Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3 Игры с элементами драмы в работе школьного психолога




 

Говоря о «драме», мы имеем в виду переживания человека, находящегося в ситуации выбора. Выбор необходимо осознать, осуществить и принять все вытекающие из него следствия. В «играх-драмах» все методические приемы работают на главную цель: сделать момент совершения выбора и проживание его следствий значимым личностным опытом, который можно осознавать, анализировать и т. д. Значительную часть такой игры занимает этап погружения в ситуацию, ее личностного проживания и выход из игры.

«Игры-драмы» – самый сложный и неоднозначный вид игровой деятельности, моделируемой нами для школьников и педагогов. Мы считаем, что их стоит относить к разряду «игр не для всех», относя это как к участникам, так и к ведущим. Об этом подробно говорилось во «Введении» к этой книге.

Прежде чем сделать выбор в пользу проведения такой игры, необходимо тщательно проанализировать как собственные профессиональные возможности, так и возможности той группы участников, с которой предстоит работать. «Игра-драма» предполагает открытый сюжет: он развивается в том или ином направлении в соответствии с поступками участников. Практически невозможно во всех деталях предсказать дальнейший ход событий, а значит, ведущий должен быть готов действовать по ситуации, не упуская при этом из виду как цель игры, так и все коллизии сюжета. Это непросто. Желательно иметь как личный опыт участия в психодраматических группах, так и опыт ведения психодраматических сессий. Нужно очень тонко чувствовать процессы, происходящие в игре в тот или иной момент, и это тоже непросто, учитывая, что ведущий находится вне сюжета, вне игрового действия.

Что касается участников, то они тоже должны быть психологически готовы к погружению в такого рода действо. Необходим опыт участия в более простых «больших» играх, в частности – в «играх-проживаниях». Нужно иметь определенный уровень личностной и интеллектуальной зрелости, быть готовым принять ситуацию выбора, проанализировать ее с разных сторон, совершить поступок. При этом характер внутригрупповых отношений участников не играет определяющей роли: «игра-драма» может быть полезна как коллективу с конфликтными отношениями, так и группе высокого уровня развития.

Особое значение в «играх-драмах» приобретает этап обсуждения. По времени и эмоциональному накалу он вполне может быть приравнен к основному действию. У каждого участника должна быть возможность отреагировать на ситуацию сначала из роли, затем из своей личной позиции, дать «обратную связь» другим игрокам. На этапе обсуждения игра для участников должна действительно закончится, то есть превратиться в уже случившийся личный опыт, помогающий жить и развиваться дальше.

Еще несколько слов об участниках. Пожалуй, не всем подросткам и не во всяком душевном состоянии полезно участвовать в «играх-драмах». Нужно, чтобы в них ощущался личностный ресурс, который поможет превратить игровое событие в личностное, при этом не сломав, не разрушив хрупкое внутреннее равновесие. Некоторых детей мы оберегаем (под разными уважительными предлогами) от участия в драмах. Других заранее «страхуем» ролью, которая дается в игре, незаметными подсказками или советами или просто имеем в своем распоряжении специалиста-психолога, готового в любой момент игры или после нее оказать индивидуальную поддержку и помощь тому или иному участнику.

В данной главе представлены 3 «игры-драмы».

«Мальчики – девочки» – игра адресована учащимся 8–9 классов и ориентирована на построение межполовых отношений в ученической группе. В ходе игрового действия мальчики и девочки строят свои собственные независимые уникальные миры, наполненные смыслами и ценностями, которые частично задаются правилами, а частично участники привносят сами. На определенном этапе у них появляется возможность познакомиться с другим миром и при желании даже наладить с ним определенные отношения. Глубина этих отношений зависит только от участников и, увы, предполагает некоторые потери и жертвы. Невозможно приобрести новые ценности и смыслы, не отказавшись от чего-то.

Игра предъявляет определенные требования к помещению, антуражу, количеству ведущих.

«Спасатели» – игра для 9-10 классов. По своей сути это космическая одиссея: люди, согласившиеся принять в ней участие, «обречены» на выборы и личностные изменения, испытания и принятие ситуаций неизбежности. Пафос этой игры может быть выражен одной фразой: «Жизнь, какой бы она ни оказывалась, достойна того, чтобы прожить ее до конца и внести в нее свои личные смыслы и ценности». Об этом вся игра. В ней есть ситуации проживания и построения отношений, но еще больше событий (это во многом игра-действие) и ситуаций выбора.

«Звездные перекрестки» – одна из самых сложных и драматичных игр, созданных нами. Она ориентирована на смешанные коллективы педагогов и самых старших учеников. Она масштабна и по своим задачам, и по поднимаемым в ней гуманитарным проблемам, и по своему исполнению. Эта игра может быть действенна только в том случае, если ее участники искренни. Для ее успешного проведения необходим достаточно сложный внешний антураж (свечи, костюмы, определенное помещение с занавесом или перегородкой, музыкальное оформление и многое другое). В данном случае оформление – это не эстетическая прихоть, а важный элемент погружения участников в игровую ситуацию. Однако самое главное, что необходимо для проведения этой игры, – это умелые и уверенные в себе ведущие. Их должно быть минимум трое, и они должны иметь опыт участия в подобного рода играх.

 

«Мальчики – девочки»

 

Время игры – 1 час 20 минут.

Место проведения – актовый зал.

Возможности игры

Мужской и женский миры. Подростки встречаются с ними каждый день в своей реальной жизни, но не осознают этого. Сфера межполовых отношений с трудом поддается влиянию со стороны подростка; он смотрит на общение мужчины и женщины сквозь призму стереотипов, навязанных ему обществом, родителями, педагогами, и это часто мешает строить самостоятельные зрелые отношения с представителями своего и «другого» мира.

Цели и задачи игры: дать возможность «проиграть» мужские и женские стереотипы, осознать особенности этих культурных миров, самоопределиться в своем мире, «пощупать» границу между ними, построить отношения с миром противоположного пола.

Игра строится в виде проживания ситуации и небольшой «драмы» в конце. В игре предлагается принять участие подросткам 14–16 лет, проводится она во внеурочное время.

Содержание игры и игровая цель

Мы приглашаем ребят вместе с нами в удивительный фантастический мир, в придумывании которого они будут иметь возможность принять участие. Игра не требует большой предварительной подготовки.

В процессе разминки участники оказываются разделенными на две группы: группу юношей и группу девушек, и до определенного момента каждая группа существует автономно. Они обладают разными способностями, согласно которым обустраивают и обживают свое царство – царство женственности или мужественности, и только из преданий знают о существовании другого мира. А потом эти миры встречаются, и их обитатели знакомятся друг с другом, открывая для себя совсем других «существ». Как будут миры жить после этой встречи, изменится ли их жизнь или они захотят, чтобы она осталась прежней, зависит от выборов, которые сделают участники игры…

Материалы и требования к организации игры

Необходимые материалы:

• занавес, разделяющий зал пополам;

• карточки с описанием свойств «мужского» и «женского» миров;

• предметы для оформления «мужского» и «женского» миров;

• бумага, мелки, карандаши;

• большие куски разноцветной ткани;

• магнитофон;

• музыка (медитативная, торжественная, «Баллада о любви» В. Высоцкого);

• 2 листа ватмана;

• микрофон;

• емкость для сжигания;

• 6 чистых карточек.

Участники

Подростки 14–16 лет (не больше 30 человек), двое ведущих. Мы не проводили эту игру в смешанном коллективе детей и взрослых, но не видим серьезных аргументов против такого состава участников.

Сценарий игры

Разминка, проводимая вначале, должна подготовить ребят к игре, но можно обойтись и стандартным набором упражнений, которые разогреют участников.

Группа юношей и группа девушек останавливаются у разных входов в помещение, где будет проходить игра, здесь их встречают ведущие. До определенного момента группу юношей и группу девушек сопровождают в игре разные ведущие, задавая необходимые инструкции, синхронизируя время работы на каждом этапе.

 

 

...

Ведущий. Вы попали в удивительный фантастический мир. Здесь существуют люди только одного пола, т. е. вашего. Вы обладаете тремя уникальными способностями…

 

Каждая группа получает таблички с указанием способностей, которыми наделены ее представители. У юношей это: вечная жизнь, неиссякаемая физическая и интеллектуальная сила, доступность любого научного знания. У девушек – возможность рождения ребенка с такими данными и способностями, которые пожелает мать, неувядающая до самой старости и смерти красота, способность поддерживать в доме постоянный покой и уют («Вечный очаг» – так именовалась эта способность на карточке).

 

 

...

Ведущий. Предлагаю вам войти в зал и организовать в нем свою жизнь с учетом своих пожеланий и тех свойств, которые присущи вашему народу, на это дается 20–30 мин Вы можете оформить этот мир, как считаете нужным.

 

Участников отделяет непрозрачный занавес, а в центре каждого пространства сложены разнообразные предметы, которые традиционно связываются в нашей культуре с женскими или мужскими интересами. У девушек это – игрушечные младенцы, предметы обихода, посуда, одежда, косметика, украшения, шарфы, сумочки и многое другое.

Для юношей можно приготовить игрушечные машинки и мотоциклы, оружие, удочки, банкноты, мужские аксессуары и т. д. Для изображения тех предметов и сфер жизни, которые не представлены реальными вещами, каждой группе предлагается бумага, мелки, карандаши и большие куски ткани. Группы с энтузиазмом погружаются в создание собственного мира. Необходимо дать им для этого достаточно времени.

 

 

...

Ведущий. Приглашаю ваш народ на общий сбор, на котором вы можете обсудить, кто как себя чувствует в обустроенном пространстве.

 

Участники собираются, еще раз осматривают и обсуждают результаты своего труда, делятся впечатлениями и чувствами, которые они пережили во время этого процесса.

 

 

...

Ведущий. А теперь закройте глаза и представьте себе: вы живете в этом мире, который вы только что создали, уже много лет. Это действительно ваш мир, вы в нем родились и прожили много счастливых дней. Представьте себе один из этих дней: как и где он начинается, какими делами и радостями наполнен, как вы проводите вечер, ночь…

 

Участники под негромкую музыку представляют день, прожитый в их мире, а затем делятся своими фантазиями друг с другом.

 

 

...

Ведущий. Когда-то очень давно ваш мир имел короткий, необычный контакт с другой цивилизацией (соответственно: миром мужчин или женщин). Было в такие далекие времена, что документальных свидетельств об этой встрече не осталось. Только лишь слухи, легенды, мифы… Вообразите, что вы собрали все эти странные, полумифические воспоминания и решили создать картину, на которой запечатлелись бы все ваши представления о той встрече, о том неведомом мире.

 

Каждой группе предлагается лист ватмана и восковые мелки для того, чтобы коллективно нарисовать картину, аллегорически изображающую ту далекую встречу двух миров.

Обычно после нескольких уточняющих вопросов ребята увлеченно начинают выполнять задание, они ничего не знают о мире, который построила другая группа, но им это не мешает. Они рисуют самые разные картины, например, одна группа девочек представила мужской мир в виде военной баталии, изобразила самые разные виды оружия и военной техники.

После того как работа закончена, ведущий предлагает группе снова сесть в круг и еще раз посмотреть на рисунок. Он задает уточняющие вопросы, просит участников поделиться чувствами, которые они испытывали, когда рисовали картину, и рассказать, почему они изобразили именно то, что изобразили.

Далее звучит громкая торжественная музыка и голос невидимого ведущего.

 

 

...

Ведущий. Спустя 10 тысяч лет ваши миры на 5 минут снова стали открыты друг для друга. Сейчас откроется занавес, вы увидите на полу две параллельные черты. Их переступать нельзя. Можно смотреть, можно задавать вопросы. Прикасаться друг к другу нельзя, иначе контакт прекратится.

 

Занавес впервые расходится, и глазам участников представляется другой мир, не похожий на тот, в котором они живут. Они не могут удержаться от вопросов, комментариев, недоумевающих восклицаний, особенно много вызывает вопросов картина-фантазия об их мире. Надо дать возможность группам пообщаться друг с другом, только внимательно следить за соблюдением правила черты. Потом занавес снова закрывается, и ведущим часто даже не приходится предлагать участникам поделиться впечатлениями друг с другом. Занавес не успевает закрыться, а между ними уже начинается эмоциональный обмен мнениями.

И снова голос ведущего произносит в микрофон.

 

 

...

Ведущий. Вы видели друг друга, теперь вы знаете, что не одни во Вселенной. У вас есть возможность изменить положение вещей. Можно выбрать один из трех вариантов общения с другим миром: просто видеть друг друга, не имея возможности взаимодействовать; встречаться несколько раз в год на общих праздниках; слиться друг с другом в новый единый мир. Но за все нужно платить. Если вы выбираете первый вариант, вам придется отказаться от одной из трех способностей, присущих вашему народу, и привести один веский аргумент в пользу своего выбора. Второй вариант требует отказа от двух способностей и наличия двух серьезных аргументов. Третий – отказа от всех трех способностей и трех аргументов. Можно вообще не контактировать и жить по-прежнему.

 

Каждая группа принимает решение самостоятельно, за закрытым занавесом. Нередко оно проходит очень бурно, вызывает много споров, и вот решение принято… Занавес еще закрыт, группы сообщают о своем решении в микрофон и могут слышать, как реагирует на их решение и аргументы «другой мир». (Способности, от которых группа отказывается, заносятся в карточки и отдаются ведущему сразу после объявления решения группы.)

Как дальше пойдет игра, зависит от решения участников. Если, например, одна группа выбрала слияние, а другая – видеть друг друга, миры остаются в пределах видимости, но общаться не могут.

При выборе первого варианта жизнь обоих миров не меняется. Ведущие предлагают участникам вернуться к повседневной жизни: девочки воспитывают младенцев, обустраивают очаг, можно провести общее домашнее чаепитие и т. д.; мальчики тоже продолжают заниматься теми делами, что и до встречи. Миры могут наблюдать друг за другом – занавес открыт, но ведущие внимательно следят, чтобы не было разговоров через черту и чтобы никто из участников не переступил ее.

При выборе второго варианта обеим группам предлагается провести один из ритуальных праздников, присущих их миру. Группы устраивают празднование, приглашая жителей другого мира в гости. Сначала праздник проходит в одном мире, затем в другом, возможно, игроки придумают общее завершение праздников. Затем занавес закрывается, миры расходятся до следующего года.

При выборе третьего варианта в последний раз открывается занавес, и под «Балладу о любви» народы начинают совместно обживать новый мир. Миры объединились, перемешались, необходимо прожить эту ситуацию. В новом мире все устраивается по-новому, ребята вместе обустраивают «дома», вместе проводят досуг. Новый народ получает шесть чистых карточек, на которых пишет шесть ценностей, которые приобрел их новый мир. Конечно же, появляются «любовь», «взаимопонимание», но они звучат из уст ребят по-новому и с надеждой.

Часто обсуждение начинается еще во время обустройства нового мира, но если миры не соединились, их надо собрать вместе на обсуждении. Что за чувства испытывали участники, как принимали решение – все это необходимо обсудить, дав слово не только игрокам, но и ведущим.

Личный опыт

Игра представляет собой комбинацию ситуации «проживания» и ценностного выбора. Она может проводиться как в классном коллективе, так и в сборной группе. В первом случае она прежде всего способствует развитию отношений внутри класса, во втором – личностному развитию участников.

Таблица 1 Общая схема игры «Мальчики – девочки»

 

 

Игра дает участникам возможность осознать себя «мужчинами» и «женщинами», почувствовать свою природу. Она также помогает взглянуть на противоположный пол, как на загадочный, привлекательный, незнакомый «народ», живущий по своим законам, обладающий своими традициями и обычаями. Как правило, после игры участники начинают относиться друг к другу с большим уважением, нежели до этого, и становятся более терпимыми.

 

«Спасатели»

 

Время игры – 2 часа.

Для проведения игры необходимы два помещения (это могут быть две аудитории).

Возможности игры

Вашему вниманию предлагается «игра-драма», в которой мы играли не только со старшеклассниками, но и с педагогами, представителями администрации, психологами. Игра сложна как для проводящих ее, так и для игроков. Они предполагают создание ситуации, в рамках которой:

• каждый участник должен совершать личный выбор и прожить последствия своего поступка;

• существует жизненная необходимость принятия групповых решений;

• необходимо уметь слышать друг друга, действовать сообща;

• необходимо анализировать свои действия и поступки других участников.

Содержание игры и игровая цель

Участники игры становятся командой космического корабля-исследователя. Они возвращаются из научной экспедиции и на пути домой попадают в необычную ситуацию. Они находятся в состоянии ожидания встречи с домом, родными, но корабль вынужден совершить экстренную посадку на неисследованной планете, а там находятся потерпевшие бедствие собратья-исследователи. Команда не может оставить их в беде, отправляет помощь, но уже собственные разведчики пропадают в неизвестности. А потом сама планета обращается к пришельцам, невольно вторгшимся в ее пространство. Отныне у всех землян есть только один путь, тот, который выберут они сейчас. Космос полон тайн и опасностей, но каждый из нас вправе решать, как он проживет свою жизнь… Кто-то предпочтет прожить свою жизнь в человеческом обличье, кто-то готов попробовать рискнуть и получить новые возможности, ощущения, отказавшись при этом от чего-то привычного. Выбор каждый делает сам, и сам сталкивается с последствиями своего выбора…

Материалы и требования к организации игры

Необходимые материалы:

• листочки с информацией для участников;

• план корабля (см. Приложение 1, схема корабля);

• нагрудные таблички по количеству участников;

• ручки, карандаши, цветные восковые мелки;

• веревка;

• большой лист бумаги для рисования общего мира;

• музыкальное сопровождение;

• зеркальный шар для создания бликов в помещении;

• микрофон;

• синтезатор для моделирования космических звуков.

Ведущие максимально отстранены от игры, чтобы не возникало ощущения взаимодействия, информация передается в виде инструкций, письменных текстов, все устные тексты читаются в микрофон.

Участники

Ученики старших классов, взрослые (желательно, чтобы количество участников не превышало 30 человек). Данный вариант игры рассчитан на 11 человек, ведущих может быть от двух до пяти человек (зависит от количества участников).

Сценарий игры

После разминки участникам игры предлагается сесть в круг и расслабиться, в это время постепенно гасится свет и звучит напряженная музыка. На этом фоне ведущий зачитывает в микрофон следующий текст.

 

 

...

Ведущий. Судьбу не выбирают.

Не выбирают эпоху, страну и родителей.

Но мы приходим в этот мир, обладая свободой воли, разумом и душой. Судьбу не выбирают, но мы вправе решать, как проживем нашу жизнь в Мире, который выбрал нас.

Судьбу не выбирают, выбирают образ жизни. И отведенные ему десятилетия, годы и дни каждый волен прожить так, как считает правильным.

В нашей власти наполнить Мир вокруг смыслами и ценностями, которые выбрали мы.

Судьбу не выбирают.

Выбирают и строят свою жизнь.

Итак, мы начинаем…

 

Музыка меняется, в ней слышится тема космоса, в темноте появляются звездные блики, в микрофон звучит уже другой голос.

 

 

...

Ведущий. Необъятные просторы Галактики… В этом таинственном пространстве летите вы – группа ученых-исследователей космоса. Космоса, который уже достаточно освоен; землянами совершено много дальних космических полетов, открыты другие космические цивилизации и системы. Вы совершаете не первый рейс. Это было длительное исследование, долго планировавшееся землянами. Земля рассчитывала получить новые знания о третьей планете второго ряда планет – Пангее. Для этого были собраны вы – ученые-исследователи разных направлений, работавшие в области экзобиотворения жизни. Вашей задачей стало исследование планеты, сбор всей доступной и недоступной информации о ней и установление контактов с той формой жизни, которую могли бы там обнаружить.

Так вы, специалисты высшего класса, прибыли на планету. Мало того что вы отлично выполнили свою работу, вы совершили два очень важных и значимых открытия, которые стали для вас полной неожиданностью. Вы везете информацию о них на Землю.

Вы хорошо поработали и довольны собой. Но есть и усталость. Вас долго не было на Земле. Вас очень ждут ваши родные, дети… На корабле царит расслабленная, не совсем рабочая обстановка, потому что вам хочется домой, все дела сделаны, и даже оборудование, с которым работали, осталось на планете Пангея.

И теперь вы думаете только о том, как вам хочется домой, к жене или подруге, к любимому или детям. Как хочется обнять всех, полежать на теплой травке, а не на полке космического корабля…

Вы хорошо поработали, и хочется хорошо отдохнуть…

 

Еще некоторое время звучит негромкая музыка, потом она постепенно стихает, включается свет. На стенде висит нарисованный макет космического корабля, на котором схематично выделены его отсеки. Роли распределяются следующим образом: управление кораблем – капитан, штурман, пилот; радиорубка – радист, инженер по жизнеобеспечению; санчасть – врач и биолог; научный отсек – специалист по внеземным цивилизациям, археолог, химик; бортмеханик. Ведущий просит участников подойти к схеме.

 

 

...

Ведущий. Вы видите схематическое изображение вашего корабля и состав команды, ваша задача сейчас – выбрать себе роль, каждому будет выдана табличка с указанием его специальности.

 

Участники распределяют обязанности между собой. Задача ведущего – не вмешиваться в процесс, он помогает только в крайнем случае, если участники не могут распределить роли.

Пока участники распределяют роли, в зале при помощи самой обыкновенной веревки создается космический корабль (выкладывается контур на полу).

 

 

...

Ведущий. После того как вы разделитесь по ролям, вам надо придумать те два важных открытия, которые вы совершили на Пангее и которые везете домой.

Прошу команду занять свои места в соответствии с ролями и планом корабля. Теперь все, что за пределами контура – космос. Вы в корабле, на своем привычном месте. Корабль летит домой. Вместе с вами на Землю летят два важных открытия, которые вы совершили на Пангее. Что это за открытия? Чем они важны для вашей родной планеты? Сейчас вам надо это придумать и обсудить всем вместе.

 

Команда работает, обсуждает предложения. Когда выбор сделан, рассказывает о своих открытиях ведущим. Снова выключается свет, звучит тихая музыка, светят звезды.

 

 

...

Ведущий. Вся команда погружена в сон, вам снится прошедшая экспедиция, разные интересные случаи и моменты, а еще вы видите Землю, ваших родных и близких, дом, который ждет вас на Земле…

 

Музыку заглушают звуки метеоритной атаки, а потом звуки посадки, звездные блики гаснут, включается неяркий свет. Капитан получает информацию – ведущий передает ему листок бумаги.

Информация капитану: «Корабль попал в зону метеоритной атаки. Оценив опасность, корабельный компьютер принял решение о посадке на ближайшую планету с плотной атмосферой. В течение 5 минут произойдет приземление на планете».

После посадки разным участникам одновременно приходит следующая информация (ее оперативно раздают ведущие).

Информация радисту: «На планете находится земной корабль типа “Исследователь”», посылающий сигнал бедствия. Других земных кораблей в зоне действия сигнала нет».

Информация специалисту по жизнеобеспечению: «Данные о планете из картотеки корабля: планета изучена только с помощью приборов дальнего видения, из космоса. Условия приближены к земным. Сведений об опасности нет, подробной информации нет».

Информация капитану: «Свойства атмосферы планеты не позволяют подавать сигналы на земные станции связи. Связи с Землей нет».

Информация специалисту по внеземным цивилизациям: «С большой вероятностью можно предположить существование на планете высокоразумной не гуманоид ной формы жизни».

Информация биологу: «Приборы фиксируют необычное состояние экологической системы планеты: она чрезвычайно высокоразвита и сбалансирована. Можно предположить существование искусственного воздействия на параметры биосферы планеты».

Некоторое время игроки обсуждают происходящее, делятся информацией. Иногда они обращаются с вопросами к ведущим, но лучше не вдаваться в пространные обсуждения, достаточно пояснить непонятные термины, ссылаясь на то, что вся информация у игроков в руках. Это поможет участникам занять автономную от ведущих позицию, они не будут подсознательно ожидать подсказки или помощи со стороны. Во время свободного обсуждения приходит следующая информация.

Информация капитану: «Корабельный компьютер напоминает о том, что в соответствии с параграфом 5 пункта 12а Кодекса исследователя дальнего космоса считается недопустимым покинуть планету, не предприняв всех возможных действий для спасения людей или выяснения причин трагедии.

Группа, направляемая капитаном для проведения разведки, должна включать в себя не менее трех человек».

Количество человек, входящих в группу разведки, можно менять, учитывая количество участников игры.

Информация штурману: «Корабль, посылающий сигналы бедствия, имеет внешние повреждения. На сигналы не отвечает».

Дальше игра может развиваться по-разному.

Если участники не впечатлены полученной информацией, не обсуждают ее, не высказывают предположений о том, что дальше делать, ситуация нагнетается при помощи сообщения, произносимого ведущим в микрофон.

 

 

...

Ведущий. Компьютер предупреждает, что каждый час пребывания на планете отодвигает срок возвращения на Землю на 1 год. Принимайте решение и не теряйте времени.

 

Возможно, игроки решат взлетать с неизвестной планеты, нарушив кодекс. Ведущий в микрофон напоминает о кодексе разведчиков, затем раздаются звуки взлета и опять посадки. Корабль не может взлететь.

Информация бортмеханику: «Взлет корабля невозможен. Причина – поломка одного из реле. На ремонт требуется 3 часа». (20 минут игрового времени.)

Это время экипаж проводит в корабле, ему не поступает никакой новой информации, ничего не происходит. Возможно, что он принимает решение все-таки выяснить причину поломки второго корабля. Если же разведчиков не отправляют, то после повторной попытки старта приходит следующая информация.

Информация капитану: «Старт корабля невозможен. На корабль воздействует гравитационное поле планеты».

Затем звучит «Голос планеты». Смотрите подробно об этом этапе немного ниже.

В нашей практике экипаж ни разу не пытался покинуть планету, не предприняв попытки выяснить причину гибели второго корабля. Выборы группы разведчиков обычно проходят очень бурно, предлагаются разные варианты, очень сложно бывает удержаться в рамках роли ведущего и не начать обсуждать кандидатуры вместе с экипажем. Постарайтесь все-таки удержаться на нейтральной позиции и не забудьте передать информацию перед отправкой разведчиков.

Информация капитану: «Экипаж, отправляющийся на разведку, в качестве обязательного оборудования имеет при себе биодатчики. Эти приборы позволяют отслеживать местонахождение людей. В случае их гибели биодатчики прекращают подавать сигналы».

Разведчики удаляются из поля зрения корабля, лучше вывести их из помещения, сохранив при этом возможность разговаривать с кораблем. Если же таких технических средств нет, то можно завести ребят за ширму или передавать информацию через одного из ведущих. Разведчики получают от ведущего, который выходит вместе с ними, записки с информацией. То, как разведчики распорядятся полученной информацией, решают только они сами. Связь с кораблем моделируется также через ведущего, который дословно передает информацию от одной группы к другой и обратно. Информация передается разведчикам с интервалом 3–5 минут.

Информация группе разведчиков:

1. «Природные условия приближены к земным. Атмосфера плотнее, чем на Земле, из-за этого необходимо тратить больше усилий при передвижении. Вы видите предметы искусственного происхождения, но определить их назначение не удается. Живых существ в поле видимости нет».

2. «Местность, на которой вы находитесь, покрыта густым плотным туманом. Поле видимости минимальное».

3. «У вас отказали приборы, поддерживающие связь с кораблем. Группа потеряла ориентацию в пространстве. Ваше местонахождение вам неизвестно».

У разведчиков действительно прерывается «связь» с кораблем, они переводятся в другое помещение, там они проводят некоторое время. А корабль в это время получает от компьютера следующую информацию.

Информация капитану:

1. «Связь с группой разведчиков прервана. Экипаж жив, местонахождение можно определить по сигналам, исходящим с биодатчиков».

2. «Запас кислорода у группы разведчиков подходит к концу. Через 10 минут разведчики будут вынуждены снять скафандры».

Атмосфера на корабле накаляется все сильнее и сильнее. Что предпримет команда, какой выбор сделает в этой ситуации? Опять возможны варианты. Может быть, она примет решение покинуть негостеприимную планету, но не тут то было, коварная планета не отпустит свою добычу…

 

Информация капитану: «Старт корабля невозможен. На корабль воздействует гравитационное поле планеты».

А затем звучит «Голос планеты».

Если же участники не решились улететь, бросив своих товарищей на произвол судьбы, они могут предпринять попытки помочь им, отправляя следующую группу разведчиков, а потом еще…

Правда, результат будет один и тот же: связь с разведчиками сразу обрывается, успевает прийти только следующая информация.

Информация специалисту по жизнеобеспечению: «Группы разведчиков объединились. Жизнь и здоровье участников в безопасности. На этом связь с группой прервалась».

Группы действительно объединяются, поскольку и вторая, и третья группы разведчиков ведущими приводятся в ту комнату, где «отдыхает» первая группа.

Напряжение игроков на корабле и в «разведке» достигает наивысшей точки. Обычно сильнее переживают те, кто остался на борту, мучаясь неизвестностью, переживая из-за невозможности узнать судьбу своих разведчиков. Но вот… выключается свет и в микрофоне звучит «Голос планеты», который объясняет все, но… (этот текст читает один из ведущих, оставаясь невидимым для зала).

Разведчики, находящиеся в комнате, так же слышат этот голос. Один из ведущих приходит к ним в виде существа, живущего на этой планете. Для обеих групп тексты звучат одновременно.

 

 

...

«Голос планеты». Инопланетяне, внимательно слушайте меня! С вами говорю я, планета.

Я – земля, воздух, ветер, облака, камни, подземный огонь и все живое. Много веков я создавала свой Мир – единый и живой. Мир, в котором все дышит одной целью, все взаимосвязано и дружественно друг другу, Мир гармонии и великих возможностей. Каждый атом здесь – это я; все объединено единым информационным полем. Мы – единое целое, мы – это я. Мои частицы обладают разумом в различной степени. Есть среди моих «я» существа, обладающие разумом, значительно превышающим ваш. Внешне они не похожи на вас. Каждое из этих существ обладает свободой воли, творчества и любви. Им доступно полноценное индивидуальное существование!

Но им доступно и другое – слияние друг с другом, со всей планетой в единое разумное целое. В этом состоянии их возможности познания безграничны, их чувства – бездонны, их творческий потенциал – безмерен. Прибыв на планету (для разведчиков в тексте: «Покинув корабль…»), вы помимо своей и моей воли стали частицей моей экосистемы. Мы уже не можем отпустить вас – последствия могут быть необратимыми и для вашей биологической жизни и для нас. Но здесь и сейчас у вас есть выбор. Вы можете остаться людьми и прожить на отведенном вам участке планеты свою индивидуальную жизнь, я обеспечу вас всем необходимым.

Вы можете слиться со мной. Потенциала вашего мозга хватит, чтобы превратиться в самое высокоразвитое существо нашей системы. Биологический облик придется изменить: он помеха дальнейшему развитию. Вы познаете жизнь, недоступную вашему воображению.

 

Принимайте решение каждый за себя. У вас есть 5 минут. В противном случае я решу за вас.

Каждый участник и те, кто остался на корабле, и разведчики, принимают решение за себя. Ведущий просит каждого озвучить свой выбор. Тех, кто решил слиться с планетой, собирают в одном месте, тех, кто остался в облике человека, переводят в помещение, где раньше находились разведчики. В каждой из этих групп работает по одному ведущему. Вначале ведущий предлагает каждому еще раз проговорить свой выбор и объяснить его причины. После того как все объяснят причины принятого решения, поделятся переживаниями друг с другом, каждая группа предоставляется сама себе и обсуждает дальнейшую жизнь. Как живут, что переживают, о чем думают и мечтают, на что надеются, какими делами занимаются… Потом группам предлагают встретиться.

 

 

...

Ведущий. Некоторое время вы прожили на этой планете. Вы ничего не знаете о жизни тех, кто сделал иной выбор, и вот вы встретились. Вы не можете поговорить, но вы можете нарисовать свою прожитую жизнь, свой новый обретенный мир, и таким образом показать его своим бывшим соратникам.

 

Снова звучит музыка. На большом листе бумаги обе группы разноцветными мелками рисуют свои миры. Через некоторое время ведущий предлагает объединить их. Если участники не хотят объединяться, не стоит настаивать. Предложите еще раз посмотреть на картину. Обратите внимание участников на то, что она нарисована на общем листе, и даже если миры не могут слиться друг с другом, они существуют в одном пространстве, на одной планете.

Музыка постепенно затихает, свет гаснет, участникам предлагается через 5-10 минут собраться в другом помещении, чтобы обсудить игру.

Лич

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...