Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Упражнение «Семейные портреты»




Очень полезны упражнения, при которых дети должны нарисо­вать свою семью с помощью символов или животных.

Инструкция:

Закройте глаза и войдите в свое собственное пространство. Теперь представьте себе каждого члена своей семьи. Если бы вы нарисовали их на листе бумаги в виде изображения, напоминающего скорее какую-нибудь вещь, чем реальных людей, что бы это было? Если бы кто-нибудь из вашей семьи напоминал вам бабочку, потому что много порхает повсюду, изобразите ли вы его в виде бабочки? Или, может быть, какие-то лица напоминают вам круг, потому что они всегда окружают вас? Начинайте с того, кого вы представили первым. Если вы зашли в тупик, закройте глаза, вернитесь обратно в свое пространство и снова представьте себе свою семью. Вы можете использовать капли краски, абстрактные формы, предметы и животных, все что угодно, все, что придет вам на ум.

Упражнение «Сквигл»

Сквигл – термин, которым обозначают изображение на листе бумаги беспорядочных знаков, обычно черного цвета. Ребенка просят закончить картинку. Ребенок может потом рассказать исто­рию, связанную с картинкой, стать картинкой, поговорить с картин­кой и т. д.

Инструкция:

Психолог садится вместе с ребенком за стол, положив перед собой два карандаша и бумагу. Затем он закрывает глаза, изображает сквигл на бумаге и предлагает ребенку превратить его во что-нибудь, а ребенок в свою очередь рисует для психолога изображение, которое тот превращает во что-то. По мере продолже­ния игры они рассказывают друг другу о содержании своих картинок и обо всем, что они об этом думают.

13. Упражнение «Групповой рисунок»

Это упражнение предпочтительно выполнять с целой семьей, с двумя и более детьми. Суть в том, что они все вместе должны нарисовать картинку на одном листе.

Инструкция:

«Изобразите просто ряд кругов, разнообразных форм и цветов на листе бумаги. Понаблюдайте, как вы чувствуете себя, занимаясь этим, а затем мы обсудим результаты».

Иногда возникает борьба за пространство на бумаге, и интересно понаблюдать, как решается эта проблема. Уступает ли один дорогу другому, существует ли согласие, вторгается ли один на территорию другого? Детям постарше может быть дана инструкция выполнять это упражнение молча, в то время как с детьми младшего возраста нужно разговаривать. Можно спросить: «Какие чувства возникают у тебя, когда тебя вытесняют из твоего пространства? Испытываешь ли ты такого рода чувства в жизни? Чувствуешь ли ты себя подобным образом дома?». Состояние ребенка во время этого упражнения часто достаточно хорошо отражает его состояние в жизни.

Упражнения на выработку доверия, на снятие внутренних зажимов, раскрепощение

Предложенные ниже упражнения хорошо использовать для групповой терапии детей. Нужно помнить, что упражнения следует выбирать соответственно возрасту ребенка.

Упражнение «Игры в чувства»

Детям и подросткам, перенесшим травму, важно уметь распознавать и называть свои эмоции.

Инструкция:

Нужно раздать детям карточки, на которых написаны названия различных чувств. Малышам, не умеющим читать, можно назвать шепотом эти чувства. Затем каждый ребенок по очереди изображает, проигрывает чувство, написан­ное на его карточке, а остальные отгадывают, что это за чувство и объясняют свою догадку.

Упражнение «Я и моя маска»

Дети рисуют лица, выражающие различные эмоции. Возможно также рассматривание репродукций, рисунков, портретов людей, выражающих различные эмоции.

Упражнение «Полярности»

Можно предложить детям упражнение, которое поможет им осознать полярность своей личности, понять, что поляр­ность – это черта, присущая всякой нормальной личности.

Инструкция:

Представить детям на обсуждение такие противоположные чувства и черты личности, как, например: любовь – ненависть, грустный – радостный, подозрительный – доверчивый, хороший – плохой, уверенный – неуверенный, ясный – запутанный, здоровый – больной, сильный – слабый и т.п. Возможно использование разнообразных приемов, зависящих от предпочтений психолога, для того чтобы сконцентрироваться на такого рода полярностях.

Упражнение «Я бываю разным»

Живопись обладает специфической терапевтической ценностью. Подобно тому, как растекается краска, часто ведут себя и эмоции. Дети получают удовольствие, когда они пишут красками. Они любят сво­йство красок струиться и блеск различных цветов.

Инструкция:

Нарисуйте картинки того, что делает вас счастли­выми, и того, что делает вас несчастными. Нарисуйте себя, когда вы чувствуете себя спокойно и расслабленно и когда вы чувствуете себя беспокойно и напряженно. Нарисуйте свой портрет, когда вы чувствуете себя сильными и когда – слабыми.

Упражнение «Разыгрывание ролей»

Это упражнение позволяет гибко и в то же время специфично моделировать возможные жизненные ситуации, поговорить о чувствах, которые у ребенка вызывает та или иная роль. Очень удобно использовать при этом кукол, мягкие игрушки и т.п. Хорошим приемом будет разыгрывание сказок.

Например:

- Сказка «Голый король». С ребятамиразыгрывается поход короля в лавку к портному, заказ платья, шествие голого короля.

- Сказка «Гадкий утенок».Можно инсценировать отрывки из сказки. Показать утенка в разных образах: «застенчивый утенок», «грустный утенок», «радостный и гордый утенок» и т.д.

Упражнение «Продолжи рассказ»

Это упражнение и диагностическое и коррекционное одновременно.

Инструкция:

Психолог читает рассказ. Останавливается на одном из предложений. Ребенок (или дети по очереди) предполагает, что произойдет далее (можно предложить рассказ А. Гайдара «Совесть»).

Можно выдумать свой рассказ и попросить ребенка продолжить его в качестве одного из персонажей. Например:

«Однажды, давным-давно, жил-был слон, который очень любил дурачиться, когда был со своими друзьями, но стано­вился очень серьезным, когда приходил домой. А теперь попробуй представить себе, что ты и есть этот слон... Расскажи, что было дальше».

Упражнение «Позы и жесты»

Инструкция: психолог просит изобразить детей различные стороны самих себя, разыгрывая шарады.

 

Упражнения на снятие тревоги и беспокойства

Упражнение «Ласковые ладошки»

Цель – выработка навыков расслабления и снятия напряжения.

Инструкция:

Участники становятся в круг друг за другом, и каждый последующий гладит впереди стоящего по голове, спине, внешней части рук (слегка прикасаясь).

Продолжительность упражнения 10 – 15 минут.

Упражнение «Разгрузка»

Цель – снятие напряжения, что позво­лит раздвинуть границы, преодолеть умственные и физичес­кие барьеры и освежиться на лоне природы.Уставшие уча­стники почувствуют свое тело, смогут внутренне собраться и обрести новые силы.

Инструкция ведущего детям:

1. Снятие напряжения – умственный процесс. Но сначала вы будете делать некоторые вещи физически. Ложитесь на пол и закройте глаза... Устройтесь как можно удобнее... Снимите с себя ремень или пояс, чтобы облегчить дыхание... Теперь подвигайте туда-сюда плечами... Это вызовет у вас приятное чувство расслабления... Попытайтесь лечь так, чтобы голова, затылок и позвоночник образовывали одну линию. А теперь наберите в грудь как можно больше воздуха... Дышите глубже... Глубоко вдыхайте, а потом так же глубоко выдыхайте... Еще раз... А теперь во время вдоха попробуйте послать теплую энергию дыхания во все части своего тела, которые еще напряжены, зажаты, во время выдоха отпустите это напряжение...

2. Теперь, когда вы глубоко вдыхаете и выдыхаете, то чувствуете, как ваше дыхание проникает во все напряженные и усталые части тела, как они становятся мягче, теплее и расслабленнее... Дыхание забирает напряжение, вы выдыхаете его из тела, становитесь все спокойнее и чувствуете себя все комфортнее, расслабленнее, просто наблюдая, как дыхание оживляет и освобождает ваше тело...

3. Если через ваш мозг проходят посторонние мысли, попробуйте провожать их своим дыханием наружу, так, чтобы ваш мозг на мгновения выдоха становился пустым... На доли секунды ваш мозг станет свободным и ясным, и вы сможете по-настоящему насладиться покоем... Если ваше сердце тре­вожат еще какие-то чувства, следите за ними и попытайтесь выплеснуть их с выдохом наружу, так, чтобы ваше сердце стало ровным и спокойным как непотревоженная гладь озера... А теперь представьте себе, что вы входите в комнату, неся множество упаковок... На каждом плече у вас висит по сумке, в каждой руке по чемодану, даже ваша одежда давит на плечи, ваши мышцы болят... Вы сбрасываете все эти тя­жести и ложитесь плашмя на твердый пол.

4. С облегчением вы смотрите наверх и видите, как открывается потолок, и вы можете взглянуть на светлое, голубое небо над собой... Неожиданно вы слышите раздающийся отовсюду шум волн... Вы даже чувствуете, что в воздухе пахнет морем... Солнце стоит уже низко над горизонтом, и его краски медленно меняются... Оно становится сначала оранжевым, потом розовым, потом пурпурным... А теперь вы видите только темную-темную синеву...

5. Пока вы лежите на полу, у вас возникает желание подвигать ногами. Вы делаете круговые движения и чувствуете, как растягиваются при этом ваши мышцы... Вы жаждете кислорода, и он с каждым движением проникает в каждую клеточку ваших ног...

6. Растяните теперь руки и спину, как эластичную повязку, все больше и больше удлиняя тело... Мышцы спины и рук также жаждут кислорода, растягиваясь, вы удовлетворяете эту жажду... Сейчас дышат руки и спина... Каждый мускул вашего тела скоро получит кислород из морского воздуха, который вы вдыхаете все глубже... Ваше тело наслаждается этим моментом и благодарит вас за приятное, освежающее его расслабление... (20 сек.).

7. Теперь вы всегда сможете вернуть это чувство свежести и покоя. Вы можете чаще думать о том, как легко оказалось сбросить тяжелый груз за короткое время, когда вы просто и естественно дышите и управляете своей фантазией, позво­ляя себе сделать небольшую паузу...

8. А сейчас пора медленно возвращаться. Потянитесь еще не­много... растяните руки, ладони и пальцы, растяните все тело и один раз глубоко выдохните... А теперь откройте глаза и вернитесь в настоящий момент... Почувствуйте, как мягкое расслабление протекает через вас, освежающее и бодрящее.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...