Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

7. Государственный кредит  243




государственным внутренним долгом и Департамент управления государственным внешним долгом.

В РФ действует единая система учета и регистрации государст­венных заимствований РФ. Для этого названные выше департамен­ты Минфина ведут государственные книги внутреннего и внешнего долга РФ. Информация о заимствованиях субъекта РФ или муни­ципалитета вносится соответственно в долговую книгу субъекта или муниципальную долговую книгу.

Минфин РФ выступает эмитентом государственных ценных бу­маг от лица Федерации. Он устанавливает конкретные сроки и объ­емы выпусков в пределах параметров, установленных Правительст­вом РФ.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ ЦБ РФ бесплатно осуществляет функции генерального агента по обслуживанию госу­дарственного внутреннего долга. При эмиссии каждого выпуска облигаций все суммарные и единичные сертификаты подлежат пе­редаче Минфину РФ на хранение и учет в депозитарий. Функции депозитария выполняет ЦБ РФ или иная организация, уполномо­ченная им. ЦБ РФ по поручению Минфина и за счет средств феде­рального бюджета осуществляет выплаты владельцам облигаций при погашении выпусков.

Регулирование рынка государственным ценных бумаг также осуществляется ЦБ РФ. Меры воздействия, применяемые им, мож­но условно разделить на две группы:

(1) «пожарные» меры — поднятие ставки рефинансирования, ломбардных ставок, интервенции ЦБ на рынке ценных бу­маг и валютном рынке. Как показала практика, эти меры оказываются действенными лишь на короткий промежуток времени;

(2) регулярное воздействие путем предоставления кредитов коммерческим банкам под залог государственных ценных бумаг, проведение прямого и обратного РЕПО.

Однако эффективное и долговременное противодействие деста­билизации национального рынка ценных бумаг возможно только в том случае, если к монетарно-долговременным мерам добавятся те, что выходят за рамки финансового рынка, а именно упорядочение налоговой системы и сбора налогов, а также рост экономики.

В странах с развитой рыночной экономикой в последние годы наметилась тенденция передачи оперативного управления государ­ственным долгом негосударственным структурам как более мобиль­ным и эффективным рыночным институтам. Так поступили Герма-


244 " Централизованные государственные и территориальные финансы

ния, Австрия, Ирландия, Португалия. (Долгами государства зани­мается не центральный банк, а частная инвестиционная компания. )

Специализированным банком по обслуживанию внешнего и внутреннего валютного долга является Внешэкономбанк.

При управлении государственным долгом между кредиторами и заемщиком могут быть достигнуты соглашения:

• о новации — замене обязательств по долгу другими обяза­тельствами;

• унификации — объединении нескольких размещенных ра­нее долговых обязательств;

• конверсии — изменении условий займов, касающихся их доходности;

• консолидации — изменении условий обращения займов, ка­сающихся их сроков реструктуризации, основанном на со­глашении о прекращении долговых обязательств, состав­ляющих государственный или муниципальный долг, с заме­ной указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия об­служивания и погашения обязательств (ст. 105 БК).

Долговая политика РФ на современном этапе В ближайшие три года Минфин РФ намерен разместить на отечественном рынке государ­ственные ценные бумаги на сумму 897 млрд руб. В результате внут­ренний долг РФ достигнет 1, 6 трлн руб. Предполагается, что госу­дарственные займы помогут стерилизовать избыточную денежную массу, хотя возможность их эффективного использования вызывает большие сомнения.

В настоящее время Российская Федерация располагает значи­тельным избытком финансовых ресурсов, о размере которого свиде­тельствует Стабилизационный фонд, превысивший на конец 2006 г. 1, 5 трлн руб.; золотовалютные резервы ЦБ РФ составляют 215 млрд долл. Тем не менее Минфин РФ продолжает наращивать объемы заимствования на внутреннем рынке.

Размещение таких значительных заимствований объясняется не потребностями в средствах федерального бюджета, а необходимо­стью выполнения других задач, сформулированных в Основных на­правлениях долговой политики РФ:

• уменьшения абсолютных и относительных размеров внеш­него долга РФ путем его замены внутренними заимствова­ниями;

• сохранения и развития национального рынка государствен­ных ценных бумаг;


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...