Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Третий уровень




14.

а) Чётко прочитай слова парами. Назови общую букву в каждой паре слов. Составь с этими буквами слова. Проанализируй звуковой состав новых слов.

луна — стол —...?

кино — игла —...?

лампа — мышь —...?

окна — дом —...?

нос — Анна —...?

б) Составь сам такое же задание товарищу, но с другими словами.
15. Чётко прочитай названия месяцев:

 

декабрь, январь, февраль; март, апрель, май; июнь, июль, август; сентябрь, октябрь, ноябрь.

Как сгруппированы названия месяцев? Назови (запиши) их по алфавиту.

Назови слова, в которых число звуков и букв не совпадает, и объясни, почему.

Запиши звуками названия: февраль, сентябрь, ноябрь, июль.

(Коллективная проверка. )


16.

а) Подбери в течение 3—4 минут 10 слов, в которых буквы е, ё, ю, я обозначали бы звуки [э] [о] [у] [а] и мягкость предшествующего согласного.

б) Подбери в течение 3—4 минут 10 слов, в которых буквы е, ё, ю, я обозначали бы два звука в начале слова или после гласного.

17. Проверь, правильно ли разобраны слова по звуковому составу:

брат — 2 согласных и 2 гласных звука; каток — 3 согласных и 2 гласных звука; маяк — 2 согласных и 2 гласных звука; тепло — 2 согласных и 2 гласных звука; ружьё — 3 согласных и 2 гласных звука; семя — 2 согласных и 2 гласных звука; семья — 2 согласных и 2 гласных звука.

Докажи правильность своего ответа.

18. Собери слова.

а) Восстанови порядок слогов, чтобы получились слова. Выдели ударный слог.

на-во-ро; лу-би-го; ло-сы-во; ка-о-пуш; туш-пе-ки; боч-гри-ки; лёк-ва-си; зи-кор-на; жок-бе-ре; щик-ба-бан-ра; фист-гра-ле-те; ле-чик-мёт-пу.

Назови слова, в которых число согласных больше, чем гласных; гласных столько же, сколько согласных.

Проанализируй 3 составленных четырёхсложных слова.

б) Рассмотри внимательно схему. Что ты увидел?                             ,

 

 

  фа   ток   о    
ДО   по   ход   ка  
  за   на   ряд   нос
 

пар   бор   клад  
    соль   под    

Соедини слоги и односложные слова в многосложные. Выдели ударный слог. Назови слова, в которых гласные стоят после двух согласных. Назови гласные и согласные в каждом слове. Проанализируй по звуковому составу трёхсложные слова:

пароход, закладка, подборка, находка, зарядка, походка.


19.

а) Запиши слоговые схемы слов. Выдели ударный слог.



 


Клубника, виноград, простыня, баскетбол, квартирант, комплимент, бутерброд, жонглёры.

Объясни значение слов: квартирант, комплимент, жонглёры. (Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания. ) Назови из этих слов те, которые содержат 7 согласных звуков. Сколько в них гласных?


б) Расшифруй схемы слов:


 


(Коллективная проверка с обсуждением правильности выполнения задания. )

Проанализируй слова с третьим ударным слогом.


20. Чётко прочитай слова. Объясни значение выделенных слов.

Дочка, бочки, шина, мак, дуга, мыши, рожки, сок,
пушка, лото, дача, чурка, кошки, почки, трость, сук,
нос, очки, коза.

Назови односложные слова, затем — двухсложные. Почему они так называются?

Преврати односложные слова в двухсложные, двухсложные — в трёхсложные, добавляя нужный слог в начало слова. Выдели ударный слог.

Назови слова, состоящие из одинакового числа гласных и согласных. Проанализируй по звуковому составу 2 двухсложных и 2 трёхсложных слова.

21. Внимательно прочитай слова:

волки, столб, барсук, носок, листочки, поднос, густая,
камыши, бусы, шутки, косынка, лукошки, завод-
ная, дудочки, тумбочки, золото, рукавица, хлопушки,
окошки, комар, тапочки, сокол, ракета, градусник,
стройка, гамак, радуга, голова, дубок.

 

 


Найди в каждом данном слове «спрятавшиеся» слова в таком порядке: 2 слова; 3 слова; 4 слова.

Назови слово, состоящее из 4 согласных и 1 гласной буквы.

Назови слова, в которых гласные находятся перед или после расположенных рядом согласных.

22. Чётко прочитай слова, выделяя голосом ударный слог:



 


 

Прочитай слова: со вторым ударным слогом; третьим; четвёртым.

Найди и прочитай словосочетания, выделяя ударный слог в каждом слове. Прочитай, выделяя ударный слог, слова, которые начинаются: с двух согласных букв; с трёх согласных букв.

Чётко прочитай слова, в которых есть гласные А, Е, О.

 

23. Чётко прочитай слова, выделяя голосом ударный слог:

 

середина, тюлени, сестрица, холодильник, учитель-
ница, приветствие, заголовок, алфавит, портфель,
мебель, снегири, начертить, охранять, инструменты,
снеговик, разъединить, щавель.

(Коллективная проверка правильности постановки ударения. )

Подумай, пожалуйста, по какому признаку можно сгруппировать эти слова.

Распредели по этому признаку слова по группам. Прочитай полученные группы

: лов, выделяя голосом ударный слог.

24. Подбери в течение 5 минут по 3 слова к каждой схеме. Обоснуй свой выбор.



 


Чётко прочитай подобранные слова, выделяя голосом ударный слог.

25. Выпиши из орфографического словаря по 3 трёхсложных, четырёхсложных, пятисложных слова; выдели в них ударный слог. Чётко прочитай выписанные слова, выделяя голосом ударный слог.


 


26. Чётко прочитай слова, выделяя голосом ударный слог.


Сравни схемы и слова под ними. Правильно ли подобраны схемы? Докажи правильность своего ответа. Начерти схемы к каждому столбику слов.

27. Рассмотри картинку. 1

Назови слова, обозначающие изображённые на ней предметы: со вторым ударным слогом; с третьим ударным слогом; с первым ударным слогом; с четвёртым ударным слогом.

Подбери по 2 слова со вторым, третьим и четвёртым ударными слогами.

28.

а) Подбери 5 трёхсложных и 5 четырёхсложных слов; выдели ударный слог. (Коллективная проверка правильности постановки ударения. )

б) Прочитай все подобранные слова в следующем порядке: с первым ударным слогом; со вторым; с третьим; с четвёртым.

Прочитай подобранные слова, выделяя голосом ударный слог. Составь к подобранным словам схемы.

53

_______________________________________                                                                            

1Сюжетную картинку предъявляет логопед.

 


29. Найди отличие.

а) Чётко прочитай слова:

 

 


 


Скажи, чем различаются слова в каждой паре? Одинаково ли значение слов? Составь словосочетания или предложения с каждой парой слов.

б) Докажи с помощью ударения, что это разные по значению слова:

белки — белки;   парить — парить.

Составь с данными словами словосочетания.

30. Прочитай словосочетания. Обрати внимание на выделенный ударный слог:

 

 


Подумай, правильно ли выделен ударный слог? Исправь ошибки. Прочитай словосочетания, правильно выделяя голосом ударный слог.

31. Чётко прочитай слова, выделяя голосом ударный слог:

 

 

Сравни слова по месту ударения и скажи, как меняется их смысл.

Подбери из них слова, которые составляют словосочетание с данными: много... ; подарок... ; гордимся... ; рассказываю ....

Произнеси полученные словосочетания, выделяя голосом ударные слоги в каждом слове.


32. Прочитай слова «про себя», выделяя ударные слоги:

травы — трава — травяной;
дом — дома — домовой;
тень — в тени — теневой;
синь — синеть — синева;
стены — стена — стенной;
белый — белеть — белизна;
ходит — ходить — ходовой;
темень — темнеть — темнота.

(Коллективная проверка правильности постановки ударения. )

Сравни произношение гласных звуков, обозначенных выделенными буквами, в однокоренных словах. Когда гласные звуки произносятся наиболее отчетливо? Что происходит с гласными в другом положении?

33. а) Чётко прочитай слова, выделяя голосом ударный слог:

 

 


 

Прочитай правильно ещё раз. Запомни ударные слоги в этих словах.


б) А теперь прочитай «про себя» словосочетания с этими словами; поставь знак ударения в выделенных словах:

 

плыла по течению; сорвало крышу; сорвали сливы; плыли на лодке; сорвала яблоко; плыло к берегу.

(Коллективная проверка правильности выделения ударного слога. )

в) Самостоятельно составь словосочетания со словами: звала, звало, звали.


 


34. Чётко прочитай слова, выделяя голосом ударный слог:

 


 



Сравни слова по месту ударения и скажи, как меняется их значение. Почему оно изменилось? Составь с каждым словом словосочетание. Произнеси его, выделяя голосом ударные слоги.

35. Произнеси слова — названия картинки.

(Предъявляются предметные картинки: пчела, апельсин, корзина, мотоцикл, трамвай, пограничники, баянисты, велосипед, сковорода, игрушки, светофор, кактус. )

А теперь произнеси эти слова в таком порядке: с первым ударным слогом; со вторым; с третьим; с четвёртым.

Составь с этими словами словосочетания и запиши их. В каждом слове словосочетания выдели ударный слог. Чётко прочитай составленные словосочетания, выделяя голосом ударный слог.

36. Составь словосочетания с помощью вопросов и запиши их:

а) прочитала (что? кому? ) ... ; на клумбе {какие? что? )...; чистить (что? чем? ) ...; навещала (какую? кого? )...; подул (какой? что? ) ... ; засвищут (когда? кто? ) ... ; в берлоге (какой? кто? ) ... ; выполняю (что? где? ) ... ;

б) построить (что? где? ) ... ; прогуливался (где? с кем? ) ... ; (какие? ) помидоры (где? )... ; пришел (откуда? куда? )... ; шагает (как? где? ) ... ; разговаривать (когда? с кем? )... ; (где? ) растут (какие? что? )... ; (когда? ) был (где? с кем? ) ....

В каждом слове словосочетаний выдели ударный слог. (Коллективная проверка правильности выделения ударных слогов. ) Чётко прочитай словосочетания, выделяя голосом ударный слог в словах. Найди в словосочетаниях и прочитай слова с третьим, четвёртым и вторым ударным слогом.

37. Прочитай «про себя» словосочетания; выдели ударный слог в каждом слове:

 

Крышки на банках; шашки и шахматы; башни со
звёздами; встреча на площади; розы на клумбах;
быстрые реки; красная лампочка; школьный
дворик; шелковое платье; джемпер на вешалке.

 


б).


 

 

(Коллективная проверка правильности постановки ударения. ) Прочитай данные словосочетания вслух, выделяя голосом ударный слог. Сравни словосочетания в пунктах а) и б) и скажи, чем различаются в них слова по произношению.

 


в)


 



г)


(Взаимопроверка с обсуждением правильности выделения ударных слогов. )

Чётко прочитай словосочетания вслух, выделяя голосом ударный слог. Сравни словосочетания в пунктах в) и г) и скажи, чем они различаются по произношению.

Сравни словосочетания в пунктах а), б), в) и г) и скажи, чем они различаются по произношению.

Чётко прочитай словосочетания в таком порядке: со вторым ударным слогом; с первым; с третьим; с четвёртым.

38.

а) Составь в течение 5 минут 5 словосочетаний из двух слов: со вторым ударным слогом; с третьим.

(Взаимопроверка. )

б) Выпиши из текста1 в течение 5 минут 5 словосочетаний из трёх слов. Выдели в каждом слове ударный слог.

(Взаимопроверка. )

57

1 Тексты предлагает логопед.

 


39. Чётко прочитай словосочетания, выделяя голосом ударный слог в выделенных словах:

 

 

 

Назови одинаковые по написанию слова и скажи, чем они различаются.


40. Прочитай данные слова так, чтобы они обозначали много предметов, и назови ударный слог:

 

норы, руки, зимы, козы, земли, глаза.

Прочитай эти слова так, чтобы они обозначали один предмет, и назови ударный слог.

Составь 3 словосочетания со словами, которые обозначают один предмет, и 3 словосочетания со словами, обозначающими много предметов.

41. Запиши под диктовку словосочетания в 2 столбика: в первый -словосочетания со словами, обозначающими один предмет; во второй — со словами, обозначающими много предметов. Выдели ударный слог.

Нет пилы; новые пилы; большие доски; стол у доски; край леса; хвойные леса; лесные тропы; кусты у тропы; дверь избы; красивые избы; вымытые окна; кресло у окна.

Прочитай все словосочетания, чётко выделяя голосом ударный слог.

42. Прочитай слова; покажи с помощью ударения, что это разные по значению слова:

 

пироги - пироги; мою - мою; потом - потом

Составь с каждым словом словосочетание.

Произнеси составленные словосочетания, выделяя голосом ударный слог.

 



Третий уровень

1. Послушай стихотворение:

 

Дыхание свободно в каждой гласной,

В согласных — прерывается на миг.

И только тот гармонии достиг,

Кому чередованье их подвластно.

Звучат в согласных серебро и медь,

А гласные даны тебе для пенья.

И счастлив будь, коль можешь ты пропеть

Иль даже продышать стихотворенье.

(С. Маршак)

О каких различиях гласных и согласных звуков говорится в этом стихотворении?

Чем ещё различаются гласные и согласные? Покажи эти различия на своих примерах.

Сколько гласных звуков? Назови их. Сколько гласных букв? Назови их.

Сколько согласных букв? Какие бывают согласные звуки? Назови пары звонких и глухих согласных.

Какие звонкие согласные не имеют парных глухих? Какие глухие согласные не имеют парных звонких?

Какие согласные всегда мягкие? Какие согласные всегда твёрдые?

Каких слов в русском языке больше: тех, которые начинаются с согласных или с гласных? Почему? Обоснуй свой ответ.

2. За 3 минуты подбери как можно больше слов с гласной а: с гласной о.

Проанализируй подобранные слова.

а) Повторяй слоговые ряды, выделяя голосом (по заданию логопеда) второй, третий, первый, четвёртый ударные слоги:

рпит-ершп-уздр; вска-взга-вска; вздра-встре-вздру-встры.

б) Послушай слоговые ряды:

ост-улк-апт; взле-стро-шпла; вждло-мскра-скло.

Составь их схемы. Подбери к этим схемам свои слоговые ряды. Произнеси их, выделяя нужный ударный слог.

                                                                                                   


4.

а) Составь схемы слов по образцу.



 


Середина, телефоны, ананасы; планета, флаконы, свинина; гвоздики, птичница, прививка; клумба, флоксы, блокнот; страна, стройка, встреча.

Гласную букву раскрась красным цветом, согласную — синим. Выдели в схеме ударную гласную.

Сколько в каждом слове гласных и согласных звуков? Между какими звуками ты слышишь ударные гласные звуки?

б) Расшифруй слова по звуковой схеме:

Подбери к схемам слов, состоящих из 4 согласных и 2 гласных, ещё несколько слов. Проанализируй звуковой состав подобранных слов.

Подбери слова к двум последним схемам. Обоснуй свой выбор.

5. Составь как можно больше слов, вставляя пропущенные буквы:

Называй составленные слова, выделяя ударный слог.

Назови согласные в подобранных словах.

* (Смена, слева, сфера, схема, слеза, среда, свела, свеча, Света, стена... )

 


6. Послушай слова и догадайся, что с ними происходит:

Ход — хор — хорь — корь — кора — пора — порка...

Скажи, почему меняется значение слова?

Продолжай менять звуки в словах, чтобы получалось новое слово. Рассказывай, какие звуки ты добавляешь, изменяешь.

Предложи такую же игру товарищу со словами: дом, вол, сад.

7. Кто скажет (или запишет) больше слов с одинаковой гласной за 5 минут?

 

О б р а з е ц: у — суп, зуб, дуб, укус, тулуп, шуруп.

о —...

а —...

и —...

Назови согласные в подобранных словах.

Проанализируй 3 слова с каждой гласной по звуковому составу.

8. Подбери к данным другие слова, которые с ними рифмуются.

Образец: ноль — соль, моль.

Скажи, какими буквами они различаются в каждой паре.

 

ушки —... огурец —... опушка —... ролики —...
гром —... золото —... верь —... лето —...

(Коллективная проверка с обсуждением правильности выполнения задания. )

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...