Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возрастное разделение труда




Социализация, как усвоение новых социальных ролей, строго градуирована во времени. Не бывает так, чтобы одному человеку пришлось быть всем одновременно. По определенным законам роли распределены на всех этапах человеческой жизни.

Человеческое общество устроено достаточно мудро: на каждом этапе жизни оно открывает человеку определенный диапазон до­ступных его возрасту видов труда, искусств и ролей, но не откры­вает другой диапазон, который станет доступным в старшем воз­расте. Например, в школу нельзя поступить раньше 6 и остаться после 19 лет. Раньше наступления определенного возраста нельзя получить паспорт, принимать участие в голосовании, занимать государственные должности, призываться в армию и делать мно­гое другое. По достижении определенного возраста вы не можете учиться в вузе или поступить в аспирантуру, занять ответствен-


 


ную должность. По достижении пенсионного возраста человека с почетом провожают на заслуженный отдых.

Люди разных возрастов различаются между собой набором до­ступных ролей и функций, 30-летнему доступно большее число занятий, нежели 14-летнему или 60-летнему. Ему приходится ос­ваивать достаточно много социальных ролей, переходить из одно­го круга общения в другой.

Таким образом, процесс социализации распределен на вре­менные этапы, последовательность которых задана системой воз­растного разделения труда в обществе. Основой этой системы слу­жит психофизиологическое изменение организма во времени: 12-летний мальчик не способен выполнять ту же работу, что и 30-летний мужчина. Возраст выступает основанием профессиональ­ной и трудовой карьеры, приобретения или оставления социальных статусов на протяжении жизненного цикла.

Возрастной статус

Возрастной статус — совокупность прав и обязанностей, при­писываемых обществом тому или иному возрасту.

У 35-летнего мужчины гораздо больше прав, чем у 14-летнего подростка: он может голосовать и быть избранным, он может за­нимать любой государственный пост, даже стать президентом, покупать алкоголь и сигареты, водить машину и т.д. В то же время у него шире круг обязанностей: семейных, бытовых, профессио­нальных.

Возраст как социальный статус обладает двумя качествами. С од­ной стороны, он является приписываемым статусом, так как в каждый данный момент мы имеем только один возраст, который определен биологически. С другой стороны, является транзитив­ным, т. е. переходным статусом, так как мы постоянно переходим из одного возраста в другой.

Возрастной статус как система прав и обязанностей предо­ставляет человеку своеобразный путеводитель по жизни: он сооб­щает, что можно и что нельзя делать в тот или иной момент. Пе­реход из одного возрастного статуса в другой, из детства в юность и зрелость невозможен без социализации. Он осуществляется пос­ле специальной подготовки и часто обставляется особыми ритуа­лами.

В разном возрасте человек имеет разную социальную ценность. Перестав работать, он теряет свою экономическую ценность, но сохраняет социальную, участвуя в процессе передачи опыта, тра­диций, культуры своего поколения, в воспитании подрастающе­го поколения.

Как правило, ожидание серьезных изменений в социальной Жизни мы связываем с молодежью, а надежды на стабилизацию


обстановки возлагаем на зрелых и пожилых. Когда в начале 90-х годов Россия совершила серьезный поворот в сторону ры­ночных отношений, застрельщиками перемен выступили моло­дые реформаторы. Но когда страна после неудачно проведенных реформ вступила в полосу серьезного экономического и полити­ческого кризиса (обнищание населения, рост преступности, кри­зис политических институтов), на смену молодежи пришло более зрелое и даже пожилое поколение премьер-министров. В 1999г. президент страны решил, что стабилизационные мероприятия по­жилых министров не решают поставленных задач, и на смену им вновь пришли зрелые и сравнительно молодые главы правитель­ства (Степашин и Путин).

Замечены и другие социальные тенденции в отношении к лю­дям разных возрастов. Переход от социализма к капитализму, раз­витие рыночных отношений и малого бизнеса востребовали лю­дей молодых и отчасти среднего возраста. Объявления о приеме на" работу, как правило, включали оговорку: на должности менедже­ра или экономиста принимаются лица до 30 — 35 лет. Возрастная дискриминация по отношению к людям среднего, а тем более пожилого возраста проявлялась не только при приеме на работу (особенно на высокооплачиваемую), но и в других областях.

Предписания о возрастном поведении присущи многим народам и куль­турам. В Древней Индии жизнь представителей высших каст делилась на четыре периода. Их поведение и образ жизни должны были резко меняться при переходе от одного периода к другому. Первая стадия — ученичество: приобретение знаний, постижение буквы и духа религии под руководством учителя, совместная жизнь и обслуживание учителя. Вторая стадия носила название «стадия домохозяина». Человек приобщался к общественной жизни, женился, воспитывал детей, постигал премудрости практической жизни. После исполнения гражданского долга индивид вступал в третью фазу — стадию лесного отшельника, когда главные силы должны были быть направлены на молитвы, размышления, медитации и усмирение бренной плоти. Наконец, четвертая стадия являлась подготовкой к иному миру. Она была связана с интенсивной работой сознания и духа, постепенным про­щанием со своим телом и земной жизнью. Нормативные предписания в Древнем Китае выглядели несколько иначе: вступить в брак там надлежа­ло до 30 лет, а исполнять общественные обязанности — до 40 лет. В даль­нейшем наступал период «познания собственных заблуждений», пройдя который человек достигал полноты и осмысленности жизни.

Возраст важен не сам по себе, как биологическое состояние человека. Восприятие отдельным человеком своего возраста и свя­занного с ним возрастного статуса во многом опирается на соци­альные представления о нем. А отношение к этапам человеческой жизни, осознание ценности каждого из них, соответствующих им моделей и тактик поведения менялись от эпохи к эпохи, от куль­туры к культуре.


С восприятием возраста связаны представления не только о физических способностях и ограничениях, но прежде всего о не­обходимых знаниях, навыках, умениях, желательном или дозво­ленном поведении. В различные периоды жизненного цикла от человека ожидают разных моделей поведения. То, в каком возра­сте люди вступают в брак, рожают детей, достигают вершины своей карьеры, во многом определяется социальными нормами и представлениями. Зная это, он старается вести себя соответствую­щим образом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...