Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сколько возрастов у человека?




* Этапы социализации определяются сменой человеческих воз­растов. Главных возрастов четыре — детство, юность, зрелость и старость.*Но их может быть гораздо больше. А сколько именно?


Как ни странно, но на поставленный вопрос никто точно от­ветить не может. В науке не существует единой точки зрения отно­сительно того, сколько возрастов на самом деле у человека. При­чина заключается в том, что границы между возрастами весьма условные. Объективные процессы, сопровождающие переход в другой возраст, растягиваются или проявляются у разных людей по-разному. К примеру, старческий склероз у одних возникает в 80 лет, а у других уже в 50.

Чаще всего возрастной дифференциацией людей занимаются психологи и физиологи, придерживающиеся разных взглядов. В частности, известный психиатр =Харри Салливан»выделял 6 фаз в развитии человеческой личности:

младенчество — заканчивается с появлением членораздельной речи, пусть даже бессмысленной;

детство — связано с потребностью во взрослых товарищах по играм;

малолетний возраст потребность в настоящих товарищах по играм, похожих на самого себя;

подростковый период — потребность в близких отношениях с приятелем или закадычным другом того же пола;

юность потребность в близком партнере противоположного пола; -

зрелость чувства к избраннику противоположного пола пре­обладают над чувствами к себе (из чего следует, что настоящая зрелость встречается гораздо реже, чем нам кажется).

Человеческую жизнь можно разделять не только на возрасты, т.е. биологически оформленные периоды созревания и взросле­ния организма, но также на фазы жизненного цикла.

Жизненный цикл описывает относительно замкнутые, качествен­но обособленные этапы (фазы) жизни человека. Каждый цикл характеризуется особым набором статусов и ролей, развитием эмоциональной и интеллектуальной сфер человека, постановкой целей, стилем и образом жизни. Ученые предлагают самые разные классификации стадий жизненного цикла. В частности, американ­ский ученый/Шарлотта Бюл ер.-выделил а 5 главных фаз жизненно­го цикла.

Фаза I продолжается до 15-летнего возраста. Для нее харак­терно отсутствие у человека каких-либо точных целей. Ребенок живет настоящим, о будущем имеет весьма смутное представле­ние. В этот период происходит в основном развитие физических и умственных способностей.

«Фаза II длится с 15 до 20 лет, соответствует отрочеству и юности. В этот период человек осознает свои потребности, спо­собности и интересы. Он вынашивает великие планы, связанные с выбором профессии, партнера и вообще смысла собственной жизни. Этот период первых дерзаний позволяет ему оценить, в


какой степени способен он овладеть определенными навыками, и быстро достичь поставленных целей.»

Фаза III длится с 25 до 40—45 лети соответствует зрелости вплоть до ее расцвета. Это самый насыщенный период жизни. Для него характерна постановка четких и точных целей, позволяющая добиться стабильности на профессиональном поприще и в лич­ной жизни, принимаются решения, связанные с созданием и ук­реплением собственной семьи и рождением детей.

Фаза IV продолжается с 45 до 65 лет. Это солидный возраст, когда человек подводит итоги своей прошлой деятельности. От­ныне, заглядывая в будущее, он вынужден пересматривать свои цели с учетом своего профессионального статуса, физического состояния и положения дел в семье.

Фаза V начинается в преклонном возрасте — в 65 — 70 лет. В этот период многие люди уже не ставят цели, которые они на­метили бы в юности. Свои силы они тратят на различные формы досуга, путешествуя или просто приятно проводя время, спокой­но проживая последние годы жизни.

Ж. Годфруа и другие психологи разделяют жизненный цикл, т.е. всю человеческую жизнь от ее зарождения до самой смерти, на четыре больших периода: внутриутробный период, детство, отрочество и зрелость (взрослое состояние)1. В свою очередь, каж­дый из них делится на несколько стадий. Так, например, детство включает три стадии: а) первое детство начинается с появления ребенка на свет и продолжается 3 года; б) второе детство (с 3 до 6 лет); в) третье детство (с 6 до 12 лет).

Свои подпериоды имеют также отрочество и зрелость. Но о них речь впереди.

Согласно данным этнографии, каждое племя по-своему уста­навливает возрастные периоды в жизни человека. В племени кво-ма они таковы: младенчество — до 2—4 лет; переходный пери­од — от 2 — 4 до 4 — 5 лет; детство — от 4 — 6 до 6 — 9 лет; отроче­ство — от 6 —9 до 16 — 17 лет; после этого — взрослое состояние. В племени ороколо различаются следующие возрастные ступени для мальчиков: акоре хекаи — ходит голый; акоре икуа — носит пояс с небольшой кисточкой спереди; ерекаи хекаи (лет с 12) — носит пояс с большим прикрытием спереди; миро-акоре — жи­вет в изоляции, готовится к обрядам посвящения; хоахо — мо­лодой холостяк; аре-бина — новый человек (после прохождения

1 См.: Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. — М, 1992. — Т. 2. — С. 8 —9.

Идея начинать жизненный цикл человека с внутриутробного периода не яв­ляется изобретением современной психологии. У древних монголов начало жиз­ни отсчитывалось не с момента рождения, а с начала внутриутробного развития. У многих народов, как свидетельствуют этнографические данные, существовали многочисленные обычаи, обряды и представления, связанные с зачатием и по­явлением ребенка на свет.


г


обрядов посвящения); хаера-еапапо — большой человек; оапау — старик1.

Этнографы, обобщившие данные, собранные в разных странах и на разных континентах, пришли к выводу, что возрастные гра­ницы младенчества, детства, отрочества и юности колеблются в следующих пределах: младенчество длится до 2 — 3 лет, детство — с 2 — 3 до 6 — 7, отрочество — с 6 — 7 до 13—15, и юность — с 13 — 15 до 18 — 25 лет2. Младенчество начинается с появления на свет, заканчивается отнятием от груди. Встречается и другой при­знак, знаменующий окончание младенчества, — ребенок начина­ет ходить. Возрастные периоды выражены у мальчиков гораздо ярче, чем у девочек. Объясняется это тем, что мальчик из члена семьи (младенчество, детство) станет полноправным членом об­щины, а девочке предстоит лишь переход из одной семьи (роди­тельской) в другую семью (к мужу и будущим детям). Переход мальчика из семьи в общину связан с прохождением сложных и длительных обрядов инициации, а переход девочек из одной се­мьи в другую, после брака, сопровождается несложным свадеб­ным обрядом.

Каждому возрасту присущи свои психофизиологические осо­бенности и социальные привычки. Как правило, в 20 лет человек физически сильнее и темпераментнее, чем в 50. Но зато в 50 он опытнее, чем в 20. Каждый возрастной период наиболее приго­ден для выполнения определенной социальной функции, для определенного рода деятельности: молодой солдат выносливее пожилого, а командир должен быть достаточно взрослым, что­бы иметь опыт руководства. Каждый возраст ставит и определен­ные социальные задачи: молодой должен учиться, пожилой — учить.

Возрасты человеческой жизни — как звенья в одной цепочке. Но выньте одно или два звена из обычной цепочки и мало что изменится. Просто она станет чуть короче. Но сущность ее не из­менится.

Совсем иначе происходит в цепочке нашей жизни. Каждый возраст по-своему уникален и незаменим. Он решает свои задачи, те, которые не способен выполнить другой, пусть и более зре­лый, сложный, развитой.

Расположенная во времени цепочка человеческой жизни скла­дывается не из отдельных звеньев, а из последовательных стадий. Нельзя перескочить через одну из них и оказаться на следую­щей.

1 См.: Бутинов Н.А. Детство в условиях общинно-родового строя // Этногра­
фия детства: Традиционные методы воспитания детей у народов Австралии, Оке­
ании и Индонезии. — М., 1992. — С. 14.

2 См. там же. — С. 15.


А в жизни общества происходит разве не так? Каждое обще­ство, будь то американское, российское или французское, долж­но пройти в своем развитии стадии младенчества, юности, зрело­сти и старости. В младенчестве общество еще только учится, пере­нимает научные и технические достижения у других стран. В юно­сти пытается создать что-то свое, экспериментирует, часто под­ражает чужой моде, стараясь вести себя не так, как это следует из собственной природы, а так, как это модно за рубежом.

Возможно, сегодня наше общество находится именно на та­кой фазе. У него еще очень молодая и неокрепшая демократия, полная противоречий и крайностей. Мы во многом подражаем другим странам, прежде всего западным, только потому, что это модно.

В зрелом возрасте общество, как и человек, больше прислуши­вается к своему «Я», стремится быть самостоятельным, независи­мым. Оно уже знает, чего именно хочет, какова его цель в жизни, какими средствами ее достигать. У него сформировались целост­ная концепция жизни, стройное мировоззрение, последователь­ная линия поведения.

В 1962 г. симпозиум геронтологов (Ленинград) утвердил града­ции зрелого возраста, принятые затем зарубежными учеными:

40 — 60 — средний возраст;

60—75 — пожилой;

75 — 90 — старческий;

свыше 90 — долгожители.

Возрастная пирамида

Пирамида возрастов, или возрастно-половая пирамида, насе­ления дает наглядное графическое изображение распределения людей по возрасту и полу. Она представляет собой двустороннюю направленную диаграмму, на которой число людей каждого воз­раста и пола, или доля их в населении, изображено горизонталь­ной полосой определенного масштаба. Полосы располагаются одна над другой в порядке увеличения значений возраста, обычно от О до 100 лет, слева — для мужчин, справа — для женщин. Посколь­ку вследствие смертности в старших возрастах число людей, как правило, меньше, изображение для полного набора возрастов имеет форму пирамиды.

Возрастная пирамида строится обычно по данным переписей или обследований населения по годичным или 5-летним возраст­ным группам так, чтобы площадь ступеней пирамиды соответ­ствовала числу людей (тыс.) каждого возраста и пола или при сравнениях — доле их в населении (%). Длина ступени при этом соответствует плотности данной возрастной группы, т.е. числу людей, приходящихся на единицу возраста (рис. 1).


Возраст

Женский пол

Мужской пол

СП] На 17.19.1926 На 15.01.1970

7 8%

Рис. 1. Возрастная пирамида населения СССР по данным переписей

1926 и 1970 гг.

В начале 30-х годов XX в. было введено понятие трех типов возрастной структу­ры населения, которым соответствуют формы воз­растной пирамиды: для молодого населения она имеет форму правильной пирамиды, для постарев­шего — форму колокола, для очень старого — фор­му урны (рис. 2).

Рис. 2. Типы возрастных пирамид (по Ф.Бургдёрферу): а — молодое (растущее) население; б — по­старевшее (стационарное) население; в — очень старое (убывающее) население
 

Возрастная структу­рараспределение населе­ния в соответствии с воз­растом. В международной статистике при построе­нии возрастной структуры принято учитывать сведе­ния о распределении по полу и возрасту (0 —14 лет, 15 — 64, старше 65). При­знано, что возрастная структура влияет на соци­ально-экономическую си-


стему общества. Странам с молодым населением (высокий про­цент тех, кому менее 15 лет) приходится инвестировать огромные деньги в строительство школ, а странам с пожилым населени­ем—в медицину и здравоохранение. Возрастная структура может, кроме того, использоваться в политических прогнозах. К приме­ру, увеличение молодежной безработицы может привести к от­ставке правительства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...