Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопросы для самоконтроля. Список рекомендуемой литературы. 1.3. Эмпирическое исследование влияния психотравмы на развитие личности подростка — воспитанника школы-интерната




Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте факторы риска психической травматизации ребенка.

2. Дайте определение понятию «психическая депривация».

3. Перечислите основные потребности человека, нарушающиеся вследствие психической депривации.

4. Охарактеризуйте основные формы психической депривации.

5. Опишите категорию «социальные сироты».

6. Почему именно категория «социальные сироты» подвергается наибольшему риску возникновения психотравм?

7. Опишите последствия длительного пребывания детей в интернатных учреждениях.

8. Какие дополнительные психотравмы получает ребенок, воспитывающийся в школе-интернате?

9. Дайте характеристику типов депривационных личностей.

Список рекомендуемой литературы

1. Галигузова, Л. Н. Проблемы социальной изоляции детей / Л. Н. Галигузова // Вопросы психологии. 1996. № 3. С. 101—116.

2. Иванова, Н. П. Дети в приемной семье: советы начинающим родителям / Н. П. Иванова, О. В. Заводилкина. — М. : Дом, 1993. — 120 с.

3. Ильина, С. В. Влияние пережитого в детстве насилия на возникновение личностных расстройств / С. В. Ильина // Вопросы психологии. 1998. № 6. С. 65—74.

4. Лангмейер, Й. Психическая депривация в детском возрасте / Й. Лангмейер, З. Матейчек. — Прага: Авиценум, 1984. — 542 с.

5. Пашина, А. Х. Особенности эмоциональной сферы воспитанников и сотрудников детского дома / А. Х. Пашина, Е. П. Рязанова // Психологический журнал. 1993. Т 14. № 1. — С. 44—52.

6. Прихожан, А. М. Исследование психического развития младших школьников, воспитывающихся в закрытых учреждениях / А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых // Лишенные родительского попечительства: хрестоматия. — М. : Просвещение, 1991. — С. 77—81.

7. Прихожан, А. М. Психология сиротства / А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. — СПб. : Питер, 2005. — 400 с.

1. 3. Эмпирическое исследование влияния психотравмы на развитие личности подростка — воспитанника школы-интерната

1. 3. 1. Обоснование выборки и методов исследования.

1. 3. 2. Исследование специфических особенностей переживания психотравмирующих событий прошлого воспитанниками школ-интернатов.

1. 3. 3. Влияние психотравмы на стрессоустойчивость подростка.

1. 3. 4. Семья как психотравмирующий фактор и представления о ней воспитанников школ-интернатов.

Тенденции развития современного общества обусловливают появление все большего числа факторов риска психической травматизации ребенка. Это проблемы семьи, алкоголизация, перенесенные заболевания, угроза смерти и т. п. Подобные факторы, вне сомнения, являются психотравмирующими для неокрепшей детской психики, зачастую оставляя негативные последствия на всю жизнь ребенка.

Это указывает на необходимость исследования влияния психотравмирующего прошлого опыта на формирование специфических личностных особенностей подростков, выявления психологических механизмов, способных облегчить процесс внутренней переработки психотравмирующих переживаний и выработки наиболее оптимальных путей взаимодействия подростков со сверстниками и взрослыми, что стало целью данного эмпирического исследования.

В связи с этим, предметом данного эмпирического исследования
являются специфические личностные особенности подростков, сформированные в условиях психотравмы.

Задачи исследования формулируются следующим образом.

1. Выявить способы переработки психотравмирующих событий прошлого подростков, воспитывающихся в интернатных учреждениях.

2. Выявить особенности личности и самоотношения, обусловленные психотравмирующими переживаниями прошлого у подростков, воспитывающихся в школах-интернатах.

3. Определить способы реагирования подростков с психотравмирующим опытом на стрессовые ситуации.

4. Проанализировать особенности развития образа «Я» подростков, имеющих психотравмирующий опыт.

5. Изучить характер взаимоотношений ребенка в семье и среди сверстников.

Таким образом, исследование предполагает углубленное изучение влияния психотравмы на различные стороны развития личности и межличностных отношений подростков.

1. 3. 1. Обоснование выборки и методов исследования

Эмпирической базой исследования стали учащиеся Балашовской школы-интерната им. Н. А. Белозерцева и средних общеобразовательных школ города. В эксперименте принимали участие 100 человек. Учащиеся Балашовской школы-интерната — 58 человек (9—11 классы) составили экспериментальную группу, 42 подростка из МОУ СОШ № 7 (9—10 классы) — контрольную группу. Выборка испытуемых была уравновешена по следующим показателям: пол, возраст, наличие психотравмирующего опыта.

Относительно небольшая выборка испытуемых компенсируется выбором методов исследования, требующих углубленного качественного анализа полученных результатов.

Выбор в качестве респондентов подростковой группы обусловлен положением о том, что с полученными в детстве и подростковом возрасте психотравмами испытуемые в определенной мере могли совладать. Но последствия влияния психотравмирующего опыта на личность, развитие образа «Я», межличностных отношений оставляют свой отпечаток. Именно эти последствия изучаются в данном эмпирическом исследовании.

В связи с вышеизложенным, психическая травма понимается в исследовании как отсутствие возможности адекватного совладания с негативными (стрессовыми, психотравмирующими) событиями жизни, приводящее
к снижению адаптивного потенциала личности. В качестве психотравмирующих рассматривается многочисленный спектр событий: насилие (психическое, физическое, сексуальное), сиротство, смерть одного или обоих родителей или другого близкого члена семьи, развод родителей, уход одного из родителей из семьи, резкий переход из семьи в приют, собственная травма или болезнь, болезнь близкого родственника, угроза смерти и др.

Особое внимание уделено изучению внутрисемейных отношений как психотравмирующего фактора и анализу представлений о семье подростков, имеющих психотравмирующий опыт. В качестве отдельного психотравмирующего фактора, требующего дополнительного анализа, рассматривались воспитательные условия детских учреждений закрытого типа (приюты, школы-интернаты).

Значимым является не само событие, а реакция на него. Даже незначительное событие может стать психотравмирующим, тогда как на сильный стресс человек может отреагировать адекватно, что не нарушит адаптивных возможностей. В исследовании изучаются не только события, которые произошли в последние годы, но и давние события, которые могли оставить след в душе ребенка.

Исследование проходило в несколько этапов.

1. Подготовительный этап включает в себя разработку анкеты, направленной на выявление наличия психотравмирующих событий и способов реагирования подростков на стресс. На этом этапе был также разработан комплекс психодиагностических методик, применимых для исследования специфических личностных особенностей, сформированных
в условиях психотравмы. Итогом этого этапа явилось пилотажное исследование, целью которого стал отбор методик, наиболее целесообразных для исследования личностных особенностей подростков, переживающих психотравмирующие события прошлого.

2. Этап реализации исследования посвящен апробации комплекса методик экспериментально-психологического обследования эмоционального состояния и личностного развития подростков-воспитанников школ-интернатов, подвергшихся влиянию психотравмирующих событий.

3. Аналитический этап. На этом этапе проводился количественный
и качественный анализ экспериментальных данных. Осуществлялась также математическая обработка полученных в ходе опытно-эксперимен-тальной работы результатов (SPSS 11. 5).

Таким образом, стратегия изучения специфических личностных особенностей, сформированных в условиях психотравмы, включала в себя:

1. Выявление наличия в жизни испытуемых психотравмирующих
событий, определение возраста возникновения психотравмы и потенциальных возможностей совладания с травмой.

2. Изучение способов реагирования на стрессовые ситуации.

3. Исследование внутрисемейных отношений и представлений о семье подростков, имеющих психотравмирующий опыт.

4. Изучение личностных особенностей, образа «Я» и самоотношения испытуемых.

5. Сравнительный анализ данных, полученных в двух исследовательских группах.

Инструментарий исследования, основные показатели и способы обработки данных. Для решения поставленных в исследовании задач применялся комплекс взаимопроверяемых методов: анализ документации и индивидуальных карт развития испытуемых, анкетирование, экспериментально-психологическое диагностирование с использованием комплекса методик.

Опишем комплекс психодиагностических методик подробнее (приложение 1).

Для выявления наличия психотравмирующих событий прошлого
и потенциальных возможностей совладания с ними
была использована авторская анкета. Вопросы анкеты ориентированы на выявление социального положения подростка, его интересов, наличия психотравмирующих ситуаций в жизни испытуемых, возраста возникновения психотравмы, особенностей реагирования на стресс.

Исследование специфических личностных особенностей подростков, имеющих психотравмирующий опыт, осуществлялось с помощью «Сокращенного многофакторного опросника для исследования личности» (СМОЛ). Она позволяет получить дополнительные данные для оценки различных аспектов психического состояния и уточнения основных характеристик личности испытуемого. Данный опросник является сокращенной версией MMPI. Методика содержит 71 утверждение и имеет
11 шкал, из которых 3 оценочные и 8 клинические (1 — шкала ипохондрии, 2 — шкала депрессии, 3 — шкала конверсионной истерии, 4 — шкала асоциальной психопатии, 6 — шкала паранойяльности, 7 — шкала психастении, 8 — шкала шизофрении, 9 — шкала гипомании. ).

В интерпретации профиля методики СМОЛ следует исходить из следующих положений: оценка профиля как единого целого, а не как совокупности шкал; наибольшее значение имеет отношение уровня профиля на каждой шкале к среднему уровню профиля и особенно по отношению к соседним шкалам (пики профиля), абсолютное значение Т-норм менее существенно; поскольку профиль характеризует особенности личности
и актуальное психическое состояние испытуемого; интерпретация профиля требует учета всей совокупности данных, которые не могут быть заранее предусмотрены в связи с многообразием индивидуальных вариантов.

Для изучения особенностей развития отношения к себе был использован тест-опросник самоотношения В. В. Столина, представляющий собой многомерный психодиагностический инструмент, основанный на принципе стандартизованного самоотчета. Опросник содержит 62 пункта в виде утверждений типа: «Вряд ли меня можно любить по-настоящему», «Мои достоинства вполне перевешивают мои недостатки», «Иногда я сам себя плохо понимаю», «Когда у меня возникает какое-либо желание, я, прежде всего, спрашиваю себя, разумно ли это», «Случайному знакомому я, скорее всего, покажусь человеком приятным», «Посторонний человек на первый взгляд найдет во мне много отталкивающего». Опросник позволяет выявить 3 уровня самоотношения, отличающиеся по степени обобщенности: глобальное самоотношение, самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутосимпатии, самоинтересу и ожидаемого отношения к себе; уровень конкретных действий (готовностей к ним) по отношению к своему «Я».

Отдельной составляющей исследования стало использование проективной диагностики.

Уровень стрессоустойчивости исследовался с помощью методики «Человек под дождем» А. Абрамса и А. Эмчина. Создатели этой техники пытались найти способ исследования, приоткрывающий взгляд на человека, находящегося под действием символического стрессогенного фактора, в этом случае — дождя. Одним из ресурсов социальной адаптации является способность человека противостоять неблагоприятным воздействиям внешней среды, стрессовым факторам. Эта способность задействует множество психологических механизмов: темперамент, волю, интеллект, самосознание. Кроме того, потребность безопасности и защиты стимулирует формирование конструктивных механизмов психологической защиты. Применение этой процедуры совместно с другими тестами позволяет ответить на следующие вопросы: «Каким образом изучаемый отреагирует на ситуацию стресса? », «Какими личными ресурсами он располагает, чтобы функционировать в среде, вызывающей беспокойство? », «Может ли тестируемый успешно планировать свое поведение в ситуациях, вызывающих беспокойство? », «Какие виды защиты (например, отрицание, отступление) он использует в трудных для него ситуациях? ».

По результатам выполненных работ подростки отвечают на несколько письменных вопросов:

1. Сколько лет человеку под дождем?

2. Насколько комфортно чувствует себя человек в этой ситуации?

3. Что ему больше всего хочется сделать?

4. Дождь пошел неожиданно или согласно прогнозу?

5. Человек был готов к тому, что пойдет дождь, или для него это неожиданность?

6. Любите ли вы дождь?

7. Если да — почему?

8. Если нет — почему?

9. Если человеку под дождем плохо, то чем ему можно помочь?

10. Что сам человек может сделать, чтобы себе помочь, справиться
с дождем?

Суммируя полученный проективный материал и данные письменных ответов участников эксперимента, были разработаны основные параметры оценки результатов:

1. Эстетика рисунка (эстетичность рисунка/небрежность рисунка).

2. Размер фигуры (соразмерен рисунку, уменьшен, увеличен).

3. Расположение относительно центра (наличие центра, смещение влево, смещение вправо).

4. Характер действий человека, стиль поведения под дождем (позитивная активность, отсутствие действий, уход, паника/суета).

5. Самоощущение (человеку комфортно под дождем/дискомфортно).

6. Готовность к дождю (человек готов к дождю/не готов).

7. Цвет (цветной рисунок/темные краски либо простой карандаш).

8. Пол (соответствует полу автора рисунка/не соответствует полу автора рисунка).

9. Возраст (соответствует биологическому возрасту автора рисунка, меньше реального, больше реального).

10. Средства защиты от дождя (есть/нет).

11. Лужи, тучи (есть/нет).

12. Сила дождя (соответствует потенциальным возможностям/превы-шает возможности справиться с ситуацией).

13. Дополнительные позитивные образы: солнце, радуга, растения, предметы, объекты окружающего мира (есть/нет).

14. Общий эмоциональный фон рисунка (позитивный/негативный).

Проективная методика «Рисунок семьи в образах животных» (модификация Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой и Д. Б. Кудзилова) была использована для анализа внутрисемейных взаимоотношений и представлений подростков о семье. Благодаря рисованию ребенком семьи и беседе
с ним оказывается возможным оценить особенности его восприятия
и переживания отношений в семье. Инструкция к рисованию представляет собой некий посыл бессознательному клиента и актуализирует определенные пласты его внутренней жизни. Она задает направление ассоциативному процессу, в котором участвуют воображение и жизненный опыт клиента. «Нарисуйте свою семью в образах животных» — рисунок на эту тему можно условно определить как «конфликтный образ» семьи. Для психолога чрезвычайно важно, в образе какого животного изображает себя автор рисунка. Эта информация может быть использована психологом в качестве проявления ресурса. В этом случае требуется более глубокое знакомство с символическим значением животного. Символическое значение животного проявляется на трех основных уровнях: личный, субъективный уровень, содержащий характеристику животного автором; природный, объективный уровень, содержащий биологическую характеристику животного, знание о его повадках, характере и особенностях; глубинный, культуральный уровень, содержащий информацию об архетипическом символизме животного, отражающий межкультурное единообразие приписываемых ему качеств и свойств.

По данной методике учащимся также предлагалось ответить на ряд письменных вопросов:

1. Как называются нарисованные животные?

2. Кто из них кто (папа, мама, дети)?

3. В каких отношениях животные между собой находятся?

4. Кто за кем охотится?

5. Кто от кого спасается?

6. Кто главный в этой семье?

7. Кто самый несчастный?

8. На кого больше всего похож ты (указать собственный образ)?

Результаты оценивались согласно следующим параметрам:

1. Эстетика рисунка (эстетичность рисунка/небрежность рисунка).

2. Размер фигур (соразмерны друг другу/несоразмерны друг другу).

3. Расположение относительно центра (наличие центра/смещение влево/смещение вправо).

4. Расстояние между членами семьи (оптимальное расстояние/распо-ложение близко друг к другу/расположение далеко друг от друга).

5. Наличие предметов между фигурами (нет/они имеют созидательное значение/ ограждают друг от друга).

6. Наличие дополнительных образов (нет/они имеют созидательное значение/имеют негативное значение).

7. Контекст изображения (благоприятный/неблагоприятный).

8. Показатели близости членов семьи (близкие образы/образы-антагонисты).

9. Родовидовая принадлежность образов (относятся к одной группе животных/относятся к разным группам животных).

10. Характер взаимоотношений между персонажами (конструктивный/конфликтующий).

11. Самоощущение в семье (принимаемый членами семьи образ/отвер-гаемый/безразличный).

12. Принадлежность к семье (рисунок собственной семьи/рисунок
чужой или идеальной семьи).

Исследование реального и идеального образа «Я» испытуемых осуществлялось с помощью методики «Метафорический автопортрет»
(модификация Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой и Д. Б. Кудзилова). Метафорический автопортрет — это автопортрет в любом образе: сказочного персонажа, мифологического героя, предмета или представителя фантастического и реального миров. Подвергаясь влиянию неблагоприятных факторов внешней среды, деструктивному манипулированию со стороны окружающих, человек воспринимает себя в метафорическом смысле заколдованным. При этом повышается уровень тревожности, появляется агрессивность, суетливость, дисгармоничность. Клиенту дается задание: «Нарисуйте, во что бы вас могли заколдовать» (при этом допускаются уточнения: заколдовать может злая ведьма, колдун и пр. ).

Психологический анализ рисунка строится на символическом значении изображенного. Но любое колдовство обратимо, и всегда можно найти действие, которое позволит «расколдоваться». Однако, побывав в состоянии «заколдованности», герой не может быть прежним, он обязательно должен измениться, стать лучше, приобрести новые качества, способности и возможности. Чтобы увидеть, к какому чудесному образу может прийти человек, психолог дает ему задание: «Нарисуйте, в кого бы вас превратил Добрый Волшебник». Психологический анализ строится на понимании личного и глубинного символизма изображенных героев.

После окончания работы над рисунками, учащимся предлагалось ответить на вопросы.

Вопросы по рисунку «Во что бы меня заколдовали»:

1. Какими качествами обладает образ?

2. Как произошло колдовство?

3. Это наказание, проявление чьей-то злой воли или случайность?

4. Чего желает заколдованный персонаж?

5. Что нужно сделать, чтобы его расколдовать?

6. Что мешает расколдоваться?

7. Каким он станет, когда расколдуется?

Вопросы по рисунку «В кого бы меня превратил Добрый Волшебник»:

1. Какими качествами обладает образ?

2. Какую новую силу приобрел персонаж в связи с добрым волшебством?

3. В каких ситуациях реальной жизни вам могут потребоваться качества и возможности этого героя?

4. Каким самым важным качеством, способностью обладает этот персонаж?

Для интерпретации полученных данных были разработаны параметры:

1. Эстетика рисунка (эстетичность рисунка/небрежность рисунка).

2. Размер фигуры (соразмерен рисунку, уменьшен, увеличен).

3. Расположение относительно центра (наличие центра, смещение влево, смещение вправо).

4. Изображенный образ (человек, животное, растение, неживой объект, мертвый объект (был живым), отсутствие образа).

5. Наличие сдвига к позитивному образу (наличие сдвига/отсутствие сдвига).

Эмпирическое исследование проводилось в течение нескольких школьных уроков. На каждом из них, в силу определенных причин (болезни школьника, нарушения дисциплины и др. ) присутствовали не все испытуемые, поэтому не было возможности сделать 100%-й опрос по каждой методике. Таким образом, процент высчитывался, исходя из количества выполнивших ту или иную методику человек.

Данные исследования были подвергнуты качественному и количественному анализу с применением методов математической статистики (SPSS 11. 5).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...