Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Людей, обращавшихся за психологической помощью




Выделите, какие темы представлены в следующих высказываниях, обоснуйте свой ответ через анализ смысловых единиц текста:

Текст 1. «Мне трудно говорить, я сама врач. Я понимаю, что со мной. У меня депрессия, невроз с детскими корнями, астения, второй год уже такое состояние. Лечение ничего не дало, потом стало еще хуже. Все социальные проблемы очень действуют. Работа сложная, семейная ситуация сложная. Найти способы противостоять не могу, все давит, раздражает.

Завтра муж приезжает из командировки. Стала агрессивна, ругаюсь по-хамски, хочу побить всех…Боюсь мужа потерять, все время командировки у него…

Мать больная, старая, с нами живет. Все беседы перекладывает на меня. Ее страдания перекладывает на меня, склероз у нее, все время меня достает. Я все сама, все кручусь – магазины, уборка, стирка и т.д. Все сама. Дочь далеко, за нее сердце болит. За все боюсь. С мужем говорить напрасно, одни командировки у него на уме, в одни и те же места всегда ездит. Муж увлечен работой, меня не замечает… Я человек самолюбивый. Почему у меня появилось отгорожение от людей? От близких? Научите противостоять хамству. Есть ли для меня нормальный путь?» (И. 47 лет).

Текст 2. (Бабушка о внучке 7 лет): «Она очень подвижная от рождения. Когда ей было две недели, уже передвигалась в кроватке. Невнимательная, когда к ней обращаешься, не слышит с первого раза. Только и понимает, когда повысишь голос. Очень добрая, очень любит животных, но подруг у нее нет. Часто жалуется, что с ней никто не дружит. Как-то сказала, что дружит сама с собой. Может драться с детьми, ее тоже бьют.

Беспокоит многое – неусидчивая, невнимательная, в школе часто жалуются на непослушание.

Последнее время скучает по маме: родители в разводе, мать ушла, девочка осталась с отцом. Полгода жила с ним, а потом сын привез ее к нам. Здесь ей поставили диагноз – сколиоз поясничного отдела позвоночника. Посещает школу-интернат. Суббота и воскресенье у нее свободны, и она у нас – это невыносимо.

В школе днем спит плохо, ее за это наказывают, может на уроки опоздать, без разрешения уйти с занятий, но это бывает не часто.

Мне кажется, что ее в школе учительница не понимает, говорит, что она трудный ребенок, да и нам с ней не сладить. Ее наказывать бесполезно – она лучше не становится. А учится она неплохо, стихи запоминает мгновенно, но мешает неусидчивость, невнимательность».

 

Задания на определение задач взаимодействия по высказываниям людей, обратившихся к психологу

Напоминание: при выполнении задания пользуйтесь понятием задач взаимодействия. Лучше выполнять его в группе, прибегая к коллективному обсуждению возможного решения.

Задание 1.

Определите по высказыванию задачу взаимодействия с психологом. Докажите свое решение.

1.«Не могу поверить, что сама ничего не смогла сделать, вот пришла просить помощи у чужого человека, чтобы дела в семье поправить».

2.«Он очень боится оставаться дома. Мы уже его убеждали, что ничего страшного нет, но он как будто не понимает этого».

3.«Я часто думала, что только близкие могут помочь в трудную минуту, но ошиблась».

4.«Все у нас есть. А вот радости, счастья – нет».

5.«Если бы кто сказал, что надо сделать, я бы все точно сделала»,

6.«Хотелось бы побольше узнать о себе».

7.«Думаю, что ревность – это болезнь. Может быть, Вы ее лечите?»

8. «Жили как люди, а тут все в один день рухнуло. Я уже не жена».

9.«Я же все для него, он у нас в семье лидер. Это ведь беда».

10.«А он сам сказал, что его тянет к мальчикам. Это ведь беда».

Задание 2.

Определите, какая из реплик психолога способствует структурированию предмета профессионального взаимодействия, а какая, по Вашему мнению, препятствует этому, поясните свои ответы, используя свое знание о свойствах психической реальности как предмета профессионального взаимодействия.

Реплики психолога:

1. «Ну, говорите, говорите хоть что-нибудь об этом».

2. «Разве с Вами, взрослым человеком, это было впервые?»

3. «Похоже, что Вы плохо ориентируетесь в конкретных фактах».

4. «Вам что, трудно вспомнить то, что было вчера?»

5. «Да, я это и сама увидела, не надо лишних слов, дальше…»

6. «Расскажите о нем подробнее…»

7. «Кто для Вас этот человек?»

8. «Было бы неплохо начать все заново…»

9. «Вы не верите мне?»

10. «Не вижу ничего необычного в Ваших словах».

11. «Да, это уже давно было известно Фрейду…»

12. «Говорите, говорите, это пойдет вам на пользу».

13. «Подробнее, пожалуйста, об учительнице Вашего сына».

14. «Я слушаю Вас».

Задание 3.

Определите по высказываниям психологов, какую позицию занимают они по отношению к другому человеку. При выполнении задания используйте понятия «Позиция на равных», «Позиция над…», «Позиция под…».

1. «Психолог - это профессия, формирующая личностные качества человека».

2. «Психолог – это профессия, которая изучает душу человека, его мысли, эмоции. Психолог должен помогать людям».

3. «Психолог – это профессия, необходимая в современной школе для нормальной практической работы».

4. «Психолог – это профессия, которая позволяет оказывать помощь людям, не знающим выхода из тупиковой ситуации, находить причины стрессов, недовольства собой и окружающими».

5. «Психолог – это профессия, которая мне нужна, она моя, я хочу понимать людей глубже, чем понимаю сейчас».

6. «Психолог – это профессия, предполагающая знание законов, особенностей психики разных типов людей и умение пользоваться своими знаниями для того, чтобы корректировать отношения, корректировать нежелательные моменты в поведении и мироощущении личности в сторону их улучшения».

7. «Психолог – это профессия, требующая ответственности, в первую очередь терпимости, знания о другом человеке, о себе и т.п.»

8. «Психолог – это профессия одержимых душой и увлеченно вдохновенных людей, это человековедение».

9. «Психолог – это профессия, требующая глубоких профессиональных знаний, практического опыта, глубокой ответственности за выполнение дела».

10. «Психолог – это профессия, которая позволяет глубже понять мотивы поступков и осознать все внутренние процессы, происходящие как с самим собой, так и с другими людьми».

11. «Психолог – это профессия, которая помогает людям познать себя, найти свое место в жизни».

12. «Психолог – это профессия, которая помогает узнать психику человека, его нравы. Обычаи, возможности, открывает много нового и неизвестного».

13. «Психолог – это профессия в данный момент очень нужная и необходимая нашему больному обществу».

14. «Психолог – это профессия, которая дает возможность правильно помогать людям в их проблемах, разбираться в самих себе, самораскрываться, самоутверждаться».

15. «Психолог – это профессия для людей, которые любят Человека, интересуются им, хотят изменить его жизнь (точнее, его отношение к жизни)».

16. «Психолог – это профессия, требующая высокого уровня знаний, как профессиональных, так и общекультурных, а также таких качеств, как тактичность, внимательность».

17. «Психолог – это профессия очень интересная, очень нужная, которая может помочь глубже узнать друг друга, решить важные проблемы».

18. «Психолог – это профессия будущего. Она требует от человека много знаний, умений, полной отдачи себя людям».

Задание 4.

Проанализируйте, какое из высказываний психолога ориентировано на: 1) воздействие, 2) манипулирование, 3) управление, 4) формирование. Для ответа используйте понятие о профессии психолога-консультанта.

1. Надо разобраться Вам с ним – кто за что отвечает, да ладно, вернемся к этом позже?

2. Неужели Вам хочется мне говорить об этом столько раз!

3. Вы же знаете, что перед Вами ребенок, почему Вы ее нагружаете взрослыми проблемами?

4. Ваши опасения мне ясны, но что Вы делали, чтобы их не было? Делали что-нибудь?

5. Вы говорите, что все ее не любят. Думаю, что это преувеличение.

6. Постарайтесь припомнить все, до мелочей, я помогу Вам в этом, вот мое задание…

7. Как человек я Вас понимаю, но Вы сами сказали, что не чувствуете себя человеком, давайте изменим тему.

8. Было бы неплохо узнать мнение и другой стороны. Вы можете проанализировать его мысли, а не свои…

9. Вы говорите, что Вы не психолог, но ведь на уровне простого здравого смысла понятно, что если ребенку трудно, то ему надо помогать, а не ругать его, его надо жалеть, а не наказывать.

10. Об этом трудно говорить, попробуйте узнать себя в этих заданиях.

11. Вы не можете говорить? Давайте помолчим, а потом предпримем новую попытку.

12. Вы не могли бы лучше сосредоточится на моих вопросах?

13. Хорошо, больше ничего не говорите, я сама (сам) буду Вас обо всем спрашивать.

14. Кто Вам сказал, что ребенок должен быть таким, каким кто-то хочет видеть? Пусть даже это близкие люди.

15. Вы уже успели сказать ей, что не любите ее?

16. Это был желаемый для Вас ребенок?

17. Она Вам никогда не говорила. Что боится потерять Вашу любовь?

18. Вам надо точно отвечать на мои вопросы, я еще раз Вам это повторяю.

19. Вы сказали, что врачи называют ее капризной, они хорошо знакомы с Вашей девочкой?

20. Вы лучше настройтесь на себя, тогда нам будет легче говорить.

21. Мне было бы понятнее, если бы Вы говорили последовательно.

22. Вам обязательно надо узнать об этом мнение учительницы и сопоставить свои требования с ее требованиями.

23. Что Вы ей сказали, когда услышали от нее, что она не хочет идти в школу?

Задание 5.

Проанализируйте, какое высказывание на первой ступени интервью принадлежит квалифицированному психологу. А какое – неквалифицированному. Для ответа используйте понятие о профессии психолога-консультанта.

Высказывания психологов:

1. У меня дар, талант понимать людей, этого никто не отрицает.

2. Я обязательно помогу Вам изменить себя.

3. Мы вместе с Вами постараемся увидеть Ваши проблемы другими глазами.

4. Кто бы мог подумать, что такая молодая и красивая женщина будет думать о смерти.

5. Вы серьезно относитесь ко всему, что с Вами происходит.

6. Вы можете рассчитывать на мои профессиональные знания и опыт.

7. Трудно начинать работу при таком сопротивлении с Вашей стороны.

8. Вы бы себя пожалели, чем быстрее будете говорить правду, тем легче найдем решение.

9. Думаю, что с такой задачей эффективнее справится мой коллега.

10. Вы уже разочарованы! Чем?

Задание 6.

Выделите в высказываниях людей, обратившихся за психологической помощью, варианты передачи ответственности за разрешение ситуации на психолога:

· Мне так много хорошего о вас говорят, что Вы всем помогаете…

· Я буду платить столько, сколько Вы скажете. Только помогите…

· Это последняя наша надежда.

· Мы уже были у психологов, но что-то они нам не помогли…

· Вы, наверное. Здесь непостоянно работаете, в штате этой фирмы и должности-то психолога нет…

· С ней никто не может справиться, никто, понимаете.

· Я не психолог, но понимаю, что с ней что-то происходит…

· Нас же никто не учил психологии, никто, понимаете, и никогда.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...