Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Упражнение 6. «пауза». Упражнения. На осознание пространственной организации общения. Упражнение 1. «приближение -удаление»




упражнение 6. «Пауза»

Каждому участнику по очереди предлагается сказать слово 5облю» с разной интонацией и проанализировать ощуще-

* иЯ Затем произносится одна и та же фраза без пауз, быстро

с паузами. Делается акцент на значении паузы в невербаль­ном общении.

Внимание студентов обращается на то, что интонация и пауза, являясь средствами невербального общения, не могут исполь­зоваться без вербального общения, что еще раз говорит о вза­имосвязи этих двух видов общения.

Григорьева Т. Г., Линская Л. В., Усольцева Т. П. Основы конструктивного общения' Методич. пособие для преподавателей. — Новосибирск, — М.,

1997. Козлов Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения. - Екатеринбург,

1998.

УПРАЖНЕНИЯ

НА ОСОЗНАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ

Упражнение 1. «Приближение -удаление»

Группа делится на пары. Партнеры, приближаясь и удаля­ясь, заходя с боку и со спины, пытаются определить свои ощущения при приближении — удалении.

После того как участники выскажутся, можно обсудить чув­ства людей в переполненном автобусе при нарушении дистан­ции субъективно осознаваемой безопасности.

Упражнение 2. «Приближение -удаление»

Один из участников стоит в центре, остальные приближа­ются к нему. Затем он приближается к остальным.

Вопросы для обсуждения:

* Какие вы испытываете ощущения?

* Какие закономерности проявления чувств заметил каждый из вас?

Упражнение 3. «Дистанция»

Любой участник, по желанию, становится в центр круга и закрывает глаза. Остальные участники становятся на удобном для них расстоянии. Когда все займут свои позиции, участник стоящий в центре круга, открывает глаза. Ведущий предлагает ему обратить внимание на свои ощущения, возможно, кто-то далеко стоит, хотелось бы, чтобы он подошел ближе, а кто-то наоборот, «давит». Данному участнику предлагают «расставить» группу относительно своего положения так, как ему хочется Упражнение заканчивается обсуждением в круге.

Упражнение 4. «Дистанция в общении»

Двум участникам, между которыми существует дружеская симпатия, предлагается поговорить:

а) о погоде;

б) о каком-либо вопросе, не предназначенном для посто­ронних (шепотом).

Остальные наблюдают изменения пространственного рас­положения в процессе беседы. В обсуждении обговариваются причины изменения дистанции в общении.

Для обсуждения:

Участникам предлагается высказать свои предположения по поводу закономерностей возникновения чувств и влияния их на процесс взаимодействия при нарушении дистанции субъек­тивно осознаваемой безопасности.

Упражнение 5. «Разговор и пространство общения»

Участники группы делятся на пары. В паре один человек говорит, а другой слушает. Говорящий рассказывает партнеру о каком-то своем затруднении или проблеме. Слушающий реагирует на рассказ естественно, так, как ему хочется. Оба члена пары сидят напротив друг друга на стульях. Затем по команде ведущего, не прерывая разговора, участники упраж­нения меняют свое пространственное положение: слушающий становится на стул и слушает стоя, говорящий присаживается на корточки и продолжает рассказ в таком положении.

Вопросы для обсуждения:

ито изменилось после того, как вы встали на стул по отно­шению к собеседнику?

Какие чувства и желания вы испытали в тот момент, когда аш партнер встал на стул во время вашего рассказа о про­блеме? Хотелось ли вам продолжать разговор? Почему?

опьева Т. Г., Линская Л. В., Усольцева Т. П. Основы конструктивного об­щения Методич. пособие для преподавателей - Новосибирск, М., 1997.

и тина Л. М., Асмаковец Е. С. Эмоциональная гибкость учителя: психо­логическое содержание, диагностика, коррекция. - М., 2001.

Столяренко Л. Д. Основы психологии. - Ростов н/Д., 1997.

УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ НА ОСОЗНАНИЕ ВАЖНОСТИ ВИЗУАЛЬНОГО КОНТАКТА

Упражнение «Общение в парах»

Группа разбивается на пары и выполняет несколько заданий.

Инструкция: Встаньте (сядьте) спина к спине и постарайтесь вести оживленный диалог о чем-то важном для вас в течение 2-3 минут. Оборачиваться, разумеется, нельзя. Затем обме­няйтесь впечатлениями.

• Один из вас садится на стул, другой продолжает стоять. Вновь начинается диалог, в течение 2-3 минут говорите о своих про­блемах. Затем поменяйтесь позами и продолжайте диалог.

• Установите зрительный контакт, пообщайтесь без слов в течение 2—3 минут.

Затем происходит вербальный обмен впечатлениями, свои­ми ощущениями.

В этом упражнении пары могут быть постоянными, а мож­но после каждого задания менять их произвольно или по же­ланию участников.

Игра «Пустое место»

Правила игры. Половина участников садится по кругу на сту­лья, другая встает к ним за спину и кладет руки на спинку стУла (если спинки нет, то руки заводятся за спину). Перед одним участником (водящим) никто на стуле не сидит - это «пустое место». Задача водящего переманить кого-нибудь из

сидящих на «пустое место». Это нужно сделать без слов, вни мательно посмотрев на того, кого собираешься позвать.

Если кто-то из участников увидел внимательный, пригла шающий взгляд, он должен перебежать и занять «пустое мес то». Партнер, стоящий за спиной, должен задержать убегаю­щего, схватив его за плечи. Если это ему удалось, водящему приходится переманивать к себе кого-нибудь другого, если не удалось, то теперь ему самому придется переманить к себе ка­кого-нибудь другого участника (так же — глазами), то есть сно­ва приобрести партнера, и т. д. Через некоторое время партне­ры меняются местами — те, кто сидели, встают за спинки сту­льев, а те, кто стояли, садятся.

Игра продолжается столько, сколько необходимо для созда­ния свободного, раскрепощенного настроения в группе. Обыч­но это занимает 10 минут. Дополнительный эффект упражне­ния — адаптация в группе, формирование доброжелательной атмосферы, снижение тревожности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...