Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стадии психологического консультирования




 

Процессуальный анализ консультации предполагает выделение ее динамики, которая состоит из стадий, ступеней, шагов, причем следует различать динамику отдельной консультации и длительного консультативного процесса. Для осмысления динамики последнего можно воспользоваться сравнением с переездом или путешествием (Е. Доценко) и на языке такой метафоры охарактеризовать этапы, особенности исполнения ролей и характер распределения ответственности между участниками.

При первой встрече с консультантом клиент, испытывающий некие затруднения и нуждающийся в помощи со стороны, как правило, просит избавить его от них. Поэтому сначала его в большей степени можно рассматривать как беглеца, чем как путешественника. Психолог по просьбе клиента помогает решить следующие задачи:

1) выяснить, где находится клиент (в чем состоит суть его проблемы);

2) решить, в каком направлении необходимо двигаться клиенту (что делать);

3) помочь клиенту следовать в этом направлении (как это сделать).

Процесс решения первой задачи можно назвать сбором информации о клиенте и его ситуации или психодиагностикой, третьей – реабилитацией или коррекцией. Для второй задачи готового термина нет, она решается в ходе соглашения между клиентом и консультантом. Условно этот этап можно назвать ответственным решением или выбором пути.

Конечно же, при консультировании можно действовать по-разному. К примеру, при решении первой задачи в зависимости от того, к какой школе принадлежит консультант, используются экспертиза, совместное исследование и поддержка.

При экспертизе диагностическое заключение дает психолог. Это происходит в том случае, когда информация получена с помощью тестов, опросников и других диагностических методик или когда консультант предлагает клиенту определенную интерпретацию ситуации и доказывает ее справедливость.

Совместное исследование возможно тогда, когда понимание сути проблемы клиента приходит в процессе интервью, в ходе которого клиент излагает собственное понимание проблемы. Конечно, догадки и открытия клиента, сделанные во время расспросов, являются достижением обоих. Здесь имеет значение и умение психолога задавать вопросы, и полнота знания проблемной области клиентом, и готовность «извлекать ответы». В результате совместной работы по исследованию проблемы клиента у него, как правило, появляется новое видение, новый взгляд на жизненные затруднения. В таком диалоге клиент более активен и самостоятелен, чем в случае экспертизы, но, естественно, не возникает полной симметричности отношений. Консультант остается «ведущей стороной», так как именно он определяет, как и о чем спрашивать, и с помощью различных психотехник (техники активного слушания, метамодели языка, правил построения вопросов и др.) направляет беседу в нужное русло.

При поддержке основные выводы делает клиент, он же задает и порядок обсуждения различных тем. Консультант при этом выступает как заинтересованный слушатель, вся активность которого направлена на то, чтобы понять содержание, логику изложения, вчувствоваться в переживания собеседника и как бы погрузиться в поток его основных смыслов. Клиент при поддержке психолога сам создает своеобразный психотерапевтический миф, то есть логику объяснения сути проблемы, сам обосновывает причины происходящего, мотивы и механизм желательных изменений. Такой подход целесообразен при работе недирективного консультанта с достаточно опытными клиентами, ранее уже работавшими с ними.

Определение «места, куда хочет прийти клиент», или направление движения – это второйважный момент консультации. Именно здесь, если вспомнить приведенную ранее метафору, «беглец превращается в путника», который движется в определенном направлении. Он обретает ясность цели и четкость намерений. Осознает это консультант или нет (лучше, разумеется, если осознает) каждый раз вслед за пониманием сути проблемы он принимает решение, определяет, в каком направлении они с клиентом будут двигаться дальше. В зависимости от того, кто и как принимает это решение (психолог единолично или вместе с клиентом), можно выделить следующие подходы:

· указание – психолог самостоятельно принимает решение о том, что именно необходимо клиенту и в каком направлении двигаться дальше;

· соглашение – психолог не только спрашивает у клиента, «куда ему надо», но и договаривается о характеристиках желаемого результата и сотрудничестве на пути к нему (такой подход во многих направлениях работы гуманистически ориентированной психологии получил название контрактного);

· согласие – психолог соглашается с первым приемлемым заказом клиента, не подвергая его сомнению (по принципу «клиент всегда прав»), однако такой подход малоэффективен.

Соответственно избранному подходу распределяется ответственность междуклиентом и консультантом за результаты консультирования и даже за судьбу самого клиента.

На этапе собственно психологической помощи вновь встают непростые вопросы: кто проделает основную работу? Как будет распределена ответственность за качество и характер произведенных в личности клиента изменений? Все разнообразие стратегий и приемов преобразующего психологического воздействия можно расположить на условной шкале.

1. Квалифицированное вмешательство или «карета подана». Эта стратегия предполагает ярко выраженные субъект - субъектные отношения, при которых отношения клиента и психолога уподобляются отношениям ребенка и авторитарного родителя. Конечно, уподобившийся родителю консультант «лучше знает, что для ребенка будет хорошо» и активно действует. Такое поведение психолога полностью избавляет клиента от самостоятельных усилий, снимает с него всякую ответственность.

2. Помощь или «совместное путешествие». В этом случае консультант выступает как «проводник по сложной местности». Обязанности распределяются следующим образом: клиент знает о своей «территории» значительно больше консультанта, зато последний понимает, как такие «территории осваивать» и как сделать «совместное путешествие» наиболее безопасным и результативным. Кроме того, психолог учит клиента основным навыкам работы по самопониманию и преодолению подобных трудностей в дальнейшем. По мере обучения клиента и появления позитивных изменений расширяется «зона свобод клиента» и возрастает степень его самостоятельности.

3. Сотрудничество и взаимопомощь. При выборе этой стратегии консультант стремиться видеть мир глазами клиента и все необходимое делать его руками. В рамках договора он наводит клиента на ту или иную мысль, предлагает поэкспериментировать, совершить пробные действия, помогает осознать особенности собственных поступков, ошибки и успехи и т.п. Консультативный процесс напоминает «путешествие с опытным и доброжелательным наставником», который готов поделиться своим опытом и знаниями с новичком, а при необходимости и поддержать его.

4. Сопровождение. Консультант минимально, в основном морально, поддерживает усилия клиента: укрепляет его веру в свои силы, сочувствует при неудачах, радуется успехам. Нередко терпеливо наблюдает, как клиент барахтается в проблеме, стараясь не упустить критический момент, когда нужно будет оказать помощь.

Свою позицию в отношениях с клиентом на различных стадиях консультативного процесса каждому специалисту приходится выбирать самостоятельно.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

 

Говоря о практике психологического консультирования, можно выделить два основных аспекта:

· собственно воздействие, требующее специфических навыков и умений;

· отношения, на фоне которых происходит это воздействие.

Для несведущего стороннего наблюдателя консультативная беседа мало чем отличается от обычного разговора двух людей о жизни и смерти, любви и соперничестве, страданиях и непонимании, конфликтных ситуациях, однако ткань ее тщательно продумана и соткана из целой системы вполне определенных приемов или микротехник консультирования. Эти приемы веками вырабатывались в гуманистически ориентированной педагогической практике, управленческой деятельности и в обыденном общении. Предлагаемые техники могут стать практическим руководством для тех, кто стремиться овладеть навыками консультативной беседы.

1. Метод принятия.

Человек, пришедший на консультацию, может выйти из состояния растерянности, безысходности, тупика горьких мыслей и переживаний лишь в том случае, когда он почувствует, что его принимают таким, какой он есть. Американский психолог Т. Гордон пишет об этом следующее: «Это один из самых простых, но сильных парадоксов жизни: человек чувствует, что другой искренне принимает его, и начинает думать о том, что стоит измениться. Появляется желание расти, стать другим. … Принятие – это почва, на которой вырастают и крепнут побеги человеческих возможностей». Язык принятия помогает клиенту стать открытым, разделить свои чувства и проблемы с консультантом. Секрет успешных психологов – консультантов в том, что они умеют показать людям, которые к ним приходят за помощью, что искренне их принимают.

Помочь человеку почувствовать себя принимаемым можно, просто слушая его. Это приглашает встревоженного человека говорить о том, что его беспокоит, смягчает его отрицательные эмоции, усиливает проникновение в более глубокие чувства и сообщает ему: «Тебя принимают таким, какой ты есть, со всеми проблемами…». Можно сказать, что слушание является краеугольным камнем консультационного процесса, помогает установить доверие между его участниками и стимулировать активность клиента.

Т. Гордон выделяет четыре различных варианта слушания, которые дают психологу-консультанту возможность помочь человеку, имеющему проблемы.

1. Пассивное или нерефлексивное слушание – это, по существу, тишина, молчание, но не простое, а «внимающее», когда все внимание консультанта направлено на клиента. В зависимости от ситуации консультант может выражать понимание, поддержку или одобрение короткими фразами или междометиями (угу, да, конечно и т.п.), кивком головы и другими невербальными средствами (жестами, мимикой, взглядом).

2. Реакции признания, подтверждения. Этот прием, особенно хорош в паузах. Консультант использует вербальные и невербальные знаки, реплики, намеки, которые означают, что он действительно настроен на волну говорящего. Кивание головой, наклон вперед, улыбка, нахмуривание, откликающееся на то, что говорит клиент, дают ему понять, что его действительно слушают. Вербальные реплики («Угу», «О-о», «Я понимаю») также сообщают, что консультант внимателен, заинтересован и сопровождает человека в процессе самораскрытия, то есть можно продолжать беседу.

3. «Открывание дверей». Так принято называть дополнительные поощрения, которые нужны для того, чтобы помочь пришедшему на консультацию человеку начать говорить или стать более открытым. Вот несколько примеров: «Не хотите ли Вы более подробно рассказать об этом?», «Это интересно… Вы хотели бы продолжить;», «Похоже, это глубоко затронуло Ваши чувства…». Все эти реплики являются открытыми вопросами или утверждениями. Они не содержат в себе оценки того, о чем говориться.

Все три приема слушания относительно пассивны. Они более всего подходят к напряженным ситуациям. Люди, переживающие жизненный кризис, ищут в консультанте на начальной стадии работы «зеркало», «резонатора», а не советчика, ведь им нужно быть услышанными и понятыми. Когда же эта задача решена, и клиент уже стремится разрешить свою проблему, необходимы другие приемы слушания.

Активное или рефлексивное слушание помогает понять, что стоит за тем или иным высказыванием человека. Когда консультант слушает клиента активно, он занимается анализом его забот, затруднений, чувств, расшифровывает смыслы его сообщений, выявляет их реальное значение.

Кратко охарактеризуем приемы активного рефлексивного слушания, которыми необходимо владеть консультанту.

· Выяснение – обращение к говорящему за уточнением: «Правильно ли я понял, что Вы имеете в виду…», «Вы именно так думаете?» и т.п.

· Перефразирование – консультант выражает мысль клиента или его чувства другими словами, как бы уточняя смысл сказанного и степень его понимания. Фраза консультанта в этом случае может начинаться со слов: «Таким образом…», «Говоря другими словами…», «Если я правильно понял…», «По Вашему мнению…», «Вы можете поправить меня, если я ошибаюсь, но из Ваших слов я понял…» – и дальше своими словами консультант излагает суть проблемы человека и содержание его высказывания. Если клиент ответит «Да», «Угу» или что-то подобное, значит предположение консультанта справедливо.

· Отражение чувств, или так называемое «эмпатическое слушание» – консультант, по образному выражению Ф. Василюка, настроен на пеленг не рассказа о чувствах, а на испытываемое чувство рассказчика.

Схематически эту технику можно описать следующим образом: во время звучания речи клиента психолог всматривается в собеседника, вслушивается и вчувствывается в несказанную часть монолога. Он стремится уловить звучащее в высказывании собеседника актуальное переживание и определить его, «назвать» его собеседнику. При этом вовсе необязательно «попадать в десятку» – клиент, как правило, дальше сам продолжает работу по наименованию, уточнению чувства и его осознанию. «Эмпатичный терапевт, - писал К. Роджерс, - проницательно угадывает смысл состояния, переживаемого клиентом в данный конкретный момент, и указывает на этот смысл, чтобы помочь клиенту сконцентрироваться на нем и побудить его к дальнейшему полному и беспрепятственному переживанию» (К. Роджерс, 1984). Этот прием призван показать клиенту, что консультант его понимает, но не только это – он также помогает клиенту осознать собственные чувства. Вступительные фразы консультанта могут быть такими: «Мне кажется, что Вы чувствуете…», «То есть Вы испытываете чувство…», «Вы, кажется, раздражены…» и др.

· Резюмирование – используется в продолжительных беседах, чтобы привести фрагменты разговора в смысловое единство и подытожить основные идеи и чувства говорящего. Это можно сделать с помощью таких фраз: «Как я понимаю, Вашей основной идеей является…», «Если теперь подытожить сказанное Вами…» и др.

Если психолог-консультант освоит методы наблюдения и выслушивания, и научится понимать клиента, то у него появится прочный фундамент для построения консультативного процесса.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...