Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Упражнения. На осознание и совершенствование жестикуляции в педагогическом общении. Упражнение 1. Во время ответа ученика в класс заглядывает учитель, кото­рому необходимо срочно сообщить некоторую информацию своему коллеге, не прерывая урока и не заходя




УПРАЖНЕНИЯ

НА ОСОЗНАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЖЕСТИКУЛЯЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ

Упражнение 1

Попарно разыграйте следующую ситуацию.

Во время ответа ученика в класс заглядывает учитель, кото­рому необходимо срочно сообщить некоторую информацию своему коллеге, не прерывая урока и не заходя в класс (не показываясь детям).

С помощью жестов и мимики выразите:

• просьбу выйти в коридор на минуту;

• свою готовность подождать его в учительской до перемены;

•    требование директора зайти к нему после урока;

• желание родителей учащегося переговорить с ним и т. д. Исполняющий роль учителя на уроке должен показать, что

понял партнера, попросить подождать, пока ученик не закон­чит ответ, сообщить, что готов выполнить просьбу, или объяс­нить отказ.

Упражнение 2

Укажите, какими жестами учитель может поприветствовать класс. Произведите выбор. Проиграйте ситуацию, если учитель:

• недоволен классом,

• имеет радостную для учащихся новость. Употребите жесты: автономно, синхронно, параллельно с

речью. Объясните свой выбор.

Упражнение 3

Перечислите жесты, с помощью которых учитель может вызвать учащегося для ответа на вопрос. Выберите жест и упот-

ебите его для вызова ученика автономно, синхронно и парал­лельно с речью — в соответствии с ситуацией:

. находясь рядом с учеником и на значительном расстоянии; . ободряя его или нейтрально. Выбор обоснуйте.

Упражнение 4

Во время ответа ученика учителю необходимо:

• продемонстрировать свое отношение к ответу — одобре­ние, разочарование, удивление, сомнение, недовольство и т. д.;

• проявить внимание и заинтересованность;

• прервать рассказ.

Перечислите и выполните жесты, которые могут применять­ся в указанных ситуациях для обеспечения обратной связи.

Для обсуждения:

• Какие жесты предпочтительнее на близком, а какие на зна­чительном расстоянии от учащегося?

Упражнение 5

Обозначьте жесты, с помощью которых учитель может сде­лать замечание. Выберите жесты и выполните их:

• категорично, спокойно;

• на близком расстоянии от учащегося, на значительном. Сопоставьте результаты с распространенными русскими

жестами. Отобрав другие жесты, варьируйте их исполнение в соотношении с речью (автономно, параллельно, сопряженно).

Упражнение 6

Опишите какой-либо отсутствующий предмет, используя совместно с речью различные жесты-информаторы. Для обсуждения:

Какие особенности предмета удобно описывать, используя изобразительные жесты?

Перечислите жесты, которые учитель может применять как наглядно-изобразительное средство.

Упражнение 7

Подготовьте небольшой монолог-объяснение нового мате-Риала, используя различные «лекторские» жесты. Обратите

внимание на их выразительность. Обсудите их оптимальное количество применительно к конкретному монологу.

Петрова Е. А. Жесты в педагогическом процессе Учеб. пособие по курС)/ «Основы пед. мастерства» М., 1998.

УПРАЖНЕНИЯ НА КОНТРОЛЬ И КОРРЕКЦИЮ ПРАВИЛЬНОЙ ПОЗЫ, ОСАНКИ, ПОХОДКИ

Упражнение «Контроль и коррекция осанки»

Встаньте у стены и плотно прикоснитесь к ней спиной. Ноги сомкните, руки опустите, голова должна касаться сте­ны. Если ваша ладонь не проходит между поясницей и сте­ной, у вас хорошая осанка. В ином случае (большой зазор) слабый брюшной пресс и живот оттягивают позвоночник вперед. Чтобы укрепить мышцы спины и пресс, необходимо 2—3 раза в день (перед едой) вставать к стене так, как описано выше. Чтобы не было большого зазора (больше 4 см) между стеной и поясницей, втяните живот, а если есть склонность сутулиться, согните руки так, чтобы пальцы рук касались плечей, а локти - туловища (при этом зазор между стеной и поясницей не должен увеличиваться). Упражнение выполня­ется в течение 1-3 минут. Дыхание свободное. Закончив уп­ражнение, пройдитесь по комнате, потряхивая по очереди руками и ногами. Затем пройдитесь, сохраняя хорошую осан­ку (как будто стоите у стены).

Упражнение «Вешалка»

Встаньте, выпрямитесь, расслабьте мышцы спины и плеч. Как бы приподняв свое тело (плечи, грудь) и откинув его на­зад и вниз, «наденьте его на позвоночник», как пальто на ве­шалку. Спина стала крепкой, прямой, а руки, шея, плечи сво­бодные, легкие (повторить 2—3 раза).

Упражнение «Контроль и коррекция позы»

Перед зеркалом примите позы, характерные для вас; проде­лайте различные движения (рук, ног, головы, тела), которые

свойственны вам при общении. Проанализируйте особеннос­ти своей осанки, жестов, положение корпуса — насколько они уместны, выразительны, эстетичны. Отметьте, над чем нужно поработать, чтобы добиться эстетики позы.

Упражнение «Рабочая поза учителя»

Примите характерную для учителей позу на уроке (работай­те перед зеркалом). Ноги поставьте на расстоянии 12—15 см между носками, одну ногу выдвиньте вперед; сделайте упор на одну ногу несколько сильнее, чем на другую. Плечи расправь­те, снимите мышечное напряжение. Осанка прямая, нижняя часть живота подтянута. Шея держится вертикально, подборо­док приподнят. В руке — раскрытая книга.

Внимательно осмотрите себя (осанка, выражение лица, по­ложение тела). В занятой вами позе сделайте шаг назад, потом вперед, влево, вправо. Повторите эти же движения, но в про­цессе чтения, рассказа. Следите за ритмичностью ваших дви­жений, стремитесь к естественности мимики, жестов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...