Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2 «Игры-проживания» в работе с детскими коллективами




 

«Игры-проживания» в работе с детьми и подростками позволяют моделировать ситуации, в которых участники учатся строить свою деятельность и отношения, соотносясь с заданными условиями, правилами, своими интересами и интересами других людей. В зависимости от поставленных задач такие игры позволяют сделать акцент как на деятельностном, так и на ценностном аспектах человеческой жизни и человеческих отношений. Мир, в который погружает участников ведущий, необходимо освоить – то есть организовать жизнедеятельность, наполнить нормами и ценностями собственного существования. По сути дела, основная идея таких игр может быть выражена следующим утверждением: что бы ни происходило, как бы ни складывались обстоятельства – это твоя жизнь и ты определяешь ее содержание, ее ценности и смыслы. Конечно, конкретная задача, степень ее приближения к сверхзадаче варьируется в зависимости от возраста участников и уровня их личностной зрелости. В этот сборник мы включили 3 игры-«проживания», рассчитанные на детей разного возраста.

«Волшебная поляна» – это игра для малышей, учеников 1–2 классов. Поляна, которую обустраивают дети – это, по сути дела, их класс, пространство повседневных взаимоотношений. Найти место каждому и создать сообщество, комфортное для всех, – главная задача участников. Это удивительно теплая игра, она умиротворяет даже те классы, в которых отношения детей складываются непросто. Возможно, это связано с тем, что игра предоставляет каждому его личное пространство. Человек, имеющий право на личный Мир, как правило, значительно терпимее относится к тем, кто его окружает. Игра предоставляет широкие возможности для психолого-педагогических наблюдений. Поэтому мы предлагаем педагогам не участвовать в ней непосредственно, а побыть в роли заинтересованного, включенного в эмоциональные события наблюдателя.

«Перекресток» – это игра для подростков, учащихся седьмых – восьмых классов. Пожалуй, ее трудно однозначно отнести к категории «игр-проживаний». В ней есть элементы драмы, а для некоторых участников, сделавших свой выбор, она вообще не превращается в игру. Ценностный выбор, который совершают участники в самом начале, одних погружает в учебную деятельность, других – в развлечение без всякой педагогической подоплеки, третьих – в «игру-проживание», модифицированный вариант хорошо известного «Необитаемого острова». В этой игре очень важно участие всего класса, так как она во многом ориентирована на межличностные отношения, их прояснение, осознание и совместное построение.

«Островитяне» – еще одна вариация на тему «Необитаемого острова». Игра возникла как средство решения конкретной социальнопсихологической проблемы подросткового коллектива – отсутствия внешних границ группы и, как следствие, – трудностей в формировании общего «Я» – образа группы. Игра проводилась в абсолютно незнакомом для ребят помещении, что придало ей особый колорит тайны, исключительности. Однако возможности данного действа этим не ограничиваются. Игра обладает хорошим диагностическим потенциалом, создает условия для получения ценного опыта коллективной деятельности и межличностного общения в личностно безопасной ситуации.

 

«Волшебная поляна»

 

Время, необходимое для проведения игры – 1 час 20 минут.

Для проведения игры потребуется два помещения: в одном проходит разминка и погружение в игровую ситуацию, а во втором – разворачивается основное игровое действие. В связи с этим первым помещением может быть класс, а вторым – актовый зал или тренинговый кабинет.

Возможности игры

Игра разработана для учеников первых классов, проводится во второй четверти учебного года с целью изучения особенностей процесса адаптации. Основная задача игры: предоставление детям опыта межличностного взаимодействия в ситуации, предполагающей обмен информацией, налаживание отношений, кооперацию и построение личного пространства. Игра имеет также большое диагностическое значение.

Психологи и педагоги не включены в игру, они являются наблюдателями, т. к. игровое действие позволяет получить интересный диагностический материал.

Содержание игры и игровая цель

Эта игра позволяет детям оказаться в лесу, на волшебной поляне, которую предстоит мысленно увидеть, реально обустроить и приспособить для себя лично и всей группы в целом. Поляна окажется такой, какой ее создадут дети. Нормы и правила взаимоотношений в новом необычном сообществе тоже зависят только от тех, кто будет на этой полянке жить.

Материалы и требования к организации игры

Необходимые материалы:

• несколько листов ватмана (в зависимости от количества участников);

• цветные карандаши или мелки;

• наборы детской посуды;

• разнообразные мягкие игрушки;

• куклы, машинки, конструкторы «Лего»;

• большие куски светлой ткани, например, простыни (по количеству участников);

• платки, различные куски ткани;

• колокольчик;

• музыкальное сопровождение.

Участники

Игра предназначена для детей 6–7 лет. Оптимальное количество участников – от 10 до 20 человек. Для проведения игры необходимы один ведущий и один ассистент. Ассистировать психологу может педагог или воспитатель данного класса.

Сценарий игры

Ведущий заходит в класс и предлагает детям немного поиграть. Проводится тематическая игра-разминка: «Угадай животное».

 

 

...

Ведущий. Здравствуйте, ребята. Рад вас видеть. Давайте поиграем в игру «Угадай животное». Нам нужно выбрать водящего, которому предстоит угадывать, каких животных вы изображаете. Все должны представлять разных животных. Как вы думаете, что для этого необходимо сделать?

 

Дети высказывают свои предположения. Ведущий должен подвести детей к выводу, что надо договориться друг с другом о том, кто какое животное будет изображать.

 

 

...

Ведущий. Водящий будет выходить из класса, а вы в это время должны договориться, кто какое животное изображает.

 

Ведущий в начале игры помогает детям договориться, а затем участники пытаются делать это самостоятельно. Хорошо, если все желающие побывают в роли водящего.

 

 

...

Ведущий. Вы очень хорошо справились с заданием, сумели изобразить разных животных. Как вы думаете, животным нравится жить в лесу? Почему?

 

Дети по очереди высказывают свое мнение.

 

 

...

Ведущий. Давайте представим, что сегодня у нас появилась возможность попасть в волшебный лес и пожить в нем. Но, чтобы оказаться в лесу, нам надо проделать путь, на котором будут встречаться различные препятствия, и их нужно суметь преодолеть. Вы готовы? Тогда в путь. Встаньте все в колонну по одному за таким-то.

 

Называется имя ребенка. Желательно, чтобы он был бойким и сообразительным.

 

 

...

Ведущий. Сейчас вы змейкой пойдете по воображаемой тропинке. По дороге вам будут встречаться различные препятствия, которые я буду называть. Задача водящего решить, как это препятствие можно преодолеть, сказать нам об этом и показать, как он станет это делать. Вы должны точно повторять его движения, преодолевая препятствие. По моему хлопку все останавливаются, водящий становится в хвост змейки и водящим становится тот, кто оказался первым в колонне.

 

В ходе этой игры дети передвигаются из класса во второе игровое помещение – зал или тренинговый кабинет. Если класс небольшой и все дети могут побывать в роли водящего, количество препятствий должно соответствовать числу участников игры. Во время игры можно использовать музыкальное сопровождение. Хорошо если музыка подобрана в соответствии с преодолеваемым детьми препятствием. Этот игровой этап заканчивается, когда дети входят в зал.

 

 

...

Ведущий. Наконец-то мы с вами попали в лес и оказались около волшебной поляны. Давайте присядем и немного отдохнем. Устройтесь поудобнее, закройте глаза и попытайтесь представить, как может выглядеть волшебная поляна. Ее со всех сторон окружает лес или с одной стороны она плавно переходит в поле… (Пауза.) Какой именно лес растет около полянки? (Пауза.) Большая ли ваша поляна, что есть на ней? (Пауза.) Посмотрите, что за цветы там растут, есть ли холмики, отдельные кусты… Может быть, на ней есть съедобные ягоды? (Пауза.)

 

Чтобы детям было легче представлять поляну, можно включить спокойную музыку из серии «Звуки природы».

 

 

...

Ведущий. Я медленно считаю до пяти, на счет «пять» все открывают глаза и рассказывают, какую вы сумели увидеть поляну.

 

Дети (по желанию) рассказывают о том, что им удалось представить.

 

 

...

Ведущий. Каждый из вас сумел увидеть свою волшебную поляну, чем-то ваши поляны похожи, но чем-то и отличаются. А сейчас давайте попробуем все вместе нарисовать на листах бумаги нашу поляну. Постарайтесь, чтобы все могли принять участие в процессе. Попробуйте договориться друг с другом, кто что будет рисовать и в каком кусочке листа. Дайте возможность каждому нарисовать на поляне то, что он хочет.

 

Дети рисуют на одном большом листе. В это время звучит спокойная музыка. Желательно, чтобы использовалось то музыкальное сопровождение, которое помогало детям представлять поляну. Ведущий может помогать некоторым детям договориться, если возникает такая необходимость. При выполнении данного задания можно увидеть, каким образом взаимодействуют дети, кто испытывает проблемы в выборе места для рисунка, не знает, что рисовать, четко обозначает границы в рисунке и не позволяет другим нарушать их.

 

 

...

Ведущий. Заканчиваем рисовать. Можно пройтись и посмотреть, какая получилась поляна. Если кому-то что-то непонятно, можно задать вопросы тому, кто это нарисовал.

 

Детям дается несколько минут для того, чтобы внимательно рассмотреть рисунок и задать друг другу вопросы.

 

 

...

Ведущий. Посмотрите еще раз, у нас получилась красивая и необычная поляна. Вот на такой прекрасной поляне мы можем сегодня пожить. Как вы думаете, что нам в первую очередь понадобится для жизни на поляне?

 

Дети высказывают свои предположения. Задача ведущего, если дети не догадаются, привести их к выводу, что нужны дома.

 

 

...

Ведущий. Правильно, для того чтобы жить на поляне, нам понадобятся дома. Сейчас вам предстоит их построить. Все вы, наверное, знаете, что у каждого дома есть основа, или, как говорят строители, – фундамент. Вам предстоит заложить фундамент своих домов. Для этого вы получите простыню и выберете то место на поляне, где вам хочется строить дом. На выбранном месте надо расстелить простыню.

 

Дети по очереди подходят к ведущим, получают простыни, свободно передвигаясь по залу, ищут себе место для строительства дома. Ведущему важно пронаблюдать, как дети решают расположить свои дома на поляне, чьи дома окажутся по соседству, а кто поселится один.

 

 

...

Ведущий. Вижу, что все нашли место для своего дома и успели заложить фундамент. А теперь я прошу зайти в свои дома, устроиться в них поудобнее, закрыть глаза и представить, что вы находитесь в собственном доме. (Пауза.) Постарайтесь прислушаться к себе и понять, хорошо ли вы себя чувствуете? (Пауза.) Теперь подумайте и представьте, как можно ваш дом украсить, благоустроить? Медленно откройте глаза, сейчас, когда зазвучит музыка, вы подойдите к столу. На столе лежат разные предметы. Вам надо выбрать только те, которые необходимы для благоустройства вашего дома. Времени вам дается немного, как только прозвенит колокольчик, все прекращают украшать дома и занимают место внутри.

 

Во время выполнения задания звучит спокойная музыка. Ведущий помогает детям распределить между собой предметы, и через 10–15 минут звонит в колокольчик.

 

 

...

Ведущий. Прошу всех зайти в свои дома. Наступила ночь. Все ложатся спать. Потянули сначала ручки, а потом ножки. Закрыли глазки, устроились удобно в кроватках. А теперь пытаемся представить, как изменилась наша полянка с наступлением ночи. (Пауза.) Вокруг тишина. (Пауза.) Но вот вылетела сова на ночную охоту. Где-то в траве зашуршал ежик. (Пауза.) Яркая луна осветила поляну, стала видна вся ночная жизнь. (Пауза.) Но вот появился первый лучик солнца, и поляна постепенно наполняется светом. Все вокруг проснулось. (Пауза.) Мы с вами тоже проснулись. Открыли медленно глазки, потянулись. (Пауза.) Наступило утро.

 

Во время этого упражнения звучит спокойная, тихая музыка. Ведущий произносит текст медленно, спокойно, чтобы дети могли расслабиться и отдохнуть. После последнего предложения начинает звучать веселая музыка.

 

 

...

Ведущий. Все проснулись и встали. А теперь вы можете пожить один день на поляне так, как вам хочется. Помните лишь о том, что, когда прозвенит колокольчик, вы должны будете вернуться в свои дома.

 

Этот текст ведущий может говорить на фоне веселой музыки. На данном этапе игры дети самостоятельно выстраивают свою жизнь на поляне. Ведущий и ассистент наблюдают за ребятами, отслеживая, как дети проживают день на поляне:

• каждый сам по себе;

• общаются (на поляне или в домах);

• кто из детей с кем взаимодействует;

• каков характер взаимодействия.

Продолжительность этого этапа может быть различной в зависимости от особенностей детей – от 25 до 50 минут. Ведущий звонит в колокольчик, веселая музыка прекращается. Начинает звучать спокойная музыка.

 

 

...

Ведущий. Все зашли в свой дом. Наступила ночь. Все ложатся спать. Потянули сначала ручки, а потом ножки. Закрыли глазки, устроились удобно в кроватках. А теперь пытаемся вспомнить, как вам жилось на полянке? (Пауза.) Что понравилось? (Пауза.) Чего не хватало? (Пауза.) Наступило утро. Все проснулись. Расскажите, как вам жилось на лесной поляне? Все ли было хорошо?

 

Последний этап игры можно проводить по-разному: обсуждение может проходить, когда дети находятся каждый в своем доме или же взрослые и дети садятся в круг. Ведущий должен сам выбрать наиболее подходящий для данного класса вариант. В ходе обсуждения дети и взрослые делятся своими впечатлениями об игре. Рассказывают о том, что им особенно понравилось и запомнилось и чего, по их мнению, не хватало.

 

Личный опыт

Эта игра дает прекрасную возможность педагогу и психологу увидеть детей в различных ситуациях, в свободной игровой деятельности. Наблюдая за детьми во время игры, можно выделить ребят, испытывающих трудности в общении со сверстниками, не умеющих свободно играть в заданном игровом пространстве, готовых к внутригрупповому взаимодействию и не готовых.

Таблица 1 Общая схема игры «Волшебная поляна»

 

 

Также это игровое действие позволяет увидеть, кто из детей пользуется наибольшей популярностью, кто с кем стремится построить отношения. Получив данную информацию, педагог и психолог могут планировать дальнейшую работу с классом с учетом его индивидуальных и групповых особенностей.

 

«Перекресток»/«Стежки-дорожки»

 

Время игры – 2,5–3 часа.

Для проведения этой игры необходимо иметь минимум три свободных кабинета.

Возможности игры

Эта игра предназначена для детей седьмых-восьмых классов. Круг педагогических задач, решаемых здесь, достаточно широк. Это и возможность самостоятельного принятия решений, и проживание последствий сделанного выбора, и обучение навыкам ведения групповых дискуссий, и опыт коллективного творческого взаимодействия.

В игре нет четких результатов, известных заранее. Группа сама создает уникальный сценарий происходящего действия. То, каким образом разворачиваются события, может служить замечательным наглядным материалом для диагностики межличностных отношений в коллективе. Если в детском коллективе наблюдается положительная динамика развития, игра дает дополнительный импульс, предоставляет детям возможность получить удовольствие от общения друг с другом и построения собственного уникального мира. Часто игра вскрывает внутренние конфликты, существующие в коллективе. В этом случае требуется последующая психолого-педагогическая работа, направленная на совместный с детьми анализ происшедшего, поиск путей преодоления кризиса.

Содержание игры и игровая цель

Вначале участникам предлагается самостоятельно решить, как они проведут отведенное для игры время. Предлагается три варианта: игра «Необитаемый остров», дискотека, консультация педагога-предмет-ника с возможностью получить дополнительную отметку. Дальнейшее проживание ситуаций осуществляется в соответствии с выбором. Изменить решение в ходе игры нельзя. Итогом становится совместное обсуждение положительных и отрицательных последствий осуществленного выбора.

Материалы и требования к организации игры

Необходимые материалы:

• ватман;

• карандаши, фломастеры, мелки восковые, ручки;

• бумага формата А4, АЗ;

• музыкальное оформление (ритмичная музыка для проведения дискотеки и спокойная, расслабляющая для дискуссии);

• прохладительные напитки и легкие закуски.

Должен быть приглашен педагог-предметник, к которому участники мероприятия испытывают особое уважение. Так как игра предоставляет богатый материал для диагностики и развития коллектива, желательно включить в игру классного руководителя. Его задача – проживание ситуации наравне с детьми.

Сценарий игры

Перед началом игры проводится психодинамическая разминка, целью которой является создание психологического климата, позволяющего перейти к основному игровому содержанию.

Участники переходят в другой кабинет, в котором находится «камень». На нем надпись: «Налево пойдешь – веселье найдешь. Без печали и забот время рядышком пройдет»; «Направо пойдешь – отметку найдешь. Время даром не теряя, сможешь проявить себя. Главное в жизни – учение – свет. Даром не трать молодых своих лет»; «Прямо пойдешь – себя обретешь. Здесь не веселье тебе, не учеба, а коллективная жизнь и работа».

 

 

...

Ведущий. С давних пор символом трудности принятия решения служит камень, расположенный на перекрестке. Жизнь предоставляет каждому из нас огромное количество возможностей. Научиться выбирать и нести ответственность за сделанный выбор – вот задача каждого из нас. И сейчас мы с вами находимся на перекрестке, возле того самого «камня». Есть три направления, в которых можно двигаться. Вы видите, что предлагается вам на каждом пути. В нашем игровом пространстве, как и в реальной жизни, мы не можем точно сказать, что ждет нас впереди. Есть лишь приблизительное представление о дальнейших возможностях. Каждый из вас волен сделать выбор. Подумайте и скажите, что вы выбираете.

 

Конкретное содержание предлагаемой деятельности на этом этапе не раскрывается. Группы формируются в зависимости от выбора. Таким образом, может появиться от одной до трех групп.

Далее ведущий раскрывает содержание деятельности на каждом направлении.

 

 

...

Ведущий. Итак, вы приняли решение. Можно сказать, что вы уже пошли по выбранной дороге. И чем дальше мы проходим по какому-либо пути, тем больше узнаем о том месте, в котором находимся. Сейчас вы сможете узнать, что же конкретно вас ожидает. Веселье – это дискотека. В течение двух часов тем, кто выбрал это направление, предоставляется возможность повеселиться без контроля взрослых. У вас будет свободный кабинет, где есть возможность послушать музыку, есть прохладительные напитки и легкая закуска. Обязательное условие – в течение оговоренного времени, а именно двух часов, нельзя покидать помещение.

 

Второе направление – возможность получить дополнительную консультацию и заработать отметку у одного из самых любимых и авторитетных педагогов.

Третий путь – возможность принять участие в психологической игре. Теперь вы знаете точно, что именно выбрали. И если ваш первоначальный выбор не кажется удачным, еще есть возможность «вернуться» назад и пойти по другому пути. Можно вместе обсудить предложенные возможности. Но в конечном итоге каждый делает выбор самостоятельно.

Участники могут изменить свой первоначальный выбор. Проводится коллективное обсуждение имеющихся возможностей. На этом этапе игроки могут убеждать друг друга сделать тот или иной выбор. Обсудив, каждый самостоятельно принимает решение и оглашает его.

 

 

...

Ведущий. Выбор сделан. Возможности изменить решение больше не будет. И сейчас каждый продолжит движение в выбранном направлении. Те, кто выбрал беззаботное веселье, отправляются в кабинет такой-то (называется кабинет), педагог вас ждет для консультации в кабинете таком-то, психологическая игра будет проходить в кабинете таком-то.

 

Участники расходятся в соответствии с выбором по трем кабинетам. Ведущие отдельно с каждой группой проводят обсуждение совершенного выбора. С детьми, выбравшими общение с педагогом-предметником, такую работу может выполнить сам учитель.

Примерный перечень вопросов для обсуждения:

• почему решили сделать именно этот выбор;

• что вы чувствуете по поводу того, что часть ребят ушли в других направлениях;

• трудно ли было сделать выбор;

• что повлияло на выбор.

После проведения обсуждения взрослые покидают ребят, выбравших дискотеку, еще раз напомнив, что в течение двух часов нельзя покидать кабинет.

Далее следует сценарий игры «Необитаемый остров».

Перед началом проводится психодинамическая разминка, позволяющая участникам освоить новое пространство и настроиться на игровое восприятие действительности.

Звучит музыка для релаксации.

 

 

...

Ведущий. Выберите наиболее комфортное для себя место в этом кабинете. Устройтесь поудобнее, закройте глаза и представьте себе, что все вы являетесь жителями далекого острова, затерявшегося в бескрайних просторах океана. Вы здесь жили всегда, так же, как и ваши предки. Как появились люди на этом острове, сейчас уже нельзя сказать с достоверной точностью. Существует много легенд по этому поводу. Жизнь на острове изолирована от других земель. И островитяне даже не знают наверняка, существует ли где-либо еще земля и жизнь на ней. На острове нет ресурсов, которые позволили бы совершать длительные путешествия. Представьте себе этот остров и себя на острове. Чем вы занимаетесь? Как устроена ваша жизнь? Я попрошу вас открыть глаза, сесть в круг и рассказать об этом.

Сейчас мы выслушали ваши истории. Но у острова в целом и у народа, населяющего его, есть и всеобщая история. Для нас пока являются тайной особенности географического положения, климатические и биологические характеристики, мы не знаем, как здесь развивалась человеческая цивилизация, не знаем, на какой ступени исторического развития находится общество. У этого остова нет пока даже названия. И сейчас нам предстоит все это создать. Для этого я вас попрошу разбиться на три группы в зависимости от того, чем вы предпочтете заняться. Одна группа будет разрабатывать проект «История островного государства», вторая – «Особенности географического положения острова. Природные ресурсы», третья – «Политическое устройство». Вы можете пользоваться карандашами, мелками, фломастерами для изображения таблиц, схем, рисунков, карт. Потом каждая группа представит свой проект. Если его одобрят остальные участники, он считается принятым. И дальше островитяне строят свою жизнь с учетом того, что сказано в предложенных проектах.

 

Участники готовят и представляют проекты. Проводится коллективное обсуждение. В процессе дискуссии необходимо установить соответствие между тремя различными проектами. Это достигается путем голосования, либо ведущий может занять директивную позицию и принимать решение самостоятельно.

 

 

...

Ведущий. Наш остров теперь приобрел свое лицо. В соответствии с законодательным проектом нам предстоит выбрать органы управления (это может быть вождь, царь, парламент и т. д.). Вы можете выдвигать свои кандидатуры.

 

Ведущий проводит тайное голосование и оглашает результаты.

 

 

...

Ведущий. А теперь пускай каждый из вас представит, чем он занимается, какой образ жизни ведет? Расскажите об этом.

 

Ведущий предлагает детям большой лист бумаги, на котором изображены границы острова (2 ватмана, скрепленных вместе).

 

 

...

Ведущий. Здесь представлен контур острова, на котором вы живете. Обсудите, как вы видите остров в целом и отдельные его уголки. Изобразите это. Где ваш дом? Что находится рядом?

 

Закончив работу, участники рассказывают о том, что нарисовали. Рисунки могут быть очень разными. Иногда дети рисуют свой дом и себя, как часть единого мира. Иногда «выстраивают» огромные заборы, тщательно отгораживая свой кусочек рисунка от остальных. Иногда вокруг основного пространства появляются маленькие островки, и на них «селятся» одиночки или небольшие компании, пожелавшие отделиться. Может появиться также изображение армии и оружия. Ведущий ни в коем случае не критикует работу участников, но при обсуждении просит объяснить, почему рисунок именно таков? Как складываются отношения с соседями? Что хотелось бы изменить? Обсуждение предоставляет богатый диагностический материал. И взрослые и дети могут увидеть особенности взаимоотношений в классе. Ведущий в этот момент должен предоставить участникам возможность отреагировать на происходящее и не потерять при этом нить игры, уйдя в обсуждение сложившихся отношений.

 

 

...

Ведущий. (Звучит музыка для релаксации.) Я попрошу вас расположиться удобно, закрыть глаза. (Пауза.) Представьте себе этот остров. (Пауза.) Раннее утро. Вы просыпаетесь. (Пауза.) Какая погода сегодня за окном? (Пауза.) Что вы делаете дальше? (Пауза.) Какими событиями наполнен этот день? (Пауза.) Вы работаете или учитесь? (Пауза.) С кем встречаетесь? (Пауза.) День подходит к концу. Что ждет вас вечером? (Пауза.) Еще один день на острове прожит. Наступает ночь, вы ложитесь спать. Ночью пошел сильный дождь. Разыгрался шторм. В островном государстве это не редкость. Утром островитяне увидели, что шторм вынес на берег большое количество бревен. Из них можно построить большой корабль или использовать для хозяйственных целей. Впервые у островитян появилась реальная возможность покинуть привычный спокойный мир и отправиться в неизвестность, попытаться найти другие земли и других людей. (Пауза.) Сейчас я попрошу вас открыть глаза и вместе обсудить создавшуюся ситуацию и принять решение о том, как поступить с бревнами.

 

Разворачивается свободная дискуссия по поводу дальнейшего развития событий. При этом решение может приниматься разными способами:

• решение принимает орган управления островом;

• решение принимается голосованием;

• каждый индивидуально принимает решение;

• участники разбиваются на несколько противостоящих групп;

• другой вариант.

Ведущий должен быть готов гибко реагировать на различные варианты развития событий.

В зависимости от того, какое решение приняли дети, игра может разворачиваться в нескольких направлениях.

• Бревна использованы для хозяйственных нужд. Далее следует коллективное обсуждение того, как изменилась жизнь на острове после этого события и что послужило причиной отказа от возможности исследовать мир.

• Участники разделились на группы: часть островитян уплыла, часть осталась. Каждая группа пишет друг другу письмо, где рассказывает о причинах и последствиях совершенного выбора.

• Из бревен был построен корабль и все уплыли с острова. Происходит обсуждение причин, по которым было принято такое решение. Участники рассказывают, к чему привел их этот выбор.

• Другое.

На этом, собственно, игровое действие завершается. Ведущий просит участников сесть в круг.

 

 

...

Ведущий. Игра закончена. Мы возвращаемся в нашу школу, в наш класс. Вы больше не островитяне. Вы – ученики. Я прошу каждого произнести фразу «Я – не островитянин. Я – и назвать свое имя». А теперь мы переходим к обсуждению игры.

 

Возможные вопросы для обсуждения:

• какие мысли и чувства возникли после игры;

• что было самым важным;

• что понравилось;

• что не понравилось;

• о чем расскажете одноклассникам, которые находились в других группах.

Все три группы собираются вместе. Участники обмениваются мыслями и чувствами по поводу того, как они провели время. Ведущий должен быть готов к тому, что у детей разных групп может быть различное эмоциональное состояние. Кто-то доволен тем, как провел время, кто-то нет. В том случае, если произошел эмоциональный раскол класса, можно провести КТД, целью которого является объединение участников.

Личный опыт

На одной из игр дети, сделавшие первоначальный выбор в пользу дискотеки, очень быстро пожалели об этом. Они пытались включиться в игру «Необитаемый остров». Но мы уже не могли им этого позволить, это нарушило бы внутренний настрой «островитян». Да и первоначальное условие необходимо было соблюдать. На общем сборе после игры мы обнаружили, что группа «дискотека» чувствует себя довольно подавленной и отстраненной. Ребята не сели в общий круг, не стали принимать участие в обсуждении и всем своим видом демонстрировали пренебрежение к происходящему. При этом мы видели, что ребятам плохо, они ждут поддержки. «Островитяне» же, напротив, чувствовали необыкновенное единство и радость от только что пережитого приключения. Для снятия напряжения в классе и объединения всех участников, мы предложили продолжить игру. Все согласились. И тогда в течение получаса мы «снимали фильм» о жизни класса. Коротко приведем этапы этой игры.

1. Каждый участник придумывает название, жанр и главного героя фильма, в котором рассказывалось бы о классе.

2. Все по очереди озвучивают свое предложение.

3. Участники встают и подходят к тому человеку, чья идея оказалась наиболее близкой к их собственной. Таким образом происходит выделение нескольких групп.

4. Группа совместно придумывает название, жанр и главного героя фильма.

5. У частники готовят и демонстрируют небольшие театрализованные отрывки из своего фильма.

Это небольшое упражнение позволило нашим участникам сбросить напряжение и почувствовать себя включенными в единое коллективное творческое дело.

Таблица 2 Общая схема игры «Перекресток»/«Стежки-дорожки»

 

«Островитяне»

 

Время, необходимое для проведения игры – 1 день.

Игровое помещение должно быть достаточно просторным, чтобы можно было легко обустроить несколько игровых мест.

Возможности игры

В основе игры лежит упражнение «Необитаемый остров», которое рассчитано на взрослую аудиторию, мы же адаптировали его для старших подростков. Основная идея игры – умение сочетать групповое решение и индивидуальный выбор, а также принимать и уважать выбор другого человека. В процессе игры группы и отдельные участники, сделавшие разный выбор, взаимодействуют между собой, поддерживают друг друга, находят теплые слова напутствия.

Содержание игры и игровая цель

Каждый из нас хотя бы раз мечтал оказаться на необитаемом острове, чтобы прожить там необыкновенную жизнь или кусочек жизни. Именно эту мечту могут реализовать участники игры. Они попадают на такой остров. В отличие от героев приключенческих книг они могут сами придумать и остров, и условия жизни. Правда, даже на придуманном острове вдруг появляются проблемы: кто-то стремится жить своей жизнью, кто-то – чтобы каждый был за всех и все за одного. Кого-то устраивает, чтобы решения принимал вождь, а кто-то хочет, чтобы решения принимались вместе. И только все пришли к единому решению, можно наконец наслаждаться жизнью на острове, как случается Событие. Что и как изменится после него, зависит от всех участников.

Материалы и требования к организации игры

Необходимые материалы:

• некоторое количество легко переставляемой мебели, например, лавки или стулья (можно обойтись без мебели, тогда участники устраиваются прямо ковре или ковровом покрытии);

• листы бумаги АЗ и А4;

• ручки, маркеры, фломастеры, цветные восковые мелки;

• соединенные вместе два листа ватмана;

• колокольчик;

• списки для игры «Кораблекрушение»;

• платки, отрезы ткани;

• музыкальное сопровождение.

Проводя эту игру, мы увезли участников в незнакомое помещение в другой школе. Целям игры были подчинены все моменты этого дня: приезд и осваивание нового помещения, обед и т. д. Например, знакомство с новым помещением стало началом разминки. Ребятам завязали глаза и только после этого разрешили войти в комнату, где потом проходила игра.

Можно, исходя из собственных целей, игру сократить, выбрать только некоторые моменты. Например, целью второго, третьего, четвертого и пятого этапов игры является вживание в ситуацию игры. Глубокое проживание этих этапов служит залогом более полного включения и проживания итоговой драмы.

Участники

Мы предлагаем проводить игру для подростков одного класса с обязательным включением классного руководителя. Эффективность игры возрастает, если в ней принимают участие взрослые, которые являются авторитетом для этого коллектива подростков. Ведущих должно быть двое.

Сценарий игры

Вначале проводится разминка. В качестве первой ее части можно использовать любую динамичную разминку, которая подготовит участников к взаимодействию, позволит им освоить помещение. Во второй части можно использовать известную игру «Кораблекрушение» или какую-либо еще.

 

 

...

Ведущий. Представьте себе, что вы все вместе плывете по океану на корабле. Корабль терпит крушение, и вы срочно эвакуируетесь. Для этого у вас есть плот, на котором можете поместиться вы все и еще 10 мест для вещей. Надо выбрать эти вещи из предложенного вам списка. Сначала каждый будет работать самостоятельно.

 

Ребята знакомятся со списком. Ведущий внимательно следит, чтобы они работали самостоятельно, не нарушали инструкцию. Предметы, представленные в списке: тактические (для выживания, медицинские), стратегические (для организации жизни), развлекательные. Список предметов:

• аптечка первой медицинской помощи;

• веревка 30 м;

• небольшая походная библиотека;

• запас консервов;

• 3 кг шоколада;

• винтовка с оптическим прицелом и запасом патронов;

• магнитофон с наушниками и запасными батарейками;

• набор настольных игр;

• комплект рабочего инструмента;

• географические карты;

• секстант;

• спасательные жилеты;

• 5 кг гвоздей;

• большой тент, пропитанный водонепроницаемым составом;

• гитара;

• спортивный инвентарь;

• электросушка для рук с зеркалом;

• электрический фонарик с батарейками;

• керосиновая лампа, заправленная керосином;

• складной мольберт с комплектом красок и альбомом.

 

 

...

Ведущий. Сейчас вы будете работать группой. Вы ограничены во времени, потому что неизвестно, когда затонет кор

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...