Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нормализация звуковой стороны речи




 


Раздел 2

НОРМАЛИЗАЦИЯ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

Методические рекомендации

Основная задача логопеда любого типа общеобразовательной школы — предупреждение и преодоление неуспеваемости, обусловленной различной тяжестью недоразвития устной речи. Именно поэтому основное внимание логопед должен уделять учащимся первых классов (дети 6-7-летнего возраста) с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи. Чем раньше будет начато коррекционно-развивающее обучение, тем выше будет его результат.

Общая задача при коррекционно-развивающем обучении — своевременная и целенаправленная работа по восполнению пробелов в развитии устной речи, как звуковой, так и смысловой ее сторон. В связи с этим главной задачей начального этапа коррекционного обучения является нормализация звуковой стороны речи. Это значит, что для группы детей как с фонетико-фонематическим, так и фонематическим недоразвитием необходимо сформировать:

w полноценные фонематические процессы;

wпредставления о звуко-буквенном составе слова;

w навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова, а также скорригировать дефекты произношения (если таковые имеются).

Что касается детей с общим недоразвитием речи, то данное содержание составляет лишь I этап коррекционного обучения.

Таким образом, общее содержание и последовательность коррекционного обучения детей с ФФН и I этапа коррекционной работы детей с ОНР могут быть примерно одинаковыми. Вместе с тем количество занятий по каждой теме определяется составом конкретной группы. Принципиальное различие при планировании логопедических занятий заключается в подборе речевого материала, соответствующего общему развитию ребенка и лингвистической структуре дефекта.

Реализация этого содержания определяется количеством занятий в зависимости от степени недоразвития звуковой стороны речи. Поскольку коррекционноеобучение осуществляется в группах фронтально, то целесообразно предусмотреть примерную структуру занятий, особенно 10-15 первых.

Основными задачами этих занятий являются развитие фонематического слуха, постановка и закрепление звуков, формирование психологических предпосылок (внимания, памяти, умения переключаться с одного вида деятельности на другой, умения слушать и слышать логопеда, темпа работы и т. д. ) к полноценной учебной деятельности. Эти занятия могут иметь следующую структуру:

 

 31


1) 15 минут — фронтальная часть занятий, направленная на формирование фонематического слуха детей, их внимания к звуковой стороне речи (работа строится на правильно произносимых звуках) и на восполнение пробелов в формировании психологических предпосылок к полноценному обучению;

2) 5 минут — подготовка артикуляционного аппарата (комплекс упражнений определяется конкретным составом группы);

3) 20 минут — уточнение и постановка (вызывание) неправильно произносимых звуков индивидуально и в подгруппах (2-3 человека) в зависимости от этапа работы над звуком. 1

В ходе фронтальной части занятия формируются фонематические процессы и уточняются представления о звуко-слоговом составе слова. Кроме того, с детьми, имеющими ОНР, методом устного опережения осуществляется работа по уточнению и активизации имеющихся у детей словарного запаса и моделей простых синтаксических конструкций.

Необходимость такого подхода обусловлена основным принципом коррекционного обучения детей с ОНР, а именно: одновременная работа над всеми компонентами речевой системы. В связи с этим методом устного опережения в занятия I этапа избирательно включаются элементы материала II и III этапов.

Таким образом, фронтальная часть занятий включает работу по:

• развитию фонематических процессов;

• формированию навыков анализа и синтеза звуко-буквенного и слогового состава слова с использованием изученных к этому времени в классе букв и отработанных слов-терминов;

• формированию готовности к восприятию определенных орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова;

• закреплению звуко-буквенных связей;

• автоматизации поставленных звуков.

Содержание фронтальной части занятий I этапа реализуется в такой последовательности:

• Речь. Предложение.

• Предложение. Слово.

• Звуки речи.

• Гласные звуки (и пройденные в классе буквы).

• Деление слов на слоги.

• Ударение.

• Согласные звуки (и пройденные в классе буквы).

• Твердые и мягкие согласные.

• Звонкие и глухие согласные.

• Звуки П и П'. Буква П.

• Звуки Б и Б'. Буква Б.

• Дифференциация Б-П (Б'-П').

• Звуки Т и Г. Буква Т.

• Звуки Д и Д'. Буква Д.

• Дифференциация Т-Д (Т'-Д').

1 Уточнение и постановка дефектных звуков осуществляется известными в логопедии спо­собами. Автоматизация звуков — на фронтальных занятиях.


• Звуки К и К'. Буква К.

• Звуки Г и Г'. Буква Г.

• Дифференциация К-Г (К'-Г).

• Звуки С и С. Буква С.

• Звуки 3 и 3'. Буква 3.

• Дифференциация С-3 (С'-З').

• Звук и буква Ш.

 

• Звук ибуква Ж.

• Дифференциация Ш-Ж.

• Дифференциация С-Ш.

• Дифференциация Р-Л (Л'-Р').

• Звук и буква Ч.

• Дифференциация Ч-Т’

• Звук и буква Щ.

• Дифференциация Щ-С.

• Дифференциация Щ-Ч.

• Звук и буква Ц.

• Дифференциация Ц-Т.

• Дифференциация Ц-Ч.

Данный вариант последовательности изучения тем на I этапе коррекционного обучения школьников с ФФН и ОНР является примерным и определяется конкретным составом группы, т. е. зависит от того, каков уровень сформированности звуковой стороны речи у детей.

По мере устранения дефектов звукопроизношения фронтальная работа занимает все больше времени. Работа при этом осуществляется при строго обязательном индивидуальном подходе к каждому ученику, с учетом его психофизических особенностей, выраженности речевого дефекта, степени отработанности каждого звука.

При завершении I этапа коррекционного обучения следует провести проверку усвоения учащимися содержания материалов данного этапа.

К этому времени у учащихся должны быть:

Ÿ сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи;

Ÿ восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;

Ÿ усвоены первоначальные представления о звуко-буквенном, слоговом составе слова;

Ÿ поставлены и отдифференцированы все звуки;

Ÿ уточнен и активизирован имеющийся словарный запас и уточнены конструкции простого предложения (с небольшим распространением);

Ÿ введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твердые — мягкие согласные; звонкие глухие согласные, предложения и т. д.

Ÿ сформированы навыки учебного конструирования элементарного высказывания с адекватным использованием вышеперечисленных учебных терминов.

Таким образом, упорядочение представлений о звуковой стороне речи и овладение навыками анализа и синтеза звуко-буквенного состава слова создают необходимые предпосылки для формирования и закрепления навыков правильного письма и чтения, развития языкового чутья, предупреждения общей и функциональной неграмотности.

 


Гласные и согласные звуки и буквы. Ударение. Анализ и синтез слогов и слов

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...