Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Фирменные системы ТО и ремонта




Эти системы разрабатываются производителями автомобилей, ориентированы главным образом на владельцев индивидуальных (некоммерческих) автомобилей, фирменные сервисные предприятия (дилеров) и стимулируют проведение ТО и ремонта на этих предприятиях.

Фирменные системы ТО и ремонта основаны на планово-предупредительной стратегии (qm. гл. 2) и информационно поддерживаются рядом документов.

1. В руководствах по эксплуатации, которыми располагают владельцы
автомобилей, приводится минимум сведений:

• рекомендации проводить ТО на предприятиях технического обслуживания
завода-изготовителя в соответствии с рекомендациями сервисных книжек;

• указания по выполнению минимального перечня операций между очередными
обслуживаниями, которые включают проверку уровня масла и жидкостей,
уход за шинами, замену ламп и плавких предохранителей, косметический уход
за кузовом;

• перечень рекомендуемых топливно-смазочных материалов, эксплуата­
ционных жидкостей и автопрепаратов;

• список ламп, применяемых на автомобилях.

Учитывая, что значительная часть владельцев автомобилей, даже в странах, имеющих традиционно развитую и доступную сервисную систему, обслуживают автомобили вне заводских сервисных предприятий, этих сведений явно недоста­точно.

2. Структура системы ТО фиксируется в сервисных книгах, в которых указы­
вается последовательность (план-график, цепочка) проведения ТО с определенной,
как правило постоянной, периодичностью. Например, для семейства автомобилей
ВАЗ-2110, -2111, -2112, "Вольво-400, -700, -900й, мМацда-626м такой периодич­
ностью является 15 тыс. км, что соразмерно со среднегодовым пробегом индиви­
дуальных легковых автомобилей в развитых странах. Такой план-график проведе­
ния ТО на автомобилях семейства "Вольво" "расписан" на 180 тыс. км, "Мацда" - на
180 тыс. км, ВАЗ - на 105 тыс. км.

Каждый очередной вид ТО (после 15, 30, 45 тыс. км пробега автомобиля и т.д.) имеет свой перечень операций, который на 47-76% совпадает с предыдущим (табл. 7.5).

 

В перечнях содержатся традиционные для ТО виды работ: контрольно-диаг­ностические, смазочные, крепежные, регулировочные и другие. В среднем около 60% операций практически одинаковы для всех ступеней ТО, до 30% - чередуются, как правило, через одно ТО (15, 45, 75 тыс. км и т.д.); остальные или являются специфическими только для данной ступени, или содержат рекомендации по принудительной замене ряда деталей и систем (свечи, кислородный датчик и др.) или их вскрытию и частичной разборке (генератор, стартер и др.).

Для автомобилей семейства "Мацда", предназначенных для эксплуатации в тяжелых условиях, периодичность ТО сокращается в 1,5 раза (10 тыс. км) и рекомендуется двухступенчатая система ТО (типа ТО-1, ТО-2) с кратностью 2 (10 и 20 тыс. км) и практически постоянным по этим видам ТО перечнем опе­раций.

Для иностранных легковых автомобилей, собираемых в России, рекомендуется периодичность ТО 6 тыс. км.

3. Ряд заводов-изготовителей для сервисных предприятий издает рекомендации по трудоемкости ТО и ремонта: трудоемкость работ (услуг) по техническому обслуживанию и ремонту ВАЗ-2110, -2111, -2112; справочник по нормативам стандартного времени для ТО и ремонта автомобилей "Вольво-300, -400, -700, -800, -900" (Volvo Standard Times Guide) и др.

Эти справочники и рекомендации в различных пропорциях и детализации содержат пооперационные нормативные трудоемкости следующих основных работ (на примере ВАЗ):

• смазочные, заправочные, моечно-уборочные и работы по обслуживанию (коды 01-09);

• контрольно-диагностические (коды 10-18);

• снятие и установка деталей (коды 20-28);

• устранение перекоса кузова (коды 30-35);

• разборочно-сборочные и механические (коды 40-49);

• изготовление деталей (коды 50-54);

• рихтовка и сварка кузова (коды 60-69);

• антикоррозионная и противошумная защита (коды 70-75);

• окраска (коды 80-93).

Эти материалы являются основанием (и оправданием) при нормировании стоимости выполнения услуг на сервисных предприятиях на ступени ТО (по сер­висной книжке) и конкретной ремонтной операции. Оценок (или норм) суммарных затрат на текущий ремонт (на 1000 км, год, за срок службы) заводские рекомен­дации, как правило, не содержат, что затрудняет общую оценку надежности автомобиля и технологические расчеты ремонтных постов и участков сервисных предприятий.

Некоторые зарубежные фирмы в последние годы в технической документации и в рекламе приводят предельную годовую трудоемкость текущего ремонта своих автомобилей, связанную с определенным годовым пробегом.

Ряд производителей в своей рекламе и документации предусматривают корректирование трудоемкости ремонтных работ по мере увеличения наработки автомобиля с начала эксплуатации. Например, у ВАЗ увеличение трудоемкости ремонта при наработке 5-8 лет - до 10%, свыше 8 лет - до 20%.

Для организации учета и упрощения технологического проектирования операции шифруются, что является несомненным преимуществом заводской документации. Шифр включает номер детали или агрегата по каталогу и код работы. Например, операция "перестановка колес автомобиля по схеме" обоз­начается

3101011.08,

 

 

где цифры до точки - номер детали (колесо в сборе), после точки - код работы (ТО).

Для последующего анализа надежности автомобилей ряд заводов-изгото­вителей применяет цифровое кодирование причин и признаков отказов ("Вольво"), которое используется в сервисных предприятиях.

Преимуществами заводских рекомендаций являются их "привязка" к конкрет­ным моделям автомобилей и их конструкции, наличие пооперационных нормативов трудоемкости, система информации и кодирования деталей и работ, оформление рекомендаций по ТО для владельцев автомобилей в виде сервисной книжки, содержащей полный перечень операций ТО, технологическое и информационное обеспечение фирменных предприятий.

К недостаткам относятся: некомплектность технической документации или ее недоступность для владельцев транспортных средств; отсутствие и слабый учет условий эксплуатации; как правило, завышенная трудоемкость, увеличивающая стоимость обслуживания и ремонта; отсутствие общих нормативов на текущий ремонт; сложность структуры системы, особенно для индивидуальных владельцев автомобилей. Поэтому, как правило, эти рекомендации используются сервисными предприятиями, прежде всего фирменными, и дилерами.

Что касается владельцев транспортных средств, то заводскими рекоменда­циями по ТО даже в странах с развитой сервисной системой они пользуются, главным образом, во время гарантийного пробега и в первые годы эксплуатации нового автомобиля.

4. Учитывая международный обмен автомобильной техникой (экспорт, импорт, лизинг, международные перевозки, туризм), большое значение и распространение приобретают обобщающие нормативные и технологические материалы, которые при их составлении автотранспортными и информационными компаниями приоб­ретают функции рекомендуемых нормативов ТЭА.

Например, известная информационная компания "Оутодейт" (Autodate Ltd. Automotive Technical Publications and Databases) периодически издает сводные нормативы трудоемкости к применяемым системам ТО и ремонта по 40-45 произ­водителям (маркам) 670-700 моделей легковых автомобилей.

Эта же компания издает справочно-информационные материалы по обслужи­ванию и ремонту агрегатов и систем автомобилей. Например, техническое обслу­живание и ремонт автомобилей, диагностика, испытание и регулирование двигате­ля, системы питания и зажигания, ремонт кузова, углы установки колес автомоби­ля и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...