Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация статистики в Российской Федерации




Сохранившиеся письменные памятники древности свидетельствуют, что сбор некоторых статистических сведений, касающихся объектов обложения княжескими податями, производился на Руси еще в первой половине XII века. Известны также переписи населения с целью обложения его данью, предпринимавшиеся в XII веке, в эпоху монгольского владычества.

С начала XVIII века и в течение всей первой половины XIX века производились подушные переписи (переписи населения, проводившиеся в России в XVIII—XIX веках, облагаемого подушной податью). В «ревизские сказки» поименно записывались все лица мужского пола («ревизские души»), по числу которых определялся подушный оклад; женское населения для «ведома» было записано при 3, 5, 7 и 10-й ревизиях.

В XVII и XVIII веках зарождалась и хозяйственная статистика в крупных вотчинах, являющаяся в некотором отношении родоначальницей земской статистики. В виде данных о естественном движении населения возникает в XVIII в. текущая статистика. Однако до XVIII в. учетно-статистические операции на Руси носили бессистемный характер.

При Петре Первом в России был введен и текущий учет населения: регистрация церковью браков, рождений, смертей, а также ведение по приходам списков прихожан (православных), в которых содержались сведения о поле, возрасте, сословии прихожан. Проводился также учет городов и городского населения. В 1724 г. был издан указ об обязательной регистрации новых фабрик и заводов и отчетности всех действующих фабрик, а также организован учет урожайности, цен на хлеб, налажен учет внешней торговли и пр.

После Петра I в 1732, 1736, 1741 гг. были проведены специальные переписи рабочих с весьма интересной программой. Так, по каждому рабочему учитывались его происхождение, возраст, семейное положение, выполняемая работа, форма и размер заработной платы и др. К концу восемнадцатого века собираемые факты уже использовались не только в узко оперативных целях, но и для широкого обобщения, характеристики отдельных сторон социально-экономической жизни.

Изменения в системе государственного управления, естественно, повлекли за собой изменения в системе сбора информации.

В 1802 г. в России создаются министерства, на которые возлагалась обязанность собирать данные по отраслям. В это же время была восстановлена отчетность губерний, направляемая в Министерство внутренних дел (МВД) и содержащая сведения о населении губернии, промышленности, торговле, сельском хозяйстве и пр., сведения о губерниях сводились в целом по России.

В 1852 г. Статистическое отделение было преобразовано в Статистический комитет, а в 1858 г. переименовано в Центральный статистический комитет (ЦСК) при МВД, что, несомненно, было шагом вперед в организации статистической службы в России.

Одновременно с губернскими комитетами после отмены крепостного права в России были созданы земства, при которых образованы статистические бюро, внесшие значительный вклад в развитие статистической науки.

Всеобщая перепись населения России проводилась по состоянию на 9 февраля (28 января) 1897 г. Руководил ею непосредственно П.П. Семенов. Результаты переписи 1897 г. были опубликованы в двух томах Общего свода по Империи, отдельных томах по губерниям и четырем городам: Петербургу, Москве, Одессе, Варшаве.

П.П. Семенов придавал большое значение изданию разных справочных материалов. Под его редакцией издавался сборник ЦСК «Статистический временник Российской Империи». Это был первый русский статистический ежегодник. Придавая большое значение организации статистического дела, П,П. Семенов провел в 1870 г. Первый статистический съезд в России.

В 1900 и 1908 гг. были проведены две первые переписи промышленности, в 1903 и 1910гг. — переписи сельскохозяйственных машин и орудий; с 1904 по 1915 гг. ежегодно учитывалась численность скота; в 1916 г. проведена впервые общегосударственная перепись сельскохозяйственных предприятий и т. д.

После революции 1917 г., в июне 1918г. в России был проведен Первый Всероссийский съезд статистиков, на котором был обсужден проект Положения о государственной статистике, был создан высший орган государственной статистики — Центральное статистическое управление (ЦСУ) на правах народного комиссариата.

В последующие годы органы статистики неоднократно подвергались реорганизации.

В годы войны деятельность органов государственной статистики как никогда была направлена на точный и оперативный учет материальных и трудовых ресурсов, выявление возможных резервов. Для решения этой задачи широко применялся особый вид учета — срочные переписи. Всего за годы войны и два послевоенных года было проведено 142 переписи; большинство из них осуществлялись за 7—15 дней, а некоторые и менее чем за 5 дней.

В 1948 г. ЦСУ вышло из состава Госплана и превратилось и самостоятельный орган — ЦСУ при Совете Министров СССР.

В 1987 г. с целью дальнейшего усовершенствования организации статистики в стране ЦСУ СССР было преобразовано в Государственный комитет СССР по статистике (Госкомстат СССР).

После распада СССР и образования самостоятельного Российского государства главным статистическим органом страны становится Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России).

С начала 1990-х годов в РФ были реализованы две целевые программы реформирования государственной статистики:

- Государственная программа перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями рыночной экономики, которая определяла основные задачи первого этапа реформирования государственной статистики, охватывающие период 1993 – 1996 гг.

- реформирование статистики в 1997 – 2000 гг.

Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2003 г. «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области», утверждено Положение о разработке, принятии, введении в действие, ведении применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области.

Главным центральным органом государственной статистики в Российской Федерации является Федеральная служба государственной статистики (ФСГС). Сфера деятельности статистической службы определена в Положении о Федеральной службе государственной статистики, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. №399.

ФСГС РФ должна обеспечивать единство методологии учета и статистики в стране, разрабатывать формы отчетности, проводить (с помощью местных органов государственной статистики) переписи населения, осуществлять единовременный учет различных объектов исследования, публиковать статистические данные о социально-экономическом развитии страны и ее регионов.

Основными задачами ФСГС являются:

- руководство всей статистической деятельностью в стране;

- осуществление сбора, обработки и анализа данных о развитии национальной экономики, формирование государственных информационных ресурсов;

- представление Президенту, Правительству, Федеральному собранию и другим федеральным органам власти официальной статистической информации о социально-экономическом состоянии страны.

Структурными подразделениями центрального аппарата являются территориальные органы во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями. Органы Росстата представляют собой трехуровневую систему с территориальными органами и подведомственными организациями Федеральной службы. Росстат руководит работой 75 территориальных органов государственной статистики, в ведении которых находится статистическая деятельность на соответствующих территориях республик, краев, областей, автономных округов и автономной области.

В систему Росстата включены:

- Главный межрегиональный центр обработки и распространеня статистической информации Федеральной службы государственной статистики (ГМЦ);

- Научно-исследовательский и проектно-технологический институт статистической информационной системы;

- Научно-исследовательский институт проблем социально-экономической статистики;

- учебные заведения.

Для оперативного руководства, планирования и управления деятельностью соответствующих подведомственных предприятий и организаций наряду с государственной существует ведомственная статистика, которую ведут все министерства и ведомства на основе поступающей к ним от подведомственных единиц информации.

Все органы государственной статистики представляют официальную статистическую информацию органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с реформированием статистических органов и переходом на международную практику системы учета и статистики в Российской Федерации постановлением Правительства от 2006 г. утверждена Федеральная целевая программа «Развитие государственной статистики в России в 2007-2011 годах». Программа, предусматривает формирование единой межведомственной информационно-статистической системы, позволяющей обеспечивать органы государственного управления достоверными и полными показателями макроэкономической статистики. Практика системы учета и статистики включает синхронизацию системы общероссийских классификаторов с международными классификациями.

Для наблюдения за состоянием экономики страны и ее определенных секторов предусматривается в настоящее время определенная система формирования информационной базы государственной статистики: проведение один раз в 5-10 лет сплошных обследований - экономических переписей, а в промежутках между ними - периодические выборочные обследования по широкому спектру проблем.

Статистические органы распространяют информацию среди потребителей с помощью системы публикаций, а также обеспечивают доступ потребителей к электронным базам данных.

Официальная статистическая методология является обязательной при формировании официальной статистической информации, включая в себя методы сбора, контроля, редактирования, сводки и группировки первичных статистических данных и административных данных, оценки точности и систематизации официальной статистической информации. Формируется официальная статистическая методология субъектами официального статистического учета и утверждается ими по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с законом РФ (N 282-ФЗ от 29 ноября 2007 года) «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» в статистике государственного и муниципального управления используются следующие основные понятия:

- официальный статистический учет - деятельность, направленная на проведение в соответствии с официальной статистической методологией федеральных статистических наблюдений и обработку данных, полученных в результате этих наблюдений, и осуществляемая в целях формирования официальной статистической информации;

- система государственной статистики - государственная федеральная информационная статистическая система, представляющая собой совокупность позволяющих осуществлять официальный статистический учет первичных статистических данных и административных данных, формируемая на их основе в соответствии с официальной статистической методологией официальной статистической информации и обеспечивающих формирование такой информации информационных технологий и технических средств;

- официальная статистическая информация - сводная агрегированная документированная информация о количественной стороне социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессов в Российской Федерации, формируемая субъектами официального статистического учета в соответствии с официальной статистической методологией;

- субъекты официального статистического учета - федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы, осуществляющие формирование официальной статистической информации в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- федеральное статистическое наблюдение - сбор первичных статистических данных и административных данных субъектами официального статистического учета;

- административные данные - документированная информация, получаемая федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными организациями в связи с осуществлением ими разрешительных, регистрационных, контрольно-надзорных и других административных функций, а также иными организациями, на которые осуществление указанных функций возложено законодательством Российской Федерации;

- первичные статистические данные - документированная информация по формам федерального статистического наблюдения, получаемая от респондентов, или информация, документируемая непосредственно в ходе федерального статистического наблюдения;

- пользователи официальной статистической информацией - государственные органы, органы местного самоуправления, юридические и физические лица, обращающиеся к системе государственной статистики или субъектам официального статистического учета за получением необходимой им статистической информации и (или) пользующиеся такой информацией.

Официальная статистическая информация является общедоступной, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами. Обеспечение доступа заинтересованных пользователей к общедоступной официальной статистической информации осуществляется путем ее предоставления или распространения путем опубликования в официальных изданиях субъектов официального статистического учета, средствах массовой информации и размещения для всеобщего доступа в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе для бесплатного доступа на официальных сайтах субъектов официального статистического учета в сети "Интернет".

Правовое регулирование официального статистического учета и системы государственной статистики основывается на Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации и осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти.

Федеральным законом (N 149-ФЗ от 27 июля 2006 года) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации осуществляется правовое регулирование отношений, связанных с поиском, обработкой, предоставлением и распространением официальной статистической информации, обеспечением ее защиты, применением информационных технологий и другими вопросами создания и эксплуатации системы государственной статистики.

Принципами официального статистического учета и системы государственной статистики являются:

1) полнота, достоверность, научная обоснованность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами);

2) применение научно обоснованной официальной статистической методологии, соответствующей международным стандартам и принципам официальной статистики, а также законодательству Российской Федерации, открытость и доступность такой методологии;

3) рациональный выбор источников в целях формирования официальной статистической информации для обеспечения ее полноты, достоверности и своевременности предоставления, а также в целях снижения нагрузки на респондентов;

4) обеспечение возможности формирования официальной статистической информации по Российской Федерации в целом, по субъектам Российской Федерации, по муниципальным образованиям;

5) обеспечение конфиденциальности первичных статистических данных при осуществлении официального статистического учета и их использование в целях формирования официальной статистической информации;

6) согласованность действий субъектов официального статистического учета;

7) применение единых стандартов при использовании информационных технологий и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации для создания и эксплуатации системы государственной статистики в целях ее совместимости с другими государственными информационными системами;

8) обеспечение сохранности и безопасности официальной статистической информации, первичных статистических данных и административных данных.

Официальный статистический учет в Российской Федерации осуществляется субъектами официального статистического учета, которые от имени Российской Федерации осуществляют правомочия обладателей официальной статистической информации, формируемой этими субъектами.

В системе государственной статистики используются следующие виды документированной информации: официальная статистическая информация, первичные статистические данные, административные данные.

Официальный статистический учет осуществляется в соответствии с федеральным планом статистических работ, который разрабатывается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти совместно с субъектами официального статистического учета и утверждается Правительством Российской Федерации. Решение об актуализации (о корректировке) федерального плана статистических работ принимается Правительством Российской Федерации по представлению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.

Федеральный план статистических работ содержит перечни субъектов официального статистического учета и выполняемых ими работ по формированию официальной статистической информации с указанием периодичности выполнения каждой работы, уровня агрегирования официальной статистической информации (по Российской Федерации в целом, по субъектам Российской Федерации, по муниципальным образованиям), а также группировки этой информации согласно классификационным признакам и срокам ее предоставления пользователям официальной статистической информацией или распространения.

Разработка федерального плана статистических работ осуществляется на основе рационального выбора источников в целях формирования официальной статистической информации для обеспечения ее полноты, достоверности, научной обоснованности, своевременности предоставления, учета интересов пользователей официальной статистической информацией, а также в целях снижения нагрузки на респондентов и исключения дублирования в работе субъектов официального статистического учета.

Координация деятельности в сфере официального статистического учета осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при разработке федерального плана статистических работ, подготовке предложений по его актуализации и утверждении форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению.

Результаты статистического учета официальной статистической информации предоставляются в первую очередь Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации и Правительству Российской Федерации, а также могут использоваться иными федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, судами, органами прокуратуры, Банком России, государственными внебюджетными фондами, профсоюзными объединениями и объединениями работодателей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...