Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.3.4. Семья как психотравмирующий фактор и представления о ней воспитанников школ-интернатов




Как выяснилось при анализе данных документации и анкеты, дисгармоничные, неблагополучные семьи действительно могут выступать для ребенка психотравмирующим фактором.

Главной особенностью «неблагополучной семьи» является отрицательное, разрушительное, десоциализирующее влияние на формирование личности ребенка, которое проявляется в виде разного рода ранних поведенческих отклонений. В такой семье нарушена внутренняя структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания. Эту группу составляют семьи преимущественно с явной (открытой) формой неблагополучия: это так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, кризисные, аморально-криминальные, семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности, неполные) и др. Психологические проблемы, в таких семьях, возникают из-за неудовлетворенных потребностей одного или нескольких членов семьи под воздействием сверхсильных внутрисемейных и общесоциальных жизненных факторов. Одним из основных проявлений неблагополучия являются детско-родительские отношения. В неблагополучных семьях у родителей зачастую появляются различные психогенные особенности: проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, жестокость и эмоциональное отвержение, неразвитость родительских чувств и т. д. Обычно в семье с явной формой неблагополучия ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей (недостаточная забота, неправильный уход и питание, физическое и сексуальное насилие, игнорирование душевного мира и переживаний), в результате чего у него появляются стыд за себя и родителей перед окружающими, страх и боль за свое настоящее и будущее.

Эта ситуация требует тщательного изучения структуры внутрисемейных отношений и представлений о семье воспитанников детских учреждений закрытого типа. С этой целью была использована проективная методика «Рисунок семьи в образах животных», которая позволяет оценить особенности эмоционального восприятия подростками семьи. Тем подросткам, которые не имеют родителей, предлагалось нарисовать абстрактную семью так, как они ее себе представляют. Все испытуемые ответили на ряд письменных вопросов относительно собственных рисунков.

Интерпретация рисунков по методике «Рисунок семьи в образах животных» показала следующее. Эстетично, аккуратно выполнены рисунки 45, 7 % воспитанников интерната и 48, 4 % представителей массовой школы. Различия по данному параметру незначительные. Это указывает на относительное эмоциональное благополучие значительного числа участников эксперимента. Однако рисунки остальных участников эксперимента (54, 3 % — экспериментальная группа, 51, 6 % — контрольная) нарисованы небрежно. Можно предположить, что этой группе испытуемых не хотелось выполнять задание, имеющее отношение к собственной семье. Вероятно, это связано с наличием неприятных воспоминаний, касающихся семьи, негативных чувств к членам семьи и др. Таким образом, данный параметр косвенно указывает на психотравмирующие переживания подростков, связанные с семьей. Причем среди испытуемых контрольной группы также имеют место негативные переживания, связанные с семьей.

Анализ размеров изображенных фигур показал, что 60 % воспитанников интерната изображают фигуры членов семьи несоразмерными друг другу, у 40 % испытуемых этой группы размеры изображенных фигур могут существенно различаться, что отражает распределение власти и нарушения структуры взаимоотношений в исследуемых семьях, значимость для испытуемых членов семьи. В контрольной группе 48, 4 % подростков рисуют членов семьи примерно одинаковыми по размеру. У 51, 6 % испытуемых изображенные фигуры существенно различаются по размеру, что также указывает на неравную значимость членов семьи для подростков массовой школы. Таким образом, данный параметр указывает на проблемы семейный взаимоотношений в обеих исследовательских группах, т. к. различия по нему не существенны.

Оптимальное расстояние между членами семьи отражают 28, 5 % испытуемых экспериментальной группы и 58, 1 % подростков контрольной. Это указывает на относительное благополучие эмоциональных взаимоотношений в этих семьях. Такие взаимоотношения могут быть доверительными, достаточно близкими и открытыми. У 17, 2 % испытуемых экспериментальной группы изображенные фигуры членов семьи расположены близко друг к другу. В контрольной группе таких подростков 9, 7 %. Это отражает либо симбиоз в исследуемых семьях, либо желание подростков иметь более близкие взаимоотношения с членами семьи. Далеко друг от друга рисуют фигуры членов семьи 54, 3 % участников экспериментальной группы и 32, 2 % контрольной. Эти различия показывают, что в семьях детей из школы-интерната эмоциональные отношения между членами семьи более холодные и дистантные, чем в семьях их сверстников из массовой школы. В этих семьях могут наблюдаться эмоциональное отвержение, гипоопека и другие типы неправильного воспитания в семье.

Позитивные атрибуты рисунка (цветы, домашние животные, отдельные предметы и др. ) присутствуют на рисунках 28, 5 % учащихся школы-интерната и 45, 2 % учащихся массовой школы. В семьях этих детей, вероятно, более близкие и теплые эмоциональные отношения, чем среди остальных участников эксперимента, которых большинство.

Близкие образы (животные одного вида) рисуют 22, 8 % воспитанников интерната, 77, 2 % отражают образы-антагонисты, принадлежащие разным видам животных. В контрольной группе 48, 4 % подростков рисуют близкие образы и 51, 6 % отражают образы-антагонисты. Многие подростки (из обеих групп) рисовали резко противоположные виды животных, например, «плотоядные — травоядные», «насекомые — крупные животные», «животные, живущие на суше — животные, живущие в воде» (см. рис. V—IX на вклейке). Такая ситуация отражает неблагополучный психологический климат в исследуемых семьях, в которых ребенок, как правило, испытывает дискомфорт, чувствует себя неуверенно.

Характер взаимоотношений между персонажами большинством воспитанников интерната (80 %) отмечен как конфликтующий. В контрольной группе таких подростков 54, 8 %. Внутрисемейные конфликты, как правило, приводят к дисфункциям семьи, формированию деструктивных семейных ролей и неадекватного образа «Мы».

Изображая на рисунке себя, только 11, 4 % воспитанников интерната ощущают себя принимаемыми другими членами семьи, 34, 3 % рисуют отвергаемыми, 54, 3 % отражают безразличие других членов семьи к собственному образу. В контрольной группе данные параметры отражены следующим образом: 32, 2 % чувствуют себя принимаемыми другими членами семьи, 19, 4 % — отвергаемыми, 48, 4 % чувствуют, что они безразличны другим членам семьи. Подобная ситуация неблагоприятна для полноценного развития личности подростков. Это может способствовать формированию неадекватной самооценки, нарушениям самоотношения
и развития образа «Я» подростков. Данное явление также имеет место
в обеих исследовательских группах.

Благоприятная перспектива совместной жизни, как отмечают участники эксперимента, отмечена на рисунках только 14, 3 % воспитанников школы-интерната и 54, 8 % подростков контрольной группы. Данные различия показывают, что внутрисемейные конфликты и трудности во многих случаях сложны и трудноразрешимы. Это касается в основном испытуемых экспериментальной группы. В контрольной группе обнаруженные семейные проблемы потенциально разрешимы.

Итак, данная методика показывает, что неблагополучная семья (наличие трудноразрешимых проблем в семье) действительно может выступать для подростков как психотравмирующий фактор, причем не только среди представителей школы-интерната. Многие подростки из массовой школы также отражают на рисунках многочисленные семейные проблемы, которые могут выступать для них как психотравмирующие.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...