Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Методы социологического исследования




Социология не может существовать, не добывая эмпирическую информацию самого разного плана — о мнении избирателей, до­суге школьников, рейтинге президента, семейном бюджете, ко­личестве безработных, уровне рождаемости. Первым делом иссле­дователь использует официальную статистику, публикуемую в жур-



налах, бюллетенях, докладах. Недостающую информацию он до­бирает в социологическом опросе, где выясняются субъективные мнения людей. Их называют респондентами. Ответы математичес­ки усредняются, обобщенные данные представляются в виде ста­тистических таблиц, выводятся и объясняются закономерности. Ко­нечный итог — построение научной теории, которая позволяет предсказывать будущие явления и разрабатывать практические ре­комендации.

От теории к инструменту

Итак, социологическое исследование начинается не с состав­ления анкеты, как принято думать, а с проработки проблемы, выдвижения целей и гипотез, построения теоретической модели. Лишь затем социолог переходит к разработке инструментария (чаще всего это действительно анкета), затем сбору первичных данных и их обработке. А на конечной стадии — снова теоретический ана­лиз, ибо данные надо правильно, т.е. в соответствии с выдвину­той теорией, интерпретировать и объяснить. Только после этого следуют практические рекомендации.

Представим себе, что надо изучить забастовку. Вначале социо­лог составляет теоретическую схему явления. Теоретическая схе­ма — это абстрактные понятия, которые логически увязаны друг с другом. Затем эти понятия переводятся в совокупность конкрет­ных, наблюдаемых признаков.

К примеру, понятие «масштаб забастовки» можно свести к та­ким признакам, как число активных забастовщиков и сочувству­ющих им, размер нанесенного экономического ущерба, продол­жительность забастовочной акции, реакция общественности (пуб­ликации в прессе — центральной или только местной, разгово­ры, слухи) и официальных органов (создание специальных ко­миссий, обращение в судебные инстанции, применение санкций). Похожим образом конкретизируются и другие понятия, включен­ные в теоретическую схему. Список абстрактных понятий еще не создает научную теорию. Для этого между ними надо установить логические связи. Их-то главным образом и проверяют в эмпири­ческом исследовании. До того, как эти связи проверили, они но­сят предположительный, или гипотетический, характер.

Научная гипотезаэто предположение о характере связи науч­ных понятий, а не о самих понятиях.

Гипотезы могут быть очень общими, если касаются абстракт­ных понятий. Например, вы можете предположить, что забастов­ки — суть проявление отчуждения труда, и чем выше уровень последнего, тем чаще возникают первые. Но отчуждение труда — слишком общее понятие. Правильнее использовать более конк­ретные термины.


 


Так, социолог предполагает, что с увеличением продолжитель­ности забастовки число сочувствующих убывает. Или: с увеличе­нием продолжительности забастовки растет вероятность заключе­ния компромисса между враждующими сторонами.

Конкретную гипотезу легче проверить в наблюдении или оп­росе. Не подтвердившаяся гипотеза так же полезна для науки, как и подтвержденная. Источником гипотез служит наша интуиция. Каждый может поупражняться в этом, а затем проверить, ошибся он или нет.

Ну а как же все-таки проверяются гипотезы?

Конкретные признаки формулируются на языке социологиче­ского инструментария — анкеты, статистического документа, блан­ка интервью и т.д. Так, число активных участников забастовки можно узнать в министерстве, мэрии, милиции, администрации предприятия. Если там нет информации, ее получают из опроса. Тогда в анкете формулируется соответствующий вопрос: относите ли вы себя к активным участникам забастовки, к пассивным участ­никам, сочувствующим, нейтральным наблюдателям или к числу ее противников? Все конкретные признаки должны присутство­вать в анкете. А откуда в таком случае берутся связи?

Обычно связь конкретных признаков, например продолжитель­ности забастовки и убывания числа сочувствующих устанавлива­ется при математической обработке анкет. Но иногда ее выясня­ют непосредственно, спрашивая респондента: «Станете ли вы поддерживать бастующих, если акция продлится слишком долго (сколько именно)?» На практике подобные сведения трудно по­лучить из статистики. Необходим социологический опрос. Статис­тика или опрос дадут информацию о том, сколько человек при­нимали участие в организации забастовки, в переговорных про­цессах на начальной и конечной стадиях, сколько активно высту­пали против ее проведения и сколько выражали сочувствие.

Сравнивая и дополняя субъективные и объективные данные, социолог получает полномасштабную картину события. По ре­зультатам исследования социолог выстраивает определенные тенденции и устанавливает зависимости одного события от дру­гого (скажем, числа сочувствующих от продолжительности за­бастовки).

Если первый признак уменьшается по мере того, как выража­ется второй, ученый делает вывод о подтверждении гипотезы. А если подтвердились и все другие предположения, то верна теория в целом. Правда, надежным инструментом познания она станет лишь после того, как полностью или частично подтвердится в других исследованиях. Закономерности — периодически повторя­ющиеся тенденции: солнце каждый день встает на востоке, у бед­ных на питание тратится большая часть семейного дохода, чем у богатых (обычно 2/3 дохода).


Гипотезы — стержень научной теории. Ради них она и создает­ся. В гипотетической форме выражена связь явлений. Все другие эле­менты социологического исследования — программа, рабочий план, инструментарий, выбо!рка, сбор данных, их обработка и анализ — играют обслуживающую роль. Ведь сущность человече­ского мышления выражается в установлении зависимости, тен­денций, закономерности явлений.

Появление надежной теории — вещь чрезвычайно редкая. Мно­гие годы и даже десятилетия уходят на ее создание и проверку. Эмпирических исследований неисчислимо больше, далеко не все они заканчиваются созданием теории. Большинство годится лишь для решения частных вопросов — управления персоналом в фир­ме, организации партийных выборов, оказания помощи пенсио­нерам или матерям-одиночкам.

При сборе первичных данных используют четыре основных ме­тода, каждый имеет по две основные разновидности (они указа­ны в скобках):

опрос (анкетирование и интервьюирование);

анализ документов (качественный и количественный — кон­тент-анализ);

наблюдение (невключенное и включенное);

эксперимент (контролируемый и неконтролируемый).

Опрос

Искусство опроса состоит в правильной формулировке и рас­положении вопросов. Вопросы задают не только социологи. Пер­вым задумался о научной постановке вопросов древнегреческий философ Сократ, который разгуливал по улицам Афин и ставил прохожих в тупик хитроумными парадоксами. Сегодня опросным методом пользуются не только социологи, но и журналисты, вра­чи, следователи, учителя.

Чем же отличается социологический опрос?

Первая отличительная черта — количество опрошенных. Назван­ные выше специалисты имеют дело, как правило, с одним чело­веком. Социолог же опрашивает сотни и тысячи людей и лишь затем, обобщив полученную информацию, делает выводы. Поче­му он так поступает? Когда опрашивают одного человека, то по­лучают личное мнение. Для журналиста, интервьюирующего звезду эстрады, врача, составляющего диагноз на основании слов паци­ента, следователя, доискивающегося до причин гибели человека, большего и не надо. Им необходимо именно личное мнение опра­шиваемого.

Напротив, социолог, опрашивающий множество людей, ин­тересуется общественным мнением. Индивидуальные отклонения, субъективные предубеждения, предрассудки, ошибочные сужде-


ния, намеренные искажения, если их обработать статистически, взаимопогашаются. В результате социолог получает усредненную картину реальности. Он опросил 100 инженеров, но выявил сред-нетипичного представителя данной профессии. Вот почему в со­циологической анкете не требуют указывать свою фамилию, имя, отчество и адрес. Она анонимная.

Итак, социолог, получая статистическую информацию, выяв­ляет социальные типы личности.

Вторая отличительная черта социологического опроса — дос­товерность и объективность. Она тесно связана с первой: опра­шивая сотни и тысячи людей, социолог получает возможность обрабатывать данные математически. Он усредняет разнообразные мнения и в результате получает гораздо более достоверную ин­формацию, нежели журналист. Ее можно назвать даже объектив­ной, если строго соблюдены все научно-методические требования. Хотя получена она на основе субъективных мнений.

Третья отличительная черта — наличие цели. Врач, журналист или следователь вовсе не стремятся к обобщенной информации, они выясняют то, что отличает одного человека от другого. Ко­нечно, все они стремятся к правде, добиваясь правды от опраши­ваемого: следователь — в большей степени, журналист, которому заказали сенсационный материал, — в меньшей. Но ни один из них не нацелен на расширение научного знания, обогащение на­уки, выяснение истины.

Полученные социологами данные о закономерностях связи труда инженеров с отношением к работе и формой досуга освободят его коллег от необходимости еще раз проводить обследование. Если подтвердилось, что разнообразный труд (инженера) влечет раз­нообразный досуг, а однообразный труд (рабочего на конвейере) связан с однообразным, бессодержательным времяпрепровожде­нием (выпивка, сон, просмотр телепередач) и такая связь теоре­тически доказана, то мы получим научный факт. Он универсален и всеобщ. Хотя журналиста или врача подобная универсальность мало удовлетворит. Им нужно раскрыть индивидуальные особен­ности и отклонения.

Анкетирование

Анкетирование — самый распространенный в социологии ме­тод. Анкета размноженный на машинке, компьютере или ти­пографским способом документ, содержащий в среднем от 30 до 40 вопросов, адресованных выбранному множеству респондентов. Они рассматриваются в качестве объекта исследования.

Анкетой нельзя назвать любой перечень вопросов. Так, вопро­сы журналиста не считаются анкетой, хотя в них налицо своя логика и последовательность. Анкетой называется лишь то, что


обращено к множеству людей, которых опрашивают стандартным образом. Именно потому к ним применим аппарат статистики. Кроме того, опрашиваемый обязан самостоятельно заполнить анкету по правилам, изложенным в инструкции к ней.

Логика построения вопросов в анкете соответствует целям ис­следования и служит получению только такой информации, ко­торая проверяет гипотезы.

Журналист, врач или следователь тоже придерживаются опре­деленной программы и целей, но научных гипотез они не выдви­гают, хотя следователь проверяет определенную версию, журна­лист заранее строит план интервью.

Вопросы в анкете формулируются максимально конкретно и точно. Нельзя допускать неясностей и двусмысленности.

Виды вопросов

Все вопросы делятся на два основных вида — открытые и за­крытые.

В открытых вопросах социолог оставляет место после текста и просит респондента самого сформулировать свое мнение.

Например:

Каков доход на одного человека в вашей семье?____________________

В закрытых вопросах социолог после текста предлагает ряд за­крытий, или альтернатив.

Например:

Каков доход на одного человека в вашей семье?

1) до 500 руб.;

2) от 501 до 1000 руб.;

3) от 1001 до 2000 руб.;

4) свыше 2000 руб.

Один и тот же вопрос можно сделать открытым и закрытым. Закрытые вопросы легче обрабатывать на компьютере, но они тре­буют от социологов исчерпывающего знания предмета. Открытые используются там, где эти знания ограничены и исследование проводится с разведывательной целью.

Виды опроса

В социологии различают два вида анкетного опроса — сплош­ной и выборочный.

Разновидностью сплошного опроса выступает перепись, при ко­торой опрашивается все население страны.

С начала XIX в. переписи населения проводятся в европейских странах, а сегодня они используются повсеместно. Они дают бес­ценную информацию, но стоят очень дорого. Даже богатые страны могут позволить себе подобную роскошь раз в 10 лет. Сплошной опрос по охвату исчерпывает всю совокупность респондентов, при­надлежащих к какой-то общности или группе. Население страны —


самая крупная из таких общностей. Но есть и более мелкие общно­сти, например персонал предприятия, все участники афганской войны, все ветераны войны, все жители небольшого города. Если опрос проводится на таких объектах, он также называется сплош­ным. Эта разновидность используется на практике чаще переписей. Именно к ней обычно применяют наименование сплошного опро­са, а перепись выделяют в самостоятельный вид.

Выборочное обследование

Такое обследование является более экономичным и не менее надежным методом, хотя требует более изощренной методики и техники. Его основа — выборочная совокупность. Что она собой представляет? Это — уменьшенная копия генеральной совокуп­ности.

Генеральной совокупностью считают все население или ту его часть, которую социолог намерен изучить. Выборочной совокупно­стью называют множество людей, которых социолог опрашивает.

В сплошном опросе они совпадают, в выборочном расходятся. Институт Гэллапа в США регулярно опрашивает 1,5 —2 тыс. чело­век, а получает достоверные данные обо всем населении. Ошибка не превышает нескольких процентов. Так же ведут себя отечествен­ные социологи. Самые авторитетные социологические фирмы в России — ВЦИОМ и Уос рорша.

Кого относить к генеральной совокупности, определяют цели исследования, а кого включать в выборочную совокупность, ре­шают математические методы.

Если социолог намеревается взглянуть на афганскую войну гла­зами ее участников, в генеральную совокупность войдут все вои-ны-«афганцы», но опрашивать ему придется небольшую часть — выборочную совокупность. Для того чтобы выборка точно отража­ла генеральную совокупность, социолог придерживается правила: любой воин-«афганец» независимо от места жительства, места ра­боты, состояния здоровья и других обстоятельств, возможно за­трудняющих их поиск, должен иметь одинаковую вероятность по­пасть в выборочную совокупность.

Социолог не имеет права опрашивать специально подобран­ных, первых встречных или наиболее доступных респондентов. Право имеют вероятностный механизм отбора, специальные ма­тематические процедуры, обеспечивающие наибольшую объек­тивность. Считается, что случайный метод — наилучший способ отобрать типичных представителей генеральной совокупности.

Свойство выборки отражать характеристики изучаемой (гене­ральной) совокупности называется репрезентативностью. Расхож­дение между ними, отклонение одной от другой называется ошибкой репрезентативности.


Ошибка репрезентативности намеренно допускается очень редко. Чаще она возникает из-за того, что социологу неизвестна струк­тура генеральной совокупности: распределение людей по возрас­ту, профессии, доходам и т.д.

Интервью

^ Интервью — второй по популярности метод в социологии. Если анкету респондент заполняет самостоятельно, то в интервью воп­росы зачитывает специалист. Его называют интервьюером.

Когда формулировки вопросов и их порядок строго фиксированы и интервьюер не имеет права от них отклоняться, речь идет_о 'Стан­дартизированном интервью. Оно мало чем отличается от анкетиро­вания, недорого и позволяет опросить массу людей. Распростра­ненный пример — телефонные интервью. Когда определены тема, план и выбраны ключевые вопросы, а все другое по ходу дела при­думывает интервьюер, говорят о нестандартизированном интер­вью. В нем почти все вопросы открытые, и напоминает оно журна­листский опрос. Его результаты практически не поддаются стати­стической обработке. Да это и не требуется. Цель нестандартизи­рованного интервью разведывательная: получение информации о незнакомом явлении, углубление проблемы, выяснение подроб­ностей, не схваченных в стандартизированном интервью. Есте­ственно, что оно — товар штучный, количество интервьюируе­мых невелико.

Наблюдение

К наблюдению социологии прибегают редко. Считается, что прародиной и сферой, где оно до сих пор используется чаще все­го, является антропология — наука о дописьменных культурах. Антропологи наблюдают образ жизни, социальные отношения и взаимодействие, обычаи, нравы и традиции забытых и малочис­ленных народов, племен и общин. Из антропологии в социологию пришли не только методология и методика наблюдений, но и их классификация.

Выделяют две основные разновидности наблюдения: включен­ное и невключенное.

Если социолог изучает поведение забастовщиков, уличной тол­пы, подростковой группировки или бригады рабочих со стороны (в специальном бланке регистрирует все типы действий, реак­ции, формы общения и т.д.), то он проводит невключенное наблю­дение. Если же он встал в ряды забастовщиков, присоединился к толпе, участвует в подростковой группировке или если устроился работать на предприятие (участие может быть анонимным или не анонимным), то он проводит включенное наблюдение. Сфера охва-


та социологического наблюдения или совпадает, или уже сферы действия интервью.

Эксперимент

Эксперимент применяется в социологии крайне ограниченно, в отличие от психологии, физики и химии, где этот метод — главное средство познания. Методология и методика эксперимента пришли в социологию из психологии. Когда поставлена цель исследования, например изучить действие новой системы оплаты труда на рабо­чих, и подготовлена программа, создают две группы — эксперимен­тальную и контрольную. В экспериментальной трудятся по-новому, а в контрольной — по-старому. Для чего это нужно?

Новая система оплаты может и не влиять на повышение про­изводительности труда или последняя выросла, но ученые сомне­ваются, вызвано это действием новой формы оплаты или чем-то другим. Контрольная группа служит эталоном сравнения. Сопо­ставление двух групп выявляет разницу и позволяет судить о том, произошли ожидаемые изменения или нет. Количество участвую­щих в эксперименте обычно невелико и редко превышает 10 — 15 человек.

Вопросы и задания к разделу

1.На какие периоды делится история мировой социологии? Назовите основных представителей каждого этапа развития социологии.

2. В чем заключается вклад Платона и Аристотеля в развитие социоло-
го-экономической мысли?

3. В чем заключается содержание теории общества и государства Н. Ма­
киавелли? Какие законы власти он сформулировал?

4. Почему теория общественного договора Т. Гоббса послужила осно­
вой современного учения о гражданском обществе?

5. Охарактеризуйте основные достижения в социологии Э.Дюркгейма.

6. Раскройте содержание главных элементов социологического уче­
ния М.Вебера.

7. Каковы исходные категории социологии и как они связаны между
собой?

8. Каковы функции и роль научной теории в социологии?

9. Почему научная гипотеза служит проявлением вероятностного зна­
ния? Какова ее роль в построении теории?

10. С какими методами социологического исследования вы познако­
мились? Охарактеризуйте и сравните их между собой.

И. Чем различаются генеральная и выборочная совокупности?

12. Что такое ошибка репрезентативности?

13. Что такое опрос? Как бы вы его стали проводить?


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...