Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

7. Государственный кредит. 252 "■ Централизованные государственные и территориальные финансы. Таблица 7.1. Структура рыночного облигационногодолга РФ (доля в общем объеме в обращении по номинальной стоимости




7. Государственный кредит



бумаг, впервые создаваемый в России. ГКО стали тем инструмен­том, на котором учились работать с ценными бумагами коммерче­ские банки, население и другие инвесторы. Около пяти лет ГКО обеспечивали финансирование дефицита федерального бюджета и оставались основным заемным инструментом РФ на внутреннем рынке.

В 1995 г. рынок государственных ценных бумаг пополнился еще двумя облигациями — облигациями федерального займа с переменным купоном (ОФЗ) (несколько позднее появились ОФЗ с постоянным купоном) и облигациями государственного сберегательного займа (ОГСЗ), выпущенными в целях активного привлечения средств на­селения. Они выпускались в документарной форме на предъявителя и предоставляли их владельцам право получения дохода сначала раз в четыре месяца, а затем в шесть. Сначала ОФЗ и ОГСЗ выпуска­лись сроком на один год, позднее — на два, а после финансового кризиса 1998 г. появились ОФЗ со значительно большими сроками.

Дальнейшее развитие рынка государственных ценных бумаг привело к значительному изменению его состава и структуры в сто­рону увеличения доли долгосрочных ценных бумаг снижения, а позднее и отказу от выпуска краткосрочных ценных бумаг. В на­стоящее время он представлен следующими ценными бумагами (табл. 7. 1).

Таблица 7. 1. Структура рыночного облигационного долга РФ (доля в общем объеме в обращении по номинальной стоимости, %)

 

 

ГКО

  ОФЗ    
          с С аморти-
Дата Срок Срок С фиксиро­ванным С постоян- амор- зацией дол­га и пере-
  1—90 свыше   ным купон- тиза-  
  дней 90 дней купонным доходом ным доходом цией долга менным купонным доходом
1 января            
0, 85 52, 09 7, 2 39, 86
1 июня            
1, 05 0, 00 33, 21 4, 74 61, 00
1 января            
0, 00 0, 00 24, 36 7, 76 63, 56 4, 32
1 июля            
0, 00 0, 00 22, 07 13, 38 60, 73 3, 83
1 апреля            
0, 00 0, 00 14, 14 18, 98 63, 78 3, 10

252 " ■ Централизованные государственные и территориальные финансы

Как видно из таблицы, с середины 2004 г. на рынке РФ в обра­щении отсутствуют ГКО и все рыночные ценные бумаги представ­лены исключительно ОФЗ. Наибольший удельный вес среди ОФЗ занимают облигации с амортизацией долга.

По срокам ОФЗ могут быть среднесрочными или долгосрочны­ми. Владельцами ОФЗ могут быть российские и иностранные юри­дические и физические лица. Владелец облигаций имеет право на получение при их погашении суммы основного долга (номинальной стоимости), а также дохода в соответствии с условиями выпуска в виде процента, начисляемого на номинальную стоимость облигаций.

Минфин РФ на основании данных Генеральных условий при­нимает условия эмиссии ОФЗ и решение об эмиссии отдельного выпуска. ОФЗ одного выпуска равны между собой по объему пре­доставляемых их владельцам прав.

Генеральным агентом по обслуживанию выпусков облигаций федеральных займов является ЦБ РФ.

Все сделки с ОФЗ заключаются и исполняются в порядке, уста­новленном ЦБ РФ по согласованию с Минфином РФ через упол­номоченные им организации на осуществление депозитарной, бро­керской или дилерской деятельности с РФЗ (далее — уполномочен­ные организации).

Денежные расчеты по сделкам с ОФЗ осуществляются через ЦБ РФ и его территориальные учреждения, а также иные кредитные организации в наличном и безналичном порядке, определяемом ЦБ РФ по согласованию с Минфином РФ.

ОФЗ выпускаются в документарной форме с обязательным цен­трализованным хранением. Документом, удостоверяющим права, закрепляемые ОФЗ каждого выпуска, является глобальный сертифи­кат, оформляемый на этот выпуск, реквизиты которого устанавли­ваются Минфином РФ. Владельцы ОФЗ не имеют права требовать выдачи их на руки.

ОФЗ с амортизацией долга впервые были выпущены в 2002 г. Как и все ОФЗ, эти облигации являются именными купонными среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет) государственными ценными бумагами. Однако в отличие от ранее выпущенных погашение их номинальной стоимо­сти осуществляется частями в даты, установленные решением об эмиссии отдельного выпуска облигаций.

Процентная ставка купонного дохода может быть фиксирован­ной на каждый купонный период отдельного выпуска облигаций или переменной. По облигациям с фиксированной процентной ставкой купонного дохода величина процентной ставки и купонно­го дохода по всем купонам объявляются не позднее чем за два ра-


7. Государственный кредит



бочих дня до даты начала размещения выпуска. По облигациям с переменной процентной ставкой купонного дохода величина про­центной ставки определяется исходя из официальных показателей, характеризующих инфляцию.

По состоянию на 31 марта 2006 г. номинальная стоимость всех об­ращающих на рынке облигаций РФ складывалась следующим образом:

(1) ОФЗ с постоянным купонным доходом 147 491 млн руб.;

(2) ОФЗ с фиксированным купонным доходом 109 835 млн руб.;

(3) ОФЗ с амортизацией долга 495 592 млн руб.;

(4) ОФЗ с амортизацией долга и переменным купонным дохо­дом 24 099 млн руб.

Нерыночные ценные бумаги Кроме свободно обращающихся на рынке государственных ценных бумаг, Минфин для обеспечения инвестиционных потребностей страховых компаний, негосударст­венных пенсионных фондов и акционерных инвестиционных фон­дов выпускает и нерыночные ценные бумаги. В настоящее время нерыночные ценные бумаги представлены государственными сбере­гательными облигациями (ГСО). Постановлением Правительства РФ от 2 июня 2004 г. № 262 определены Генеральные условия эмиссии и обращения государственных сберегательных облигаций. Облига­ции являются именной федеральной государственной ценной бума­гой, выраженной в рублях, выпускаются в документарной форме и подлежат централизованному хранению.

Документом, удостоверяющим права, закрепляемые облигация­ми каждого выпуска, является глобальный сертификат, который хранится в депозитарии. ГСО могут быть краткосрочными, средне­срочными и долгосрочными. Облигации не могут приобретать нере­зиденты РФ. Владельцами облигаций могут быть следующие юри­дические лица:

• страховые организации;

• негосударственные пенсионные фонды;

• акционерные инвестиционные фонды;

• Пенсионный фонд РФ и иные государственные внебюджет­ные фонды РФ — в случае, если инвестирование их средств в государственные ценные бумаги предусмотрено законода­тельством

Владельцы облигаций и управляющие компании имеют право:

(1) на получение при погашении облигаций их номинальной стоимости, а также доходов в виде процентов, начисляемых исходя из номинальной стоимости облигаций;

(2) предъявление облигаций к обмену на федеральные государ­ственные ценные бумаги в порядке, предусмотренном уело-


254 " ■ Централизованные государственные и территориальные финансы

виями эмиссии и обращения облигаций, в объемах и в сро­ки, определенные решением о выпуске облигаций;

(3) предъявление облигаций к выкупу в порядке, предусмот­ренном условиями эмиссии и обращения облигаций, в объ­емах и в сроки, определенные решением о выпуске облига­ций.

В 2006 г. предусмотрен выпуск ОФЗ в объеме 186 млрд руб. и ГСО на сумму 65 млрд руб.

Внешние займы и внешний долг РФ

В объем государственного внешнего долга РФ включается:

• объем обязательств по государственным гарантиям, предос­тавленным РФ;

• объем основного долга по полученным РФ кредитам прави­тельств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций (ст. 98 БК РФ).

В соответствии с БК РФ предельный объем государственных внешних заимствований РФ не должен превышать годового объема платежей по обслуживанию и погашению государственного внеш­него долга РФ (ст. 106 БК РФ).

В Законе о федеральном бюджете РФ на 2006 г. предельный размер государственного внешнего долга на 1 января 2007 г. уста­новлен в размере 79, 2 млрд долл. США.

Целевые иностранные кредиты Программой государственных внеш­них заимствований на 2006 г. предусмотрены целевые иностранные заимствования в объеме 1112 млн долл., в том числе кредиты меж­дународных финансовых организаций — 959 млн долл., кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм — около 153 млн долл.

Целевсф иностранный кредит (заимствование) — форма финан­сирования проектов, включенных в Программу государствен­ных внешних заимствований РФ, которая предусматривает пре­доставление средств в иностранной валюте на возвратной и возмездных основах путем оплаты товаров, работ и услуг в со­ответствии с целями этих проектов.

Целевые иностранные кредиты включают связанные кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, а также не­финансовые кредиты международных финансовых организаций.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...