Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психокоррекция флэшбэка (авторская разработка Кучера А.А.)




Флэшбек – это особое состояние психики, при котором основное свойство центральной нервной системы – свойство отражения, видоизменяется, и пострадавшим воспринимается информация неадекватная окружающей действительности, тематически связанная с травматическими событиями, и субъективно фиксирующаяся как абсолютно достоверная.

Инструкция:

1. Идентифицировать проблему. Выяснить содержание травматического эпизода. Поставить отрицательный якорь.

2. Выяснить ситуацию травматического эпизода, когда пострадавший еще был в безопасности.

3. Выяснить ситуацию травматического эпизода, когда он был уже в безопасности.

4. Помочь человеку создать два стоп-кадра: первый – «еще в безопасности», второй – «уже в безопасности».

5. Психолог инструктирует пострадавшего: «Итак, мы имеем видеопленку, на которой записан травматический эпизод. Начинается видеофильм с ситуации, где вы еще в безопасности, завершается ситуацией, когда вы уже в безопасности. Сейчас мы несколько раз в разном направлении и с разной скоростью просмотрим этот видеофильм. Представьте перед собой телевизор с видеомагнитофоном, для того, чтобы я понимал, как вы смотрите этот видеофильм, положите руку на мое колено. Одно нажатие вашей руки – будет означать включение видеомагнитофона, два нажатия – выключение. Своей рукой на другом колене я буду отбивать ритм скорости прохождения пленки. Будьте внимательны, прокручивайте в своем воображении изображение с такой скоростью, которую я буду задавать».

6. После нажатия рукой на колено (включения видеомагнитофона), психолог отбивает средний темп просмотра эпизода. Получив сообщение (два нажатия рукой) о завершении просмотра, психолог говорит о том, что пленка перематывается в начало видеофильма, и второй раз будет демонстрироваться ускоренно. После «включения», психолог задает ритм со скоростью в 2 раза большей, чем в первый раз. После завершения просмотра, психолог переходит в начало кассеты для третьей демонстрации фильма, с еще большей скоростью пленки, аналогичной скорости ее перемотки (когда в принципе, уже сложно что-либо разглядеть). Для помощи восприятия, пострадавшему произносится звук «вж-ж-ж-жик» и с такой же скоростью проводится в горизонтальной плоскости рукой.

7. Затем делается три аналогичных прогона видеокассеты, наоборот, с окончания изображения – в начало.

8. По итогам всех шести прогонов, психолог запрашивает пострадавшего, как вспоминается травматический инцидент. Воспоминания должны стать затертыми, менее значимыми. Для усиления контроля результата, возобновляется первый, сделанный в самом начале отрицательный якорь. Состояние должно существенно измениться.

9. В заключение работы с пострадавшим, психолог произносит следующие слова: «Теперь, та энергия, которая провоцировала этот флэшбэк, высвободилась, а это значит, что ваше бессознательное уже может знать, каким образом оно будет использовать эту энергию во благо вам».

 

Психокоррекция страха (авторская разработка Владиславовой Н.В.)

Пострадавший и психолог сидят на стульях рядом друг с другом, лицом к стене, на расстоянии от нее не менее 4 – 5 метров.

Инструкция:

1.Этап создания образа страха

Оказать помощь пострадавшему в формировании образа страха. Если по глазодвигательным реакциям было установлено, что он обращается к аудиальной или кинестетической системам, то следует использовать лингвистический перевод (наложение) модальностей: «И когда вы это слышите, что вы при этом видите? И когда вы это чувствуете, что вы при этом видите?» Собрать полную (по всем модальностям) информацию об образе страха.

2.Снижение стрессогенности образа страха

- попросить пострадавшего сделать образ страха диссоцированным (помогая отодвинуть образ, показать диссоциацию рукой, как бы отодвигая его от себя);

- обездвижить образ, убрать всю динамику, сделать стоп-кадр;

- убрать объем, сделать образ плоской картинкой;

- убрать из картинки звук;

- сделать картинку черно-белой;

- максимально оптимально отодвинуть от себя картинку, так, чтобы образ различался пострадавшим, и с ним можно было работать.

3.Непосредственная коррекция страха

Дать пострадавшему следующие указания: «Сейчас на счет три, я щелкну пальцами и сверху из-за вашей головы, откроется окно и на эту картинку польется любящий вас, заботящийся о вас, защищающий вас, желтый, золотистый, добрый, волшебный, божественный свет (набор качеств света), и он полностью зальет и изменит картинку.

Итак, внимание на картинку! Раз, два, три! (Щелчок пальцами, встать, нависнуть над пострадавшим, ускорить темп речи и громкость голоса). Открылось окно, и на картинку полился… (перечисляются качества света)… Льется большой и мощный поток света он заливает, изменяет картинку! Смотрите, как меняется картинка! Что вы видите? Говорите мне!»

Получается сообщение об изменениях картинки, если они происходят медленно, вновь повторяются качества света, говорится о мощном, все очищающем потоке света. Когда происходящие изменения, сообщаемые пострадавшим, позитивны – можно закрыть поток света и вновь сесть рядом, возвращаясь к прежней ритмике речи.

4.Присвоение позитивного намерения страху

Попросить пострадавшего описать картинку. Сообщить, что картинка залита… (называются качества света), затем предложить собрать этот добрый свет в шар и придвинуть с картинки поближе к себе, рассмотреть, убедиться, что там все хорошо, и затем взять любым удобным для себя способом внутрь себя в любое удобное для себя место. Запросить ощущения в том месте, куда взято позитивное намерение, ощущения должны измениться.

5.Контрольно-диагностический этап

Попросить пострадавшего рассказать о том, что осталось на месте картинки. Обычно остается незначимый образ, зачастую, только рамочка от картинки. Уменьшить ее до размеров точки, и перевернуть чистой стороной к себе.

Попросить пострадавшего снова подумать о проблемной ситуации. Убедиться в изменении реакции на существовавший страх, фиксируя эмоциональные отличия от исходного состояния.

Дополнения

Если пострадавшему трудно осуществить какой-нибудь из шагов, то психолог может использовать некоторые уловки, например такие фразы:

- «Хорошо! А если бы вы уже сделали это, то, как бы выглядела картинка?»

- «Хорошо! Попросите бессознательное сделать это и внимательно следите за тем, что уже происходит!»

- «Хорошо! Подождите еще несколько мгновений, и все произойдет само собой!»

- «Хорошо! Тогда представьте, что вы сфотографировали эту картинку! Как бы выглядела фотография?»

По окончанию техники можно сделать следующее сообщение: «Теперь ваше бессознательное знает, что если этот опыт будет вам полезен в какой-то ситуации, то оно всегда сможет найти и использовать его».

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...