­тив­но­го ин­те­ре­са управ­ляю­щих струк­тур.

На куль­тур­ный и ин­тел­лек­ту­аль­ный уро­вень на­се­ле­ния Ал­тай­ско­го края боль­шое влия­ние ока­за­ли по­след­ст­вия раз­лич­ных со­бы­тий по ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­му пе­ре­се­ле­нию гра­ж­дан, про­изо­шед­ших
в ХХ в. Так, в 40-е гг. (пе­ред вой­ной) в край бы­ли пе­ре­се­ле­ны на по­сто­ян­ное жи­тель­ст­во с по­те­рей мно­гих гра­ж­дан­ских прав не­сколь­ко де­сят­ков ты­сяч че­ло­век из Поль­ши, бал­тий­ских го­су­дарств и За­пад­ной Ук­раи­ны, ко­то­рые бы­ли при­сое­ди­не­ны к СССР в 1940 г.

Сре­ди них бы­ли по­ля­ки, ев­реи, ла­ты­ши, ли­тов­цы, эс­тон­цы, ук­ра­ин­цы, чей вы­со­кий об­ра­зо­ва­тель­ный ценз по­зи­тив­но ска­зы­вал­ся на по­вы­ше­нии об­ще­го куль­тур­но­го и про­из­вод­ст­вен­но­го уров­ня эко­но­ми­ки Ал­тая на про­тя­же­нии 20–30 лет. Мно­гие вра­чи, ин­же­не­ры, пре­по­да­ва­те­ли в ре­гио­не ро­ди­лись и вы­рос­ли в семь­ях этих пе­ре­се­лен­цев.

Во вре­мя вой­ны на Ал­тай бы­ли пе­ре­се­ле­ны сот­ни ты­сяч нем­цев, кал­мы­ков, че­чен­цев и др. Обыч­но они тру­ди­лись на тя­же­лых ле­со­за­го­то­ви­тель­ных, строи­тель­ных, сель­ских и иных ра­бо­тах. Не­мец­кое на­се­ле­ние при­рас­та­ло до кон­ца 80-х гг., а гра­ж­да­не дру­гих вы­слан­ных на­цио­наль­но­стей, как пра­ви­ло, вер­ну­лись в свои рес­пуб­ли­ки по­сле вос­ста­нов­ле­ния их ста­ту­сов в 50-е гг.


Таб­ли­ца 8.2

На­цио­наль­ный со­став на­се­ле­ния Ал­тай­ско­го края
по дан­ным Все­со­юз­ной пе­ре­пи­си на­се­ле­ния 1989 г.
и Все­рос­сий­ской пе­ре­пи­си 2002 г.
(чел.)

На­цио­наль­ность        
Все на­се­ле­ние   100,0   100,0
Азер­бай­джан­цы   0,15   0,22
Ал­тай­цы   0,18   0,07
Ар­мя­не   0,09   0,31
Баш­ки­ры   0,03   0,03
Бе­ло­ру­сы   0,43   0,32
Вьет­нам­цы   0,00   0,00
Гру­зи­ны   0,04   0,04
Ев­реи   0,07   0,04
Ка­за­хи   0,42   0,38
Кир­ги­зы   0,03   0,02
Ки­тай­цы   0,00   0,01
Ко­рей­цы   0,02   0,05
Ку­ман­дин­цы * н.д. н.д.   0,06
Ла­ты­ши   0,02   0,01
Ли­тов­цы   0,03   0,02
Мол­да­ва­не   0,07   0,06
Морд­ва   0,28   0,18
Нем­цы   4,82   3,05
По­ля­ки   0,04   0,04
Рус­ские   89,48   91,97
Тад­жи­ки   0,01   0,06
Та­та­ры   0,29   0,34
Турк­ме­ны   0,0   0,0
Уз­бе­ки   0,06   0,08
Ук­ра­ин­цы   2,85   2,02
Цы­га­не   0,10   0,13
Че­чен­цы   0,02   0,03
Чу­ва­ши   0,17   0,13

* В со­вет­ский пе­ри­од ал­тай­цы и ку­ман­дин­цы счи­та­лись од­ной на­цио­наль­но­стью.

При ос­вое­нии це­лин­ных зе­мель по­сле 1954 г. в се­ла Ал­тая прие­ха­ли де­сят­ки ты­сяч че­ло­век из ев­ро­пей­ской час­ти стра­ны, но боль­шин­ст­во из них не­дол­го про­жи­ли в крае и че­рез не­сколь­ко лет уе­ха­ли.

Оце­ни­вая по ис­те­че­нии вре­ме­ни влия­ние та­ких гро­мад­ных волн пре­бы­ваю­ще­го на­се­ле­ния на раз­ви­тие Ал­тай­ско­го края (не бе­ря во вни­ма­ние лич­ные че­ло­ве­че­ские тра­ге­дии), в це­лом од­но­знач­но мож­но ут­вер­ждать, что оно бы­ло по­зи­тив­ным.

Сей­час в край при­ез­жа­ют в ос­нов­ном рус­скоя­зыч­ные гра­ж­да­не, а так­же уве­ли­чи­ва­ет­ся ко­ли­че­ст­во при­бы­ваю­щих на по­сто­ян­ное жи­тель­ст­во ар­мян, азер­бай­джан­цев, ки­тай­цев, ко­то­рые ви­дят на Ал­тае боль­ше пер­спек­тив для сво­ей пред­при­ни­ма­тель­ской дея­тель­но­сти, чем на сво­ей ис­то­ри­че­ской ро­ди­не.

8.4. Соз­да­ние сис­те­мы со­ци­аль­ной за­щи­ты на­се­ле­ния

В Ал­тай­ском крае в 2005 г. 26,5% на­се­ле­ния име­ли до­ход ни­же про­жи­точ­но­го ми­ни­му­ма. Сред­не­рос­сий­ский по­ка­за­тель ра­вен 15,8%, в Ке­ме­ров­ской об­лас­ти – 15%, Том­ской – 18,7, Но­во­си­бир­ской об­лас­ти – 23,6%.

По со­стоя­нию на 1 ян­ва­ря 2006 г. в крае по­став­ле­но на учет 1,108 млн чел., ну­ж­даю­щих­ся в со­ци­аль­ной по­мо­щи, что со­став­ля­ет 43,5% от все­го на­се­ле­ния ре­гио­на. Не­смот­ря на рост до­хо­дов
на­се­ле­ния, чис­лен­ность этой ка­те­го­рии гра­ж­дан уве­ли­чи­ва­ет­ся (в 2005 г. – на 2%). Од­на­ко вы­зы­ва­ет со­мне­ние дос­то­вер­ность фор­ми­ро­ва­ния и эф­фек­тив­ность функ­цио­ни­ро­ва­ния еди­но­го фе­де­раль­но­го и крае­во­го ре­ги­ст­ров по­лу­ча­те­лей мер со­ци­аль­ной под­держ­ки, что мо­жет слу­жить при­чи­ной гро­мад­ных по­терь го­су­дар­ст­вен­ных де­нег.

К 2006 г. в ре­гио­не сло­жи­лась раз­ветв­лен­ная дос­та­точ­но эф­фек­тив­ная сис­те­ма ор­га­нов со­ци­аль­ной за­щи­ты и под­держ­ки не­тру­до­спо­соб­но­го на­се­ле­ния, бед­ных се­мей с деть­ми, пред­став­лен­ная пре­ж­де все­го крае­вы­ми, рай­он­ны­ми, го­род­ски­ми ко­ми­те­та­ми по со­ци­аль­ной за­щи­те на­се­ле­ния, ком­плек­сом уч­ре­ж­де­ний по пен­си­он­но­му и ме­ди­цин­ско­му об­слу­жи­ва­нию, ря­дом тер­ри­то­ри­аль­ных цен­тров по ока­за­нию ши­ро­ко­го кру­га со­ци­аль­ных ус­луг. Поя­ви­лись так­же уч­ре­ж­де­ния крае­во­го уров­ня, ока­зы­ваю­щие пси­хо­ло­ги­че­скую под­держ­ку об­ра­тив­шим­ся за по­мо­щью. В сис­те­му со­ци­аль­ной за­щи­ты на­се­ле­ния вхо­дят сле­дую­щие струк­ту­ры: Глав­ное управ­ле­ние Ал­тай­ско­го края по со­ци­аль­ной за­щи­те на­се­ле­ния и пре­одо­ле­нию по­след­ст­вий ядер­ных ис­пы­та­ний на Се­ми­па­ла­тин­ском по­ли­го­не, 77 рай­он­ных, го­род­ских ко­ми­те­тов, 126 уч­ре­ж­де­ний со­ци­аль­но­го об­слу­жи­ва­ния края, в том чис­ле 7 до­мов-ин­тер­на­тов для пре­ста­ре­лых и ин­ва­ли­дов, дом-ин­тер­нат для ве­те­ра­нов вой­ны, 29 до­мов-ин­тер­на­тов ма­лой вме­сти­мо­сти, 7 пси­хо­нев­ро­ло­ги­че­ских ин­тер­на­тов, 3 до­ма-ин­тер­на­та для ум­ст­вен­но от­ста­лых де­тей, 59 цен­тров со­ци­аль­ной по­мо­щи се­мье и де­тям, 2 со­ци­аль­но-реа­би­ли­та­ци­он­ных цен­тра для не­со­вер­шен­но­лет­них, 4 реа­би­ли­та­ци­он­ных цен­тра для де­тей с ог­ра­ни­чен­ны­ми воз­мож­но­стя­ми, 7 со­ци­аль­ных при­ютов для де­тей и под­ро­ст­ков, кри­зис­ный центр для муж­чин, кри­зис­ный центр для жен­щин, центр со­ци­аль­ной реа­би­ли­та­ции ин­ва­ли­дов и ве­те­ра­нов бое­вых дей­ст­вий, центр со­ци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ской реа­би­ли­та­ции на­се­ле­ния, центр со­ци­аль­ной реа­би­ли­та­ции для лиц без оп­ре­де­лен­но­го мес­та жи­тель­ст­ва, центр со­ци­аль­но­го об­слу­жи­ва­ния гра­ж­дан по­жи­ло­го воз­рас­та и ин­ва­ли­дов. Так­же
дей­ст­ву­ет ре­гио­наль­ный ин­сти­тут ме­ди­ко-эко­ло­ги­че­ских про­блем.
В сис­те­ме со­ци­аль­ной за­щи­ты края за­ня­то свы­ше 11 тыс. чел.

Струк­ту­ра со­ци­аль­ных вы­плат вы­гля­дит сле­дую­щим об­ра­зом: по­со­бия на ро­ж­де­ние ре­бен­ка; суб­си­дии; до­п­ла­ты к пен­си­ям за­слу­жен­ным ли­цам и го­су­дар­ст­вен­ным слу­жа­щим; по­со­бия на де­тей; вы­пла­ты в свя­зи с мо­не­ти­за­ци­ей льгот, на воз­ме­ще­ние вре­да здо­ро­вью ли­к­ви­да­то­рам ава­рии на Чер­но­быль­ской АЭС и ПО «Ма­як»; до­п­ла­ты к пен­си­ям фе­де­раль­ных слу­жа­щих; ряд ком­пен­са­ций и до­п­лат, ус­та­нов­лен­ных за­ко­но­да­тель­ст­вом РФ и Ал­тай­ско­го края о со­ци­аль­ной за­щи­те пен­сио­не­ров, ин­ва­ли­дов, дру­гих не­за­щи­щен­ных ка­те­го­рий гра­ж­дан.

По ре­ше­нию Ма­ло­го со­ве­та Алтайского крае­во­го Со­ве­та на­род­ных де­пу­та­тов от 1994 г. с це­лью осу­ще­ст­в­ле­ния бо­лее эф­фек­тив­ной со­ци­аль­ной за­щи­ты на­се­ле­ния края бы­ло вы­де­ле­но 10 ка­те­го­рий ма­ло­иму­щих, чей со­во­куп­ный до­ход ни­же ус­та­нов­лен­но­го за­ко­но­да­тель­ст­вом ми­ни­маль­но­го раз­ме­ра оп­ла­ты тру­да, оп­ре­де­ле­ны до­пол­ни­тель­ные ис­точ­ни­ки фор­ми­ро­ва­ния средств крае­во­го фон­да со­ци­аль­ной под­держ­ки на­се­ле­ния и схе­мы их рас­пре­де­ле­ния. Го­род­ские, рай­он­ные Со­ве­ты на­род­ных де­пу­та­тов, ад­ми­ни­ст­ра­ции го­ро­дов и рай­онов при­ме­ня­ют прак­ти­ку ока­за­ния кон­крет­ной ад­рес­ной со­ци­аль­ной по­мо­щи ма­ло­иму­щим сло­ям на­се­ле­ния,
в ка­ж­дом го­ро­де, рай­цен­тре, на тер­ри­то­ри­ях ка­ж­до­го сель­ско­го
Со­ве­та от­кры­ты ма­га­зи­ны «Ве­те­ран», «За­бо­та» или их от­де­лы для об­слу­жи­ва­ния лиц, ну­ж­даю­щих­ся в со­ци­аль­ной под­держ­ке.

Од­ним из важ­ных на­прав­ле­ний дея­тель­но­сти уч­ре­ж­де­ний со­ци­аль­ной за­щи­ты на­се­ле­ния яв­ля­ет­ся ад­рес­ная со­ци­аль­ная по­мощь и под­держ­ка ма­ло­обес­пе­чен­ных се­мей с деть­ми, не­тру­до­спо­соб­ных пен­сио­не­ров и ин­ва­ли­дов, дру­гих ка­те­го­рий гра­ж­дан, по­пав­ших
в труд­ную жиз­нен­ную си­туа­цию.

В 2005 г. в крае со­ци­аль­ную под­держ­ку в раз­лич­ных фор­мах по­лу­чи­ли 1 млн 152 тыс. чел. Еже­ме­сяч­ные де­неж­ные вы­пла­ты бы­ли ис­точ­ни­ка­ми до­пол­ни­тель­ных до­хо­дов у 308 тыс. чел. Со­ци­аль­ные вы­пла­ты в 2004 г. со­ста­ви­ли 1,2 млрд руб., в 2005 г. – 2,9 млрд руб. В 2006 г. на 34 ви­да вы­плат и пре­дос­тав­ле­ние 12 мер со­ци­аль­ной под­держ­ки в на­ту­раль­ном вы­ра­же­нии пре­ду­смот­ре­но 5,4 млрд руб.

На Ал­тае объ­ем средств, за­тра­чен­ных в 2005 г. на ад­рес­ную по­мощь, по крае­вым и му­ни­ци­паль­ным про­грам­мам со­ста­вил 288,7 млн руб. Сред­ний раз­мер на од­но­го по­лу­чив­ше­го в 2005 г. со­ста­вил 3071 руб., что поч­ти в 2 раза боль­ше по срав­не­нию с 2004 г. Еже­ме­сяч­ные по­со­бия на де­тей по­лу­ча­ли 315 тыс. чел, а об­щая сум­ма
за­трат крае­во­го бюд­же­та на эти це­ли со­ста­ви­ла 444,6 млн руб.

Боль­ше все­го средств в ка­че­ст­ве ад­рес­ной со­ци­аль­ной по­мо­щи в 2005 г. на­прав­ля­лось на суб­си­дии на оп­ла­ту жи­лья и ком­му­наль­ных ус­луг – 1,8 млрд руб. (в 2004 г. – 333 млн руб.). С уче­том дан­но­го фак­та, а так­же в свя­зи с ре­фор­мой жи­лищ­но-ком­му­наль­но­го хо­зяй­ст­ва в дея­тель­но­сти ор­га­нов со­ци­аль­ной за­щи­ты воз­рас­та­ет зна­че­ние со­вер­шен­ст­во­ва­ния ад­рес­ной со­ци­аль­ной по­мо­щи ма­ло­обес­пе­чен­ным ка­те­го­ри­ям на­се­ле­ния, бо­лее обос­но­ван­но­го пре­дос­тав­ле­ния суб­си­дий на оп­ла­ту жи­лья и ком­му­наль­ных ус­луг, сжи­жен­но­го га­за и соз­да­ния ба­зы дан­ных жи­те­лей края, ну­ж­даю­щих­ся в их по­лу­че­нии.

Ме­ры со­ци­аль­ной под­держ­ки раз­лич­ных ка­те­го­рий ма­ло­обес­пе­чен­ных гра­ж­дан на Ал­тае осу­ще­ст­в­ля­ют­ся в со­от­вет­ст­вии с ФЗ «О го­су­дар­ст­вен­ной со­ци­аль­ной по­мо­щи» и крае­вой це­ле­вой про­грам­мой «Ад­рес­ная со­ци­аль­ная по­мощь ма­ло­иму­щим гра­ж­да­нам
и семь­ям с деть­ми на 2003–2005 го­ды».

В крае, в си­лу боль­шо­го чис­ла за­ня­тых в сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ном про­из­вод­ст­ве, а так­же ра­бо­таю­щих в лич­ных под­соб­ных хо­зяй­ст­вах, пен­си­он­ная про­бле­ма бо­лее зна­чи­тель­на в срав­не­нии с дру­ги­ми ре­гио­на­ми стра­ны. Соб­ст­вен­ных от­чис­ле­ний для вы­пла­ты пен­сий 687 тыс. чел. не хва­та­ет. Ана­ло­гич­но то­му, как в бюд­жет края по­сту­па­ют зна­чи­тель­ные до­та­ции из фе­де­раль­но­го бюд­же­та, так и крае­вой пен­си­он­ный фонд поч­ти пол­но­стью за­ви­сит от пе­ре­чис­ле­ний из Пен­си­он­но­го фон­да Рос­сии.

Из-за ма­ло­мощ­но­сти ал­тай­ских бан­ков де­неж­ные на­ко­п­ле­ния пен­сио­не­ров Ал­тая смо­гут ак­ку­му­ли­ро­вать­ся толь­ко в сто­лич­ных бан­ках, по­сколь­ку по за­ко­но­про­ек­ту о раз­ме­ще­нии пен­си­он­ных
на­ко­п­ле­ний по­след­ние мо­гут раз­ме­щать­ся в бан­ках, имею­щих ге­не­раль­ную ли­цен­зию, ус­тав­ный ка­пи­тал не ме­нее 500 млн руб., соб­ст­вен­ные сред­ст­ва не ме­нее 5 млрд руб., пе­ри­од дея­тель­но­сти с мо­мен­та ре­ги­ст­ра­ции не ме­нее пя­ти лет, по­ло­жи­тель­ные фи­нан­со­вые ре­зуль­та­ты за про­шлый от­чет­ный год и пе­ри­од те­ку­ще­го го­да,
на­ли­чие по­ло­жи­тель­но­го ау­ди­тор­ско­го за­клю­че­ния за пре­ды­ду­щий год, со­блю­де­ние нор­ма­ти­вов ЦБ РФ, от­сут­ст­вие санк­ций и за­дол­жен­но­стей по кре­ди­там, ра­нее пре­дос­тав­лен­ным ЦБ РФ, и про­цен­там по ним, от­сут­ст­вие за­дол­жен­но­сти по пла­те­жам в со­от­вет­ст­вую­щие бюд­же­ты и вне­бюд­жет­ные фон­ды. В пер­спек­ти­ве та­кие осо­бен­но­сти фор­ми­ро­ва­ния пен­си­он­ных фон­дов мо­гут вы­звать
у ре­гио­наль­ных вла­стей оп­ре­де­лен­ные слож­но­сти, вклю­чая до­ро­го­виз­ну пре­дос­тав­ляе­мых ус­луг.

На 1 ян­ва­ря 2006 г. в крае про­жи­ва­ли 704,5 тыс. пен­сио­не­ров, в том чис­ле 217,9 тыс. ин­ва­ли­дов. С 2002 г. чис­лен­ность по­след­них уве­ли­чи­ва­ет­ся. Об­слу­жи­ва­ние по­жи­лых лю­дей и ин­ва­ли­дов в сис­те­ме со­ци­аль­ной за­щи­ты за­ни­ма­ет наи­боль­шее ме­сто.

Од­ной из ад­рес­ных форм со­ци­аль­ной под­держ­ки се­мей с деть­ми яв­ля­ют­ся еже­ме­сяч­ные по­со­бия на де­тей. В кон­це 90-х – на­ча­ле 2000-х гг. со­хра­ня­лась слож­ная си­туа­ция с их вы­пла­той, что при­ве­ло к боль­шой сум­ме за­дол­жен­но­сти. С 2003 г. по­со­бия вы­пла­чи­ва­ют­ся ре­гу­ляр­но.

По дан­ным Гла­вал­тай­соц­за­щи­ты, на 1 ян­ва­ря 2006 г. в крае на­счи­ты­ва­лось 251 тыс. се­мей с деть­ми, ну­ж­даю­щих­ся в по­мо­щи, что со­ста­ви­ло свы­ше чет­вер­ти всех се­мей ре­гио­на. Из них бы­ло
по­став­ле­но на учет для ока­за­ния со­ци­аль­ной под­держ­ки 353,1 тыс. де­тей (57,7% де­тей из 37,4% се­мей). В 2005 г. они по­лу­чи­ли по­мощь в раз­ме­ре 108,8 млн руб., в рас­че­те на од­но­го ре­бен­ка – 450 руб. Око­ло 60% де­тей края про­жи­ва­ет в семь­ях, ко­то­рые име­ют до­хо­ды ни­же про­жи­точ­но­го ми­ни­му­ма. Од­ной из са­мых слож­ных и труд­но­ре­шае­мых за­дач яв­ля­ет­ся по­мощь де­тям-ин­ва­ли­дам, ко­то­рых в крае 11,8 тыс. чел. в 10,8 тыс. семь­ях. В струк­ту­ре ин­ва­лид­но­сти де­тей пре­об­ла­да­ет пси­хо­нев­ро­ло­ги­че­ская па­то­ло­гия (43,6%).

В ря­де го­ро­дов и рай­онов ко­ми­те­ты по со­ци­аль­ной за­щи­те на­се­ле­ния со­вме­ст­но со струк­ту­ра­ми по об­ра­зо­ва­нию, за­ня­то­сти, куль­ту­ре, РОВД, по фи­зи­че­ской куль­ту­ре и спор­ту, здра­во­охра­не­нию, а так­же во­ен­ко­ма­та­ми со­став­ля­ют гра­фи­ки вы­хо­дов и вы­ез­дов по тер­ри­то­рии с це­лью вы­яв­ле­ния без­над­зор­ных и бес­при­зор­ных де­тей, а так­же ну­ж­даю­щих­ся в по­мо­щи со сто­ро­ны ор­га­нов вла­сти и т.п. На наш взгляд, бо­лее дос­то­вер­ной ин­фор­ма­ци­ей о ко­ли­че­ст­ве бес­при­зор­ных долж­ны об­ла­дать во­ен­ко­ма­ты, так как эф­фек­тив­ность их ра­бо­ты по при­зы­ву в ар­мию на­пря­мую за­ви­сит от дан­ных по­ка­за­те­лей. Для вре­мен­но­го пре­бы­ва­ния без­над­зор­ных и бес­при­зор­ных под­ро­ст­ков в не­ко­то­рых цен­траль­ных рай­он­ных боль­ни­цах вы­де­ля­ют­ся по­сто­ян­ные кой­ко-мес­та.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...