Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Индекс интеллектуального капитала




Индекс интеллектуального капитала был создан в результате обширных ис­следований, финансируемых правительственными агентствами в Скандина­вии и Австралии. Концептуальная база исследования была довольно широка и включала метод счетных карт и Навигатор Skandia. Результаты исследова­ния, проведенного Гораном Роосом (Goran Roos) и Йоханом Роосом (Johan Roos), позволили заключить, что первому поколению подходов к измерению интеллектуального капитала не удавалось оценить некоторые проблемные области:

> демонстрация стратегического влияния изменений в интеллектуальном капитале;

> определение того, какие категории интеллектуального капитала более важны;


> создание основы для сравнения между различными компаниями и под­разделениями корпораций.

В итоге ими были созданы четыре категории высокого уровня:


 
 


> индекс: капитала отношений;

> индекс человеческого капитала;

> индекс инфраструктуры;

> индекс капитала инноваций.

Ключевое отличие этого подхода со­стоит в том, что все отдельные показате­ли объединяются в один-единственный индекс. Авторы утверждают, что изме­нения индекса связаны с изменениями рыночной оценки фирмы. Тем самым, со временем индекс может начать отра­жать отдельные тренды, хотя он и не да­ет прямой финансовой оценки интелле­ктуального капитала.

Этот индекс кажется простым. Это число, причем одно-единственное. В но­востях вы могли слышать и о других ин­дексах, например, об индексе цен на по­требительские товары.

Однако такая простота дается боль­шой ценой. Каждый раз, когда вы объе­диняете многие информационные мо­менты, вы теряете понятность. Такая простота также указывает на необходи-


Знайте все «нет»

Если вы создаете индекс, есть два метода определения взвешенных значений - при помощи статистики и используя суждения людей. «Ме­тод суждения людей» по своей при­роде является абсолютно субъек­тивным. Многочисленные статисти­ческие, методы, используемые для определения средних значений, также требуют наличия суждений людей и поэтому не являются абсо­лютно объективными.



Часть 5 > А теперь поехали

мость более развитой коммуникации, требуемой, чтобы помочь людям про­интерпретировать индекс. Вы также должны быть всегда уверены в том, что этот индекс дает информацию, пригодную для действия, что он обоснован и что он дает информацию, соответствующую тому уровню, на котором он бу­дет использоваться. На практике я постоянно замечала, что за любым изме­нением численного значения индекса следует взрыв активности независи­мых торговых агентов.

В своей книге «Интеллектуальный капитал: передвижение по новому биз­нес-ландшафту» (Intellectual Capital: Navigating in the New Business Landscape) Йохан Роос вместе с многочисленными соавторами так излагает процесс разработки индекса интеллектуального капитала.


1. Определите концепцию и бизнес-стратегию предприятия.

2. Определите критические факторы успеха.

3. Выберите ключевые показатели производительности для каждой ка­тегории.

4. Примените метод взвешенных зна­чений к показателям.

5. Создайте единую метрику.

6. Вычислите индекс интеллектуаль­ного капитала.

7. Используйте его, чтобы помочь оп­ределить управленческие действия, относимые к ключевым факторам.


Другой важный момент реализации изменений в области количествен­ных оценок - это проведенный ва­ми анализ заинтересованных сто­рон. Очевидно то, что финансовая группа больше всех остальных бу­дет затронута этими изменениями. Также вы можете обнаружить раз­личия в отношении к этим изменени­ям между отдельными субкультура­ми, возможно - между филиалами и географически удаленными подраз­делениями, если говорить только об этих возможных пунктах различий. Как всегда, вам нужно определить критические заинтересованные стороны, выяснить, поддерживают они вас или нет, а затем выработать, соответствующее отношение к каж­дой из заинтересованных сторон.


Возможные ошибки

Давайте на мгновение вспомним о реаль­ности. Измерение нематериальных акти­вов — это не то, что люди привыкли делать. Большинство менеджеров потратили всю карьеру на сбор методов финансовых оце­нок, Ежеквартальный доход, цепы акций и чистая прибыль — вот что было целью, а не что-то туманное вроде измерения вещей, которые нельзя увидеть и очень сложно определить.

Поэтому трудно повернугься спиной к тому, что на протяжении всей вашей карь­еры как раз и означало успех. Люди про­двигались по службе только благодаря хо­рошей производительности, подсчитывае­мой при помощи финансовых оценок. Дру­гие же просто увольнялись. Критические для будущего компании решения чаще все-



Глава 22 > Мотивация «трудных» сотрудников

го основываются именно на таких оценках. Поэтому повернуться спиной к таким оценкам ради каких-то таинственных новомодных методов — для спе­циалистов по бухучету это примерно то же, что для иных лунатизм. Методы, основывающиеся на суждениях людей, полностью субъективны по своей природе.

И все же нематериальные активы — это нечто реальное, поэтому имеет смысл измерять их и принимать решения на основе таких оценок. Суть дела заключается в том, что бухгалтерские методы оценки нематериальных акти­вов существуют какие-то несколько десятилетий и поэтому по-прежнему на­ходятся на стадии активной разработки, тогда как традиционные методы фи­нансового бухучета в ходу уже столетия. Для многих они надежны и освяще­ны временем, хотя надежда только на них стала чем-то не менее устаревшим, чем термин «самоходная повозка». И напротив, существует небольшое чис­ло научных доказательств того факта, что эти новые методы работают и что среди них один может быть лучше другого. Хотя ту же самую критику мож­но было бы направить и против более традиционных систем количественных оценок, они кажутся более разумными, поскольку основаны на традицион­ных методах бухучета.

Итак, будьте готовы к сопротивлению изменениям, если вы внедряете ко­личественные оценки нематериальных активов. С этим сопротивлениям из­менениям вы должны работать точно так же, как и в случае других измене­ний.

> Оцените готовность вашей организации к изменениям, в данном слу­
чае — к изменениям в области оценок нематериальных активов. На­
пример, если цель вашего бизнеса уже включает в себя нефинансо­
вые показатели производительности, вы можете действовать на ос­
нове признания того факта, что такие вещи действительно имеют
значение.

> Опубликуйте свои цели и намерения.

> Добейтесь поддержки со стороны высшего руководства.
> Объясните модели.

> Проведите тренинг по новым формам поведения, включая и обучение новой метрике.

> Определите сильные стороны культуры организации и барьеры в ней.

Рассмотрите вариант бенчмаркинга. Какими бы относительно новыми ни казались количественные оценки нематериальных активов, многие органи­зации занимаются ими многие годы и могут подтвердить, насколько это по­лезно. Видеть — значит верить. Кроме того, вы должны будете разработать новую инфраструктуру сбора и предоставления данных для ваших новых ко­личественных оценок, что было бы необходимым в случае внедрения любо­го нового подхода к количественным оценкам. Дьявол скрывается в деталях, поэтому не пренебрегайте ими; плохое внедрение и выполнение могут сор­вать проект.


Часть 5 > А теперь поехали

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...