Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Назначение системы ТО и ремонта и основные требования к ней




При работе автомобилей различного типа, конструкции и наработки с начала эксплуатации из-за недостаточной их надежности за срок службы может воз­никнуть поток отказов и неисправностей 500-700 наименований. Для поддержания высокого уровня работоспособности, дорожной и экологической безопасности необходимо, чтобы большая часть отказов и неисправностей была предупреждена, т.е. работоспособность изделия была восстановлена до наступления неисправности или отказа.

Поэтому поток отказов и неисправностей делится на две группы по приме­няемым стратегиям обеспечения работоспособности элементов конструкции. I стратегия - поддержание работоспособности - ТО: s = 200 + 300 объектов; II стра­тегия - восстановление работоспособности - ремонт: к = 300 + 400 объектов.

Выполнение набора профилактических операций обеспечивается соответст­вующей организацией работ с необходимыми трудоемкостью и затратами:

• планирование направления автомобиля на ТО;

• своевременное выделение постов, оборудования и персонала;

• подготовка необходимых материалов и запасных частей;

• рациональное использование водителей во время профилактики или ремонта
и др.

Если автомобиль направлять на ТО строго в соответствии с оптимальной периодичностью каждой операции ТО (/()5), то резко возрастет число обслуживании автомобиля.

В течение года число обслуживании

Таким образом, при пооперационном выполнении ТО обеспечивается высокая эксплуатационная надежность автомобилей, но их производительность сокра­щается, а затраты на организацию ТО растут. Для устранения недостатков поопе­рационного проведения ТО поток требований на ТО упорядочивается системой ТО и ремонта.

Система ТО и Р регулируется комплексом взаимосвязанных положений и

 

 

норм, определяющих порядок, организацию, содержание и нормативы проведения работ по обеспечению работоспособности парка автомобилей.

К системе ТО и ремонта автомобилей предъявляются следующие основные требования:

1) обеспечение заданных уровней эксплуатационной надежности автомобиль­ного парка при рациональных материальных и трудовых затратах;

2) ресурсосберегающая и природоохранная направленность, обеспечение до­рожной безопасности;

3) планово-нормативный характер, позволяющий

 

• определять и рассчитывать программу работы и ресурсы, необходимые для обеспечения работоспособности автомобилей;

• планировать и организовывать ТО и ремонт на всех уровнях ИТС;

• нормативно обеспечивать хозяйственные отношения внутри предприятий и между ними;

 

4) конкретность, доступность и пригодность для руководства и принятия ре­шений всеми звеньями ИТС автомобильного транспорта;

5) стабильность основных принципов и гибкость конкретных нормативов, учи­тывающие изменение условий эксплуатации, конструкции и надежности авто­мобилей, а также хозяйственного механизма;

6) учет разнообразия условий эксплуатации автомобилей;

7) объективная оценка и фиксация с помощью нормативов уровней эксплуа­тационной надежности и реализуемых показателей качества автомобилей, позво­ляющие сравнивать изделия, предъявлять требования к изготовителям и опре­делять основные направления совершенствования ТЭА и конструкции авто­мобилей.

Вклад системы ТО и ремонта в эффективность технической эксплуатации автомобилей (см. гл. 1) составляет 25%. К главным факторам самой системы ТО и ремонта (100%) относятся:

• степень выполнения рекомендаций и нормативов - 29%;

• обоснованность нормативов - 26%;

• технология и организация ТО и ремонта - 17%;

• обеспечение рабочих мест и исполнителей рациональной нормативно-техно­логической документацией - 11%;

• адаптация ИТС к изменению конструкции автомобилей, условиям эксплуа­тации - 9%;

• прочие - 8%.

Разработка системы ТО и ремонта автомобилей является сложной и трудо­емкой научно-практической задачей, для решения которой используются законо­мерности ТЭА восьмого вида. Эта работа включает ряд этапов и является резуль­татом теоретических и экспериментальных исследований, критического обобщения уже имеющегося отечественного и зарубежного опыта, учета традиций, прогноза развития конструкции и надежности автомобилей в сочетании с решениями эвристического характера.

На основе анализа конструктивных особенностей и условий работы автомо­билей (рис. 7.1, блок /) и совокупности возникающих отказов и неисправностей (блок 2) разрабатываются классификации, соответственно, объектов воздействия (блок /./) и видов воздействия (блок /.2).

Основная цель этих этапов состоит в том, чтобы, во-первых, определить особенности конструкции автомобилей новых моделей, их отличие от предшест­венников, которые могут оказать принципиальное влияние на систему, организа­цию и нормативы ТО и ремонта; во-вторых, дать классификацию отказов и неис­правностей, сравнить их характер с имеющимися данными (фоном) для ранее изу-

 

 


 

ченных автомобилей (именно поэтому важно иметь соответствующий банк данных по надежности); в-третьих, выбрать типичные объекты и виды воздействий, которые могут внести существенные изменения в систему или ее нормативы.

Затем (блок 3) проводится анализ и при необходимости корректирование целей системы ТО и Р, которые диктуются в соответствии с программно-целевым методом системами более высокого уровня (ТЭА, автомобильный транспорт, со­циально-экономическая система). Например, необходимость акцентирования вни­мания на дорожную или экологическую безопасность, ресурсосбережение и при­менение альтернативных видов топлива и энергии, надежность транспортного процесса и т.д.

В зависимости от изменения конструкции автомобилей, условий эксплуатации, характера и потока отказов и неисправностей, а также целей системы и имеющихся ограничений принимается решение (блок 4) об уровне разработки или коррек­тирования системы ТО и Р. При отсутствии таких изменений структура и нор­мативы системы сохраняются (блок 6). Если эти изменения существенны, но непринципиальны, принимается решение о сохранении структуры системы ТО и Р и изменении ее нормативов (блок 5). Необходимость в изменении нормативов обычно возникает при текущей модернизации автомобилей, повышении их эксплуатационной надежности, использовании новых конструктивных решений, а также при совершенствовании самой ТЭА или изменении условий эксплуатации. Наконец, в случае существенного изменения конструкции, условий эксплуатации, целевых установок системы, внешних ограничений, а также выявления в результате проведения НИР в области надежности и ТЭА принципиально новых решений по обеспечению работоспособности возможно изменение не только нормативов, но и структуры системы ТО и Р автомобилей (блок 7). После выбора типичных объектов и видов воздействий (блок 7.2) и определения целей и показателей эффективности системы (блок 7.1) с использованием рассмотренных в гл. 5 методов проводится разделение всей совокупности отказов и неисправностей на профилактируемые (ТО) - стратегия I - и непрофилактируемые (Р) - стра­тегия II. Затем по каждой профилактируемой операции (или по группе) определяют тактики выполнения ТО (по наработке 1-1 или по состоянию 1-2), а также оптимальные периодичности (блок 7.4). Далее определяются структура сис­темы, виды ТО и ремонта, соответствующие нормативы для них (блоки 7.5, 7.6) и формируется система ТО и ремонта в целом (блок 8).

Полномасштабная разработка системы ТО и ремонта непосильна отдельным, даже крупным, автотранспортным предприятиям и компаниям. Поэтому на практике используется следующая схема.

1. Принципиальные основы системы, техническая политика, структура системы и базовые нормативы централизованно разрабатываются на том или ином уровне, например на государственном или отраслевом уровне (в России), на уровне крупных транспортных объединений и компаний (США, Германия и др.), на уровне производителей (фирменные системы).

2. Эти рекомендации являются весьма авторитетными и, как правило, в основном выполняются в соответствии с законодательством или добровольно большинством автотранспортных предприятий и фирм.

3. В зависимости от условий эксплуатации, уровня организации (методы управ­ления, квалификация персонала, учет) предприятия вносят в нормативы системы коррективы и уточнения.

В России имеется богатый опыт и традиции разработки и применения системы ТО и ремонта автомобилей. Принципиальные основы системы и организации ТО и ремонта и ряд необходимых для этого нормативов более 60 лет регламенти-

 

ровались в нашей стране государственными документами. (Краткая историческая справка по этапам становления и развития системы ТО и ремонта приведена в приложении 6.)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...