Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

База знаний в системе социальной работы




Заимствованные знания. Социаль­ная работа многое заимствовала для своей си­стемы ценностей и нормативных принципов из философии, этики и юриспруденции. Из социологии и психологии она взяла понятия о поведении индивида и небольшой группы людей, о моделях семьи, процессах социаль­ного расслоения, поведении сложных струк­тур и разнообразии культурных систем. Анализируя и оценивая собственный практи­ческий опыт, а также избирательно заимст­вуя и приспосабливая понятия из родствен­ных дисциплин и профессий, социальные

187

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА И СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ

работники разработали многочисленные пу­ти обеспечения услугами из областей здраво­охранения и психиатрии для семьи, взрос­лых, детей и молодежи, престарелых, женщин и переселенцев. Разработаны эф­фективные способы внедрения в такие про­блемные зоны, как плохое обращение с деть­ми и супругами, жестокость в семье, болезни, бедность, расизм, сексизм, ухудшение отно­шений между соседями, преступления и пра­вонарушения.

Заимствование знаний из других дисцип­лин настолько же рискованно, насколько и неизбежно. Главную опасность представляет непропорциональное влияние некоторых ис­точников знаний. Как отмечает Дж. Ротман (1985), несмотря на важность, которую при­давали в начале XX в. социологаи, социаль­ные работники, в сущности, пренебрегли многими социологическими знаниями в пользу психологических. За исключением раннего своего периода и эпохи "Нового кур­са", социальная работа получала большую часть своих средств анализа и практики от дисциплин, специализировавшихся на изу­чении скорее микро-, чем макроявлений. По­сле второй мировой войны в социальной ра­боте фактически возобладали методы, почерпнутые в психиатрии, и в особенности психоанализ. Шестидесятые годы принесли кратковременное смещение акцента на зна­ния, относящиеся к более крупным социаль­ным системам.

В целом психоанализ, психиатрия и пси­хология оказались основными источниками понятий и взглядов для практической соци­альной работы. Последствием чрезмерного доверия к этим источникам стала господству­ющая в профессии ориентация на индивида. Хотя социальная работа в данное время ка­жется более всеохватывающей в выборе и на­коплении междисциплинарных ориентиров, ее пересечения с антропологией, экономиче­ской и политической науками до сих пор весьма незначительны и непродуктивны.

А. Кадушин (1959) отметил другую опас­ность некритического заимствования — ис­пользуемые материалы могут быть непосле­довательными, нецельными, не прошедшими апробацию или неверно применены, если они не были должным образом адаптированы, до­полнены и синтезированы. Еще одна угро­за — это соблазн заимствования упрощенных версий сложных понятий и принципов. В некоторых ситуациях такое чрезмерное уп­рощение может перейти в фактическое иска­жение исходных идей. Особенно серьезной проблемой междисциплинарного заимство-

вания является тенденция наделять заимство­ванные открытия и выводы большей долей убедительности, чем та, которая присуща им изначально. Еще одной проблемой является временной разрыв между развитием теории или технологии и ее использованием или адаптацией практическими работниками.

Отношения между социологией и соци­альной работой несимметричны. Заимство­вания из социологии в социальной работе превосходили ее отдачу. Этот тип асиммет­рии характерен для отношений между теоре­тическими дисциплинами и прикладными: первые, как правило, больше ориентированы на открытие и утверждение обобщенных зна­ний, последние же в основном — на исполь­зование этих знаний.

Успехи недавнего прошлого. На­чиная с 70-х годов социальная работа сделала огромные успехи в укреплении базы знаний. Выпускались два новых исследовательских журнала наряду с журналами по социально­му управлению; групповой работе; школьной социальной работе; клинической социальной работе; социальному развитию; услугам для детей и молодежи; здравоохранению и соци­альной работе; компьютерной технологии в социальной работе; сравнительному соцобес-печению и геронтологической социальной работе. Делались попытки концептуализиро­вать практику социальной работы в экологи­ческих рамках и сфокусировать на взаимо­действии личности и окружающей среды. Проведены исследования по изучению дейст­венности практики социальной работы.

Существует достаточно доказательств то­го, что исследования в области социальной работы привлекают огромное внимание. Как полагают Э. Томас, У. Джоунз и А. Розен (1978), в этой связи заслуживают рассмотре­ния четыре сопутствующих обстоятельства. Первое — то, что новые знания, включающие использование методов социологии и психо­логии, разрабатываются и самими социаль­ными работниками. Вторым является само­стоятельное использование в практике социальной работы и политике социального обеспечения теорий, гипотез и открытий из других дисциплин. Третье касается методо­логического использования исследователь­ских стратегии и методики, связанных со сбо­ром и анализом данных. Популярность однопроблемных проектов, разработка новых систем для измерения явлений социальной работы, применение метанализа для синтеза информации и использование апробирован­ных процедур анализа данных представляют важные достижения методологии в исследо-

 


СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА И СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ

188

вательской практике социальной работы. Четвертый фактор, известный как эволюци­онная исследовательская работа, возможно, является самым благотворным из новшеств. Цель эволюционной исследовательской ра­боты — не только получение новых знаний, но и генерирование новых технологий, непос­редственно применяемых в практике соци­альной работы (Э. Томас, 1978, 1985).

Недостатки и выбор новых путей. База знаний социальной работы развивается сегодня быстрее, чем когда-либо. Тем не ме­нее можно отметить и ряд недостатков. Не­редко полемические и риторические выводы заменяют заключения, основанные на дока­зательствах. Менее очевидной, но все же не­сомненной является склонность уравнивать знания и голый эмпиризм. Некоторые из опубликованных исследований, хотя и ка­жутся методологически внушительными, об­ращаются к достаточно тривиальным пробле­мам. Другие исследования нетеоретичны и некумулятивны, мало что добавляют к систе­матическому развитию и укреплению знаний в области социальной работы.

При подготовке будущих практических работников важно учитывать, что, во-пер­вых, эмпирическое укрепление социальной работы является профессиональным долгом всех социальных работников. Во-вторых, профессия должна выдвигать элементарные побудительные мотивы для практической де­ятельности или по крайней мере сокращать число мотивов, снижающих инициативу, чтобы практики использовали исследова­тельские находки в своей деятельности. В-третьих, необходимо обратить внимание на подбор и адаптирование знаний из других дисциплин: следует заимствовать лишь зна­ния, теоретически подкрепленные и имею­щие отношение к практике. В-четвертых, в социальной работе нужно приложить особые усилия, чтобы установить ее конструктивные связи с дисциплинами, изучающими широ­комасштабные общественные изменения. И наконец, следует разработать новые модели сотрудничества науки и практики для выра­ботки знаний в практическом, институцио­нальном контексте, с тем чтобы эти знания имели значение и достоверность для тех, кто в конечном итоге будет их использовать (М.Рейн и С. Уайт, 1981).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...