Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Краткосрочная позитивная терапия




Название «позитивная психотерапия» впервые было введено в 1972 году Н. Пезешкианом для обозначения собственной психотерапевтической концепции и стратегии. Само слово «позитивная» предполагает противопоставление направлениям психотерапии, которые центрируются на негативных аспектах жизни клиента: психоанализ, гуманистическая и поведенческая психотерапия. Термин «позитивная психотерапия» может использоваться также в более широком контексте. Техники краткосрочной позитивной психотерапии в большей степени направлены на создание ресурса, на возможность посмотреть на проблему с другой стороны, увидеть позитивные моменты в жизни [211]. В кризисной ситуации бывает крайне важнно найти ресурс для клиента, который может помочь ему в переживании этой кризисной ситуации. Компактные, краткосрочные техники, которые, с одной стороны, позволяют проделать завершенный психотерапевтический цикл, а с другой стороны экономичны по времени, делают возможным и целесообразным использование приемов краткосрочной позитивной психотерапии в условиях чрезвычайной ситуации. Гибкость применяемых методов, возможность конструирования техник для каждого конкретного случая, для каждой ситуации, позволяет использовать это направление достаточно эффективно.

 

Рациональная психотерапия

Сущность метода рациональной психотерапии заключается в следующем: специалист, аппелируя к сознанию клиента, убеждает его и формирует верное отношение к окружающей действительности, ситуации, событиям. В экстремальной ситуации, когда произошло событие, резко изменившее жизнь человека, нарушаются когнитивные процессы. Человек под воздействием эмоций может делать неверные выводы о том, что произошло, имеется ли опасность и в каком объеме она грозит, кто виноват в том, что случилось. При помощи рациональной психотерапии возможно восстановить верный причинно-следственный порядок. Применение этого метода позволяет снизить психологическое напряжение у пострадавшего. В условиях ликвидации последствий чрезвычайной ситуации возможно применение этого метода индивидуально и в мини-группах. Применение техник рациональной психотерапии экономично по времени и не требует особых условий [328].

 

Арттерапия

Термин артерапия появился в 1938 году, благодаря работе Адриана Хилла с больными туберкулезом. Позднее этот термин стал употребляться по отношению ко всем видам занятий искусством, которые проводятся в целях психологической помощи. Арттерапия - мощный инструмент, который дает возможность выразить чувства и эмоции, в том числе и негативные, в символической форме. Она позволяет проработать подавляемые чувства и мысли и диагностировать внутреннее состояние клиента [175]. Все эти возможности позволяют достаточно широко использовать приемы арттерапии для оказания психологической помощи в чрезвычайных ситуациях. Особенно значимой является возможность применения приёмов арттерапии для помощи детям, начиная с дошкольного возраста. Ведущая деятельность дошкольника – это продуктивная деятельность: рисование, лепка, конструирование, ролевая игра. Это позволяет легко вовлечь ребенка в процесс рисования и сделать помощь максимально эффективной [210]. Большое количество техник арттерапии удобно сочетает их с техниками, которые относятся к другим направлениям. Наличие компактных техник дает возможность применять различные методики при минимальном наборе инструментария и позволяет успешно применять приемы арттерапии в целях оказания экстренной психологической помощи.

Безусловно, в каждой конкретной ситуации специалист-психолог применяет не один конкретный метод, а скорее набор техник, методик, которые сочетаются друг с другом и подходят конкретному клиенту. Поэтому подход к оказанию экстренной психологической помощи можно считать эклектическим. В зависимости от конкретной ситуации, ее условий, индивидуальных особенностей клиента выбирается или разрабатывается индивидуальная тактика работы с конкретным человеком, конкретной личностью. В этой работе могут быть использованы не только описанные методы, но и другие методы и технологии оказания психологической помощи, которые по своим возможностям соответствуют поставленным целям, задачам и техническим возможностям.

 

Таблица № 5.

Техники и приемы, используемые психологами в психокоррекционной работе

С пострадавшими в ЧС

 

Этапы работы Техники и приемы
  Основной этап: оказание пострадавшим ЭПП   Техники и приемы работы с пострадавшими: при индивидуальной и групповой работе в толпе     Пассивное слушание Активное слушание Прием «Молчание» Прием «Элементарная поддержка» Прием «Распахнутая дверь» Рефлексивное слушание Прием «Выяснение, уточнение» Прием «Перефразирование» Прием «Отражение» Прием «Иллюзия выбора» Прием «Контекст согласия «Три «Да» Приемы снижения критичности сознания Сообщение аксиом Техника кавычек Использование позитивной позиции бессознательного Калибровка Создание рапорта Техника якорения, направленная на формирование и поддержку ресурсного состояния Приемы, направленные на снижение стресса и шокового состояния Прием «Мобилизация» Прием «Жесткость» Прием «Щит» Прием «Разрядка» Прием «Антистресс» Прием «Точки» Для снижения усталости и утомления При сонливости и обморочном состоянии Дыхательные приемы для уменьшения тревоги и расслабления Прием «Нижнее дыхание» Прием «Успокаивающее дыхание» Прием «Выдыхание усталости» Прием «Зевок» Прием «Очистительное дыхание» Прием «Очистительное дыхание со звуком «Ха» Прием «Кузнечные меха» Прием «Ритмичное дыхание через одну ноздрю» Прием «Дыхание в ритме пульса» Техники для снятия головной или сердечной боли Техника «Снятие головной боли» Техника «Инверсия» Техника «Снятие сердечной боли» Техника «Костер боли» Техника «Вкус боли» Техника «Дыхание против боли» Техника «Дыхание через ладони» Техника «Выдыхание боли» Техника «Высасывание боли» Техника «Анальгин» Техника «Снятие боли методом изменения субмодальностей» Техника «Пальцы» Техника «Исцеляющее дыхание» Приемы для снижения уровня страха Прием «Экстренное расслабление мышц» Прием «Глубокое дыхание» Прием «Переключение внимания» Прием «Оценка происходящего по критериям» Прием «Энергия жизни» Прием «Победа над страхом» Прием «Хозяин страхов»
  Техники и приемы, используемые: в групповой работе с пострадавшими в местах временного размещения в зоне ЧС; организации консультативной помощи (1 – 2 консультации); проведении психокоррекционной работы с пострадавшими в зоне ЧС   Дебрифинг стресса критического инцидента Метод десенситизации движениями глаз Техника визуального и мышечного расслабления Техника «Воображение» Техника напряжения и расслабления группы мышц лица. Техника концентрации дыхания и мышечного расслабления Психокоррекция позвоночника (Кучера А. А.) Подборка техник и приемов для снижения эмоционального напряжения и отвлечения от травмирующей ситуации Прием «Повторение простых утверждений» Прием «Придание ситуации смысла и значения» Прием «Концентрация на предмете» Прием «Стоп» (подавление мыслей) Прием «Стряхни с себя напряжение» Помощь при нарушениях сна Приемы для нормализации сна Прием для отдыха и расслабления Медитация «Метаморфоза» Медитация «Счет» Медитация «Отслеживание мыслей» Блок техник НЛП Техника «Наложение якорей» Техника «Интенсификация ресурса» Техника «Взмах» Техника «Круг силы» Техника «Ассоциация – диссоциация» Техники, которые можно применять в работе с пострадавшими детьми Техника «Рисуем страх» Техника «Мартышка» Техника «Гармошка» Техника «Пузырь» Техника «Янтарный шар» Техника «Ихтиандр» Мышечная релаксация Техника «Ловкачи» Техника «Глубокое дыхание» Техника «Воздушный шарик» Техника «Лифт» Техника «Волшебные превращения»
  Техники и приемы, используемые: при групповой работе с пострадавшими в зоне ЧС и местах временного размещения пострадавших (возможность нескольких встреч); организации консультативной помощи в зоне ЧС (1 – 2 консультации); индивидуальной психокоррекции пострадавших (при определенном временном запасе)   Блок техник НЛП Аудиальная диссоциация (Владиславовой Н.В.) Психотехника избавления от сильных эмоциональных переживаний (Кучера А.А.) Психокоррекция флешбека (Кучера А.А.) Психокоррекция страха (Владиславовой Н.В.) Визуально – кинестетическая психотехника коррекции страха Упражнения на улучшение психоэмоционального самочувствия пострадавших Упражнение «Список Робинзона» Упражнение «Ящик проблем» Работа с частями «Я» Метод улучшения восприятия человеком своего тела Упражнение «Ход мыслей» Упражнение «Внутренний диалог» Упражнение «Вспомнить и забыть» Упражнение «Спокойствие» Упражнение «Мой внутренний диалог» Упражнение «Перепросмотр» Упражнение «Терапия реальностью» Упражнение на тренировку эмоций (по Норбекову) Техники, психокоррекции детей индивидуально и в группе Упражнения на расслабление Релаксация Упражнения на самовнушение и визуализацию «Мой огонек» «Мой лес» «Разговор с собой» «Солнце» «Маяк» «Колокол» Медитации Волна Светящийся шар Методы арт – терапии, техники письма и рассказа Упражнение «Чистый лист» Упражнение «Цветик – семицветик» Упражнение «Мой дом» Техника незаконченных предложений Техника совместного рассказывания Упражнение «Простой свиток» Упражнение «Отгадай слово» Упражнение «Коробка со значками» Упражнение «Сочинение истории с помощью шарфика» Упражнение «Мой день, моя неделя, моя жизнь…» Упражнение «Семейные портреты» Упражнение «Сквигл» Упражнение «Групповой рисунок» Упражнения на снятие внутренних зажимов, раскрепощение, на выработку доверия Упражнение «Игры в чувства» Упражнение «Я и моя маска» Упражнение «Полярности» Упражнение «Я бываю разным» Упражнение «Разыгрывание ролей» Упражнение «Продолжи рассказ» Упражнение «Позы и жесты» Упражнения на снятие тревоги и беспокойства Упражнение «Ласковые ладошки» Упражнение «Разгрузка» Упражнение «Мыльные пузыри» Живопись с использование ног Лепка из пластилина Коллаж из природного или любого подручного материала
  При организации консультативной помощи в поликлиниках, больницах; индивидуальной коррекции пострадавших в местах временного размещения (временной отрезок); организации групповой работы с пострадавшими Психокоррекция горя о погибшем (Владиславовой Н.В.) Упражнение «Поплавок в океане» Упражнение «Времена года моей души» (Фопеля) Упражнение «Храм тишины» Упражнение «Передача энергии» Упражнение «Раздача и собирание монет» Обсуждение высказываний Методика переориентации жизненных целей (Кучера А.А.) Работа с различными состояниями горя Методика «Запрограммированный плач» Методика «Разрешите себе горевать» Методика «Прощальное письмо» Методика «Установление мира с горем» Техника работы с чувством утраты Терапия воображением в различных направлениях психологической практики Работа с воображением в психосинтезе Упражнение «Психологический дневник» Упражнение «Кто Я» Упражнение «Вечерний обзор событий» Упражнение «Разотождествление» Работа с воображением в поведенческой терапии Работа с воображением в психодраматическом подходе Работа с воображением в гештальттерапии
Заключительный этап Проведение инструктажей для местных психологов. Обучение методам и приемам работы. Обучение психокоррекционным техникам в индивидуальной и групповой работе с пострадавшими. Проведение инструктажей с психологами, прибывшими на замену

Техники и упражнения более подробно представлены в приложении № 2..

Из воспоминаний психологов:

Работа с детьми

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...