Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Игровые проекты в работе с детским самоуправлением




 

Во многих школах существуют органы самоуправления под разными простыми или претенциозными названиями. Часть из них работает очень успешно, большинство же является реально не существующими мертворожденными структурами. «Живыми» такие организации бывают только там, где они изначально создавались для решения «всамделишных» проблем, где их мнение что-то значит, и они действительно принимают участие в управлении определенной частью школьных дел. Очень часто подобные структуры рождаются не в плановом порядке, а как естественное следствие развития событий в школе, например, в результате конфликта, бунта, «бузы».

В нашей школе все началось именно так. Причем к моменту вмешательства психологов конфликт вполне успешно и бойко развивался. Административные меры результата не возымели. В общем, в школе имел место скандал. Мы попробовали применить к этой на глазах разбухающей ситуации классическую схему «конфликтологической» работы.

Прежде всего состоялись переговоры с каждой из конфликтующих сторон. Они преследовали две цели: дать участникам возможность сформулировать основные претензии и поделиться своими чувствами и проблемами, а также заручиться готовностью каждой стороны начать переговоры друг с другом. Первая задача была воспринята и решена обеими сторонами «на ура». Со второй – оказалось сложнее. Прежде всего заминка вышла со стороны педагогов. Они долго настаивали на другом развитии событий: «Давайте вы, психологи, им все и объясните». Кое-как убедили.

Общей встречи все несколько опасались. Педагоги боялись, что дети будут грубыми, школьников настораживало участие администрации, да и в справедливость мнений учителей, с которыми уже не одну неделю шли открытые боевые действия, им не очень-то верилось. За «круглым» столом пытались сесть по принципу «здесь наши – там ваши». Не удалось, всех перемешали. Слева и справа от доски повесили два больших ватмана. Я, ведущая, объявила цели и правила обсуждения, как могла, сняла напряжение и выразила уверенность в том, что такие разумные люди, как граждане ЭШЛ, просто не могут не договориться. И началось. Все развивалось не так, как предполагалось. Обе стороны говорили достаточно убедительно. Но вот что удивительно: детям для выражения своих мыслей требовалось значительно меньше слов. Педагоги же были крайне велеречивы и витиеваты. Ребята неоднократно просили повторить высказывание еще раз. К концу школьники устали от многословности взрослых. Но ватманы постепенно заполнялись. На одном были записаны чувства и претензии педагогов, на другом – детей. Когда дискуссия вышла на второй круг, мы переместили листы бумаги таким образом, что они оказались рядом на доске. Для наглядности психолог, ведущий встречу, провел стрелки от некоторых записей на одном листе к записям на соседнем. Претензии и чувства оппонентов в этом конфликте оказались зеркальными. На некоторое время воцарилась тишина. Но шел уже третий час обсуждения, все устали и хотели есть. Уже было понятно, что в таком многочисленном составе трудно найти верное решение.

Выход нашелся сам собой. Педагоги выбрали нескольких школьников, пользующихся у них доверием, школьники – столько же педагогов по тому же принципу. Их вместе назвали оргкомитетом по выработке путей выхода из кризиса.

Комитет работал две или три недели и создал… «Хартию девятых классов». Она включала в себя основные правила взаимодействия школьников и педагогов, ребят между собой, задавала правила решения возникающих конфликтов. «Хартию» обсудили и торжественно подписали все члены педагогического коллектива и ученики. Казалось, что ситуация исчерпана.

Но не тут-то было. Как вы понимаете, о происходящем знала вся школа. «Хартия» была встречена по-разному. Младшими приблизительно так: «Эх, нам бы так!» А старшими совсем по-другому: «У нас бы это получилось лучше». От многих классов стали поступать предложения присоединиться к «Хартии». («Естественно, после ее улучшения», – добавляли учащиеся 10–11 классов.) Возник временный Совет школы по разработке общешкольного документа. «Хартию» доработали и приняли. Она стала документом, регулирующим всю внутришкольную жизнь. Но кому-то нужно следить за ее исполнением, добавлять и расширять содержание. И Совет школы стал постоянным.

Но время прошло, ребята из девятого перешли в десятый, затем в 11 класс и наконец закончили в школу. С прошлого года деятельность Совета стала замирать и к концу года практически прекратилась. Он стал чисто декларативным органом, ничего не определяющим в жизни школы. Было понятно, что от идеи Совета нужно либо отказываться, либо предпринимать какие-то шаги по его возрождению. Решили начать со второго. А вдруг получится?

Прежде всего объявили перевыборы представителей от классов (с шестых по одиннадцатые). Попросили классных руководителей включиться в них максимально, так как сами учащиеся демонстрировали явную незаинтересованность во всей этой «суете вокруг Совета». Громко и с помпой провели перевыборы взрослых членов Совета. Голосование было общим и тайным для всех учащихся и всего педагогического коллектива. Придумали еще один путь, которым ученик может попасть в Совет: «Большую пятерку». Прямым тайным голосованием выбрали пятерых самых авторитетных учеников 6-11 классов. В «Большой пятерке» оказались ученики 9,10 и 11-х классов. Эта последняя процедура немного встряхнула школу, всем было интересно, кто же окажется в числе самых-самых. Естественно, что к моменту объявления состава Совета и его первого сбора эти пятеро были более других настроены на работу (как-никак, а доверие оказано всей школой).

Наша дальнейшая тактика (ее разрабатывали педагоги – члены Совета и мы, психологи) состояла в том, чтобы делать все не так, как было в прошлом году, а стратегия – в том, чтобы создать сплоченную, единую команду Совета, готовую и умеющую коллективно ставить цели своей деятельности и достигать их. Попутно нам представлялось очень важным повысить внешний статус Совета, сделать его органом привлекательным, если хотите – элитарным.

Для начала мы объявили, что первая встреча Совета будет не обычным заседанием, а деловым тренингом-семинаром, который проведут школьные психологи. Время его работы – два с половиной часа. Ребята собирались нехотя, скорее из уважения к взрослым, но их настроение изменилось уже в первые минуты работы. Вообще на этом семинаре дети в который раз вызвали у меня чувство глубокого уважения. Если им действительно интересно, они умеют быстро отказываться от своей подростковой «позы» и искренне, серьезно и ответственно включаться в работу. Мы предложили ребятам сугубо деловую форму работы: никаких игр, «разогрева». Собрались, поставили цели, обсудили регламент и правила работы. За два с небольшим часа работы (общей, по группам) Совет четко сформировал представление о том, в каких направлениях он будет действовать и как в связи с этим должна выглядеть его внутренняя структура. Кроме того, участники получили опыт реальной совместной работы, благодаря этому «прямо на глазах удивленной публики» был найден вариант решения актуального конфликта между группой старшеклассников и администрацией школы (естественно, были проанализированы и причины его возникновения) и создан проект участия Совета в проведении Дня лицея. Не менее важно и то, что ребята работали в разновозрастных группах, не испытывая никакого дискомфорта, внимательно прислушиваясь ко всем высказываемым мнениям. Это было здорово, потому что самые юные участники Совета принесли много интересных, свежих идей. Но времени явно не хватило. На подведении итогов все взрослые и многие ученики говорили о том, что было бы здорово выехать куда-нибудь всем вместе на день-другой и хорошенько поработать. С этим и расстались, а взрослые, в течение нескольких дней обсуждая эту проблему, вдруг поняли, что не надо никуда выезжать. Работать надо в школе, потому что «дома и стены помогают», потому что обживать Совету надо именно школьную территорию. Собраться в субботу или воскресенье? Можно, конечно. Но лучше ночью.

Так было принято решение о проведении ночного заседания школьного Совета, нашедшее поддержку у школьной администрации, хотя не обошлось без первого потрясенного «ну вы даете!». Дети пришли в полный восторг, с большинством родителей проблем тоже не возникло: школа пользуется у них доверием, и наших заверений в том, что мы действительно будем работать и ситуация находится под нашим полным контролем, хватило. Кстати, именно с этого момента в школе начался ажиотаж: многие бегали и просили взять их в Совет. Кое-кто даже попытался в заветную пятницу остаться в школе, в надежде, что когда обнаружат, то не выгонят (дома они сказали родителям, что их пригласили), но «примкнувшие» были найдены и отправлены по домам.

С самого начала было решено, что кормить себя Совет будет сам. Школьники составили меню ужина, позднего ужина, еще одного ночного перекуса, завтрака (они бы еще что-нибудь запланировали, но тут уж взрослые попросили остановиться), распределили ответственность. В результате мы сели за свой первый ужин при свечах в школьной столовой, за стол, ломившийся от всякой домашней вкусной еды. Накрывали, убирали, мыли посуду дети в соответствии с составленным ими графиком. Конечно, многие идеи подсказывали взрослые, но так, чтобы у ребят оставалось ощущение самостоятельно принятых решений.

Вы можете не поверить, но с восьми вечера до двух часов ночи мы работали. Конечно, с перерывами, с игровыми разгрузочными паузами, которые насыщали нашу деловую часть эмоциями, и с большим «чайным» перерывом. Но мы работали! И сделано было очень много. По крайней мере члены Совета к моменту завершения деловой части четко представляли себе, кто и чем будет заниматься, каковы первые шаги в их работе. Ребята «проиграли» ряд типичных ситуаций школьной жизни и выработали алгоритм участия в них Совета. Был создан сценарий мероприятия, который Совет проведет в День лицея в конце октября; каждый член Совета получил информацию о том, как и в каких ролях он выступал в процессе работы (Организатора, Критика, Исполнителя, Подстрекателя).

В тот момент, когда председатель Совета объявил об окончании работы, в зале погас свет. Заблаговременно он был выключен во всей школе и даже во дворе. Темнота наступила порядочная. Когда визг немного стих, мы предложили всем взяться за руки и выстроиться в цепочку. В полной темноте мы провели участников по школе, по лестницам со второго этажа на первый и обратно. Когда вернулись в зал, там уже горела свеча в центре большого ковра. На нем-то мы все и устроились для проведения традиционной «Свечки». Глазки у многих детей уже покраснели и закрывались, но каждый сказал, что хотел, и все слова были о дружбе, поддержке, ощущении тепла. Многие говорили, что открыли в себе что-то новое.

Остаток ночи прошел с песнями под гитару, задушевными разговорами при свечах, чаем. Была даже небольшая дискотека. Желающие легли спать. Спали на ковре в актовом зале, в заранее припасенных спальниках. Утром позавтракали и отправились по домам. Отсыпаться.

Кстати, на второй, неофициальной части заседания Совета, психологи уже не присутствовали. Хотя хотелось очень. Но мы с самого начала договорились, что ночью уедем домой. Потому что мы не члены Совета и потому что нужно сделать так, чтобы Совет работал сам, независимо даже от нас, таких замечательных школьных психологов. Мы вообще много и серьезно думали о том, какую позицию нам нужно занять в работе с Советом. И решили: мы – те, кто помогает ему сплотиться и заработать самостоятельно. Если первый семинар мы полностью взяли на себя и провели его от начала до конца, то в ночной работе все было по-другому. К организационным моментам мы вообще не имели отношения, а в процессе семинара инициативу постепенно передали председателю Совета (педагогу) и его сопредседателю, ученику одиннадцатого класса. На последнем этапе работы, когда создавался проект проведения Дня лицея, мы вообще не присутствовали: обесточивали школу и затем мирно пили чай. А позже вообще уехали. Провожали нас замечательно, говорили добрые слова. Было очень приятно, но еще приятнее то, что теперь у нас не болит голова за Совет: он в надежных руках детей и взрослых.

А пустая школа нам необыкновенно понравилась. Теперь мы хотим придумать собственную психологическую игру, которую можно провести в ночном школьном пространстве. Кое-какие задумки есть, и мы точно знаем, что дети нашу инициативу поддержат.

 

Приложение 1

 

Темы для выпуска газеты

Вы можете использовать следующие темы:

• достойные люди школы;

• школа глазами…;

• хобби.

Схема интервью

• Чем мне нравится мое положение в школе.

• Чем школа мне дорога?

• Что хотелось бы изменить в школе?

• Как видится школа в будущем?

 

Приложение 2

 

Экзаменационные билеты

Билет № 13

Расскажите об особенностях жанра «Современный женский роман»: сюжет, литературные приемы, главные герои и т. д.

Билет № 13

Расскажите об особенностях выращивания цыплят бройлерных пород в условиях вечной мерзлоты.

Билет № 13

Докажите теорему № 124 о построении равнобедренного круга.

Билет № 13

Перечислите основные способы добывания философского камня в горах Казахстана.

Билет № 13

Расскажите об особенностях внешней политики князя Джуффина Доброго (на примере торговли со странами Дальнего Юга).

Билет № 13

Расскажите об особенностях экспериментальной проверки качества парфюмерной продукции «franzuski sport».

Билет № 13

Расскажите об обычаях, культуре, особенностях жизни дикого племени Мумба-Юмба, живущего лесах Центральной Африки.

Билет № 13

Найдите место в биологической классификации живому существу, известному в народе как Змей Горыныч.

Билет № 13

Расскажите о подготовке, проведении и правилах черенкования плодово-ягодных деревьев и кустов в условиях Крайнего Севера.

 

Приложение 3

 

Таблички с перечнем целей студенчества

Мы использовали следующие варианты:

• превращение в профессионала;

• возможность работать по профессии с помощью диплома и первичных знаний;

• активная студенческая жизнь;

• устройство личной жизни;

• карьерные устремления.

На одном листе ватмана можно разместить 5 табличек.

Плакаты с перечнем видов деятельности студента

Мы сделали этот плакат в виде неразрезанного паззла на листе бумаги формата АЗ и ксерокопировали его. Он может содержать следующие части:

• серьезная подготовка к каждому экзамену;

• расширение круга знакомств;

• работа по специальности;

• поездки в студенческие лагеря;

• стажировки;

• походы;

• посещение научного кружка;

• свидания;

• поездки по мировым студенческим картам;

• посещение конференций;

• подработка;

• подготовка к семинарам;

• путешествие автостопом по миру;

• создание семьи, воспитание ребенка;

• сон на лекциях, прогуливание лекций;

• дискотеки;

• летние трудовые отряды;

• работа в научном обществе;

• чтение научной литературы;

• посещение выставок;

• спокойный отдых дома (книги, сериалы, музыка);

• расширение круга знакомств и т. д.

Перечень жизненных целей

Вы можете предложить участникам следующий список:

• реализация своих творческих способностей в какой-либо области искусства или науки;

• стать знаменитым;

• самосовершенствование;

• деятельность на благо людей, необязательно за деньги;

• успешная профессиональная карьера;

• жизнь, наполненная яркими впечатлениями;

• обеспеченная жизнь;

• семья.

Упражнения для тематической разминки

Мы выбрали 2 упражнения.

Упражнение 1: «Те, кто…» Ведущий. Встаньте, пожалуйста, в тесный круг. (Ведущий стоит в центре круга, дает команду). Те, кто пришел сегодня на игру (у кого голубые гла

за, кто собирается поступать в вуз, кто уже представляет, в какой области он хотел бы работать и т. д.), поменяйтесь местами.

Задача людей, объединенных этим признаком, поменяться местами, соблюдая главное условие – нельзя занимать соседнее освободившееся место. Задача ведущего – успеть встать в круг во время перехода участников с места на место. Оставшийся без места становится ведущим.

Упражнение 2: «Здравствуй!» Все участники встают в 2 круга – внешний и внутренний – лицом друг к другу Ведущий. Сейчас мы в парах будем здороваться друг с другом, в каждой новой паре это будет происходить по-другому. Начали: поздоровайтесь с приятным для вас человеком, с человеком, которого вы уважаете, поздоровайтесь с бывшим одноклассником, встретившись через год после окончания школы.

Таблица 5 Бланк к тесту с пометками цветов ответов

 

Бланк «зачетного листа»

Зачетный лист

Фамилия, имя ________________________________________

Класс _______________________________________________

1. Название чувства: _____________________________________

2. Я выбрал эту профессию потому, что… ______________________

____________________________________________________

3. Цвета моих ответов в тесте:

1 ________ 2 ________ 3 ________ 4 ________ 5 ________

4. Прежде всего я иду в вуз для того, чтобы… __________________

____________________________________________________

5. Мой «багаж» _________________________________________

____________________________________________________

6. Значимая для меня жизненная цель ________________________

____________________________________________________

 

Приложение 4

 

Что нужно сделать для того, чтобы создать макет парка?

• Разослать приглашения жителям других городов на открытие парка.

• Создать сначала черновой эскиз, а затем – макет парка.

• Определить те парковые территории, в которых заинтересовано большинство детей города.

• Закупить продукты для праздничного банкета.

• Выяснить у каждого жителя города, каким он видит парк отдыха.

• Отправить экспедицию за драгоценным мрамором для фонтана.

Анкета «Каким ты хочешь видеть свой парк?»

Внимательно прочитай пункты от 1 до 5.

1. Просто зеленая зона для прогулок и отдыха.

2. Участок с аттракционами и игровыми автоматами.

3. Участок для культурного отдыха: с танцплощадкой, летней сценой и т. д.

4. Участок со спортивными площадками.

5. Сказочный игровой городок.

Техническое задание для групп, разрабатывающих макет парковых зон

_______________________________________________________________________

(название)

1. Продумайте, где у вас будут входы на территорию. Свое решение обязательно согласуйте с группой, разрабатывающей макет общей территории!

2. Выберите из списка объекты, которые вы хотите установить на своей территории:

кафе и палатки с едой;

мороженое и напитки;

пруд и лодочная станция;

скульптуры и памятники;

лавочки и беседки;

фотограф;

лотереи;

реклама;

фонтаны.

3. Изобразите на шаблонах те объекты, которые вы хотите установить на своей территории, и обозначьте на макете место их расположения.

4. Обозначьте дорожки, которые пройдут по вашей территории, с помощью извилистых линий, скамейки – с помощью вытянутого прямоугольника, а мусорные урны – с помощью кружка.

5. Если на вашей территории предполагаются клумбы, деревья, газоны и другие парковые украшения, обязательно нарисуйте их.

6. Создайте макет: нанесите на него все необходимые рисунки и прикрепите объекты.

7. Подумайте, чего еще не хватает на вашей территории парка. Красиво ли она смотрится?

Примечание: такие технические задания готовятся заранее для всех пяти зон (их названия перечислены в анкете). Пункт «2» для каждой зоны содержит свои объекты.

Зона аттракционов:

• колесо обозрения;

• комната ужасов;

• комната смеха;

• американские горки;

• игровые автоматы;

• надувные батуты;

• автодром.

Сказочный городок:

• пещера дракона;

• избушка на курьих ножках;

• лабиринт Минотавра;

• пруд с водяными и русалками;

• домик Белоснежки и семи гномов;

• волшебный колодец;

• дуб и говорящий Кот.

Зеленая зона:

• красиво оформленные полянки;

• уютные уголки со скамейками;

• место для шашлыков;

• участки с экзотическими растениями;

• извилистые песочные дорожки;

• прямые широкие аллеи.

Спортивная зона:

• тренажерный зал;

• роллердром;

• стадион;

• теннисный корт;

• «тарзанка»;

• шахматный клуб;

• клуб игроков в «городки».

Зона культурного отдыха:

• танцевальная площадка;

• летняя сцена;

• кукольный театр;

• мульттеатр;

• цирк «Шапито»;

• музей игрушки;

• книжный киоск.

Техническое задание для группы, разрабатывающей макет общей территории парка

1. Продумайте, где у вас будут входы на территорию парка, и обозначьте их на схеме.

2. Выберите объекты, которые вы хотите установить на общей территории. «Феи» подскажут вам, какие объекты оказались наиболее популярными.

3. Изобразите на шаблонах те объекты, которые вы хотите установить на своей территории, и обозначьте место их расположения.

4. Обозначьте дорожки, которые пройдут по вашей территории, с помощью волнистой линии, скамейки – с помощью вытянутого прямоугольника, а мусорные урны – с помощью кружка.

5. Свои планы обязательно согласуйте с другими группами. Иначе входы на их территорию останутся без дорожек!

6. Если на вашей территории предполагаются клумбы, деревья, газоны и другие парковые украшения, обязательно нарисуйте их.

7. Создайте макет: нанесите на него все необходимые рисунки и прикрепите объекты.

8. Подумайте, чего еще не хватает на вашей территории парка. Красиво ли она смотрится? Учли ли вы пожелания всех детей города?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...