Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Второй уровень




19.

а) Запиши слоговые схемы слов, выделяя ударный слог.



 


Очки, небо, гамак, лампа, сапоги, валенки, образец, книга, трости, клубень.

Назови слова, в которых гласный находится после двух согласных.

б)  Расшифруй схемы слов:



 


 

Проанализируй слова со вторым ударным слогом.


20. Рассмотри внимательно слова. Найди в каждом слове «спрятавшиеся» слова:

 

хлев, щель, укол, зубр, коса, полк, волк, краб,
брак, восемь, вокруг, победа, Иван, машина, косы,
девочки, спешка, вдруг, сутки, дорожки, песок,
горошина, опушка, задача, дочурка, черемуха,
трубач, хитрость, стрекоза, драма, крапива, гроза,
газета, гитара, дубрава, ствол.

Назови среди данных слова, содержащие 3 согласных звука и 1 гласный; 4 согласных и 1 гласный. Назови двухсложные слова, содержащие 4 согласных и 2 гласных звука. Назови трёхсложные слова, содержащие согласных больше, чем гласных.

21. Прочитай «про себя» слова и выдели ударный слог:


 

работа, голова, волны, сказки, больница, огурец,
бананы, ледоход, ягоды, концерт, освещение,
санитары, школьники, корабли, специалисты,
поверхность, ястреб, арбуз, документ, верба, засуха,
магазин, километр, крапива, букашка, ненависть.

Коллективная проверка правильности постановки ударения:

• Прочитай слова, выделяя голосом ударный слог: сначала слова с первым ударным слогом, затем — со вторым, потом — с третьим.

• Какое слово имеет другой ударный слог? Какой он по счету?

• В течение 5—7 минут выпиши из любого текста по 3 слова: двухсложных, трёхсложных, четырёхсложных; выдели ударный слог.

• Прочитай выписанные слова, выделяя голосом ударный слог.

22.



а) Что изображено на схемах?


Какие слова можно подобрать к этим схемам? Подбери к схемам по 3 слова. Запиши их. Чётко прочитай подобранные слова, выделяя голосом ударный слог.


б) Прочитай «про себя» слова под схемами. Подумай, все ли слова подобраны правильно. Если неправильно, то объясни, почему.

домик свекла ролики газета петушок ромашка телевизор
ремень коньки сметана фестиваль ворота извините документы
портфель крепость цепочка инструмент спереди волшебница смородина

Чётко прочитай слова, правильно выделяя ударный слог.



23.


а) Чётко прочитай слова, в которых 5 согласных, выделяя голосом ударный слог.


 


 

город окно чучело панама голова
карта письмо яблоко товарищ человек
вечер семья оттепель рубашка ручейки
книга вчера бабушка спасибо разрешить
завтра секрет комната открытка часовщик
август конверт косточка приятель мотоцикл
площадь проспект трудности крыжовник космонавт
фрукты студент странники сестричка институт
транспорт страна стрелочник страничка мастерство

Прочитай остальные слова, чётко выделяя голосом ударный слог.

 



 

ящерица обязанность пылесосить пересекать
жаворонок подушечка поговорка наперебой
перечница одиннадцать подготовка велосипед
кровельщики пословица планетарий перескочить
выздороветь смородина пропустили глухонемой
завтрашние здороваться буревестник натуралист
мужественны строение перестроить официант
стрелочники строительство государство отшлифовать
справочники вскарабкаться производство телеграфист

 

Прочитай слова: сначала с первым ударным слогом, затем — с третьим; четвертым.

Прочитай: слова, начинающиеся с 2 согласных букв, затем — с 3 согласных; слова, в которых 3 согласных расположены подряд в середине слова.

24.

а) Подбери по 5 слов: двухсложных — со вторым ударным слогом; трёхсложных — с первым ударным слогом; трёхсложных — с третьим ударным слогом.

б) Подбери по 5 двухсложных и трёхсложных слов с любым ударным слогом.

Выдели ударный слог.

Коллективная проверка правильности постановки ударения:

• Четко прочитай все подобранные слова, выделяя голосом ударный слог.



25. Прочитай слова:

Подумай и скажи, чем отличаются данные слова. Расскажи, что обозначает каждое слово.

26.

а) Докажи с помощью выделения ударного слога, что приведённые ниже слова — разные; подтверди это, определив значение слова:

Село — село; стоят — стоят.

Составь с данными словами предложения.


б) Прочитай слова, чётко выделяя голосом ударный слог:

 

был — была — было — были;
лил — лила — лило — лили;
жил — жила — жило — жили;
спал — спала — спало — спали;
брал — брала — брало — брали;
взял — взяла — взяло — взяли.

Сравни слова 2-го и 3-го столбиков; 2-го и 4-го столбиков. Чем они различаются по произношению? Прочитай ещё раз эти слова правильно.


27. Прочитай словосочетания и предложения «про себя». Поставь знак ударения в выделенных словах.

 

Жилив деревне. Былолето. Взялакотёнка Дожди лили.

Коллективная проверка правильности определения ударения:

• Прочитай словосочетания и предложения вслух, чётко выделяя голосом ударный слог в выделенных словах.

28. Подбери подходящее по смыслу слово и выдели в нём ударный слог (см. слова в упр. 26, б).

 

Девочка (что сделала? ) ... конфету. Ребята (что делали? )... в лесу. Как из ведра (что делало? ).... Часто деньги (что делали? )... из копилки.

Прочитай полученные словосочетания, выделяя голосом ударный слог в подобранных словах.

29. Чётко прочитай слова, выделяя голосом ударный слог:

вода — воды доска — доски игла — иглы
гора — горы  стена — стены труба — трубы


 

Сравни пары слов по месту ударного слога в них. Меняется ли смысл слова? Почему? Составь с данными словами словосочетания.

 


 


30.

а) Рассмотри картинки и составь словосочетания. Чётко их произнеси.

Предметные картинки: красная лента; круглое яблоко; осенний лес; пенал на столе или парте; белка в дупле; дети с цветами.

Сравни слова в каждом словосочетании по месту ударения.

Сравни словосочетания друг с другом по месту ударения в словах, которые в них входят.

б) Рассмотри картинки. Составь предложения, используя данные в скобках вопросы.

Предъявляются сюжетные картинки:

Лодка плывёт по реке. {Что? Что делает? Где? );

Мальчик играет с собакой. {Кто? Что делает? С кем? );

Кошка сидит на окне. {Кто? Что делает? Где? );

Девочка надевает пальто. {Кто? Что делает? Что? );

Бабушка выходит из дома. {Кто? Что делает? Откуда? );

Ребята стоят около дерева. {Кто? Что делает? Около чего? ).

Произнеси составленные тобой предложения, выделяя голосом в каждом слове ударный слог.

В каждом предложении проанализируй слова по месту ударения в них.

31. Составь словосочетания с помощью вопросов и запиши их.

а) Занимался {чем? )...; солнце {какое? )...; сшила {что? )...; покрыты {чем? ) ... ; дорога {какая? ) ... ; радуюсь {чему? ) ... ; приехал {куда? )... ; увидел {кого? ) ... ; снежинки {какие? ) ....

б) Направил {куда? )...; убежал {от кого? )...; грибы {где? )...; яблоки {в чём? )... ; спустился {откуда? )... ; поднялся {куда? )... ; заехал {за кем? )... ; подошли {к чему? ) ....

Выдели ударные слоги в словах, входящих в словосочетания. Прочитай словосочетания, выделяя голосом ударные слоги в словах. Назови главное слово в словосочетаниях.

трубы на улице; жили в городе; взяли розу;
были в классе; строить фабрики; пишу флома-
стером; солнце на горизонте; делать тракторы;
книжные полки; быстрый транспорт;

32. Чётко прочитай словосочетания, выделяя голосом ударный слог
в каждом слове:

 а)

 



б)


 

деревья с плодами; решить вопрос; активное
участие; встречать гостей; любимый учитель;
хорошая экскурсия; космический корабль; стоят
у рояля; с огромным вниманием; строительные
отряды.

 

Коллективная проверка правильности постановки ударения:

полетели в космос; пришили пуговицу; хотели
слушать; необходимо прочитать; настоящий под-
виг; первый космонавт; интересные пуговицы;
подготовка к занятиям; бесконечные просторы.

• Сравни словосочетания в пунктах а) и б) и скажи, как различаются в них слова по месту ударного слога.

А теперь прочитай следующие словосочетания «про себя» и выдели ударный слог в каждом слове:

разреши пригласить; получила телеграмму; сере-
дина декабря; журналист рассказал; пианист
выступал; подготовка к выступлению; интерес-
ное путешествие; продолжаем разговор;

в)

 

 


 

г)

 

 

Сравни словосочетания в пунктах в) и г) и скажи, как различаются в этих словосочетаниях слова по месту ударного слога.

Теперь сравни все словосочетания (в пунктах а), б), в) и г) и скажи, как различаются в них слова по ударному слогу.

Прочитай словосочетания с третьим ударным слогом; потом — со вторым; затем — с четвёртым и, наконец, — с первым.


33. Прочитай «про себя» словосочетания:

зубная боль; радуюсь весне; резкое похолода-
ние; крутая тропинка; строят крепость; тающие
сосульки; заниматься гимнастикой; продвига-
лись вперёд; пролетел ястреб; появилось гнездо;
перистые облака;

а)

 



спешу на трамвай; спрятался от дождя; вмешался
в разговор; возвращался из школы; подъехали
к сугробу; на картине художника; покатились
с пригорка; светлячки в траве; за четырехэтаж-
ной школой; запорошенные снегом сосны.

б)


 


 


Выдели ударный слог в каждом слове. Докажи, что ты правильно это сделал: чётко прочитай вслух, выделяя голосом ударные слоги.

Чётко прочитай словосочетания, в которых в обоих словах одинаковое количество согласных букв (предлог не учитывать! ); затем — словосочетания, в которых одно слово состоит из шести слогов.

34.

а) Выпиши из любого текста в течение 5—7 минут 5 словосочетаний из 2 слов: первое слово — с первым ударным слогом, второе — со вторым ударным слогом.

(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания. )

б) Выпиши из любого текста в течение 5—7 минут 5 словосочетаний из 3 слов. Выдели ударный слог.

(Взаимопроверка: чтение с чётким выделением ударного слога. )

35.

а) Прочитай словосочетания, чётко выделяя голосом ударный слог в выделенных словах:

 

Шерсть овцы — овцыв загоне; вершина горы— высокие горы; на берегу реки— полноводные реки; у пятиконечной звезды— яркие звёздына небе.

Скажи, чем различаются выделенные слова? Меняется ли смысл этих слов? Почему?

б) Прочитай слова, выделяя голосом ударный слог:

 

совы — совы; леса — леса; доски — доски; дела —
дела; косы — косы; поля — поля.

Скажи, чем различаются данные слова? Объясни, как меняется значение слов от места ударного слога. Составь с данными словами словосочетания.


Второй уровень

1. Послушай стихотворение и скажи, какая произошла путаница и почему?

 

В печке выпечен Нет, не так!
Бутон, Нет, не так!
А в петлицу вдет Подскажите сами: как?
Батон. Разберитесь сами в том,
По траве ползёт Где бутон,
Бидон, А где батон,
Молоко течёт в бетон, Где бидон,
А на стройке есть А где питон,
Питон... Ну а где — бетон.
  {Н. Матвеева)

Сравни слова по звуковому по составу и по значению: бутон батон; бидон — бетон; бетон — питон.

2. Скажи, что нужно сделать, чтобы:

—слово мука превратилось в слово рука;

салат — в халат;

пена — в пенал;

каска — в краска;

мошка — в мышка;

волки — в вилки;

кол — в укол;

пилка — в палка;

том — в атом.

3. Повтори слоговые ряды вслед за логопедом; отхлопай их ритм:

атш-утф-етх; ста-зда-ста; кре-кло-глй-гру.

4. Чётко прочитай слоговые ряды, выделяя: 4-й слог; 2-й слог; 3 слог:

 

ост-азж-ижр-ешп; гокр-иглс-хрош-клыт; стар-здан-штуп-спин.

5. Послушай слоговые ряды и запиши их схемы:

апц-укт-олс; гне-клу-гда; шри-сла-зго-жне; пно-кли-бра-фту

К полученным схемам подбери свои слоговые ряды. Произнеси их, выделяя голосом ударный слог.


6. Составь слоговые ряды согласно схемам:

 

 


 


 

Произнеси полученные слоговые ряды, выделяя голосом 2-й, 1-й, 3-й ударные слоги.

7. Звуковой диктант «зашифруй — расшифруй».

а) выложи(на слух) схемы слов: гласные — красный квадратик, согласные — синий.

 

 

Панама, пироги, бумага; кролик, Клава, сливы; паркет, фургон, кирпич; конфета, лягушка, потолок.

Выдели в схеме ударную гласную.

б) Подбери слова к данным звуковым схемам.

Докажиправильность подбора слов.

Ко всем ли схемам можно подобрать слова?

в) Подбери слово, в котором: 3 гласные; 4 гласные; 2 согласные.

Докажи, что ты подобрал слова правильно.


8. Чётко прочитай слова:

 

жар, сок, нос, пар, кот, зал, флот, цвет.


Заменяй в каждом слове или прибавляй к нему один звук так, чтобы получалось новое слово.

Рассказывай, какие звуки ты заменяешь или добавляешь. Например: рак — рок, рог, лог, лось, лом, том.

9. Вставь в течение 3—5 минут недостающие гласные и согласные так, чтобы получилось слово. Выделяй голосом ударный слог.



Проанализируй полученные слова.

(Анализ слов можно провести путём взаимопроверки. )

10. Угадай слово, состоящее из 4—5 звуков: а) по первому и третьему звуку:

б) по второму и последнему звуку:



 


 


Назови в подобранных словах ударный слог. Проанализируй 3 слова: с первым ударным слогом; вторым удар­ным слогом; из 5 звуков.

11. Чётко прочитай слова; найди среди них пары слов, которые рифмуются:

 

молчит, сарай, газета, былина, мышка, шишка,
клюшка, вата, кричит, граната, малина, клок,
поспешишь, подушка, убирай, карета, мартышка,
трусишка, насмешишь, бок.


 

Скажи, какими буквами различаются рифмованные слова в каждой паре?

 



12. Из букв двух слов составь третье. Проанализируй его звуковой состав.

Окно, ромб; кит, рана; боб, уста; охра, под; карп, ива

Ответы: обморок; картина; суббота; пароход; крапива.

13. Составь в течение 10 минут как можно больше слов из данных букв:

р, о, т, а, с (10 слов); в, с, м, о, а, к (13-15 слов); т, н, и, а, о, с (8—10 слов); р, и, т, а, о, к (8-10 слов).

Назови слова, в которых гласный находится между согласными.

Задание выполняется парами.

(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания. )

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...