Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психомоторное (двигательное) возбуждение.




В критической ситуации человек часто испытывает настолько сильное потрясение, что даже перестает воспринимать происходящее вокруг. Он просто не понимает где враги, а где помощники, где опасность, а где спасение. Единственное, что он может делать - это двигаться. Движения могут быть, как совсем простые: «Я побежал, а когда пришел в себя, оказалось, что не знаю, где нахожусь», так и достаточно сложные: «Я что-то делал, с кем-то разговаривал, куда-то бежал, но ничего не могу вспомнить» [225].

Признаки:

- движения резкие, часто бесцельные

- действия бессмысленные

- сознание сужено (тоннельное сознание)

- речь ненормально громкая

- реакция на окружающих часто отсутствует.

Пример: Группа специалистов Центра возвращалась из командировки. Машину развернуло на трассе, после чего они влетели под Камаз. В результате ДТП машину сильно помяло. Пострадавшие не сразу смогли из нее выбраться. Когда двери открыли, одна из пострадавших бросилась через все полосы МКАДа, наперерез идущим машинам. Когда ее остановили, привели в чувство, она утверждала, что никуда от машины не уходила, и всё это время была здесь, рядом.

Помощь:

Человека необходимо остановить, что можно осуществить с помощью приема «Захват». Применив прием «Захват», необходимо быстро уложить пострадавшего на землю, и прижав его плечи к земле, применить методику «Три Да». Возможен другой вариант: применив прием «Захват», плотно прижав пострадавшего к себе, приподнять таким образом, чтобы он встал на носки и чуть отклонился при этом назад. Удерживать в таком положении несколько секунд.

Используйте методику «Три Да», которая состоит в том, что пострадавшему задаются 3 вопроса, на которые он ответит утверждением: «ДА», а затем произносится фраза на выполнение необходимого действия. Например: «Ты меня понимаешь? Ты меня слышишь? Ты меня видишь? А сейчас ты встанешь и успокоишься!».

Массируйте человеку позитивные точки.

Говорите спокойным голосом, не спорьте, в разговоре избегайте фраз с частицей «не».

Пострадавшего на время изолируйте от окружающих.

Помните, что данная реакция может смениться нервной дрожью, плачем, а также агрессивным поведением.

Находясь в двигательном возбуждении, человек способен причинить вред, как себе, так и окружающим его людям.

Агрессия

Каждый человек реагирует на критическую ситуацию по-своему. Проявление злобы или агрессии в таких случаях - нормальное явление, которое может сохраняться достаточно длительное время [200].

Если это вербальная агрессия, то необходимо дать ей состояться. Если такую реакцию остановить, то велика вероятность того, что агрессия поменяет знак и будет направлена против самого пострадавшего, что опасно совершением попытки самоубийства.

 

 

 


 

Вербальная агрессия

 

Признаки:

- раздражение, недовольство, гнев (по любому, даже незначительному поводу)

- нанесение окружающим ударов руками или какими-либо предметами

- словесное оскорбление, брань

- мышечное напряжение, увеличение кровяного давления [169].

Пример: Авиакатастрофа. Родственники пострадавших и погибших находятся в здании аэропорта для совместного перелета к месту падения самолета.

У многих людей, ближе к ночи, стали сдавать нервы. Со стороны родственников началось проявление агрессии на персонал аэропорта. Один мужчина был особенно агрессивен и к тому же пьян. Сотруднику психологической службы удалось вступить в контакт с ним, и совершенно не противореча мужчине, а, наоборот, соглашаясь с ним, вывести его из зала.

 

Помощь:

1. Необходимо свести к минимуму количество окружающих.

2. Очень важно дать понять человеку, находящемуся в таком состоянии, что вы с ним «одной крови» (не противоречить, соглашаясь с его суждениями).

3. Не менее важно дать возможность пострадавшему «выпустить пар», дать возможность выговориться или «избить» подушку.

4. Направьте энергию человека в нужное русло, поручив ему работу, связанную с высокой физической нагрузкой.

5. Старайтесь разрядить обстановку смешными комментариями или действиями.

6. Реакция может быть погашена страхом наказания, но только в том случае, если возможное наказание имеет значение для пострадавшего и вероятность его осуществления велика.

 

Если есть время и место, и пострадавший или его родственник выражают желание поработать с вами, то можно применить следующие приемы:

1.Если агрессию вызывает какой-либо конкретный человек, то может помочь несколько несложных приемов, предложите визуализировать его: «представь этого человека, сконцентрируйся на его одежде, голосе, манере поведения». Предложите проделать следующие действия с неприятным образом: уменьшить в размерах, одеть в смешную одежду, пририсовать усы и т.д.

2. После того, как представлен в мельчайших деталях облик человека, вызывающего агрессию, попросите вспомнить какое-нибудь место, где было очень хорошо, спокойно, уютно. Предложите поместить неприятный образ на яркую картинку такого места и попросите постепенно уменьшать негативный образ до маленького пятнышка.

Попробуйте разные варианты. Попросите снова вспомнить образ «плохого» человека, ситуацию, которая вызвала агрессию. Делайте это до тех пор, пока образ не перестанет вызывать резко негативных эмоций.

 

По нашему опыту работы в ЧС, хорошо помогает четкое ориентирование человека на предстоящую, определенную рациональную деятельность.

Это хорошо понятно из описанного ниже примера:

Вторая смена психологов подъехала к моргу, в который свозились тела погибших на Бауманском рынке. На это время не было оповещено, как будет проходить опознание тел. Группу специалистов встретила группа агрессивно настроенных родственников. Они требовали срочно начать опознание. Они выкрикивали: «Почему вы не пускаете нас, мы можем быстро опознать своих, почему вы не делаете этого? Сколько вас понагнали сюда – форму на вас надели, зачем вы тут находитесь, если нас до сих пор не пускают вовнутрь?»

Помощь. Старший группы попросил не расходиться, подождать их на этом же месте, обещая, что через 10 минут, после того, как зайдет сам в морг, сообщит им, насколько подготовлены тела для процедуры опознания. Выйдя через 10 минут к группе людей, он тихим голосом сказал следующее: «Вам придется выбрать самого сильного из своей семьи, кто сможет пройти этот путь (путь опознания), тела пострадали значительно, они сильно деформированы, многих будет трудно опознать. Тел очень много, поэтому придется сделать не один обход, просмотреть не одно тело. Подумайте, кому бы из своей семьи, вы смогли бы доверить эту нелегкую процедуру.

Для процедуры опознания необходимо вспомнить приметы погибших: во что были одеты, какие украшения имели, какие операции были сделаны, по возможности, найти их зубную карту, приготовить свои документы и документы погибших и т. д.»

Тем самым, мы агрессивное поведение перевели в рациональное и действенное.

Агрессия довольно опасна. Человек в таком состоянии способен причинить вред, как себе, так и окружающим. Агрессия может помешать проведению аварийно-спасательных работ, способна нагнетать и без того сложную обстановку в ЧС.

Ступор

Одна из самых сильных защитных реакций организма - ступор. Он наступает в тех случаях, когда человек затратил столько энергии на выживание, что сил на любое взаимодействие с окружающим миром уже нет.

Признаки:

- резкое снижение до полного отсутствия произвольных движений и речи

- отсутствие реакции на внешние раздражители (шум, свет, прикосновение, боль)

- «застывание» в определенной позе, оцепенение

- возможно напряжение отдельных групп мышц

- часто ограниченные координированные движения глаз.

 

Пребывание человека в ступоре представляет собой опасность для самого человека, так как он не способен позаботиться о себе, находясь в таком состоянии. Длительное пребывание человека в ступоре способно в дальнейшем явиться причиной длительной депрессии. Учитывая эти факты, важно любыми средствами вывести человека из состояния оцепенения.

Пример: При падении вертолета, один из летчиков остался жив. Он находился в состоянии ступора. Психолог изменил его состояние следующими фразами: «Сидишь тут, как пень. А в городок пришли молодые лейтенанты – новое пополнение, и твоя жена там с ними сейчас так зажигает!». Реакция ступора медленно перешла в реакцию агрессии. Продолжаем работу как с агрессивной реакцией.

Помощь:

1. Очень важно, как можно скорее, вывести человека из данного состояния.

2. Массаж БАТ: сложите пострадавшему пальцы на обеих руках на основании большого пальца и растирайте подушечки его больших пальцев своими руками, массируйте пострадавшему кончиками большого и указательного пальцев точки, расположенные на лбу над глазами ровно посредине между линией роста волос и бровями.

3. Ладонь свободной руки положите на грудь пострадавшего. Подстройте свое дыхание под ритм его дыхания. Необходимо присоединиться к человеку, а самый простой способ это сделать, это дышать с ним в одном темпе.

4. Учитывая, что человек в таком состоянии может слышать и видеть, говорите ему на ухо тихо, медленно и четко то, что может вызвать сильные эмоции (лучше негативные).

Помните, что реакции всегда чередуются: одна может сменять другую. Будьте к этому готовы.

 

Апатия

Эта реакция представляет собой непреодолимую усталость. Любое движение дается человеку с огромным трудом. В душе равнодушие и безразличие – нет сил даже на эмоции.

 

Признаки:

- безразличное отношение к окружающему

- вялость, заторможенность

- речь медленная, с большими паузами.

 

 


Пример: Авиакатастрофа. Родственники пострадавших и погибших находились в одном аэропорту для совместного перелета к месту падения самолета. Среди присутствующих была женщина, которая молча сидела одна, ни с кем не общалась, отказывалась от обеда и ужина. Один из психологов подсел к ней и начал разговаривать, спросив, с кем она здесь, когда в последний раз ела или пила чай и т.д. Потихоньку он разговорил женщину, предложил поесть, она согласилась. Позже психолог попросил её помочь собрать списки, на что она охотно согласилась. Списки она собирала трижды, пока не улетела на опознание.

Помощь:

1. Завести разговор с пострадавшим. Задайте ему несколько простых вопросов: «Как тебя зовут?», «Как ты себя чувствуешь?», «Хочешь есть?». Очень важным является ваша «подстройка» к речи человека.

2. Проводить пострадавшего к месту отдыха, помочь удобно устроиться и обязательно снять обувь. Дайте человеку возможность поспать или просто полежать.

3. Желателен физический контакт (возьмите его за руку).

4. Если нет возможности отдохнуть (происшествие на улице, в общественном транспорте, ожидание окончания операции в больнице), то, разговаривая с пострадавшим, вовлекайте его в любую совместную деятельность, не требующую от человека больших физических усилий (прогуляться, сходить выпить чая или кофе, помочь окружающим, нуждающимся в помощи). Такая работа, которая ему в этот момент предложена, должна оцениваться самим человеком как крайне необходимая и важная.

 

Бред и галлюцинации

Критическая ситуация вызывает у человека мощный стресс, приводит к сильному нервному напряжению, нарушает равновесие в организме, отрицательно сказывается на здоровье в целом - не только физическом, но и психическом тоже. Это может обострить уже имеющееся психическое заболевание [231].

Признаки:

Бред - ложные представления или умозаключения, в ошибочности которых пострадавшего невозможно убедить.

Галлюцинации - пострадавший воспринимает объекты, которые в данный момент не воздействуют на соответствующие органы чувств (слышит голоса, видит людей, чувствует запахи и проч., которых нет на самом деле).

Помощь:

1. Обратитесь к медицинским работникам, вызо­вите бригаду скорой психиатрической помощи.

2. До прибытия специалистов следите за тем, что­бы пострадавший не навредил себе и окружаю­щим. Уберите от него предметы, представляю­щие потенциальную опасность.

3. Переведите пострадавшего в уединенное место и не оставляйте его одного.

4. Говорите с пострадавшим спокойным голосом. Соглашайтесь с ним, не пытайтесь его переубедить.

Необходимо помнить, что определенного алгоритма поведения и помощи нет, так как каждый человек индивидуален, и очень многие факторы влияют на проявление реакций. Если человек находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, то вероятность проявления ОСР повышается. В подобной ситуации человек практически непредсказуем, особенно это относится к агрессивному поведению. В этом случае человека необходимо лишить возможности причинить вред себе и другим любыми доступными способами.

Помните, что одна стрессовая реакция может перерасти в другую!

Важно еще раз подчеркнуть, что экстренная психологическая помощь оказывается в том случае, когда речь идет о нормальной реакции человека на ненормальные обстоятельства. В случаях появления симптомов нарушения психотического уровня, таких, как бред и галлюцинации, необходимо привлечение психиатра.

Глава 5. Организация и содержание помощи пострадавшему населению в чрезвычайных ситуациях. Экстренная психологическая помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.

Синицына Т.Ю.

 

5.1. Организация и содержание помощи пострадавшему населению в чрезвычайных ситуациях.

 

С каждым годом увеличивается количество людей, переживших террористический акт, стихийное бедствие, техногенную аварию или катастрофу. Растет число людей, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций – спасателей, медиков, психологов, оказывающих экстренную помощь на месте трагедии. За годы работы специалистами - психологами, был накоплен большой практический опыт оказания экстренной психологической помощи людям, попавшим в экстремальные ситуации.

При ограниченных, единичных или локализованных экстремальных ситуациях (катастрофа, землетрясение, теракт и т.д.) оптимальным является направление в пострадавшую зону комплексной бригады, в состав которой входят специалисты различного профиля; специально подготовленные для этих целей спасатели МЧС России, врачи медицины катастроф (общего и психиатрического профиля), психологи, социальные работники-организаторы, прошедшие специальную подготовку, представители общественных благотворительных организаций («Красный крест» и «Красный полумесяц», «Врачи без границ» и т.д.)

Организация и содержание помощи пострадавшим с ПТСР, развившимися в экстремальной ситуации, определяются, прежде всего, масштабами экстремальной ситуации, величиной человеческих потерь, опасностью повторения ситуации.

Организация и содержание помощи пострадавшим во многом зависит от периода развития экстремальной ситуации, их три:

· острый;

· хронический;

· отсроченный.

Оказание экстренной помощи в остром периоде заключается в выведении людей из зоны поражения и профилактике возможных расстройств, дифференциации пострадавших по степени тяжести полученных поражений для принятия решений об очередности и способах последующей эвакуации и способах оказания соответствующей медицинской и психологической помощи. Организуется оказание экстренной психологической помощи, как для пострадавших детей и взрослых (И.В. Бордик, Т.Ю. Матафонова, 2009; Т.Ю., Матафонова, 2011), так и для участников бригад помощи (для профилактики у них возможных расстройств).

В острый период действия психотравмирующих экстремальных факторов наиболее важными психопрофилактическими действиями, осуществляемыми членами бригад помощи могут быть:

· организация четкой работы по оказанию помощи пострадавшим;

· привлечение легкопострадавших к спасательным и неотложным действиям;

· объективная информация пострадавших о различных аспектах экстремальной ситуации (медицинских, психологических, социальных).

Особое значение имеют четкость, краткость и оперативность предоставляемой пострадавшим информации. Отсутствие или запаздывание сведений необходимых для принятия решений во время экстремальной ситуации, приводят к непредсказуемым последствиям. Так, например, несвоевременная и недостаточная информация населения о радиационной обстановке в зоне аварии на ЧАЭС привела ко многим трагическим для здоровья населения результатам. Примером неверной подачи информации может служить трагедия с подводной лодкой Курск, захват заложников на Дубровке.

Важным фактором профилактики возникновения расстройств и панических реакций является организация и проведение информационной поддержки. Ее применяют в экстремальном порядке. Задача информационной поддержки заключается в психологической поддержке тех, кто остался жив, но находится в некоторой изоляции от внешнего благополучного мира. Это работа может проводиться психологами, психиатрами, психотерапевтами, прошедшими специальную подготовку.

После обследования и получения первичной экстренной помощи пострадавшие направляются в специализированные учреждения квалифицированной пролонгированной помощи (медицинские учреждения: реабилитационные центры, больницы, стационары неврологических клиник; учреждения социальной защиты: приюты, Центы помощи семье и др.).

Принципиально иная схема оказания помощи применяется при экстремальных ситуациях, охватывающих значительные территории при большом количестве пораженных (ситуации военных действий, землетрясениях большой силы, прорывах плотин, разрушениях на химических заводах и атомных станциях и т. п.) и материально- техническая база, возникает острый дефицит специалистов, которых требуется значительно больше.

Система оказания помощи пострадавшим разворачивается в три этапа:

На первом этапе предусматривается оказание экстренной и первой помощи специализированными бригадами непосредственно в зоне поражения. Количество и численный состав бригад определяется масштабами катастрофы. При этом для оказания помощи привлекаются (после соответствующей экстренной подготовки на месте) специалисты из числа пострадавших медики, работники правоохранительных органов, пожарные и т. д. Их первоочередными задачами являются отбор пострадавших, находящихся в состояниях острого возбуждения, с сильными нарушениями, обеспечение их безопасности и безопасности окружающих, ликвидация обстановки растерянности и предотвращение или прекращения панических реакций среди пострадавших. Эффективность проводимых мероприятий зависит уровня подготовки специалистов (не только теоретической, но и практической, обязательной отработкой соответствующих навыков) и наличия необходимого оборудования и материалов для оказания различных видов помощи (медикаментов, буклетов и листовок для населения с описанием необходимых действий, систем громкого оповещения, наличия средств мобильной связи для организации взаимодействия между штабами и т.п.). На начальном этапе сортировки лиц с расстройствами специалисты оперативно принимают решения об оказании неотложной помощи на месте, эвакуации для оказания специальной помощи. С этой целью пострадавших дифференцируют на 3 диагностические группы: 1. наименее пострадавших (основные жалобы - утомление, раздражительность, эмоциональная напряженность, расстройства сна, головные боли - для обучения их навыкам само- и взаимопомощи);
  1. с выраженными признаками расстройств (в первую очередь с ярко выраженными реакциями страха, аффективно-шоковыми реакциями, значительными нарушениями в деятельности сердечно-сосудистой и желудочно-кишечной систем), им оказывается первичная специализированная помощь;
  2. с резкими нарушениями поведения (беспорядочные метания, паническое бегство или состояние ступора), мышления (нарушения осознания окружающего, восприятия, некритичность к своему состоянию), памяти (частичные провалы или полное вытеснение травмирующей ситуации) и т.д., их направляют в стационары для оказания высококвалифицированной помощи.
В состав бригады должны входить несколько специалистов, готовых обучить население навыкам само - и взаимопомощи и ответственных за организацию среди пострадавших групп самопомощи. Некоторые члены групп, первыми получившие помощь в группах взаимопомощи в дальнейшем могут выступать в роли волонтеров и помогать по мере возможности специалистам в организации и проведении последующих групп взаимопомощи.
Второй период в оказании помощи начинается с момента эвакуации населения и продолжается от нескольких недель до нескольких месяцев. На втором этапе работа проводится в местах эвакуации пострадавших силами, мобильных передвижных отрядов и далее в специализированных учреждениях, подготовленных к оказанию соответствующих видов помощи (медицинской, психологической, психиатрической, психотерапевтической, социальной). После обследования специалистами мобильных передвижных отрядов (врачами - психиатрами и психологами) пострадавшие с выраженными нарушениями сознания, мышления, с двигательным беспокойством, признаками депрессии подлежат направлению в специализированные медицинские учреждения (психоневрологические стационары). Пострадавшим с нерезкими и незначительными нарушениями сознания, двигательной сферы и эмоциональными расстройствами оказывается помощь в отряде в течение 1-2 суток. Если после получения помощи наступает значительное улучшение состояния, пострадавшие направляются к месту постоянного проживания. В случае ухудшения состояния (несмотря на проводимые мероприятия) они направляются для получения помощи в условиях соответствующего стационара. В течение этого периода пострадавшие и специалисты, оказывающие помощь и участвующие в ликвидации последствий экстремальной ситуации, обычно располагаются в лагерях, палаточных городках, временных поселениях и т. п. Условия проживания, нередко сохраняющаяся жизнеопасность ситуации утрата имущества, бытовые лишения, неопределенность дальнейшей жизненной перспективы являются факторами, определяющими последействие экстремальной ситуации. По окончании действия психотравмирующих факторов осуществляются мероприятия, направленные на профилактику возможных расстройств: · предоставление пострадавшим объективной информации о последствиях экстремальной ситуации и их влиянии на нервно - психическое здоровье людей; · доведение до пострадавших сведений о современных достижениях науки в плане оказания возможной помощи; · профилактика возникновения рецидивов или повторных психоэмоциональных расстройств (так называемая вторичная профилактика), а также профилактика развития психосоматических нарушений; · привлечение пострадавших к работе групп взаимопомощи.
Третий период - отдаленных последствий экстремальной ситуации начинается с момента трудо - и бытоустройства эвакуируемых. У пострадавших возникают типичные трудности адаптации к новым условиям жизни и работы, особенно если им предоставляются неодинаковые социальные льготы и помощь. Большое значение имеет перемена места жительства, которая определяет легкость (трудность) адаптации к новым климатическим, социальным, психологическим и другим условиям жизни. При реакциях адаптации и многих начальных проявлениях расстройств целью любых психологических и психотерапевтических воздействий является профилактика (первичная и вторичная) развития состояний психической дезадаптации, психических и психосоматических заболеваний. Для этого необходимо дифференциально - диагностическое обследование пострадавших для общей оценки состояния.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...