Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

не беритесь за работы, которые прежде никогда не делали




Если есть желание попрактиковаться, сделайте это самостоятельно, но не за счет клиента. Мы — не то заведение, где говорят: «Попробуем», а потом ломают голову над тем «Как пробовать?» Помните — клиент не спит. Он постоянно наблюдает за ваши­ми успехами и делает выводы. Иногда среди заказчиков встречаются люди с деформирован­ной психикой. Из тривиального факта, на который мы с вами уже давно перестали обра­щать внимание, клиент может сделать очень далеко идущие выводы.

заказчик поручает найти подходы к интересующему его лицу, весьма высокопоставленному, и прощупать его на предмет выполнения ще­петильного поручения за очень высокое вознаграждение. Сотрудник, вы­полнивший очень много подобных работ для этого клиента, забывает ука­зать, что именно это лицо ему придется обрабатывать впервые, что веро­ятность исполнения работ есть всего лишь вероятность. Однако за дело бе­рется с прежней уверенностью. Клиент ждет результата в том виде, как он его понимает: деньги готовы, означенная фраза вот-вот должна поя­виться в официальных бумагах. Для клиента это пахнет ЕГО миллионами. Сотрудник честно выполнил все возможное и докладывает, что дела не по­лучится: объект не годится для замысла клиента. Какой вывод делает кли­ент? «Агент не годится для его замыслов».

Серебряное правило: клиент бывает неправ.

Что бы о себе клиент ни думал, какой бы опыт ни стоял за его плечами, раз он обратился к вам — командуете вы, а не он.

Золотое правило: никогда ни при каких обстоятельствах не доверяйте клиенту.

Он для вас — такой же рабочий материал, как и другие. За исключением того, что он платит за все. Относитесь к клиентуре с большей настороженностью и никогда не забывайте старую французскую поговорку, висящую над столом нашего шефа: «Чужие не предают». Постарайтесь, чтобы клиент для вас всегда оставался чужим. Что бывает, когда про это забывают, покажем на примере.

закончился комплекс предконтрактных работ на крупную поставку нашему клиенту интересующего его материала. С этим заказчиком мы успешно работали ранее. На этот раз для него дело пахло на порядок большими барышами, чем обычно. В составе группы переговорщиков наш сотрудник выехал на подписание контракта и... утратил бдительность, Настолько, что рассказал о запасных планах и вариантах, которые засве­чивать не имел права - это были запасные варианты, наше ноу-хау, кли­ентом не оплаченное и не регламентированное. Мы просто подстраховы­вались на всякий случай на сей раз своими средствами. Далее ситуация развивалась стремительно: клиент, воспользовавшись незначительнейшей заминкой в работах, отказался от контракта. И очень быстро через нашу агентуру мы узнаем, что начал работать один из наших запасных вариан­тов, самостоятельно инициированный нашим клиентом. Как считает наш клиент, без нашего участия... Вот именно про это надо помнить всегда, улыбаясь клиенту с распростертыми объятиями.

2. КОНТРОЛИРУЕМОСТЬ ПРОЕКТА

Одна из важнейших проектных характеристик, под которой мы подразу­меваем возможность получения любой проектной информации так быстро и точно, как нам надо, и создание условий воздействия на проектную ситуацию.

Непонимание или недопонимание этого момента со стороны клиентуры встречается часто. Как вам вести себя — зависит от его и ваших возможностей. Вы можете разрабатывать только и именно то, что вам заказывают. Не хочет клиент иметь на партнер­ском предприятии своей агентуры — его воля. Устраивает его нынешнее руководство — зна­чит, так и должно быть. Настаивает на ненужности E-meil-связи, не слушая ваших доводов, - будьте любезны! При этом свое мнение, если оно идет в противовес, должно быть фор­мально отражено в обязательном порядке. Чтобы в последствии не было никаких нареканий в ваш адрес. В нашем деле клиенты идут строго один по рекомендации другого. Попытки же переложить на ваши плечи свои собственные недочеты, особенно на которые мы указы­ваем загодя, встречаются гораздо чаще, чем хотелось бы. Так что если вы заботитесь о сво­ей репутации — извольте ее поддерживать. Особенно это касается сложных проектов и серь­езных заказчиков, когда вы уверены, что ваш клиент будет не только разрабатывать проект, но и выполнять его вашими силами, или вам придется обеспечивать сопровождение проек­та. Всегда смотрите на проект с позиций исполнителя, а именно с позиций собственных ре­сурсов. Не забудьте, у нас «клиент не всегда прав». Мы дадим вам основы технологии контроля партнера, но если вы будете упорствовать, мы не сможем уберечь вас от ваших соб­ственных ошибок.

3. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ

Особый интерес в этой связи представляет выяснение вопроса управления проектом со стороны заказчика. Отлично, когда всю проектную информацию и контроль узурпирует именно одно лицо — непосредственно заказчик или вы. Но так бывает далеко не всегда. Вам могут навязать смешанное управление, для чего к вам приставят какого-ни­будь проект-менеджера из числа доверенных лиц заказчика, «более доверенных», чем вы. Этот сотрудник может иметь первоклассное западное образование, но ни черта не сообра­жать в таком диком бизнесе, как наш. При этом, будьте уверены, его апломба и самомне­ния хватит на половину вашей организации. Построение необходимых взаимоотношений — вещь тонкая и сложная. Доверенным лицам проекта надо уделять особое внимание и мак­симум Р-технологии. Еще тяжелее работать в команде управления проектом в составе группы сотрудников и доверенных лиц заказчика. Надеемся, что со временем вы придете к тому же, что и мы. Мы убедились на собственном опыте и убедили наших постоянных кли­ентов в том, что нам дополнительные интеллектуальные ресурсы не требуются. Более тою, они противопоказаны для успеха дела. Если заказчик — нормальный трезво рассуждающий человек, умеющий считать деньги, мы предоставляем ему полный спектр проектных услуг от «А» до «Я».

ЦЕНОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ

Эту часть мы полностью оставляем на ваше усмотрение, поскольку опре­деление стоимости ваших услуг — сугубо личное дело каждого. Здесь вы выступаете как обычный предприниматель, продающий свою продук-цию. Поэтому, ограничимся несколькими ключевыми моментами.

• расчеты

удобнее всего даже при расчетах в рублях пользоваться долларовым экви­валентом Обсуждайте все расценки сразу в долларах. Это напомнит ва­шему клиенту, откуда он приехал и рассеет обольщения по части того, че­го от него здесь ждут.

• накладные расходы

Ни в коем случае не берите их на себя, даже если в вашем распоряжении имеется все необходимое: фирмы подходящего статуса, необходимые финансовые и материальные ресурсы. Платить за все должен клиент. Обычно такой подход находит должное понимание со стороны заказчика, ибо это отражает как опыт мировой практики, в случае если ваш заказ­чик — иностранец, так и общесложившееся из детективной литературы представление, если вы работаете с нашим «товарищем».

· цена

Этот момент вы должны обговорить сразу. Цена не должна изменяться в ходе производства работ, за исключением изменения их характера либо объема. Рекомендуем, особенно на первых порах взаимодействия с клиен­том, ставить его в известность о всех мало-мальских значимых отклонени­ях работ от ранее оговоренных.

· идея цены

При установлении принципа ценообразования навряд ли вам предложат что-то особенное. Скорее всего, это будут инициативные предложения со стороны заказчика, взятые им по аналогии из других областей его бизне­са: торговое посредничество, маркетинг, оплата специалистов. Вам непло­хо знать реальные расценки, поскольку, даже не сомневайтесь, вам не предложат и трети того, сколько это стоит на иноземных рынках. Напри­мер, иноземный адвокат среднего уровня за час консультирования во вре­мя обеда может прислать вам счет на сто долларов. Это от своей обычной двухсотдолларовой часовой ставки он сто отминусовал на время прожевывания пищи. Час же работы «лойяра» экстра-класса на Западе может обойтись бизнесмену и в тысячу долларов наличными. Вашему юристу эту тысячу, возможно, приходится отрабатывать в течение месяца нервов и пота.

Выдержка из прайс-листа нашего Агентства даст представление о поряд­ках цифр для выполнения рядовых операций:

ставка оперативника (сбор информации, верификация): 5—10 долла­ров/час

организация наружного наблюдения (два поста с использование транс­порта и средств связи): 700—1200 дол./сутки

обеспечение переговоров, сопровождение (один прикрепленный опера­тивный сотрудник и консультанты по необходимости) примерно 100— 200 дол./час

Для сложных заданий потребуется подобрать соответствующую идею це­ны, Так, например, содействие товародвижению может встать клиенту от полутора до пяти процентов от суммы контракта. (Не забыли? Никаких долей: «деньги вечером — утром сту­лья»)

Конфиденциальные поручения в зависимости от сложности и актуально­сти для клиента могут достигать порядка десятков тысяч долларов за акцию. Кстати, весьма прискорбно поведение некоторых клиентов именно в этом моменте. Полное непонимание ситуации: некоторые всерьез считают, что у нас можно вывернуть дело наизнанку, отбив не­сколько миллионов баксов за «штуку-другую». Доказывают, гремя бутылками по столу, что стимулировать нужного человека пятьюдесятью тысячами гринов — это по-деловому, а вот премировать исполнителя подобного стимулирования пятью тысячами — это уже недопус­тимое транжирство. С другой стороны, те же люди, не задумываясь выкладывают по сто долларов за каждый адрес людям, предоставляющим их по долгу службы, не потратив и рубля. Все дело в том, есть ли в голове заказчика цена против вашей «тонкой» работы. Если нет — вам ее следует насадить. Вот почему никогда не стоит раскрывать свои профессиональные секреты заказчикам.

Отдельный разговор об интеллектуально-аналитической работе. Обычно она сводится к составлению обзоров, отчетов, разработке документов и проч. Как мы поня­ли, такие работы могут быть проданы примерно за 40—60 процентов мировой цены ана­лога. Если, скажем, несложное маркетинговое исследование телерекламы стоит вашему кли­енту сорок тысяч баксов на его территории и вы про это знаете, то считайте, что вам по­везло, если он наймет вас за двадцать.

Совсем хорошо, если вы сумеете обеспечить себя необходимой ценовой информацией о стоимости работ зарубежных аналогов. Для вас это не должно представлять особого труда, а в торгах это может оказаться весьма полезным. В любом случае есть смысл поторговаться с большего. Не забудьте и про премиальные.

ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ

Форма передачи отчетных материалов также подлежит обсуждению. Ре­комендуем настаивать на дискетной записи. Это удобно по многим причинам: у клиента не будет проблем с таможней при вывозе материалов (тем более что запись без проблем шиф­руется от особо любознательных); не остается следов вашего участия, что иногда весьма по­лезно для личного спокойствия.

Не только дискеты удачно вписываются в комплекс вашей внутрифирмен­ной безопасности. Вспоминается случай, когда многотомные результаты наших работ мы пе­редавали заказчикам в записи на компакт-дисках.

РАЗДЕЛ 2

МЕТОД РИСКОЛОГИИ

 

МЕТОД

РИСКОЛОГИИ-ОСНОВА Р-СИСТЕМЫ

рискология и разведывательная деятельность

алгоритм рискологии

допущения и ограничения

резюме плюсы и минусы рискологии

РИСКОЛОГИЯ И РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Основу Р-системы составляет метод Рискологии предпринимательского проекта. Рискология — это способ безопасного ведения бизнеса путем применения разве­дывательной деятельности.

Почему разведка? Аргументы в пользу того, что разведдеятельность на се­годня является лучшим средством противодействия рискам и эффективного бизнеса, пред­ставляются следующими:

• потому что разведка — самое эффективное средство розыска, сбора и обработки необхо­димой информации о рисках и способах их подавления, накопленные другими людьми. Об­ращаясь к разведывательной деятельности, вы получаете мощнейший информационный ин­струмент в борьбе с рисками;

• поскольку часть рисков имеет явно человеческую природу, применение спецметодов про­тивоборства актуализирует разведку в качестве средства управления другими людьми. Таким образом, в лице разведки вы получаете возможность эффективного противодействия рискам, включая их самые агрессивные формы — «очеловеченные»;

• и, наконец, в разведке как форме особо рисковой профессиональной деятельности нако­плен огромный объём знаний о безопасном воплощении тех или иных «проектов», в ны­нешних рыночных условиях вполне удачно вписывающихся в понятие «бизнес и предпри­нимательство». Перенося знания оперативного планирования из области разведки в область предпринимательства, вы обеспечиваете безопасное планирование своего дела.

В метод Рискологии вошли все эти накопленные знания, адаптированные к потребностям бизнеса. Об этом мы и будем говорить.

АЛГОРИТМ РИСКОЛОГИИ

Внешне Рискологию можно описать в виде комплекса мероприятий по выявлению, оценке, профилактике и минимизации предпринимательских рисков. Назначе­ние Рискологии — снабдить предпринимателя достоверными сведениями о возможных не­приятных аспектах воплощения дела, соответствующих сценариях негативного развития со­бытий и их последствий. Цель таких описаний — заранее предусмотреть и внести в проект адекватные защитные меры.

Таким образом, технология Рискологии бизнеса предполагает последова­тельное выполнение следующих шагов.

1. Первый этап — разведка рисков дела

Этап подразумевает всестороннее изучение чистоты предпринимательской идеи с точки зрения наличия и выявления в ней разнообразных рисков и рискованных свя­зей. Природа рисков может быть различна, но их последствия сводятся к одному — прога­ру инвестиций и провалам дела. Под природой риска понимаются как наличествующие вну­тренние дефекты дела, так и агрессивные воздействия окружающей среды. Любое дело, сколь малым оно б ни было, не может быть реализовано в изоляции от окружающей сре­ды, которая в свою очередь способна измениться под воздействием результатов проектной деятельности. Обнаружение таких взаимозависимостей в части угроз делу и представляет со­бой объект изучения данного этапа Рискологии.

Однако разведка рисков не ограничивается выявлением потенциально уг­рожающих факторов. Потребуется сделать еще несколько операций: выявить признаки ини­циирования каждого риск-фактора и спрогнозировать негативные последствия такой акти­визации. Подобные повороты дела, будучи недосмотренными, способны омрачить самую светлую идею, будь то проект импорта памперсов или строительства Храма Божьего. Этап заканчивается сводным описанием всех выявленных рисков дела и их пагубных последствий. Выстроенная сводная картина — «Рискография проекта»— дает инвестору полное предста­вление о негативной стороне его участия в данном проекте и опасностях, поджидающих инвестиции. Разведка рисков планируемого дела представляет собой выполнение чисто раз­ведывательной функции. Далее в главах Практикума вам будут встречаться подразделы с на­званием «Рискография» — это как раз материал, посвященный описанию конкретного риск-фактора.

2. Второй этап Рискологии — построение антирисковой программы

Этап охватывает введение в проект элементов безопасности — мер про­филактики, отслеживания и подавления выявленных рисков. Когда мы точно знаем, что яв­ляется угрозой, откуда ее ждать и как она проявится, что помешает нам быть готовым к этому? Подобным приготовлениям и уделяется внимание на данном этапе. Очень часто на том фронте работ приходится собирать уникальную информацию — предмет чьего-нибудь ноу-хау, будь то разработка кабинетного эксперта или удачливого коммерсанта. Этап закан­чивается разработкой «Антирисковой программы» дела, в которой подробно описываются рекомендуемые контрмеры. Навряд ли вы обнаружите подобную методику среди стандарт­ных разработок бизнес-плана. Скорее всего это вызвано чисто российской спецификой биз­неса — многотрудного и драматичного предпринимательства.

Антириск-программа вносится в общую композицию будущего дела — си­стемный дизайн. Мы покажем вам, как вписать программу антирисковых мероприятий в общую композицию замысла воплощения дела таким образом, чтобы и волки были сыты и деньги целы. Итогом выполнения второго этапа Рискологии станет Системный Дизайн бу­дущего дела, максимально приведенный к требованиям безопасности.

3. Последний, третий этап Рискологии — воплощение антирисковых мероприятий

Это — этап непосредственной реализации такого ценного опыта разведки как воздействие и противоборство. Мы называем это «Р-технологией» или «Р-техно». Можете назвать как угодно, важно не пропустить возможности применить эту важнейшую разведфункцию, связанную с воплощением рекомендаций. Именно на этом этапе реально подстраховывают­ся деньги инвесторов, именно этот этап может быть самым суровым в стремлении нажить денег, ибо мало знать куда подстелить соломки на случай падения, важно еще и суметь это сделать. Традиция шпионажа, выражаемая в стремлении знать скрываемое и здесь нашла свое отражение в поиске лучших решений, нередко представляющими собой ноу-хау неоце­нимого жизненного опыта. С воплощением антирисковых мероприятий в жизнь ваш биз­нес обретает черты непотопляемого живого дела. Что и требуется.

ДОПУЩЕНИЯ И ОГРАНИЧЕНИЯ

Основное введенное в Рискологию ограничение касается перенесения ак­цента исследований на качественные оценки рисков. Сегодня представляется малоперспек­тивным (если не вообще лишенным смысла) исследовать прогрессивный опыт российского предпринимательства. Эффективность предпринимательства, как мы говорили, возможно, составляет что-то около 0,5—1 процента. Единицы, умудрившиеся вскарабкался на Олимп бизнеса, навряд ли могут служить примером для массового подражания. Поэтому предмет внимания Рискологии — это исследование прокольного опыта. Рискология не покажет вам, где нажить миллионы. У нее иная цель — указать на опасные области проекта и возможные ошибки, на те места, где можно утерять деньги точно так же, как это случилось со мно­гими другими. Источник ошибок внутри человека. Практика однозначно показывает: ошиб­ки стандартны для всех. Вы можете обсчитаться на колготках, стоя на базарной площади, вы можете спустить миллионы, направив инвестиции на прогарное дело или попав в лапы мошенников и неделовых партнеров. Внешние последствия, сколь бы они ни отличались друг от друга по форме и денежным выражениям, это всего лишь последствия человеческой ошибки. Маленький бизнес, большой или очень большой — человек остается человеком. Что и заставляет нас заниматься профилактикой человеческих ошибок, а не их количественным выражением в деньгах убытков и недополученной прибыли.

Второе сделанное нами допущение касается того, что мы намеренно не разграничиваем риски на объективные и субъективные. С точки зрения собственника, кото­рый в предпринимательстве почти всегда является инвестором, такое разграничение для не­го не имеет смысла. Инвестор требует, чтобы было сделано все возможное для защиты его вкладов. С точки зрения разведки и той дисциплины, которую мы сегодня представляем под названием «Р-система», есть только доступные и недоступные области разведки и воздействия. Как мы в дальнейшем покажем, такая доступность у разведки намного шире, нежели у рутинного бизнеса. Принципиально недоступных областей очень мало, ибо все факторы риска по большому счету являются плодом чьих-то человеческих стараний. Любой же чело­век доступен.

Любой проект, пропущенный через прокрустово ложе Рискологии и получивший путевку в жизнь, обречен на выживание настолько, насколько это объективно возможно. Пока, несмотря на все наши усилия и старания, мы не видим ничего лучшего. Напротив, каждый день всё больше фактов за то, что любое отклонения от Рискологии понижают шансы на вы­живание дела.

РЕЗЮМЕ:

Любой самый фантастический проект обречен на удачу если задаться целью подстрахо­вать его от ненужных «случайностей».

Почему самолеты летают? Потому что спроектированы таким образом, чтобы не только летать, но и не падать. Они защищены от отказов. Почему дела провали­ваются? Потому что спроектированы в расчете на лучший исход и не готовы к худшим. Наживание денег — это механистичная по своей сути рутина, доступная контролю и управлению. Если вы дадите себе труд исследовать высокодоходные беспроигрышные проекты, то очень быстро придете к выводу, что элегантность, красота, фантазия и прочие атрибуты ис­кусства таким затеям мало свойственны. Не верьте тем, кто говорит, что бизнес — это ис­кусство. Элемент везения — не более чем счастливый билет, выпавший на счастье бездарю. Можно обрамить его в багет, повесить в красном углу и молиться на него, но при этом он останется всё тем же. Бизнес как средство увеличения капитала - это не более чем скрупу­лезный просчет вариантов. Смиритесь с этой мыслью и не требуйте большего. Деньги мате­риальны, а потому и «машина по деланию денег» — не более чем машина.

невезение — это просто изъян методологии. Ликвидируйте его, и деньги не заставят себя долго ждать. Им попросту не будет иного пути, кроме как в ваш кошелек.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ РИСКОЛОГИИ

Основные достоинства метода Рискологии:

• практичность получаемых результатов

любая рискологическая экспертиза дела заканчивается четкими рекомен­дациями и руководством к действию. Каждый фактор тщательно исследу­ется с позиций его негативного проявления и под каждое проявление вы получаете программу соответствующего действия. Рискология лишена книжного мудрствования и наукообразия;

• доступность входящей информации и простота ее обработки

вам достаточно видеть риск-факторы и знать их последствия. Для того, чтобы научить вас такому видению, и был создан настоящий Практикум;

• отсутствие узкопрофессиональных знаний исполнителей

все рекомендации Рискологии, включая Р-техно, предельно понятны и не требует наличия высокой квалификации, специального образования или уникального опыта, ибо по большому счету все они взяты из Жизни.

Основным недостатком метода Рискологии можно считать отсутствие точ­ных моделей количественной оценки рисков. Насколько мы убедились в ходе многолетне­го взаимодействия с заказчиками, весьма малая их часть настаивает на применении матема­тических методов оценки рисков, таких как статистические, аналитические, модельные, эко­номико-математические расчеты типа вычисления ожиданий, «Монте-Карло», Байес-метода. В устоявшемся бизнесе, где доходные пласты разрабатываются давно и где сами компании работают в выбранном направлении не один десяток лет, — там есть не только подходящая для обработки статистическая информация, но и отработанные методики. У нас же, где все только-только начинается, где на рынке мечутся всеядные компании - скороспелки, которые сегодня — здесь, завтра — там, откуда взяться статистике деятельности и какой может быть надежность расчетов?

Заказчик, являющийся исполнителем воли прямых инициаторов проекта, по статусу фирмы соответствующий, например, менеджеру проекта или поверенному в де­лах СНГ («manager-for-CIS»), может настаивать на формальном исполнение вычислитель­ной части разработки проекта, как это имело место недавно у нас при выполнении комп­лексного исследования одного из российских рынков. Достаточно убедительно дело можно свести к чисто номинальному выполнению работ. То, что итоговые результаты все равно бу­дут малопригодны для работы, останется неизменным. На выполнение таких работ вы без проблем сможете отмобилизовать требуемые интеллектуальные ресурсы, благо невостребо­ванных яйцеголовых вокруг — пруд пруди. Мы в таких случаях призывали на помощь ака­демические коллективы во главе с докторами наук. Эффект был в точности таким, каким и представлялся. Пытливым приверженцам самостоятельно «алгеброй поверять гармонию» можем посоветовать обратиться к соответствующей литературе и попробовать применить книжные знания на практике самостоятельно. (Не забудьте заранее припасти «Троксевазин» — лучшее средство от шишек и синяков.)

Всех прочих приглашаем следовать в мир Рискологии далее. Нас ждет много интересного.

КОНСТРУКЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ИДЕИ

Любой предпринимательский проект начинается со стартовой идеи. Та­кая идея в своей сути предусматривает несложное построение: ЕСЛИ-ТО

Рассматривая элементы конструкции мы обнаруживаем:

• посыа «ЕСЛИ»

обычно далее следует наименование условий, скажем, выпустить книгу по промышленному шпионажу, раскрывающую секреты беспроигрышного бизнеса, кухни разведки и т.д....

• следствие «ТО»

следует наименование конечной цели предприятия, например, в нашем варианте — такая книга обречена на судьбу бестселлера, что даст иници­аторам проекта как минимум известность и широкое признание.

Рассмотренное построение в виде связки «условия-цель», названное пра­вилом продукции, описывающим формулу успеха будущего дела, является стержнем любо­го предпринимательского проекта.

Мы имеем типичную причинно-следственную цепочку, видимая простота которой подкупает. Рутинный бизнес обычно подходит к ее рассмотрению, перевернув с ног на голову, в первую очередь акцентируя внимание на следствии — прибылях, а не на при­чине — условиях. Как мы увидим дальше, такой подход чреват серьезными недосмотрами, на практике оборачивающимися убытками. И это не единственный изъян.

Каков скрытый смысл компонентов?

1. Первая компонента — причина «ЕСЛИ»

Любой предпринимательский проект предусматривает наличие условий — средств достижения цели, что отражается первой частью формулировки, начинаясь со слова ЕСЛИ, например «если сделать книгу о промшпионаже»... Краткое наименование условия довольно часто подразумевает и предопределяет весьма искушенный уровень технологии. Технология предполагает совокупность методов обработки, изменения состояния, свойств и формы сырья, материалов и полуфабрикатов. Кратенько намекая в части «если» на необходимые условия целедостижения, мы тем са­мым затрагиваем огромные пласты технологических знаний. Когда цель представляет интерес для предпринимателя, предполагается разворачивание этих обозначенных в формулировке ЕСЛИ знаний в конкретные тех­нологические операции.

Разработка проекта — то, что со временем станет называться Системным Дизайном дела, начнется именно с этой точки. Отметим этот пункт, к не­му за детальным рассмотрением мы вернемся в следующей главе.

2. Вторая компонента — следствие «ТО»

В любой стартовой идее явно выражена цель, пусть даже как в большин­стве предпринимательских проектах в форме получения прибыли. Поку­пая наш Практикум, вы отдали свои деньги. Однако не только и не столько прибыль нас интересовала. Настоящим изданием нам хотелось прорекламировать массу новых идей, начиная от идей коммерческого шпионажа (что работает на наши амбиции), включая такие относитель­но самостоятельные компоненты промшпионажа, как искусственный ин­теллект, Партек и другие разработки, работающие на интересы наших партнеров. Не чужды проекту выпуска Практикума в свет и общечелове­ческие гуманные ценности, например такая проблема, как очеловечивание российского бизнеса, стремление вести его наиболее безболезненными способами и многое другое, что, мы надеемся, скажется на благо общест­ва в целом. Цели проекта, таким образом, не всегда ложатся в рамки це­новых выражений. Это приводит нас к пониманию истинной значимости любого предпринимательского проекта — его целевой многозначности. Вполне может статься, что, почитав нашу книгу, кое-кто поведет себя со­всем не так, как нам того хотелось бы: начнет пытаться манипулировать рыночными участниками и сколачивать себе состояние за счет более сла­бых. Отметим, что цели предпринимательства зачастую могут идти в раз­рез ценностям общества. Миссионерство и предпринимательство, да не будет это откровением для авторов зарубежных «экономике», это, как го­ворят в Одессе, две большие разницы. Любой проект имеет цель. Когда итоги проектной деятельности трудно оценить в деньгах, говорят о «положительном эффекте» проекта. Как мы показали выше, эта категория весьма относительная. Истинную ценность проекта знает и понимает только тот, кто его придумал и сумел разгля­деть перспективы.

любой проект, отражая волеизъявление собственников, всегда, преследует сугубо личные цели. Далеко не всегда инициатор проекта, может представлять себе все результат проекта.

Понятие цели проекта связано с такой характеристикой проекта, как его размер. По целям проекты традиционно подразделяются на:

монопроекты — предусматривают получение единственного полезного эффекта, например прибыли на счету инициатора проекта. (Поскольку монодеятельности в строгом значении этого слова никогда не бывает, воз­можными побочными эффектами и результатами проекта попросту пре­небрегают, до поры до времени считая их несущественными). С некоторой натяжкой типичными монопроектами можно считать разовые акции, такие как торговые сделки (трейдеры);

мультироекты — проекты, охватывающие своим воздействием орга­низацию или фирму и подразумевающие несколько полезных эффектов или результатов «на выходе». Так, совместный выпуск бытовой техники в материальном выражении имеет вполне ощутимый результат в форме по­лучения прибыли от продаж. Кроме того, имеется масса всевозможных сопряженных эффектов: поддержка торговой марки инициатора, закреп­ление его на новом рынке, налаживание дополнительных деловых связей, структурная реорганизация дела и проч.;

мегапроекты — более известные как целевые программы, подразумева­ют охват преобразованиями больших территорий типа области, края, рес­публики, государства. Характеризуются наличием поддержки и координа­ции со стороны верхних уровней истеблишмента. Организационно охва­тывают несколько взаимосвязанных «вложенных» проектов, объединен­ных общностью целей и ресурсообеспечением.

Отметим одну важную особенность целеопределения: упоминая о поло­жительных результатах — целях деятельности, предприниматель очень часто игнорирует ре­зультаты, для него лично малозначимые. Они могут оказаться весьма плачевными для дру­гих. В один прекрасный момент волна может вернуться. Мы будем говорить о том, как не обмануться при выборе цели деятельности.

3. И последняя компонента конструкции идеи будущего дела — закон поведения объекта

Обратите внимание, что, работая с предположением «если сделать это-то - мы получим то-то», мы на самом деле имеем дело с прогнозировани­ем будущего, с предположительным характером достижения цели. Эта крохотная черточка между ЕСЛИ и ТО, связь между причиной и следст­вием значит очень многое. В основе конструкции любой идеи, застрельной или прогарной, лежит прогнозирование законов поведения объекта. Не методы ли прогнозирования как раз и делают из черного белое? За­помним и этот момент.

РЕЗЮМЕ:

Итак, три момента лежат в основе идеи любого дела:

· технология — ЕСЛИ

· цель— ТО

· прогноз целедостижения (закон поведения объекта): ЕСЛИ — ТО

Рассмотрим каждую компоненту подробно,

ПРОЕКТНАЯ КОНЦЕПЦИЯ

от проектной идеи к концепции дела

технологическая часть концепции — «если»

проектная стратегия и партек

ОТ ПРОЕКТНОЙ ИДЕИ К КОНЦЕПЦИИ ДЕЛА

Разработка любого дела, начинаясь с простенькой идейки «ЕСЛИ — ТО», неминуемо проходит этап концептуальных построений. Концепция дела (концепт) — это совокупность продуманных идей воплощения замысла, позволяющих в первую очередь оп­ределить отношение инвестора к безопасности проектируемого дела и вкладываемых в него средств Концептуальная разработка проекта выливается в построение единой формализо­ванной картины реализации дела с точки зрения защиты интересов собственника Собствен­ник же озабочен, в первую, очередь, приумножением активов, даже тогда, когда они име­ют вид интеллектуальной собственности — стартовой идеи или предпринимательской ини­циативы.

Поскольку мы говорим об общих идеях предпринимательского замысла, как правило, нацеленного на достижение прибыли, львиная доля концептуальных построе­ний дела закручивается вокруг вопросов финансового плана. Причем в Рискологии акцент делается не столько на эффективном приумножение активов, сколько на их защите.

Таким образом, цель концепции — вызревание стартовой идеи до требуемого уровня безопасности будущего дела.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ КОНЦЕПЦИИ - «ЕСЛИ»

Мы с вами отмечали, что любой доход требует создания условий его дос­тижения. Проработка таких условий превращает стартовую идею в концепцию проекта Та­ким образом, мы сейчас говорим о наполнении и разработке первой компоненты стартовой идеи — той, что начинается словами «ЕСЛИ...» и касается технологии.

В общем виде разработка технологической части концепции сводится к последовательному выполнению цепочки шагов, преследующих одну цель: формализовать и оценить партнерские участки совместной деятельности.

ОПЕРАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ПРОЕКТА

Для определения круга своих и партнерских технологических функций не­обходимо выполнить операционный анализ проекта, для чего все дело, вся «технология» рас­членяется на функции и операции. Составляется функционально-операционный список, тех­нологически описывающий весь процесс дела, касается ли оно выпуска кирпичей по модер­новой технологии или разыгрыванию очередной «пирамиды». Что в итоге появляется в спи­ске?

Каждая функция описывает конечную цель преобразований. Эта часть списка отвечает на вопрос: «Что надо получить и в какой форме?» Требуется четкая и од­нозначная формализация каждого промежуточного результата.

Операции представляют собой законченные технологические части, огра­ниченные функцией и использованными специализированными ресурсами. Список опера­ций, отвечающий на вопрос: как достичь данного промежуточного результата?— включает в себя указание технологических ресурсов и характера действий. Обычно это соответствует специализированным рыночным услугам.

Самые простые проекты могут весьма непросто выглядеть в своих техно­логических характеристиках. Для примера приводим внешний вид функционально-операци­онного списка рядового трейдера — импортной торговой сделки.

проект: ____________________________________

заказчик_____________________________________

разработка:

лист________ файл__________ дата____________

название: функционально-операционный список

1. Функция: поиск сбыта товара

Операция: проведение внутреннего маркетинга товара.

Форма выполнения: пакет опционных соглашений на оптовые продажи

2. Функция: поиск продавца

Операция: проведение внешнего маркегинга товара

Форма выполнения: контракт на импортную поставку

3. Функция: привлечение оборотных средств

Операция: финансовая услуга

Форма выполнения: кредитный договор

4. Функция: покупка товара, очистка от вывозных таможенных пошлин

Операция: организация сделки, финансовая услуга, выполнение таможенных формальностей

Форма выполнения: документообеспечение

5. Функция: доставка и растаможивание товара

Операция: транспортировка, выполнение таможенных формальностей

Форма выполнения договора с соответствующими фирмами, документообеспечение

6. Функция: доставка товара до складов партнеров-оптовиков

Операция: транспортировка

Форма выполнения: договор перевозки

7. Функция: получение оплат, рас

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...