Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономических комплексов республики татарстан 1 глава




СТРАТЕГИЯ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ДО 2030 ГОДА

 

Общие положения

 

Нормативно-правовой основой разработки Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года (далее - Стратегия) являются Федеральный закон от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (далее - ФЗ-172) и Закон Республики Татарстан от 16 марта 2015 года N 12-ЗРТ "О стратегическом планировании в Республике Татарстан".

В Стратегии сформулирована главная стратегическая цель: Татарстан-2030 - глобальный конкурентоспособный устойчивый регион, драйвер (основной источник роста) полюса роста "Волга - Кама". Татарстан - лидер по качеству взаимоувязанного развития человеческого капитала, институтов, инфраструктуры, экономики, внешней интеграции (осевой евразийский регион России) и внутреннего пространства; регион с опережающими темпами развития, высокой включенностью в международное разделение труда.

Стержень стратегии - человек, и три приоритета Стратегии группируются вокруг этого стержня: собственно формирование и накопление человеческого капитала; создание комфортного пространства для развития человеческого капитала; создание общественных институтов, при которых человеческий капитал востребован экономикой и может успешно функционировать. Экономическая политика рассматривается, прежде всего, как создание условий, в которых человек - носитель талантов - может реализоваться. Это важнейший акцент и в инновационной, и в инвестиционной, и в кластерной политике.

Разработка Стратегии велась с учетом самых современных исследований, теорий и мирового опыта, с привлечением ведущих российских и зарубежных специалистов.

Примененный в Республике Татарстан подход к созданию Стратегии отличают следующие особенности:

1) формирование международного консорциума консультантов, объединившего организации с лучшими компетенциями в своей сфере и обеспечившего всестороннюю проработку Стратегии, включая проведение специальных исследований;

2) беспрецедентный масштаб открытости и коммуникаций стейкхолдеров (заинтересованных лиц и групп), позволивший вовлечь через рабочие встречи, интервью, совещания, проектные семинары и сессии всех заинтересованных участников. Работали 13 проектных площадок - отраслевых, территориальных и по направлениям конкуренции. На специальном сайте http://tatarstan2030.ru оперативно размещались отчеты, проблемные записки, проекты документов, экспертные мнения. За два года разработки проведено более 40 мероприятий, в которых участвовали более 2,5 тысячи человек;

3) совмещение концептуального и операционального уровней. Наряду с выработкой базовых принципов и идей развития и формулированием крупных флагманских проектов выполнена огромная работа по сбору и анализу первичной информации с проведением обследования предприятий, что позволило конкретизировать предложения для Плана мероприятий по реализации Стратегии;

4) глубокая проработка пространственных аспектов развития, что позволило сократить концептуальный и временной разрыв между документами социально - экономического и территориального планирования;

5) создание нового набора терминов для описания будущего республики и представления ее на мировом уровне (полюс роста "Волга - Кама", Волго-Камский метрополис, Казанская, Камская и Альметьевская экономические зоны и агломерации, экозона "Волжско-Камский поток", татарстанская технологическая инициатива, кластерная активация, модель "Татарстан 7+6+3" и др.);

6) единый процесс разработки Стратегии и документов, обеспечивающих ее реализацию. Тесная интеграция в разработку исполнительных органов власти Республики Татарстан;

7) разработка Стратегии наряду с формированием новой системы стратегического планирования на основе ФЗ-172, установившего переходный период до 1 января 2017 года. Вероятность обновления и переформатирования Стратегии в 2016 - 2017 годах с учетом готовящихся методических рекомендаций Министерства экономического развития Российской Федерации;

8) внимание к вопросам управления реализацией Стратегией: разработка предложений по укреплению системы республиканских институтов развития, определения структуры для мониторинга выполнения Стратегии, органов координации развития в рамках городских агломераций.

Методическая особенность подхода - использование специально разработанной интегрирующей схемы - модели "Татарстан 7+6+3", задающей логику стратегического анализа, целеполагания и построения системы управления, ориентированной на рост конкурентоспособности региона и его предприятий. Модель отражает базовую идею - участие Татарстана в борьбе за лидирующие позиции в мировой межрегиональной конкуренции полюсов роста, в которых развиваются конкурентоспособные экономические комплексы и кластеры, создаются условия для привлечения и удержания капиталов (рис. А).

Модель совмещает два уровня рассмотрения региона: внешний, отражающий конкурентные позиции Татарстана относительно других регионов в разрезе семи направлений межрегиональной конкуренции, и внутренний, описывающий структуру шести базовых экономических комплексов (с выделением в каждом из них кластеров и проектов развития) в разрезе трех экономических зон, формирующихся вокруг трех городских агломераций.

Семь направлений конкуренции могут быть интерпретированы и применительно к бизнесу (предприятиям, хозяйственным комплексам), и применительно к региону, что делает модель удобным инструментом изучения и описания взаимосвязанных процессов - конкуренции регионов и предприятий (табл. А).

 


 

Рис. А. Татарстан в глобальной конкуренции

(модель "Татарстан 7+6+3")

 

Примечание. Модель является конкретизацией более общей методики "AV Region Galaxy Model", разработанной AV Group, на основе развития подходов классиков теории межрегиональной и глобальной конкуренции и территориального развития Ф.Перру, М.Портера, Й.Шумпетера и др.

 

Поскольку прямое измерение и сравнение регионов по направлениям межрегиональной конкуренции зачастую затруднены, используются соответствующие показатели деятельности предприятий (экономических комплексов) исходя из гипотезы, что достижения предприятий являются следствием созданных в регионе общих условий.

 

Таблица А. Цели семи направлений конкуренции регионов/предприятий

 

Название направления (регион/предприятие) Региональный уровень Уровень предприятия
Рынки продукции и услуг Конкурентоспособность региональных отраслей специализации на их рынках. Лучшие условия для продвижения продукции местных предприятий на внешние рынки Объем продаж и доля рынка
Институты/Управление Качество частных, государственных и государственно-частных институтов и механизмов управления. Высокий уровень развития предпринимательства. Понятный доступ к административным ресурсам Эффективное внутрифирменное управление
Человеческий капитал/Персонал Лучшие условия для привлечения и удержания носителей человеческого капитала. Высокое качество социальных услуг Мотивированные, квалифицированные сотрудники
Инновации и информация/Технологии Лучшая экосистема инноваций. Высокое качество телекоммуникационной инфраструктуры Разработка и приобретение передовых технологий и новых продуктов
Природные ресурсы/Сырье Обеспечение лучших условий доступа к природным ресурсам при сохранении экологического благополучия Доступ к сырью и земельным ресурсам
Реальный капитал/ Материальные активы Высокое качество физической инфраструктуры и пространства, привлекающее бизнес и население Обеспеченность и эффективное использование основных фондов
Финансовый капитал Условия для развития финансовых институтов. Лучшие инструменты привлечения внешних инвестиций. Эффективное вложение федеральных и региональных инвестиций Обеспеченность и эффективное использование финансовых ресурсов

 

Внутренняя структура социально-экономического комплекса Республики Татарстан описывается моделью "Татарстан 7+6+3" и отражается соответствующим набором статистических показателей следующим образом:

- республика в целом;

- три экономические зоны: Казанская, Камская и Альметьевская;

- шесть базовых экономических комплексов: четыре производственных (нефтегазохимический комплекс, энергетический комплекс, комплекс машиностроения и другой обрабатывающей промышленности, агропромышленный комплекс) и два обеспечивающих (инфраструктурный комплекс и комплекс услуг), которые детализируются до 17 и далее до 60 подкомплексов и отраслей (структура экономических комплексов приведена в приложении 1);

- межотраслевые кластеры;

- меры и проекты, обеспечивающие реализацию поставленных экономических и социальных целей.

 

1. Стратегический анализ: основные выводы

 

1.1. Тенденции развития внешней среды - стратегические вызовы

 

1.1.1. Глобальные тенденции мирового развития

Мы стоим на пороге нового мира. Это мир стремительно меняющихся технологий и предпочтений людей, мир существенно большей волатильности и неопределенности в экономике, мир усиления конкуренции со стороны совершенно новых участников рынка, мир более требовательного регулирования и снижающейся рентабельности бизнеса. Мир, в котором человек становится ключевым активом. Мир, в котором конкуренция перемещается с макроуровня (конкуренция между государствами) на мезоуровень (конкуренция между полюсами роста).

В настоящее время существуют следующие основные глобальные тенденции и факторы развития мировой экономики, которые необходимо учитывать при разработке долгосрочных стратегий развития (тенденции сгруппированы по семи направлениям конкуренции).

 

Рынки продукции и услуг

- Переход на модель устойчивого развития (Sustainable Development), когда удовлетворение потребности настоящего времени проходит без ущерба для потребностей будущих поколений.

- Существенный рост населения Земли - за счет роста населения стран Азии, Африки и Латинской Америки (согласно прогнозам до 10 млрд чел. к 2030 году).

- Удержание позиций лидеров роста развитыми странами, преимущественно входящими в "Группу двадцати" (G20), а также быстро развивающимися странами, входящими в BRICS+11 и Growth Markets: Филиппины, Египет, Нигерия, Турция, Вьетнам, Пакистан, Иран, Бангладеш, Малайзия, Сингапур, Гонконг, Тайвань.

- Формирование новых регионов - полюсов роста за счет сочетания усиления глобальной конкуренции и активного развития международной кооперации. Переход лидерства в развитии от отдельных государств к регионам - полюсам роста, формирующимся, как правило, вокруг городских агломераций.

- Смещение центра экономической активности в Азию: Азия во главе с Китаем и Индией становится мировым центром производства и потребления. По прогнозам, к 2030 году Китай будет обладать первой по величине экономикой в мире.

- Глобальный рост среднего класса: увеличение в развивающихся странах численности населения, относимого к среднему классу.

- Широкое распространение идеологии общества массового потребления и увеличение среднедушевого уровня потребления ресурсов. При этом, однако, формируется и слой людей устойчивого потребления, сознательно ограничивающих свои потребности.

- Дальнейший рост рынка услуг (лидерами являются развитые страны). Рост рынка медицинских услуг, связанный с глобальным старением населения. Рост рынка образовательных услуг, вызванный увеличением спроса новой экономики на высококвалифицированных специалистов и широким применением в образовании информационно-коммуникационных технологий.

- Существенный рост внутренних рынков развивающихся стран, вызванный ростом благосостояния населения крупных развивающихся экономик.

- Увеличение доли женщин и пожилых людей в качестве основных потребителей товаров и услуг.

 

Институты

- Ускорение темпов изменения мира, обуславливающее ускорение процесса "творческого разрушения" - постоянного переосмысления предпринимателями путей развития в соответствии с новыми вызовами и возможностями, ведущего к удалению устаревших и нежизнеспособных элементов и обновлению экономических структур.

- Возникновение глобальной многополярной системы за счет расширения региональных блоков и возрастания относительной власти негосударственных субъектов - транснациональных корпораций, кланов, религиозных организаций и др.

- Усиление роли "Группы двадцати" (G20) как ведущего форума международного сотрудничества по наиболее важным политическим, экономическим и финансовым вопросам.

- Снижение степени доминирования Запада в глобальных системах международного сотрудничества, таких как ООН, МВФ и Всемирный банк, а также обновление данных институтов в целях повышения эффективности их деятельности.

- Повышение открытости власти - движение к Открытому правительству.

- Увеличение влияния гражданского общества в связи с ростом среднего класса и сокращением числа людей, живущих за чертой бедности.

- Признание значения качества институтов как одного из важнейших факторов конкурентоспособности стран и регионов.

- Переход от жестких систем управления к "живым", динамично реагирующим на внешние и внутренние воздействия на основе гармоничной институциональной среды. Спрос на новые системы стратегического управления, включающие механизмы повышения конкурентоспособности и инструменты финансово-экономического моделирования развития.

 

Человеческий капитал

- Выход человеческого капитала на первое место среди долгосрочных факторов развития будущей экономики (по сравнению с природно-ресурсным, реальным и финансовым капиталом).

- Ускорение темпов роста индивидуальных возможностей. Человек становится субъектом глобального мира, являясь саморазвивающимся мобильным активом.

- Рост числа компаний, функционирующих вокруг таланта конкретного человека.

- Рост производительности труда за счет увеличения его технической вооруженности и развития методов и технологий повышения эффективности.

- Повышение качества образования, обусловленное изменением условий труда в связи с применением новых технологий и возможностями широкого использования в образовании информационно-коммуникационных технологий.

- Размывание границ между частной жизнью людей и работой.

- Снижение роли расстояния в качестве сдерживающего фактора сотрудничества.

- Возрастание роли религиозных ценностей и институтов.

- Снижение младенческой смертности.

- Рост числа людей с избыточным весом.

- Постепенный перехват женщинами менеджерских функций во власти и бизнесе.

- Глобальное старение населения (особенно в развитых и быстро развивающихся странах. Фактор "Замедление взросления нового поколения" (синдром "Питера Пена"). Создание условий для работы людей старших возрастов.

- Возвращение части богатых и образованных граждан развивающихся стран на родину, что будет способствовать повышению конкурентоспособности развивающихся экономик.

- Усиление трудовой миграции населения из бедных стран (регионов) в более богатые (в том числе - увеличение ежегодного уровня чистой иммиграции в развитых странах, компенсирующее сокращение численности трудоспособного населения). Регионы-доноры: Африка, развивающиеся страны Азии, Латинская Америка и СНГ; регионы-реципиенты: Северная Америка, Европа, в меньшей степени - Ближний Восток и развитые страны Азии.

 

Информация и технологии

- Увеличение значения инноваций и модернизации как базовых инструментов экономического развития при снижении влияния многих традиционных факторов роста (исчерпание потенциала ресурсной модели экономического развития, базирующейся на доиндустриальных отраслях и акценте на низкой стоимости производственных факторов: рабочей силы, топлива, электроэнергии).

- Дальнейшее закрепление пятого технологического уклада (в основе которого лидерство информационных технологий) с переходом на развитие шестого (лидерство нано- и биотехнологий), а впоследствии и седьмого технологического укладов (лидерство когнитивных технологий).

- Активное развитие прорывных технологий:

искусственный интеллект (развитие науки и технологий создания интеллектуальных машин и компьютерных программ, взаимодействующих на основе технологий "интернет вещей"/"всеобъемлющий интернет", и расширение их возможностей);

нанотехнологии;

биотехнологии;

информационные технологии;

когнитивные технологии;

социогуманитарные технологии;

аддитивные технологии (3D-Printer).

- Постепенное смещение технологического центра с Запада на Восток и Юг (при сохранении лидерства за США) вследствие активного переноса технологического уклада современной экономики, сложившегося в развитых странах, в развивающиеся страны. Реиндустриализация в США, в ходе которой многие американские компании возвращают производство из развивающихся стран.

- Увеличение расходов на исследования и разработки.

- Кратный рост объема информации. Портативность глобальных знаний.

- Развитие глобальных социальных сетей и усиление их роли во всех сферах общественной жизни.

- Растущая роль краудсорсинга.

- Развитие средств оперативного автоматизированного перевода информации на другие языки, что сотрет языковые границы между людьми и существенно повысит эффективность общения.

- Расширение космических программ.

- Развитие новых технологий в области здравоохранения и геномики, которые могут обеспечить снижение уровня распространения опасных заболеваний, и увеличение продолжительности жизни.

- Интеллектуализация экономики: развитие "умных" и экологически чистых технологий, создание "умных" сред, "умных" систем и "умных" производств: транспортных систем, систем энергоснабжения, производственных систем, домов, магазинов, городов и др.

- Глобальная синхронизация в сфере передовых отраслей промышленности.

- Увеличение скорости обратного инжиниринга (анализ продукта, который успешно вышел на рынок, изучение его структуры, дизайна, технологии и способов производства) вследствие эволюции компьютерных и информационных сред и систем, а также совершенствования ноу-хау в сфере менеджмента. Повышение реализуемости модели, предполагающей при появлении на рынке нового продукта его немедленный анализ и выпуск аналога с меньшими издержками в целях выигрыша рыночной доли.

- Развитие "зеленой экономики" - экономики с низкими выбросами углеродных соединений, эффективно использующей ресурсы и отвечающей интересам всего общества (снижение масштабов негативного влияния на природную среду, а также повышение конкурентоспособности развитых экономик за счет сокращения зависимости от углеводородного сырья и его доли в стоимости конечного продукта).

- Детальная и системная разработка эффективных ресурсо- и энергосберегающих технологий.

 

Природные ресурсы

- Обеспеченность мировой экономики подтвержденными запасами основных промышленных минералов на ближайшие 30 - 50 лет.

- Увеличение спроса на энергоносители, пищу и чистую пресную воду, вызванное продолжающимся экономическим ростом в сочетании с общим приростом населения и ростом среднего класса. Усиление дефицита указанных ресурсов.

- Сохранение доминирующего значения ископаемого топлива в качестве источника первичной энергии (обеспечение более чем трех четвертей потребления энергии к 2030 году). Постепенный переход от использования нефти к использованию природного газа, угля и других заменителей.

- "Сланцевая революция" в энергетике (экономически эффективная промышленная добыча сланцевых углеводородов), которая позволила предположительно на 2 - 3 десятилетия отодвинуть угрозу исчерпания экономически оправданных ресурсов нефти и газа и продлила преимущественно углеводородный характер мировой энергетики. Изменение мирового энергетического ландшафта и перспективных торговых потоков энергоресурсов, - прежде всего в части перераспределения потоков сжиженного природного газа (СПГ). При несущественном изменении рынков энергоресурсов заметно перераспределится соотношение сил ведущих участников, а некоторые глобальные игроки смогут получить дополнительные возможности влияния. При этом в случае успешного развития добычи сланцевых углеводородов странами Северной Америки (осложненное жесткими экологическими стандартами) и Китаем, обладающими наибольшими их запасами, возможно частичное вытеснение России с традиционных энергетических рынков. Вместе с тем перспективы развития добычи сланцевых углеводородов и степень ее влияния на мировой энергетический рынок зависят от динамики мировых цен на нефть в прогнозный период, а также от уточнения оценки запасов сланцевых углеводородов основными игроками (США, Китай). Ограничения обусловлены высокой себестоимостью добычи, низким коэффициентом извлекаемости ресурсов и высокими экологическими рисками.

- Развитие атомной энергетики за счет увеличения производства электроэнергии на базе использования конкурентоспособных ядерных реакторов третьего и последующих поколений, имеющих более низкую стоимость производства энергии, повышенные характеристики безопасности и лучшие характеристики проектов с точки зрения ядерных отходов и угроз распространения ядерных материалов.

- Постепенное глобальное изменение климата, которое обострит дефицит ряда ресурсов (пресная вода, плодородные почвы), но повысит доступность значительных запасов топливно-энергетических ресурсов, имеющихся на севере России и Канады, а также на континентальном шельфе в Арктике.

- Рост объема вредных выбросов в окружающую среду и увеличение объема бытовых и промышленных отходов, стимулирующие внедрение рационального природопользования и безотходных и экологически чистых технологий.

- Увеличение темпов освоения ресурсов Мирового океана.

 

Реальный капитал

- Урбанизация: при сохранении текущих тенденций к 2030 году до 60% населения мира будет жить в городах.

- Рост влияния качества инфраструктуры и пространства в целом на выбор региона для жизни, развития и инвестирования.

- Перестройка энергетической инфраструктуры (в целях перехода на использование природного газа, угля и альтернативных источников энергии).

- Развитие "бесшовного транспорта" (интеграция различных видов и типов транспорта, позволяющая им функционировать как единое целое с точки зрения потребителя) и эффективной логистики. Реинжиниринг существующих транспортных систем и их системная интеграция в соответствии с изменением концепций мобильности. Развитие мультимодальных транспортных систем на основе интеграции перемещений и путешествий с интеллектуальными технологиями, обеспечивающей новое качество индивидуальной мобильности.

 

Финансовый капитал

- Ужесточение межстрановой и межрегиональной конкуренции за лучших инвесторов путем создания максимально благоприятных условий для ведения бизнеса, жизнедеятельности и отдыха.

- Возрастание роли прямых инвестиций как ключевого фактора трансфера знаний и технологий. Рост рынка акционерного и заемного капитала, рост кредитного рынка.

- Расширение применения инструментов финансирования на принципах государственно-частного партнерства.

- Рост долговой нагрузки в развитых странах и проблема "глобальных дисбалансов" (ситуация, когда суверенные заемщики являются эмитентами валюты, в которой выдан кредит).

- Увеличение дефицита сбережений в глобальной экономике (недостаток длинных пассивов при сохранении спроса на "длинные деньги"), вызванное, в том числе, уменьшением ресурсов пенсионных фондов в связи с потерями активов во время финансового кризиса и уменьшением количества работающих на одного пенсионера.

- Увеличение доли инвестиций, осуществляемых за счет государства и внешних инвесторов.

- Движение капитала из развитых рынков в развивающиеся.

- Постепенное снижение значения американского доллара в качестве уникальной ключевой мировой валюты.

 

1.1.2. Макроэкономический прогноз

Построение прогноза на долгосрочную перспективу связано с высокими рисками неопределенности, обусловленными тем, что за длительный период могут произойти политические и/или экономические события, в корне меняющие ситуацию на мировом рынке.

Прогнозы развития мировой экономики на период до 2030 года, подготовленные ведущими аналитическими центрами и международными организациями, предполагают следующее видение развития ключевых экономик мира:

- К 2028 году Китай обгонит США и станет обладателем крупнейшей экономики в мире, но это произойдет не ранее 2022 года, поскольку США по-прежнему будут наращивать экономику, а темпы роста китайской экономики уменьшатся.

- К 2028 году Индия станет обладателем третьей по величине экономики в мире, обогнав при этом Японию. ВВП Индии превысит 6,5 трлн долл. США, тогда как объем японской экономики, которая займет четвертое место в рейтинге, составит 6,4 трлн долл. США.

- Бразилия обгонит Великобританию и Германию и станет обладателем пятой по величине экономики в мире. Германия и Великобритания к 2028 году займут шестое и седьмое места в рейтинге. При этом экономика Великобритании к 2030 году обгонит экономику Германии и станет крупнейшей в Европе. Согласно прогнозу к 2028 году ВВП Великобритании вырастет до 4,3 трлн долл. США, а экономика Германии - до 4,4 трлн долл. США.

- Россия к 2028 году останется на восьмом месте в рейтинге крупнейших экономик с ВВП в размере 4,1 трлн долл. США. В 2018 году стране удастся подняться на шестое место, но затем Россия снова опустится на восьмую строчку, которую она занимает и сейчас.

- Экономика Турции к 2028 году может стать одной из крупнейших в Европе с показателем ВВП 3,4 трлн долл. США, обогнав Францию и Италию.

Долгосрочный прогноз развития мировой экономики, разработанный Министерством экономического развития Российской Федерации на основе макроэкономических прогнозов национальных и международных экономических организаций, включает следующие основные положения (табл. 1.1):

- В период 2014 - 2030 годов динамика мировой экономики будет постепенно замедляться под влиянием факторов ожидаемого сокращения прироста населения, а вклад производительности труда не компенсирует факторы сдерживания роста. В результате рост мировой экономики составит в среднем за период 2014 - 2030 годов 3,4 процента, что заметно ниже темпов роста в 1995 - 2010 годов (на уровне 4 процентов).

- В 2030 году объем мировой экономики увеличится по сравнению с 2014 годом в 1,7 раза.

- В долгосрочной перспективе повышается роль демографического барьера роста. Это будет значительно сдерживать возможности экономического развития.

- В базовом сценарии предполагается, что экономика развитых стран в 2014 - 2030 годах будет расти в среднем на 2,2 процента в год. При этом удельный вес стран Еврозоны, США и Японии в общем объеме мировой экономики снизится с 33 процентов в 2013 году до 25 процентов в 2030 году.

- Рост экономики США будет оставаться достаточно высоким. В 2014 - 2030 годах экономика будет расти в среднем на 2,2 процента в год. При этом с середины второго десятилетия XXI века ожидается волна замедления роста численности населения в трудоспособном возрасте. Рост производительности труда в США в прогнозный период будет опираться на рост инвестиций и увеличение нормы сбережения. К 2030 г. динамика производительности приблизится к двум процентам траектории роста.

- Более сильные демографические ограничения, обусловленные тенденцией старения населения Еврозоны, будут сдерживать рост европейской экономики: среднегодовые темпы роста за период 2014 - 2030 годов не превысят 1,5 процента. Среднегодовой темп роста экономически активного населения существенно сократится: с 0,8 процента в среднем за период 1991 - 2010 годов до 0,1 процента за период 2014 - 2030 годов. Рост экономики будет обеспечен ускорением роста производительности труда в среднем на 1,0 - 1,2 процента.

- Замедление прироста и старение населения будут сдерживать экономический рост и в развивающихся странах.

- Рост экономики Китая в период до 2030 года замедлится и составит в среднем 5,5 процента в год по сравнению со среднегодовым ростом на 10 процентов в 1980 - 2010 годах. Уникальная демографическая ситуация, являвшаяся преимуществом Китая, будет постепенно превращаться в сдерживающий фактор развития. В то же время, учитывая относительно невысокий базовый уровень, среднегодовые темпы роста производительности труда будут существенно выше, чем в развитых странах: на уровне 5 процентов в среднем за год.

- Индия и Бразилия до 2030 года сохранят хороший потенциал роста занятости с темпом в среднем около 1,4 процента в год. К 2030 году занятость в Индии может приблизиться к уровню Китая. В среднем за период 2014 - 2030 годов рост экономики Индии прогнозируется на уровне 5,9 процента, а в целом динамика стран БРИК прогнозируется с темпом 5 процентов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...