Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методики арт – терапии, техники письма и рассказа




Для того чтобы узнать как можно больше о ребенке, о его семье, о том, что пережил ребенок, можно предложить ему выполнить следующие упражнения:

Упражнение «Чистый лист»

Инструкция:

Лист бумаги разбивается ребенком на столько квадратов, сколько главных событий в своей жизни он может вспомнить. В каждом квадратике выполняется рисунок, соответствующий этому событию. Ребенок сам выбирает, чем ему рисовать. После этого терапевт предлагает ребенку рассказать о некоторых событиях, произошедших в жизни ребенка. Можно рассказывать от имени другого человека, сказочного персонажа.

Упражнение «Цветик – семицветик»

Инструкция:

На листах ватмана выполняется групповое задание. На каждом из 6 листов пишутся или рисуются ответы на вопросы:

- Что я люблю?

- Кого я люблю?

- Что я хочу знать?

- Чему я могу научиться?

- Прекрасные мгновения моей жизни.

- Что меня пугает?

- Что для меня самое увлекательное?

Упражнение «Мой дом»

Инструкция:

Каждому ребенку предлагается лист ватмана. Задание: на листе нарисовать дом, в котором он бы хотел жить. Затем задаются следующие вопросы: Какой это дом? Деревянный или каменный? Где стоит? Что вокруг? Город, лес или поле? Кто живет с вами? Радует ли жизнь в этом доме? Чего не хватает для счастливой жизни в этом доме? После проходит обсуждение в группе. Ребята фантазируют, рассказывая о своих домах.

Техника незаконченных предложений

Завершение незаконченных предложений – отличный способ стимулировать детей к декларативным заключениям о самих себе, побуждать их вступать в контакт со своими желаниями, потребнос­тями, разочарованиями, мыслями и чувствам. То, как ребенок заканчивает предложение, помогает психологу выявить его иррациональные представления, способы решения проблем, аффективные и поведенческие реакции. Ведущий во время проведения теста поддерживает в ребенке позитивную самооценку.

Инструкция:

Детям предлагаются незаконченные предложения, специфичные для пробле­матики группы:

- Я веселюсь, когда…

- Мне особенно грустно, когда…

- Я чувствую себя лучше, когда…

- Что меня бесит, так это…

- Мое любимое занятие…

- Звук выстрелов вызывает у меня…

Можно попросить детей написать целую страницу предложений, начинающихся словами «Я – это…» или «Я хочу…».

Также при работе с группой можно попросить каждого из детей написать свой секрет, но не подписываться, а сложить записку и положить ее в общую кучу в середине комнаты. Затем каждый ребенок по очереди должен выбрать одну записку и прочитать ее вслух группе так, будто это его собственный секрет. Это занятие обычно бывает живым и вызывает всеобщую заинтересованность.

Можно дать детям и такую инструкцию: «Представьте себе, что сегодня у вас есть возможность сделать что-нибудь из того, чего вы хотели бы добиться в этом мире. Напишите о том, что вы хотели бы сделать». Или «Напишите письмо некоторым частям своего тела, например, так: «Дорогой желудок! Я хотел бы тебе сказать...».

5. Техника совместного рассказывания

Инструкция:

Сначала предложить ребенку рассказать какую-нибудь историю. Затем психолог должен рассказать историю собственного сочинения, в которой участвуют те же персонажи, которые использовал ребенок, но предлагая лучшее решение. Поскольку рассказ ребенка представляет собой проекцию, он будет, в общем, отражать какие-то ситуации из жизни ребенка. Каждый рассказ заканчивается выводом или моралью, вытекающими из фабулы рассказа. При этом важно иметь представление о ребенке, его жизни и быстро понять основную тему рассказа ребенка.

Упражнение «Простой свиток»

Инструкция:

Для начала нужно уложить в целлофановые пакеты несколько предметов домашнего обихода, никак, казалось бы, не связанных между собой, например воронку, молоток, шарф, ручку, старую шляпу, большую ложку. В каждом пакете не должно находиться более четырех – пяти предметов. Небольшая группа детей может разыграть с помощью этих предметов целый спектакль.

Затем можно предложить детям обыграть несколько различных ситуаций, например, следующие:

- К вам приходит коммивояжер. Он настаивает на том, чтобы продемонстрировать вам пылесос, хотя вы говорите, что пылесос у вас уже есть. Как вы справляетесь с такой ситуацией?

- Вы разносите почту, бросаете на порог дома сверток с почтой, но он разбивает окно. Хозяин и хозяйка выбегают посмотреть, что случилось… Ваши действия?

Дети могут разыгрывать и такие ситуации, которые отражают подлинные или воображаемые эпизоды их жизни. Конфликт, характеризующий такие ситуации, непосредственно проявляется в драматическом творчестве. Обычно дети сами придумывают лучшие темы и распределяют между собой роли.

Детям нравится применять в постановках шляпы, маски и костюмы. Поэтому, нужно обеспечить им разнообразие шляп, и они будут менять характеры с той же быстротой, что и шляпы. Зеркало помогает ребенку, надевшему определенную маску, увидеть персонаж, который он представляет. Маска, так же, как и марионетка, позволяет ребенку говорить вещи, которые он не сказал бы от собственного имени.

Во время индивидуальных занятий ребенок может просмотреть все маски, выбрать одну из них и разговаривать как чудовище или черт, ведьма или принцесса. Иногда можно попросить ребенка надевать разные маски и говорить от имени каждого персонажа.

Упражнение «Отгадай слово»

Инструкция:

Раздать детям карточки со словами или рисунками – по 1 на каждого ребенка. Предложить детям сочинить рассказ, используя слово, написанное или нарисованное на карточке, как «отправную точку». Каждый из детей по очереди рассказывает историю про слово (но не называя его) остальным, и они должны угадать, что это за слово.

Можно использовать следующие слова: мама, папа, пещера, страх, горе, одиночество, и т.д.

Упражнение «Коробка со значками»

Инструкция:

Предложить вниманию ребенка коробку со значками. Ребенок перебирает значки в коробке, выбирает 1 – 2 себе. Прикалывает к одежде, объясняя при этом свой выбор. Можно попросить ребенка придумать девиз сегодняшнего дня и т.п.

Упражнение «Сочинение истории с помощью шарфа»

Инструкция:

Для этого упражнения потребуется полупрозрачный шарф из шифона (2,5 – 3 м).

Вначале двое взрослых, раскачивая шарф вверх и вниз, постоянно накрывают ребят с головой. Психолог начинает какой-нибудь рассказ – историю, при этом поясняет, что должен делать ребенок. Ребенок должен двигаться, когда шарф поднимается, и замереть, когда шарф опускается. Шарф позволяет контролировать движения ребенка и давать ему определенные сигналы.

10. Упражнение «Мой день, моя неделя, моя жизнь…»

Можно пролить свет на жизнь ребенка, попросив его нарисовать картину своего дня, своей недели, или жизни. Картинка открывает путь для дальнейшей беседы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...