Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.2.2. Психологический анализ внесемейного воспитания как психотравмирующего фактора




Идеальными для полноценного психического развития ребенка являются условия семьи. Но, по разным причинам (алкоголизация семьи; сиротство, в т. ч. и социальное; лишение родителей родительских прав; бродяжничество и др. ) значительное число детей воспитываются вне семьи —
в учреждениях закрытого типа. Как показывают результаты многочисленных исследований (Лангмейер Й., Матейчек З., 1984; Лисина М. И., Рузская А. Г., Дубровина И. В., 1990; Мухина В. С., Прихожан А. М., Толстых Н. Н., 1991), пребывание детей в интернатных учреждениях
и учреждениях закрытого типа само по себе является психотравмирующим.

Из множества психотравмирующих факторов, негативно воздействующих на психическое развитие ребенка, одним из наиболее сильных является социальное сиротство. По официальным данным, в России на сегодняшний день насчитывается более 700 тыс. детей-сирот, более 2 млн детей и подростков неграмотны, более 6 млн несовершеннолетних граждан России постоянно нуждаются в защите со стороны государства и общества, так как проживают в социально неблагополучных семьях. Восемьдесят пять процентов беспризорных — «социальные сироты», то есть дети, у которых родители есть, но по разным причинам в их воспитании не участвуют. По данным МВД, ежегодно из дома уходят около 90 тыс. детей. Каждый месяц погибают или исчезают около 1 тыс.

Понятие «ребенок-сирота» относится к категории детей в возрасте до 18 лет, которые соответствуют хотя бы одному из перечисленных параметров:

— ребенок остался сиротой, т. е. у него умерли оба или единственный родитель;

— родители ребенка лишены родительских прав в результате злостного уклонения от воспитания своих детей, жестокого обращения с детьми или в результате того, что являются хроническими алкоголиками или наркоманами и т. п. (ст. 69 СК РФ);

— родители ограничены в родительских правах, т. е. у них отобран (как правило, временно) ребенок при наличии определенных условий (психическое расстройство родителей, хроническое заболевание и др. ) (ст. 73—77 СК РФ);

— родители признаны безвестно отсутствующими (безвестно отсутствующим гражданин может быть признан только судом в том случае, если в течение года в месте его жительства нет сведений о его пребывании) (ст. 42 ГК РФ);

— родители признаны недееспособными или ограниченно дееспособными (ст. 29 ГК РФ);

— родители объявлены умершими;

— родители находятся на длительном лечении в лечебных учреждениях при отсутствии у ребенка других родственников или лиц, которые могли бы заняться его воспитанием;

— родители отбывают наказание в виде лишения свободы или находятся под стражей в качестве обвиняемых или подозреваемых в совершении преступления;

— родители уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав
и интересов, в том числе отказываются взять своих детей из воспитательно-лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения
и других аналогичных учреждений.

Очевидно, что все перечисленные параметры являются стрессовыми
и тяжело переживаются детьми, вызывая у них яркие эмоциональные проявления. Часто в таких случаях ребенок оказывается в детском учреждении закрытого типа — интернате, приюте или детском доме. Однако
и эти условия являются далеко не идеальными для нормального психического развития ребенка. Пытаясь адаптироваться к сложным, психотравмирующим обстоятельствам жизни, дети приобретают специфическое защитное поведение и личностные особенности. Психические особенности воспитанников интерната, по мнению многих авторов (Галигузова Л. Н., 1990; Дубровина И. В., 1990; Мухина B. C., 1991; Прихожан A. M., Толстых Н. Н., 2005 и др. ), являются как следствием специфики воспитательных условий, присущих закрытым учреждениям, так и обусловлены наличием деструктивных переживаний, выступающих следствием травмирующего прошлого опыта.

Отечественные и зарубежные исследователи (Галигузова Л. Н., 1996; Пашина А. Х., 1993; Прихожан А. М., 2005; Рязанова Е. П., 1993; Толстых Н. Н., 2005 и др. ) отмечают — чтобы стать полноценной личностью, ребенок должен воспитываться в эмоционально теплой и стабильной обстановке полноценного межличностного общения. В тех случаях, когда межличностный контакт с близкими взрослыми или окружающими людьми нарушен, ребенок живет как бы на «вражеской» территории: обстоятельства подавляют его, его ожидания относительно будущего пессимистичны, он постоянно чувствует себя слабее других, нелюбимым.
В результате воздействия подобных стрессовых ситуаций у него развиваются очень низкая самооценка, чувство неполноценности. Возникшая
в детстве неуверенность в себе, как правило, становится устойчивым образованием, своего рода характеристикой воспитанников учреждений интернатного типа. Многочисленные экспериментальные данные показали, что люди, у которых в раннем онтогенезе в результате длительного воздействия стрессовых ситуаций был нарушен контакт с окружающими, в среднем возрасте (около 30 лет) труднее приспосабливаются к обществу, чаще обнаруживают невротические симптомы и, как правило, не способны к совместной деятельности.

В исследованиях С. В. Ильиной отмечается, что социальная депривация — явление, наблюдающееся в условиях внесемейного воспитания — переживается ребенком как потеря или насилие. Лишение родительской любви в младенческом и отроческом возрасте, с одной стороны, способствует развитию неутолимого эмоционального голода, а с другой — искажает формирующийся образ «Я». Таким образом, депривация выступает как сильнейший стрессовый фактор, оказывает исключительно неблагоприятное воздействие на формирующийся образ Я и картину мира ребенка и в то же время создает психологический базис для возникновения других форм насилия.

Известны многочисленные данные о том, что полученный в детстве травматический опыт (в неблагополучных семьях, при нарушении взаимоотношений детей с родителями и родителей между собой) отражается на общем развитии ребенка, ведет к недоразвитию «аффективных схем»
и к нарушениям взаимоотношений с окружающими.

Отмечено, что воспитанники детского дома менее успешны в решении конфликтов со взрослыми и со сверстниками, чем учащиеся обычной школы. Для их поведения характерны агрессивность, стремление обвинить окружающих, неумение и нежелание признавать свою вину и соответственно — неспособность продуктивного, конструктивного решения конфликта. В этих условиях довольно часто возникает проблема отверженных и третируемых детей, что особенно обостряется в подростковом возрасте, потому что ведущая деятельность в этот период — межличностное общение. Наиболее характерными особенностями детей-«жертв» можно назвать: неадекватность защитных реакций на обиды; повышенную чувствительность к тому, как к ним относятся окружающие; некоторые личностные черты.

В своих исследованиях С. В. Малышева, Н. А. Рождественская отмечают, что результатом психической депривации являются частые правонарушения воспитанников интерната. Дети с мелкими и повторными кражами, бродяжничеством и непосещением школы, дети лживые, злорадные, агрессивные — это нередко дети с аффективными лишениями
в течение длительного времени своего развития. Недостаток настоящей симпатии к людям, неспособность установить с ними тесный эмоциональный контакт, аффективная невыразительность и общая социальная неприспособленность и здесь подкрепляет диагноз депривационного нарушения.

В исследованиях Е. И. Казаковой, Л. М. Шипициной отмечается, что
у воспитанников интернатов довольно часто имеют место нарушения социальной и школьной адаптации. Чаще всего дезадаптация возникает вследствие длительного воздействия на ребенка травмирующих ситуаций в семье и школе, нарушения межличностных отношений с родителями, учителями, сверстниками, что формирует у него внутреннюю напряженность, тревожность, агрессивность, конфликтность, ощущение неполноценности, ненужности, отверженности.

Й. Лангмейер и З. Матейчек в своих работах выделяют несколько типов депривационых личностей, формирующихся в детских учреждениях закрытого типа.

«Социальная гиперактивность». Такие дети вступают в контакт без затруднений и не смущаясь, причем они отличаются выраженными тенденциями к действиям на показ, однако общение бывает совершенно поверхностным и непостоянным. Эти дети чрезвычайно живо интересуются всем происходящим в окружающей их среде, однако сами принимают
в этом лишь совершенно поверхностное участие. Социальный интерес явно преобладает над интересом к вещам, игре, задачам. У них не отмечается ни агрессии, ни социальной провокации.

«Социальные провокации». Уже в возрасте около одного года дети добиваются внимания взрослых особым образом — они провоцируют. Такие дети добиваются игрушек злобными вспышками и ни за что их
не отдают, требуют различных преимуществ. В своих отношениях к остальным детям они агрессивны и ревнивы, хотят, чтобы воспитатель был только для них. В школьном возрасте агрессивность у этих детей еще более возрастает, они делают все назло.

«Подавленный тип». В группе детей и в общении с воспитателем ребенок явно пассивен. Предлагаемую игрушку он берет лишь после длительных сомнений и играет с ней монотонно, примитивно, хотя иногда
и сравнительно стойко. Интерес к вещам обычно преобладает над социальными интересами. На долю этих детей достается значительно меньше стимулов для развития, чем более активным детям. Тем самым опасность задержки развития только углубляется.

«Хорошо приспособленные». Уже на исходе первого года пребывания в учреждении эти дети находят «свое место» и «своих людей». Такой ребенок умеет сосредоточиться на каком-либо воспитателе и снискать его расположение. Обычно они спокойно и сдержанно вступают в контакт. Таким образом, они вызывают у взрослого спокойное, уравновешенное, эмоционально теплое отношение. Опасность для них представляет, несомненно, перемена среды учреждения, что имеет следствием разрыв имеющихся эмоциональных связей. «Хорошее приспособление» этих детей действительно только для жизненной среды, в которой оно возникло, причем среда учреждений закрытого типа в целом более бедна стимулами, отличается более простой структурой и предъявляет меньше требований, чем обычная семья.

«Замещающий тип». Для детей, с грудного возраста воспитывающихся в детских учреждениях, характерно, что они в целом лучше едят
и отличаются большим весом тела, чем дети, которые поступили в учреждения позднее из семей. У некоторых детей это единственная деятельность, которую они проводят в покое, так как не ощущают потребности защищаться от конкуренции других или добиваться здесь «своих прав». Детей, длительно содержавшихся в учреждениях, весьма часто характеризуют в школьном возрасте как «ябедников», тогда как дети, поступившие в учреждения позднее и покинувшие его раньше, отличаются более открытой агрессивностью. «Ябедничество» выступает здесь как определенная форма замещающего удовлетворения потребности, когда детям
не предоставлялась возможность получать удовлетворение при непосредственном социальном включении в группу и когда они сами не способны обеспечить для себя подобное место в группе.

Таким образом, если рассмотреть результаты всех многочисленных работ о развитии детей в учреждениях интернатного типа, то можно отметить их преобладающую в большинстве случаев тождественность, что указывает на невыгодные стороны данных учреждений как воспитательной среды для ребенка. У психотравмированных детей, растущих в детских учреждениях, наблюдается не просто отставание или недоразвитие личностных образований, а интенсивное формирование некоторых принципиально иных механизмов, позволяющих ребенку приспособиться
к жизни в особых условиях. Несоответствие этих механизмов социальным нормам, предъявляемым «реальным» обществом, и приводит к отклонениям в поведении детей из детских учреждений закрытого типа.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...