Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Авиакатастрофа самолета ТУ-154 рейс Анапа-Санкт-Петербург (под Донецком).




«Прилетели на опознание молодые ребята: муж и жена. У мужчины погибла семья его брата, состоящая из 5 человек: двое взрослых и трое детей, среди которых был грудной ребенок. Родителям они не смогли об этом сообщить, а сами уже еле держались на ногах от горя. Женщина была близка к обморочному состоянию. Мы помогли им зарегистрироваться вне очереди, получить пайки с ужином, ключи от номера. Поднялись с ними на 7 этаж. Помогли разместить багаж. На вопрос: что вам сейчас совершенно необходимо, – женщина ответила: мне нужен фен, я собираюсь мыть голову. Конечно, эта была та самая палочка – выручалочка, за которую психологам необходимо было цепляться всеми силами. Подняли на ноги весь отель, предлагали самые разнообразные варианты, чем можно вместо фена высушить голову, несли самые нелепые вещи, казалось, что никто не остался равнодушен. Фен не нашли. В общем – то фен оказался не так и нужен, на самом деле женщине было необходимо человеческое участие, внимание, а волосы высохли и сами».

«Размещали родственников, приехавших на опознание на 6 - 8 этажах гостиницы. В номерах были открыты окна, зиявшие на фоне рамы темными проемами. Провожая в комнаты родственников, было жутко их там оставлять - впереди была ночь, хватит ли сил ее пережить?».

«Очень страшно смотреть на протянутые тебе фотографии, на которых сняты красивые, молодые, улыбающиеся люди. Когда мы помогаем опознать тело, нам часто показывают подобные фотографии. Каждый из нас должен сделать все, чтобы эти смерти были «приняты», но как трудно каждому поверить в то, что эти увиденные останки, и есть их любимые дочки, сыновья, внуки, родители».

 

 


Глава 6. Оказание экстренной психологической помощи пострадавшим в зоне ЧС. Общение с пострадавшими.

Синицына Т.Ю.

 

Любая чрезвычайная ситуация (несчастный случай, авария, войны, катастрофы, террористический акт, потеря или гибель близких) оставляет в душах людей свой след. Нарушения, развивающиеся после пережитой психологической травмы, затрагивают все уровни человеческого функционирования. Это физиологический (появление усталости, нарушение аппетита, сна, обострение хронических заболеваний и т.д.), психологический и уровень межличностного взаимодействия (появление агрессивности, обидчивости в поведении). Переживание чрезвычайной ситуации оставляет после себя дезорганизацию деятельности человека, функциональные нарушения всех познавательных процессов (мышления, восприятия, памяти, речи). Общаясь с пострадавшими в зоне чрезвычайной ситуации, необходимо учитывать все эти изменения [236].

В самом начале общения, взаимодействия с пострадавшим, необходимо создать доверительные отношения. Нужно дать понять пострадавшему, что оказывающий ему помощь специалист, является помощником, другом. Первой и наиболее важной частью этой помощи является создание ощущения безопасности – поддержка окружающих. Обнимая человека, держа его руку в своей руке, психолог возвращает ему чувство защищенности [236].

По возможности, нужно помочь пострадавшему выговориться. Объяснить ему, что с ним случилось и как это подействовало на него. Сами вы должны говорить поменьше, будучи лишь хорошими активными слушателями. Необходимо помочь выразить пострадавшему то, что он испытывает: печаль, боль, вину, злобу, агрессию (если она не приносит вреда окружающим) и т.д. Надо дать пострадавшему почувствовать надежду на разрешение ситуации, но при этом, надо быть честным с ним, не следует его обнадеживать, особенно, если речь идет о его близких людях[18].

При общении с пострадавшими, специалистам рекомендуется строить свою речь в побудительном наклонении. Не должно быть сложных предложений, сложно построенных словесных оборотов в речи: «Извините, пожалуйста…. Не могли бы Вы…», т.к. пострадавшим трудно будет уследить за ходом ваших мыслей. При работе в зоне ЧС необходимо давать людям короткие, четкие команды, избегая в речи употребления частицы «не».

Специалистам, работающим с пострадавшими, необходимо контролировать свое эмоциональное состояние, которое отражается в речи (тембр, громкость голоса, интонации). В голосе не должны звучать неуверенность, сомнение, а тем более паника. Речь должна быть плавная (не рубленная по слогам), медленная с элементами внушения: «О тебе знают, помощь идет», «Слушай меня!», «Надо жить!», «Да, это произошло. И это горе..., оно не пройдет никогда, ты просто научишься с ним жить. Но на это нужно время и много твоих сил». Нельзя ускорять темп речи, это приводит к повышению тревожности у пострадавшего [276].

Работая с пострадавшими, очень важно рефлексировать выражение своего лица. Оно должно быть спокойным и уверенным.

Нельзя показывать пострадавшим, свою растерянность, и тем более панику.

Нельзя поддерживать обвинения в адрес окружающих, а так же страх пострадавших, что трагедия может повториться, т.к. такие эмоции очень заразительны и могут привести к массовой агрессии или панике[65].

Навык общения - один из самых важных во взаимодействии с пострадавшими. В психологии его называют навыком активного слушания. Этот метод появился как технология общения в результате анализа поведения людей, которые обладают способностью в процессе разговора добиваться от собеседника нужных результатов (при переговорах и др.). Однако, очень скоро стало ясно, что этот метод позволяет эффективно помогать людям, которые испытывают психологические трудности. Человек, понимая, что его слушают, рассказывая, раскрывает свои чувства, тем самым, осознаёт свои трудности, и продвигается на пути их решения [142].

Технология активного слушания включает в себя пять основных приемов: пауза и угу – поддакивание; парафраз; резюме; отражение своих чувств; отражение чувств собеседника.

Угу – поддакивание это самый простой прием, и любой человек им пользуется почти интуитивно. Во время разговора необходимо периодически кивать головой, говорить «да», «угу», «ага» и т.д., этим Вы даете собеседнику понять, что вы слушаете и заинтересованы.

Пауза в разговоре необходима для того, чтобы помочь собеседнику выговориться до конца (так как часто человеку необходимо время для того, чтобы сформулировать свои мысли и чувства). В то же время, пауза освобождает разговор от лишней ненужной информации (говорить, лишь бы говорить).

Парафраз. Это прием, при котором вы буквально повторяете последнюю фразу собеседника. Это позволяет ему убедиться в том, что вы его поняли, и побуждает к дальнейшему повествованию.

Резюме. Резюме сказанного - это очень важная задача, решение которой позволяет подвести итог сказанному и продвинуться в работе над проблемой. Этот прием состоит в следующем: используя слова и выражения говорящего, вы подводите итог определенного этапа разговора.

Отражение своих чувств. Говоря о своих чувствах, можно решить сразу несколько проблем. Во-первых, можно существенно снизить негативные чувства и переживания самим фактом того, что эти чувства признаны и озвучены. Во-вторых, сама беседа становится более полной и искренней. И, в-третьих, это побуждает собеседника открыто выражать свои чувства, что необходимо для того, чтобы человек мог избавить себя от чрезвычайно сильных внутренних переживаний.

Отражение чувств собеседника. Когда мы называем чувства, которые испытывает собеседник, партнер по общению, и «попадаем» в его ощущение, угадываем его, человек чувствует «родственность душ», начинает больше доверять Вам, и раскрывается[141].

Есть несколько ошибок, которые часто допускают в процессе активного слушания:

Стремление дать совет. Это желание опасно тем, что когда человек выслушивает совет, начинают работать механизмы психологической защиты. Помимо того, что он сразу же отвергает предложенный совет, происходит разрушение уже установленного ранее контакта.

Излишне настырное желание задавать уточняющие вопросы. Есть большая опасность увести разговор достаточно далеко от волнующей человека темы. Во-вторых, задавая вопросы, Вы берете ответственность за беседу на себя, много говорите сами, вместо того, чтобы дать возможность говорить пострадавшему [141].

Существуют критерии, по которым можно судить о том, насколько эффективно продвигается процесс активного слушания. Основных критериев три:

Продвижение в решении проблемы. Человек, выговариваясь, начинает видеть возможные пути выхода из данной проблемной ситуации, осознает новые, скрытые от него аспекты ситуации.

Видимое снижение интенсивности негативных переживаний. Здесь действует правило о том, что горе, разделенное с кем-то, становится в два раза легче, а радость удваивается.

Человек начинает рассказывать о себе или о проблеме больше[129].

 

Следующим шагом после установления контакта является поиск ресурса.

Ресурсом в данной ситуации может быть все, что угодно. Это то, что может помочь, и что до настоящего момента заставляло человека оставаться в живых. Ресурс можно найти в любой, даже в самой страшной ситуации. В качестве примера можно привести следующие ресурсы: жизненный опыт, полученный в кризисной ситуации, уникальность этого опыта, сам факт того, что человек еще жив в какой-то сложной для него ситуации и другое. Ресурсом может стать необходимость сохранить силы для дальнейшего ухода и заботы за родственниками и близкими, ставшими жертвами ЧС [3].

 

Группы пострадавших.

 

Террористические акты, природные и техногенные катастрофы, другие социальные бедствия являются разрушительными по своим последствиям для психики человека.

Как правило, в зоне ЧС оказывается множество людей. Все они могут считаться пострадавшими, ведь даже если не пострадал сам человек физически, не пострадали его родственники, осталось невредимым его имущество, невозможно оставаться равнодушным, когда вокруг видишь горе и страдание других людей [158].

Вольно или невольно любой человек как бы примеряет на себя случившееся. В этот момент человек осознает, как близко от него прошла беда. Все это обуславливает появление пострадавших как бы вторично. Таким образом, на месте ликвидации последствий ЧС присутствуют пострадавшие, которых можно условно разделить на несколько групп. Психологическая травма у этих групп различна по своему генезу и проявлениям, а следовательно, и помощь будет различная. Сотрудники Центра экстренной психологической помощи МЧС России выделяют шесть больших групп:

 

  жертвы т.е. пострадавшие, изолированные в очаге ЧС (например, люди, находящиеся в завале под плитами при землетрясении, зажатые в машине при автомобильной катастрофе или находящиеся на крыше затопленного дома, дереве при наводнении); пострадавшие непосредственно физически, материально, понесшие утрату (разрушен дом), люди потерявшие своих родных и близких или не имеющие информации о их судьбе
родственники или близкие людей ставших «жертвами» трагедии.
  очевидцы (свидетели) несмотря на то, что они остались невредимыми физически, не пострадали их родственники и близкие, осталось целым их материальное имущество - это люди, пережившие травматический стресс, так как трагедия прошла где-то очень близко к ним, совсем рядом. Как правило, они примеривают на себя, на своих близких случившееся, ставят себя на место пострадавших: «на его месте мог быть я» (например, это могут быть люди из дома, соседнего с взорвавшимся или это может быть человек, опоздавший на самолет, который разбился и т.п.).
  наблюдатели (зеваки) вторично пострадавшие, люди, которые непосредственно не участвовали в ситуации, но узнав от знакомых или из средств массовой информации о происшествии прибыли на место ЧС.
телезрители люди, получившие травматический стресс после просмотра информационных программ по ТВ.
специалисты участники аварийно – спасательных операций

 

Рассмотрим подробно первую группу пострадавших, ее психологические особенности, возможную и необходимую ей психологическую поддержку.

Первая группа – жертвы, т.е. пострадавшие, изолированные в очаге ЧС. К задачам, решаемым психологом (или другим специалистом, оказывающим психологическую помощь) относятся:

- Информационная поддержка (информирование о том, что помощь идет; сообщение о том, как необходимо себя вести в этой ситуации, чтобы выжить).

- Индивидуальная работа с пострадавшим в момент проведения спасательных работ (психологическая поддержка, использование элементов суггестии, т.е. внушения: «все будет хорошо, у тебя все получится…»).

Если говорить об информационной поддержке, психотерапии, то на первом этапе эта форма психологической помощи является необходимой и оптимальной. Ее цель – психологическое поддержание жизнеспособности тех, кто жив, но находится в полной изоляции от окружающего мира. Такая изоляция человека возможна при разрушении жилищ или разного рода помещений в результате землетрясений, аварий, взрывов и т.д. Сеансы информационной терапии реализуются через систему звукоусилителей. Рекомендации, которые должны услышать пострадавшие: как дать о себе знать, как экономить силы, энергию, как не усугубить ситуацию.

Целью информационной терапии является также нивелирование и уменьшение чувства страха у пострадавших, т.к. известно, что в кризисных ситуациях от страха погибает больше, чем от воздействия реального разрушительного фактора[274].

Теперь вернемся к индивидуальной психологической работе с «жертвами», изолированными в очаге ЧС и рассмотрим основные опорные точки в этом виде помощи. При индивидуальной работе с пострадавшим в момент проведения спасательных работ по его освобождению, необходимо стараться держать человека в сознании. Что такое потеря сознания? Это защитная реакция организма: организм человека экономит психологические и физические ресурсы. Но на данном этапе нам нужно, чтобы человек был в сознании и мог помочь нам его спасти [274].

Для этого необходим один человек – «заговаривающий», который мог бы беседовать с пострадавшим. По сути, это психологическая работа, но реально этой деятельностью приходится заниматься кому-то из спасателей, т.к. они первыми получают возможность контактировать с пострадавшими - жертвами. Тем не менее, психологам, необходимо знать, как вести себя в подобной ситуации оптимальным образом. Очень хорошо, когда есть возможность поддерживать физический контакт с «жертвой», например, держать человека за руку. Беседуя с ним «заговаривающий» преследует определенную цель – сориентировать пострадавшего на борьбу. Человек должен бороться! Необходимо сделать все, чтобы пострадавший осознавал, что он не один, что он кому-то нужен, тогда в его борьбе за жизнь появляется более глубокий смысл. Можно спросить человека о том, кто еще был с ним во время трагедии, кто из родственников, друзей, близких есть в его жизни: дети, родители, муж, жена и т.д., кто ему дорог и кому дорог и нужен он, кому без него будет очень больно и трудно. Эти вопросы очень важны, т.к. они позволяют пострадавшему строить перспективу на будущее. Нужно, чтобы ему была необходима жизнь, и человек понимал, для чего она ему; что он еще не успел, но обязательно должен сделать в этой жизни. Нужно, чтобы он знал, что его помощь, его жизнь, его любовь кому-то очень нужны, чтобы он осознавал, что у него может быть будущее, чтобы он хотел жить дальше [242].

Проблема создания перспективы на будущее у пострадавшего очень серьезна и актуальна. Практика спасателей показывает, что многие «жертвы» умирают сразу после вызволения их из очага ЧС, например, сразу же после извлечения людей из под обломков разрушенного здания. Почему же это происходит? Человек ставит перед собой очень значимую цель- выжить, и всеми силами пытается ее достичь, сделать все, чтобы кошмар в который он попал закончился. Понятно, что в экстремальной ситуации, когда оказываешься лицом к лицу со смертью (чувствуешь страх, боль и страдания), данная цель весьма актуальна, и желание выжить очень велико. Человек мобилизует все свои силы, тратит всю свою энергию, чтобы спастись, выжить, увидеть свет, а не жить, любить, творить дальше. В результате существует феномен, когда к моменту спасения жизненные силы исчерпаны, хотя ресурсы человеческого организма огромны. Из этого следует, что когда человек освобожден из завала, он успокаивается, кошмар для него заканчивается, а значит, его главная цель достигнута, заветная мечта осуществилась, – он выжил. Часто это означает для человека, что он уже сделал все, что от него зависело и дальше о нем позаботятся другие (например, врачи). Пострадавший снимает с себя ответственность (может отдохнуть, расслабиться), бороться больше незачем, т.к. основная цель достигнута. Вот и получается, что программа, заданная организму на выживание выполнена, а других команд не поступило. Можно привести красочный пример с раненым солдатом армии Наполеона, который еле живой, преодолев огромное количество препятствий, принес ему очень важный пакет с донесением, передал его и сразу же умер. Наполеон только успел его спросить: «Вы ранены?», на что тот ответил: «Нет, я убит!»

Цель достигнута, пакет доставлен, а значит, долг солдатом выполнен до конца.

Если мы понаблюдаем за нашей обыденной жизнью, то и здесь легко сможем заметить, что когда наша заветная мечта сбывается, в душе часто появляется какая-то пустота, а в теле – бессилие. А на пути к цели мы можем тратить очень много сил, не жалея себя и удивляясь, откуда эти силы только берутся.

Наша психика устроена таким образом, что когда есть прямая угроза физической оболочке - телу, весь запас душевных и физических сил идет на ее сохранение. Психологически человек (жертва) страдает меньше, чем те люди, которые вынуждены часы, дни жить в состоянии ожидания, неопределенности. Как правило, первые - помнят поминутно все, что с ними происходило: где они находились; кто был рядом, произнесенные слова, фразы, лица людей и прочее. Ожидающие развязки родственники – как правило, вспоминают о днях ожидания с трудом. Они не могут вспомнить, кто был все эти дни рядом, и как они провели эти дни.

Рассмотрим подробно проблемы, возникающие у людей, относящихся ко второй группе – родственники или близкие людей, ставших «жертвами» трагедии. Безусловно, эта группа более всех нуждается в психологической и, возможно, медицинской помощи. Если жертвам оказывается обязательно медицинская и психологическая помощь непосредственно в больницах, куда их доставляют для оказания помощи, то с пострадавшими второй группы психологи работают больше всего в период ликвидации последствий ЧС. К сожалению, очень немногие них обращаются за психологической помощью после завершения аварийно – спасательных работ. Они не вносятся в списки пострадавших. Не получают компенсации, разве только при гибели своих близких или при потере жилья.

Задачи психологов в работе с данной категорией пострадавших:

Выявление явной психиатрии, доставка пострадавших к месту, где возможно оказание психолого - психиатрической помощи.

Снятие острых аффективных реакций, выведение из состояния шока.

Помощь в преодолении психосоматических реакций.

Создание сети социальной поддержки: поиск родственников, знакомых, кто еще был с пострадавшим (важно, в чем тот человек был одет, как выглядел) и перепоручение им пострадавшего.

Перевод из пассивного состояния в активное (расспрашивать о том, где находились близкие в момент катастрофы).

Первичная реабилитация пострадавших, относящихся к группам «свидетелей» и «зевак» будет заключаться в ориентации очевидцев и наблюдателей на оказание помощи пострадавшим, составляющим первые группы.

Задачи психологов в работе с данной категорией:

По возможности, отсечь случайных людей. Не пускать их, например, в зону ожидающих родственников. Попав в условия ЧС, «примерив» на себя все произошедшее, нередко именно у случайных людей включается механизм запуска психических заболеваний, находится повод прилюдно и громко высказать отношение к властям, свое недовольство чем – либо, как правило, не относящимся к данному событию (смотри главу «Толпа»).

Если возможности удалить зевак нет, их можно также занять любой полезной работой: найти и принести воды, подогреть чай, принести аптечку, отнести записку и т.д. Главное – включить их в деятельность. Это позволяет им чувствовать себя нужными. Они могут свою энергию использовать в «мирных» целях – это помогает снизить уровень неадекватной поведенческой активности. Это также снижает риск возникновения массовых негативных реакций.

Следующая категория пострадавших – телезрители. Надо отметить, что средства массовой информации оказывают очень сильное влияние на людей, используя некоторые технологии манипулирования общественным сознанием. Часто информационная среда характеризуется значительным преобладанием эмоционального фона над рациональными оценками и объективным, беспристрастным анализом произошедшего. Нагнетание эмоций представителями прессы способствует снижению адаптационных возможностей организма людей, блокированию механизма поиска рационального выхода из трудных жизненных ситуаций. Происходит возникновение чувства беспомощности, безысходности и отождествления себя с "плохой судьбой" своей страны. Это ведет к формированию у людей негативных психических реакций, увеличению психосоматических, обострению хронических заболеваний. Таким образом, в жертву приносится здоровье многих людей. Можно привести в качестве примера известную всем ситуацию, когда после «обсасывания» в газетах или по телевизору какого-либо случая самоубийства, происходит серия новых самоубийств. Реагируют на это, естественно, люди с наиболее слабой психикой и низкой психологической устойчивостью.

Специалистов, принимающих участие в ликвидации ЧС можно отнести к группе вторично пострадавших, которые имеют возможность получения индивидуальных консультаций во время ЧС и прохождения специальных реабилитационных программ, уже после ЧС.

Методы психологической диагностики, используемые при оказании экстренной психологической помощи.

Экстренная психологическая помощь может быть оказана только в том случае, если реакции человека можно описать как нормальные реакции на ненормальную ситуацию. То есть, экстренная психологическая помощь не может быть оказана тем людям, чьи реакции выходят за пределы психической нормы. В случае, когда реакции человека выходят за пределы нормы, необходима помощь врача-психиатра [88]. В связи с этим, применение методов психологической диагностики возможно и необходимо в данных условиях. Однако, понятно, что метод тестов, проективные психодиагностические методики не отвечают требованиям ситуации, в которой оказывается экстренная психологическая помощь. Поэтому для этих целей используются такие психодиагностические методы как метод беседы, метод наблюдения [118]. Безусловно, эти методы не так точны, как, например, метод тестов, однако, они позволяют собрать необходимую для специалиста информацию и вовремя привлечь помощь специалистов смежных профессий.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...