Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.3.2. Исследование специфических особенностей переживания психотравмирующих событий прошлого воспитанниками школ-интернатов




Для выявления наличия в жизни подростков психотравмирующих событий прошлого и потенциальных возможностей совладания со стрессовыми ситуациями была разработана анкета, результаты апробации которой сводятся к следующему.

Первые несколько вопросов анкеты касались выявления социального положения испытуемых. Это стало начальным этапом исследования психотравмирующих переживаний, т. к. для многих подростков неблагополучные социальные условия являются сильным психотравмирующим фактором.

Итак, анкетные данные показали, что среди учащихся экспериментальной группы 29 человек проживают в школе-интернате. Причины данного явления различны — отсутствие родителей, лишение их родительских прав, социальное сиротство. Остальные испытуемые (29 человек) проживают в семьях, из них 11 человек воспитываются в неполных семьях, 18 живут в полных, но неблагополучных семьях (малообеспеченные семьи, болезнь или алкоголизм одного или обоих родителей). Как видно, все испытуемые экспериментальной группы потенциально могли иметь психотравмирующий опыт. Среди испытуемых контрольной группы
30 человек проживают в полных семьях. В неполных семьях по причине развода родителей или смерти одного из них воспитываются 12 человек. Последняя подгруппа испытуемых (из неполных семей) также рассматривается в исследовании как потенциально подверженная сильному стрессу.

При исследовании факторов, вызывающих отрицательные переживания наибольшей силы (необходимо было назвать только один фактор) воспитанники школы-интерната (23 человека) отметили следующие факторы. Наиболее травмирующими для большинства оказались смерть одного из родителей (22 % от 23 человек), резкий переход из семьи в приют (22 %), смерть близкого родственника — 13 %, собственная травма или болезнь — 13 %. Подростки отмечали также такие случаи как развод родителей, уход одного из родителей из семьи, угроза смерти, болезнь близкого родственника, лишение свободы одного из родителей.

Не стали указывать то обстоятельство, которое является наиболее стрессовым 24 подростка (51, 1 %). В силу закрытости личности, наличия психологических защит они отстранялись от обсуждения данных вопросов, указывая в анкете: «не хочу писать», «не скажу» и др. Моменты, когда подростки отвечали на эти вопросы, отмечены наибольшим всплеском нарушений дисциплины. Воспитанники школы-интерната громко разговаривали, переспрашивали, смеялись, заглядывали в анкеты других подростков, что можно расценивать как защитное поведение. Можно предположить, что воспоминания о травматических событиях являются неприятными для этих подростков, и именно они провоцируют включение психологических защит, направленных на отстранение от любых мыслей на эту тему. При наблюдении за подростками отмечены следующие формы защитного поведения: агрессивный отказ, отстранение — уход, демонстративное поведение, юмор, погружение в воспоминания и др.

В контрольной группе из числа 31 обследованного подростка, наиболее сильное психотравмирующее обстоятельство отметили 18 школьников. Среди выделенных факторов наиболее значимые следующие: собственная травма 27, 8 %, смерть одного из родителей 22, 2 %, смерть близкого родственника 16, 7 %, развод родителей 11, 1 %, смерть или травма любимого животного 11, 1 %. Кроме того, отмечались факторы ссоры или расставания с родителями на короткий срок. Не стали отвечать на вопрос
о самом сильном стрессовом обстоятельстве в жизни 13 человек (42 %).

Таким образом, анализируя выделенные факторы можно отметить, что для воспитанников школы-интерната характерны переживания таких специфических психотравмирующих обстоятельств как перемещение из семьи в другую воспитывающую среду («забрали в приют», «забрали от мамы», «бросил отец, и я попал в приют»). Травмирующим в данном случае является не только причина, по которой произошло изъятие из семьи, но и сам факт пребывания в приюте. Данное психотравмирующее обстоятельство обязательно сочетается с рядом других, по причине которых произошло изъятие ребенка из семьи. Подобная ситуация может провоцировать формирование у ребенка комплекса специфических чувств,
в основном негативных, и способствовать формированию специфического защитного поведения.

Следующий вопрос анкеты предусматривал необходимость отметить возраст, в котором произошло самое сильное психотравмирующее обстоятельство (рис. 1). На этот вопрос ответили уже большее число учащихся школы-интерната — 36 подростков из 47 присутствовавших. Большее число психотравм приходится на дошкольный возраст — 44, 4 % (от 36 человек), 30, 5 % пережили психотравмирующие ситуации в младшем школьном возрасте, 25 % — в подростковом.

В контрольной группе возрастное распределение наиболее сильных психотравмирующих обстоятельств иное. На этот вопрос ответили 19 подростков из контрольной группы. Большее число психотравм приходится на подростковый возраст — 47, 4 %, 42, 1 % пережили психотравмирующие ситуации в младшем школьном возрасте, 10, 5 % — в дошкольном.

В целом, для воспитанников школы-интерната характерно более раннее переживание психотравмирующих обстоятельств, что указывает на силу психотравмирующих событий. Испытуемые контрольной группы эмоционально переживают, в основном, недавние стрессовые события. Это может говорить об успешном совладании с детскими травмами. Возможно, также это свидетельствует об отсутствии сильных стрессовых переживаний в жизни подростков контрольной группы. Испытуемые экспериментальной группы в отличие от испытуемых контрольной, в подробностях помнят психотравмирующие события раннего детства. Можно предположить, что эти события являются для них психотравмирующими и тяжело переживаются даже спустя много лет. Эта ситуация, видимо, накладывает определенный отпечаток на характер совладания ребенка
с травмой, способствуя формированию деструктивных личностных новообразований.

 

Рис. 1. Сравнительный анализ психотравмирующих переживаний,
отмеченных в разные возрастные периоды жизни испытуемых

 

Данные исследования позволяют говорить о существовании специфических характеристик социальной среды школы-интерната, определяющих появление у подростков деструктивных новообразований в виде нарушений общения и личности.

Для исследования возможного наслоения психотравмирующих событий прошлого был разработан список негативных жизненных обстоятельств. Подросткам предлагалось отметить те события, которые были
в их жизни, и оценить их значимость для себя по 10-балльной шкале. Сравнительный анализ выполнения данного задания испытуемыми экспериментальной и контрольной групп показал некоторые различия в частоте встречаемости психотравмирующих факторов (рис. 2).

Как видно из диаграммы, в жизни испытуемых экспериментальной группы все психотравмирующие факторы встречаются несколько чаще. Причем многие из подростков пережили несколько сильных стрессовых факторов. Таким образом, можно заметить некоторое наслоение психотравмирующих обстоятельств в жизни многих испытуемых. Это, безусловно, вызывает необходимость формирования психологических защит, что может отразиться на развитии личностных новообразований и появлении специфических особенностей совладания с психотравмой.

 

 

1. Смерть близкого члена семьи. 2. Смерть близкого человека. 3. Развод родителей. 4. Смерть любимого животного. 5. Собственная травма или болезнь. 6. Изменение в состоянии здоровья членов семьи. 7. Усиление конфликтности отношений с близким человеком. 8. Усиление конфликтности отношений с другом, подругой. 9. Проблемы с родственниками. 10. Серьезные изменения в жизни. 11. Брат или сестра покидают дом. 12. Изменение условий жизни. 13. Перемена места жительства. 14. Смена места обучения. 15. Изменение числа живущих вместе членов семьи, изменение характера и частоты встреч с другими членами семьи. 16. Незначительное нарушение правопорядка. 17. Уход из школы.

 

Рис. 2. Сравнительный анализ частоты встречаемости
психотравмирующих факторов в двух группах

 

Выявлены также специфические для подростков из школы-интерната психотравмирующие факторы. Так, воспитанники школы-интерната значительно чаще встречались с серьезными изменениями в жизни (80 %), чем их сверстники из массовой школы (34, 4 %). Существенные различия получены также по следующим факторам: изменение условий жизни (71, 4 % — экспериментальная группа и 28, 1 % — контрольная), перемена места жительства (74, 3 % — экспериментальная группа и 28, 1 % — контрольная) и смена места обучения (68, 6 % — экспериментальная группа
и 37, 5 % — контрольная). Это не случайно, так как каждый из воспитанников интерната перешел на обучение в школу-интернат в тот период жизни, когда в его жизненных обстоятельствах появились серьезные изменения (резкое снижение материального обеспечения семьи, развод родителей, алкоголизм в семье, лишение родителей родительских прав
и др. ). Для учащихся массовой школы эти факторы, будучи стрессовыми, не обязательно являются психотравмирующими, так как, например, перемена места жительства и смена места обучения могут нести и положительные изменения в жизни подростков. Обнаружены также различия по таким факторам как проблемы с родственниками (80 % — экспериментальная группа и 43, 8 % — контрольная) и усиление конфликтности
отношений с близким человеком (88, 6 % — экспериментальная группа
и 50 % — контрольная). Это указывает на склонность к конфликтам воспитанников интерната, наличие у них трудностей в установлении эмоциональных контактов со сверстниками и близкими. Как результат воздействия психотравмирующих факторов на психику подростков можно рассматривать различия, обнаруженные при сравнении следующих факторов: незначительное нарушение правопорядка (60 % — экспериментальная группа и 28, 1 % — контрольная) и уход из школы (54, 3 % — экспериментальная группа и 12, 5 % — контрольная). Эти явления можно рассматривать как протестную реакцию или форму психологической защиты.

Таким образом, подростки экспериментальной группы значительно чаще сталкивались с психотравмирующими ситуациями, чем испытуемые контрольной группы. Причем имеют место специфические стрессовые факторы, характерные для учащихся детских учреждений закрытого типа.

Оценка значимости для участников исследования психотравмирующих факторов показала различия по некоторым показателям (рис. 3).

Из графика видно, что в качестве наиболее психотравмирующего фактора воспитанники интерната отметили смерть близкого члена семьи (средний балл 5). Для учащихся массовой школы этот фактор также наиболее значимый (5, 2). Воспитанники массовой школы тяжело переживают смерть любимого животного (4, 8), для учащихся школы-интерната этот фактор не является эмоционально тяжелым (3, 9). Это указывает на то, что учащиеся массовой школы более чувствительны, ранимы и в большей степени способны на открытое проявление чувств. Возможно, этот фактор не воспринимается воспитанниками школы-интерната как эмоционально тяжелый в силу наличия в жизни испытуемых более сильных стрессовых обстоятельств жизни. Немного выше у испытуемых контрольной группы также показатель шкалы «изменения в состоянии здоровья близких членов семьи» (4, 8). Однако для учащихся школы-интерната этот фактор также является значимым (4, 5). Собственная травма или болезнь одинаково тяжело переживаются всеми испытуемыми (4, 1). Усиление конфликтности отношений с близкими тяжелее переживают воспитанники школы-интерната (4, 5), чем учащиеся массовой школы (3, 3). Усиление конфликтности отношений с друзьями в силу особенностей подросткового возраста — фактор значимый для обеих групп (4, 2 — воспитанники школы интерната; 4 — учащиеся массовой школы).

 

 

1. Смерть близкого члена семьи. 2. Смерть близкого человека. 3. Развод родителей. 4. Смерть любимого животного. 5. Собственная травма или болезнь. 6. Изменение в состоянии здоровья членов семьи. 7. Усиление конфликтности отношений с близким человеком. 8. Усиление конфликтности отношений с другом, подругой. 9. Проблемы с родственниками. 10. Серьезные изменения в жизни. 11. Брат или сестра покидают дом. 12. Изменение условий жизни. 13. Перемена места жительства. 14. Смена места обучения. 15. Изменение числа живущих вместе членов семьи, изменение характера и частоты встреч с другими членами семьи. 16. Незначительное нарушение правопорядка. 17. Уход из школы.

 

Рис. 3. Распределение значимости
психотравмирующих факторов в двух группах

 

Такие факторы как проблемы с родственниками (4, 1), серьезные изменения в жизни (4, 5), изменение условий жизни (4), перемена места жительства (4, 5), смена места обучения (4, 2) отмечают как эмоционально тяжелые в основном воспитанники школы-интерната. Учащиеся массовой школы в большинстве случаев не переживали подобные события, и эти факторы не являются для них психотравмирующими. Уход из школы — эмоционально значимый фактор для учащихся школы-интерната (3, 4). Для испытуемых контрольной группы эта ситуация является наименее стрессовой или реже переживается ими (1).

Анализ корреляционных связей психотравмирующих факторов показал высокую степень взаимодействия между ними, т. е. в жизни подростков имеет место наслоение психотравмирующих переживаний. Так, положительные корреляционные связи обнаружены между фактором «развод родителей» и факторами «серьезные изменения в жизни» (0, 24 при
p ≤ 0, 05) и «изменение числа живущих вместе членов семьи, изменение характера и частоты встреч с другими членами семьи» (0, 229 при p ≤ 0, 05). Психотравмирующий фактор «смерть любимого животного» сочетается
с факторами «собственная травма или болезнь» (0, 312 при p ≤ 0, 01), «усиление конфликтности отношений с другом, подругой» (0, 277 при p ≤ 0, 05), «проблемы с родственниками» (0, 317 при p ≤ 0, 01). Это указывает на то, что смерть любимого животного переживается ребенком как горе и усиливает конфликтные отношения с близкими людьми или может вызывать физиологические реакции, проявляющиеся на психосоматическом уровне. Такой фактор, как собственная травма или болезнь также имеет положительные корреляционные связи с другими факторами. Это следующие факторы: «изменение в состоянии здоровья членов семьи» (0, 309 при
p ≤ 0, 01), «усиление конфликтности отношений с близким человеком» (0, 379 при p ≤ 0, 01), «усиление конфликтности отношений с другом, подругой» (0, 597 при p ≤ 0, 01), «проблемы с родственниками» (0, 285 при p ≤ 0, 05), «серьезные изменения в жизни» (0, 293 при p ≤ 0, 05), «смена места обучения» (0, 252 при p ≤ 0, 05), «изменение числа живущих вместе членов семьи, изменение характера и частоты встреч с другими членами семьи» (0, 237 при p ≤ 0, 05), «незначительное нарушение правопорядка» (0, 263 при p ≤ 0, 05). Данные связи подтверждают вероятность реагирования на сильные стрессовые ситуации изменением психосоматического состояния, что может выступать как форма психологической защиты. Фактор «изменение в состоянии здоровья членов семьи» положительно коррелирует со шкалами «усиление конфликтности отношений с близким человеком» (0, 354 при p ≤ 0, 01), «усиление конфликтности отношений с другом, подругой» (0, 346 при p ≤ 0, 01). Конфликтные отношения с близкими
и друзьями у подростков возникают также при переживании «серьезных изменений в жизни» (0, 338 при p ≤ 0, 01), «изменений условий жизни» (0, 287 при p ≤ 0, 05), «перемене места жительства» (0, 246 при p ≤ 0, 05), «незначительном нарушении правопорядка» (0, 288 при p ≤ 0, 05). «Проблемы с родственниками» усиливаются у испытуемых при «серьезных изменениях в жизни» (0, 294 при p ≤ 0, 05) и «смене места обучения» (0, 244 при p ≤ 0, 05). К «серьезным изменениям в жизни» участники эксперимента причисляют ситуации ухода из семьи брата или сестры (0, 229 при p ≤ 0, 05), «изменение условий жизни» (0, 592 при p ≤ 0, 01), «перемену места жительства» (0, 327 при p ≤ 0, 01), «смену места обучения» (0, 364 при p ≤ 0, 01), «изменение числа живущих вместе членов семьи, изменение характера и частоты встреч с другими членами семьи» (0, 575 при p ≤ 0, 01), «незначительное нарушение правопорядка» (0, 327 при p ≤ 0, 01), «уход из школы» (0, 278 при p ≤ 0, 01).

Таким образом, исследование подтверждает предположение о том, что в жизни воспитанников школы-интерната имеют место специфические стрессовые обстоятельства, являющиеся для них психотравмирующими.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...