Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

7. Государственный кредит  245




• использования инструментов долговой политики, в частно­сти государственных гарантий, для ускорения темпов соци­ально-экономического развития;

• дополнительной стерилизации избыточной денежной массы и борьбы с инфляцией.

Для достижения первой цели государство в последние годы прикладывает немало усилий. Так, в 2005 г. Россия досрочно отдала внешним кредиторам свыше 15 млрд долл. В 2006 г. Минфин РФ объявил о намерении досрочно погасить несекьютиризированный остаток задолженности РФ перед членами Парижского клуба кре­диторов в объеме 12 млрд долл.

Структура государственного долга России, по замыслу управ­ляющих органов, должна измениться кардинальным образом — до­ля займов, номинированных в национальной валюте, возрастет с 35, 5% в конце 2006 г. до 53, 1% в декабре 2009 г. При этом изменит­ся и источник погашения внешних долгов. Если в 2005 г. для этого использовались средства Стабилизационного фонда, то в дальней­шем предлагается направить на досрочное погашения внешней за­долженности заемные ресурсы, полученные на внутреннем рынке.

В Основных направлениях долговой политики РФ также предпо­лагается повышение объема средств, направляемых на компенсаци­онные выплаты, а также расширение категорий граждан, которые их будут получать. В период в 1996 по 2005 г. на эти средства из феде­рального бюджета было выделено 106, 6 млрд руб. В бюджете 2006 г. для компенсации россиянам запланирована сумма 40 млрд руб.

7. 3. Российская Федерация как заемщик

Государственный долг Для покрытия бюджетного дефицита Россий­ская Федерация длительный период времени была вынуждена при­влекать заемные средства. В ст. 89 Бюджетного кодекса РФ государ­ственные заимствования РФ определяются как займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных го­сударств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками. В результате заемной деятельности образуется государственный долг.

Государственный долг — это долговые обязательства Правительст­ва РФ перед физическими и юридическими лицами, иностран­ными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по го­сударственным гарантиям, предоставленным РФ (БК ст. 97).


246 " ■ Централизованные государственные и территориальные финансы

Следует различать государственный и общегосударственный долг. Более широкое понятие «общегосударственный долг» включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управле­ния низовыми звеньями, входящими в состав государства.

Обеспечением государственного долга России служат все иму­щество, составляющее государственную казну. Долговые обязатель­ства РФ могут существовать в форме (ст. 98 БК РФ):

• кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ как заемщика с кредитными организациями, иностран­ными государствами и международными финансовыми ор­ганизациями;

• государственных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

• договоров и соглашений о получении РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджет­ной системы РФ;

• договоров о предоставлении РФ государственных гарантий РФ;

• соглашений и договоров, в том числе международных, за­ключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуриза­ции долговых обязательств РФ прошлых лет.

На практике РФ привлекала заемные средства в основном дву­мя путями: (1) размещением долговых ценных бумаг и (2) получе­нием кредитов у специализированных финансово-кредитных ин­ститутов. Порядок выпуска и размещения долговых ценных бумаг регулируется Федеральным законом «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ. В соответствии с этим Законом феде­ральными государственными ценными бумагами признаются цен­ные бумаги, выпущенные от имени РФ.

Государственный долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности. РФ не несет ответственности по долговым обязательствам национально-территориальных образова­ний РФ, если они не были гарантированы Правительством РФ. Форма долговых обязательств национально-государственных и ад­министративно-территориальных образований РФ и условия их вы­пуска определяются самостоятельно на местах.

В зависимости от валюты, в которой выпускаются займы, БК РФ делит их на две группы — внутренние и внешние, которые от­личаются также видами заемных инструментов, условиями разме­щения, составом кредиторов.

Кредиторами по внутренним займам преимущественно высту­пают физические и юридические лица, являющиеся резидентами


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...