Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Результат функционирования двигательной активности человека




выражается в степени улучшения (укрепления) физического, психологического, социального и эстетического состояния человека.

Основным фактором здорового образа жизни является физическая активность. Вспомогательными: гигиенические факторы и оздоровительные силы природы. Гигиенические факторы: режим, питание, общесгвенная и личная гигиена. Оздоровительные силы природы: солнце, воздух и вода.

 

Вспомогательные факторы вызывают определённые биохимические изменения в организме, приводящие к изменениям состояния здоровья и работоспособности. Это дополнительный эффект воздействия упражнений на организм.

При выполнении физического упражнения различного вида в организме человека происходит совокупность физиологических, психологических и биологических процессов, которые приводят к положительным изменениям физических качеств и эмоционального состояния.

Сам тренировочный процесс рассматривается как функция напряжения-расслабления в пространстве и времени.

Три фазы физического упражнения: подготовительная, основная и заключительная.

Техника физического упражнения: способы выполнения двигательных действий, при которых двигательная задача выполняется целесообразно с относительно большей эффективностью.

11. Оздоровительные системы: общие принципы, классификация и краткая характеристика.

Сегодня при недостатке двигательной активности в условиях современной жизни, появляется острая необходимость в создании различных физкультурно-оздоровительных систем на основе научно обоснованных и адекватных соотношений внешних и внутренних факторов развития человека для совершенствования функциональных возможностей его организма, повышения его работоспособности и сопротивляемости неблагоприятным воздействиям-

В настоящее время разработан и практически апробирован ряд авторских комплексов и оздоровительных систем, которые характеризуются доступностью, простотой реализации и эффективностью. Это:

!. Контролируемые беговые нагрузки (система Купера).

2. Режим 1000 движений (система Амосова).

3. 10 000 шагов каждый день (система Михао Икаи).

4. Бог ради жизни (система Лидьярда).

5. Всего 30 минут спорта в неделю на фоне повседневной естественной нагрузки, учитывая правила: если можешь сидеть, а не лежать ~ сиди, если можешь стоять, а не сидеть ~ стой, если можешь двигаться — двигайся (система Моргауза).

6. Произвольное поочерёдное сокращение мышц тела без изменения их длины в течение всей «бодрствующей» части суток (скрытая изометрическая гимнастика по Томпсону).

7. Калланетика: программа из 30 упражнений для женщин с акцентом на растяжение (система Пинкней Калане) и т.д.

Новейшие направления оздоровительной физической культуры современности:

 

1. Оздоровительная аэробика. Разновидности: степ, слайд, джаз, аква-или гидроаэробика.

2. Танцевальная аэробика- Разновидности: фанк-аэробика, Сити-джем, хип-хоп и др.

3. Велоаэробика.

4. Аэробика с нагрузкой (небольшой штангой).

5. Акваджогинг, шейиинг, стретчинг и др.

Занятия физическими упражнениями активизируют и совершенствуют обмен веществ, улучшаю'!' деятельность центральной нервной системы, обеспечивают адаптацию сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем к условиям мышечной деятельности, ускоряют процесс вхождения в работу и функционирования систем кровообращения и дыхания, а также сокращают длительность функционального восстановления после сдвигов, вызванных физической нагрузкой.

Физические упражнения и процедуры лечебной физической культуры оказывают положительное воздействие на деятельность органов пищеварения и выделения: укрепляется мускулатура передней стенки живота, играющая большую роль в работе кишечника, более совершенными становятся органы выделения, а также желез внутренней секреции.

Кроме оздоровительного эффекта физические упражнения совершают тренирующее воздействие на человека (повышается умственная и физическая работоспособность), позволяют повысить уровень физических качеств, содействуют формированию и дальнейшему совершенствованию жизненно важных умений и навыков (плавание, ходьба на лыжах и тр.).

Оздоровительное, лечебное и дренирующее влияние физических упражнений на организм становится более эффективным, если они правильно сочетаются с закаливающими средствами в виде водных процедур, солнечных и воздушных ванн, а также массажа.

Регулярное применение физических упражнений и закаливающих факторов повышает жизненный тонус организма, его иммунитет, улучшает функции вегетативных систем, работоспособность и предупреждает старение.

12. Основные циклы земледельческого календаря и связанные с ними обряды и игры.

Важнейшие на Руси обряды и праздники были связаны с земледельческим календарём (трудом), с жизнью природы, с мифологическими олицетворениями природных сил. Они начинались в декабре и завершались осенью, уборкой урожая. Праздники составляли целостный календарный цикл - цикл земледельческих работ - подготовкой и ожиданием урожая, и его уборкой. Эти праздники имели преимущественно магический характер. Их цель - обеспечить здоровье людям и лад в семье, хороший урожай полевых и огородных культур, богатый приплод животных.

Праздничный календарь в России на протяжении многовековой истории не был стабильным, неизменным. Каждая историческая эпоха

вносила в праздничный быт народа что-то своё, новое. Наиболее заметные изменения он претерпел трижды - после Крещения Руси 988 г., в период петровских преобразований и после крушения самодержавия, т.е. в переломные периоды истории русского народа. Но неизменными оказывались циклы земледельческого календаря: Зимний обрядовый никл; Весенний;летний и осенний.

Обряд Колядование. Рождение Коляды, мифологического существа, совпадало по времени с «рождением» Солнца - зимнем солнцеворотом. Участники обряда Колядования распевали песни, прославляли Коляду, ходили по домам, желали хозяевам здоровья, богатого урожая, приплода в наступающем году. По требованию колядующих хозяева вознаграждали их съестными дарами ~ это была жертва Коляде. Разжигали костры и под весёлые песни, собранная еда коллективно поедалась. Это происходило 24 декабря по старому стилю.

Колядованием начинались Зимние Святки ~ древний славянский праздник начала Нового года, длившийся с 25 декабря по 6 января (по старому стилю). Набиравшее силу солнце обещало скорое пробуждение 1емли, возрождение природы. Древние земледельцы верили, что соединяя усилия многих людей в обрядовом действии, они могут помочь плодородию. В мировоззрении древних люди и природа - это две части одного целого, а обряд - это то средство, которое их соединяет, средство общения между ними.

Обязательные святочные игры, весёлые забавы, обильная еда и хмельные напитки пробуждали в людях жизнерадостную энергию, которая, по их мнению, сливалась с возникшей энергией плодородия, удваивая её.

Другая сторона святочных ритуалов - гадание. Каждому хотелось узнать, каков буде год: урожайный ли, обильным ли на недуги, щедрым ли на свадьбы? Считалось, что «Открытия» по святочному гаданию сбудутся.

Обряд Масленица. Масленицу отмечали в конце марта, в период весеннего равноденствия. Это праздник проводов зимы и встречи весны. Непременным спутником праздника были Блины. Своей формой они символизировали солнце. Тысячу лет назад вид блинов был ближе к древнейшему схематическому изображению солнца. Объевшись масляными блинами, над толпой возвышалась сама Масленица -- олицетворение конца зимы и начала сезона плодоношения. Масленица присутствовала на празднике в виде чучела, разодетого в женские одежды.

Гуляние начиналось с обрядов призыва и встречи Масленицы. Заканчивалось - ритуальным захоронением Масленицы ~ чучело либо сжигали, либо, разорвав, разбрасывали по полям, и закапывали. Масленица передавала силу полям и успокаивалась до следующего года.

Весенние праздники. Вышивали полотенца с изображениями богини плодородия. Традиция расписывать яйца весной - одна из древнейших традиций. Считалось, что раскрашенное ритуальное яйцо обладает необыкновенными свойсгвами: может исцелить больного, потушить пожар, остановить бурю и т.д.

Венчали весеннюю обрядность и начинали летнюю «Зелёные святки». Коне!! мая - июнь, в разных местностях устанавливался свой срок. Для земледельца - это критический срок - всё, что мог он сделал, остаётся уповать на силы природы, и прихоти управляющих этими силами существ. Взор земледельца обращался к водным гладям - к рекам и озёрам, источникам благодатной утренней росы. А душа - к русалкам, властительницам водоёмов. Ожидали от русалок не только шалостей и козней, но и орошения полей.

Русалочные ритуальные хороводы и песни сопровождались ударами бубна, резкими звуками флейты. Верчением и прыжками, пронзительными выкриками участники обряда приводили себя в состояние крайнего возбуждения. Цель такого массового буйства -привлечение внимания русалок к себе и выманивание из омутов.

Обряд Ярилин день. Добрый урожай зависел не только от умеренного орошения, но и от солнечного тепла. Поэтому частью «Зелёных святок» были два «огненных», солнечных праздника - Ярилин день (4 июня по старому стилю) и Ивана Купала (24 июня по старому стилю). Ярило был Богом восходящего (весеннего) солнца, Богом производителем и покровителем животных, производителем растений, Богом силы и храбрости.

Обряд День Ивана Купалы. Купала - Божество славянской мифологии, связанное с культом солнца. Во время праздника оно было явлено чучелом мужского, а иногда и женского пола. Украшением и символом праздника были цветы Иван-да-Марья. Согласно поверьям, в ночь на Ивана Купалу распускался огненного окраса чудесный цветок папоротника, указывавший места закопанных кладов. Колдовские чары окружали этот цветок, отыскать его и открыть клады считалось делом почт невозможным. Особо доверчивые и азартные отправлялись ночью в лес.

Вечером на Ивана Купалу магическим обрядом добывания «живого огня» начиналось главное действо: от затеплившегося огня разжигались священные костры, и самый удалой народ пускался прыгать через них. Каждый стремился взвиться повыше, потому что волшебным образом от высоты прыжка зависела высота хлебов. Вокруг костров водились хороводы.

Обряд сбор урожая. Особенно значительными были: праздник «первых плодов» (начало августа); чествование Рода, когда хлеба уже ссыпали в закрома (время «бабьего лета», с конца августа до середины сентября); начало прядения льна (октябрь).

13. Народные обрядовые праздники, национальные виды спорта как форма организации досуговой деятельности.

Первичной формой организации и проведения всех типов общественно-культурных мероприятий является Обряд. Это ритуальные, традиционные действия, в которых исполнители и зрители объединяются в одно целое' для причащения к высшим силам и открытия сакральных. мистических, божественных тайн. Обряды ведут летоисчисление с

23

зарождения Руси 862 год. Праздники не имеют языческих корней и меняются параллельно с изменениями в жизни общественного строя.

Праздник - это особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживанием какого-либо торжественного события. Личное и общественное в жизни человека тесно переплетаются. Праздники, связанные с историей страны, с её вековыми традициями, обрядами, обычаями, позволяют человеку осознать своё единство со всем народом. Это развитие корпоративного духа. Это осознание социальной значимости.

Праздник всегда выполнял важные общественные функции:

коммуникативную, познавательную, воспитательную и эстетическую. Человек ощущал себя личностью, членом коллектива. Именно через праздник проявляются все формы и виды культуры любого коллектива. Это и принятые формы поведения в коллективе, это и демонстрация нарядов, это и исполнение традиционных обрядов.

Существует два типа народных обрядов: семейные (инициации) и календарные.

Семейные народные обрядовые праздники или инициации - это посвятительные обряды и таинства в родовом обществе, связанные с переводом детей в разряд взрослых. Современные виды семейных обрядов (инициации): крестины, свадьбы и погребение.

Истоки календарных русских праздников находятся в языческой традиции отмечать окончание рабочей страды, приход времён года, а также в церковных праздниках. Так появились Новый год н Рождество, Масленица, Пасха, День Ивана Купалы и другие традиционные русские праздники.

В настоящее время существует два типа праздников;

государственные и профессиональные.

Государственные - это праздничные выходные дни, приуроченные к каким-то событиям и отмечаемые населением всей страны. К таким праздникам относятся: Международный женский день, День Защитников Родины, День солидарности трудящихся, день независимости, день Мира и Согласия, Дни района, Дни города.

Профессиональные праздники порождены социалистическим строем и служат для сплочения коллектива, награждения активных и добросовестных работников. Это праздники и государственного масштаба (День шахтёра, строителя, медика, учителя и т.д.) и местного (День запуска первого агрегата ГЭС и т.д).

Командно-административная система оздоровления людей в России н период Советской власти вытеснила исконно народные, исторически сложившиеся забавы, неразрывно связанные с национальной культурой, бытом, традициями. По данным ВНИИФК, исследования по национальным видам спорта и народным играм составляли мизерную долю, а к середине 1970-х гг. были полностью прекращены. За период 1938-88 гг. среди исследований нет ни одного по национальным средства физического воспитания народов нашего Крайнего Севера. А ведь ещё в конце 50-х гг. в

Немецком, Ямало-ненецком округах появились многочисленные поклонники метания пастушечьего аркана, топора, прыжков через нарты.

В настоящее время один из векторов отечественной системы физического воспитания направлен на возрождение народных форм и национальных физических упражнений: гиревого спорта, городков, перетягивания каната, латы, русских видов боевых искусств, «северных игрищ», скаутской системы воспитания и др.

Сейчас в программу общеобразовательной школы по практике физического воспитания включена вариативная (дифференцированная) часть учебного материала, которая даёт возможность обучать национальным видам спорта. Лишь в Уральском, Якутском педуниверситетах и в Хабаровском госпединституте на ФФК имеются новые курсы - «Народные виды спорта», «Национальные виды спорта» (городки, лапта, гиревой спорт и

Др.).

В 1992 году ВНИИФК разработал про«'рамму по физическому воспитанию «Лето» для детских оздоровительных центров и отдельно -целевую программу «Возрождение» - для лагерей скаутского типа. В 1991 году в Москве был создан союз «Московский скаут» - первая официально зарегистрированная скаутская организация России. Российские скауты стали принимать участие в международном скаутском движении, объединяющем более 120 стран мира.

На Руси существовали различные стили рукопашного боя; сеча, борьба «в схватку», «охотницкая», «медвежья», и, конечно же, сам кулачный бой. В настоящее время энтузиастами восстанавливается традиция русского стиля боя и в относительно стройную систему реконструирована славяно-горицкая борьба. По этому виду древнейшего единоборства уже проводятся всероссийские соревнования, как альтернатива модным и популярным сейчас восточным единоборствам.

С 1991 года в программу Праздника Севера (традиционных спортивно-массовых соревнований) включаются «Северные игрища» - большой праздник по национальным видам спорта, который собирает спортсменов с Ямала, Чукотки, из Якутии и других краёв Севера. В Якутии регулярно проводятся чемпионаты по национальным видам спорта. В программу входят: бег по глубокому снегу, борьба на кушаках, метание аркана на точность, скачки на оленях.

В ряде районов Московской области проводятся соревнования по лапте — турнир Одинцовская лапта» с участием 20-40 команд, первенство области по этому национальному виду спорта.

14. Значение физической культуры и спорта в системе оздоровительной и адаптационной деятельности инвалидов. Параолимпийские игры.

В системе оздоровительной и адаптационной деятельности инвалидов трудно переоценить значение физической культуры и спорта. Спорт как занятия физическими упражнениями, как тренировка мышц, требует

определённых волевых усилий и позволяет инвалидам любых категорий развить определённые функции своего тела настолько, что ошибки и невозможность других функций почти не замечаются.

Занятия спортом предполагают здоровый образ жизни и правильное питание, соблюдение режима труда и отдыха, позволяют отдохнуть, развлечься, отвлечься от грустных мыслей, вызванных состоянием инвалидности.

Спорт позволяет инвалиду поддерживать и улучшать своё физическое состояние и самочувствие.

Спорт содействует интеграции инвалидов в общественную жизнь. вначале в кругу друзей и в семье, а в ряде случаев и в отвечающей его наклонностям профессии. Он позволяет ему включиться в социальные контакты с другими людьми.

Спортивные соревнования для лиц с ограниченными физическими возможностями - это путь к радости победы над соперником и самим собой. это победа над своими слабостями и недостатками, радость самоутверждения и самореализации, радость самосовершенствования.

В спорте заключается огромный потенциал для социальной реабилитации и интеграции людей с ограниченными двигательными и интеллектуальными возможностями. В настоящее время во всём мире проводятся мероприятия по организации и развитию спорта инвалидов, от организации небольших спортивных соревнований до проведения таких масштабных соревнований, как Параолимпийские игры. Для вовлечения инвалидов в активные занятия спортом используются традиционные виды спорта: футбол, волейбол, лыжи, коньки и др. (с учётом специфических особенностей инвалидов).

Параолимпийские игры -- это международные спортивные соревнования для инвалидов. Традиционно проводятся после главных Олимпийских игр, а, начиная с 1992 года в тех же городах, где проходя г Игры. В 2001 году эта практика закреплена между МОК и Международным Параолимпийским комитетом (МПК). Летние Параолимпийские игры проводятся с 1960 года, а зимние - с 1976.

Название «параолимпийский» образовано от греческой приставки «пара» - «около, наряду», что подразумевает параллелизм и равноправие параолимпийских соревнований с олимпийскими. Возникновение видов спорта, в которых могут участвовать инвалиды, связывают с именем английского нейрохирурга Людвига Гутмана, который, преодолевая вековые стереотипы по отношению к людям с физическими недостатками, ввёл спор г в процесс реабилитации больных с повреждениями спинного мозга. Он на практике доказал, что спорт для людей г физическими недостатками создаёт условия для успешной жизнедеятельности, восстанавливаег психическое равновесие, позволяет вернуться к полноценной жизни независимо от физических недостатков.

Параолимпийские виды спорта: тяжёлая атлетика (пауэрлифтинг), лёгкая атлетика, стрельба из лука, плавание, дзюдо, велосипедный спорт

 

теннис на колясках, фехтование, футбол 7х7 и 5х5, баскетбол на колясках. выездка, стрельба, волейбол, регби на колясках, танцы на колясках, настольный теннис, гребля, парусный спорт. Зимние виды: лыжные гонки и биатлон, горные лыжи, хоккей с шайбой, кёрлинг.

Летние игры - 1960 год, Рим; 1964 - Токио и ч.д. 2000- Сидней, 2004 -Греция; 2008- Пекин; 2012 -Лондон.

Зимние - 2002 - Солт-Лейк-Сити, США; 2006- Турин, 2010 -Ванкувер, Канада; 2014 - Сочи, Россия.

15. Использование народных игр и фольклора в работе с детьми-инвалидами.

Различные формы оздоровительной, социально-реабилитационной деятельности с детьми-инвалидами основываются на объединении духовности, спорта и искусства. Поэтому при организации и составлении программ для детей-инвалидов широко используются традиционные народные игры и забавы, проверенные временем, и являющиеся элементами национально-духовной культуры России.

Значение игры для детей-инвалидов состоит:

1. В приобретении детьми умений и навыков физическою совершенства и развитии ими морально-волевых качеств (активные формы игры обучают смелости, мужеству, стойкости, целеустремлённости).

2. В развитии умственных способностей (игра развивает умственные способности ребёнка, его интуицию, раскрывает его таланты, развивает творческое воображения, необходимого для создания новых миров, мифов, ситуаций, правил игры).

3. В социальной реабилитации детей и осознании своем востребован ности в обществе (свобода действий, самостоятельное принятие решений, раскрепощённость, освобождение эмоций, чувства, энергетического потенциала).

4. В психологической реабилитации (снятие психологического напряжения, связанного с болезнью и реальной жизнью, радость приращения духовных и физических сил, радость победы над собой и своей болезнью).

5. В эстетическом совершенстве (игра формирует у ребёнка стремление к совершенству, создаёт ощущение гармонии, обогащает ребёнка ценностями отечественной и зарубежной культуры методом литературного моделирования в ролевых играх). Русские народные игры:

«Салки». Выбирается один водящий, который должен догнать и «осалить» разбежавшихся по площадке игроков.

Варианты игры: «осаленный игрок» становится водящим, при этом он должен бегать, держась рукой за ту часть тела, за которую его осалили. Первый же игрок, до которого водящий дотронется, сам становится водящим. Второй вариант: «осаленный игрок» останавливается, вытягивает руки

 

27 в стороны и кричит: «Чай-чай-выручай!». Он «заколдован», «расколдовать» могут другие играющие, дотронувшись до его руки. Водящий должен «заколдовать» всех. Для быстроты процесса можно сделать 2-3 водящих.

«Горелки». Играющие выстраиваются в колонну парами, взявшись за руки. Водящий становится в нескольких шагах перед колонной, спиной к играющим, и начинает кричать;

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло. И раз, два, три - последняя пара. беги!».

На слово «беги» пара, стоящая последней, должна быстро обежать колонну и встать впереди. Водящий тоже должен стремиться занять одно из мест первой пары. Тот, кому не хватило места, становится водящим.

Ведущим может называться любая пара. Поэтому всем играющим надо быть очень внимательными и помнить, какими по счёту они стоят в колонне.

«Тары-бары». На Руси в неё играли так; собирались две команды, брались за руки и вставали в две «цепи» друг напротив друга на расстоянии 15-20 метров. Из каждой команды по очереди или по договорённости со своими игрок, называемый «маткой» обращался к другой команде: «Тары-бары, дайте нам такого-то!». Данный игрок отходил от своей команды и, разбежавшись, старался прорвать цепь другой команды. Если ему удавалось, то уводил в свою команду любого из другой команды. Если цепь не разрывалась, то сам оставался в другой команде. Выигрывала та команда, в которую переходили все игроки из команды противника.

«В столб». Для игры выбирают какой-нибудь столб или дерево с гладким стволом. Играют школьники любого возраста. 10-15 человек. Один из играющих (по жребию) становится к столбу (дереву) с мячом в руках. Он подбрасывает мяч кверху и отбивает его рукой (как в игре волейбол) по направлению к игрокам стоящим в «поле». Те стараются поймать мяч на лету. Игрок, поймавший мяч, бросает им в столб и, если попадает, занимает место у столба, а стоящий здесь до этого - идёт в «поле».

Если мяч попадает в столб, отскочив от земли или от какого-либо предмета, удар считается недействительным.

Если после удара никто из полевых игроков мяч не поймает, то его надо вернуть «сторожу» для следующего удара.

«Стой». Для детей младшего и среднего школьного возраста. 8-12 человек. Для игры нужен любой мяч (волейбольный, футбольный, теннисный, просто резиновый) и высокая ровная стена.

Рассчитавшись по порядку, дети становятся в нескольких метрах от стены. Водящий бросает мяч в стену не ниже определённого уровня, громко называя номер кого-нибудь из рассчитавшихся. Игрок, номер которого назвали, ловит отскочивший от стены мяч и снова бросает его в стену. называя при этом номер другого игрока. Тот в свою очередь бросает мяч в стену, вызывая третьего и т.д.

Если один из игроков не поймал мяч, остальные игроки разбегаются, а совершивший ошибку быстро подбирает мяч и кричит: «Стой». После этого он может мячом «запятнать» любого из играющих. Если он промахнётся, ему

 

засчитывается штрафное очко, и игра возобновляется. Если же он попадает в игрока, то слова все разбегаются, а «запятнанный» хватает мяч и кричит:

«Стой». Теперь уже он старается попасть мячом в любого из играющих. Так продолжается до первого промаха. Промахнувшемуся засчитывается штрафное очко, и игра опять начинается с броска в стенку. Выигрывает тот, кто не получил штрафных очков или получил их меньше других.

«Пятнать» игроков можно с того места, где был подобран мяч. Остановившись, можно увёртываться от мяча, но при этом нельзя отрывать ноги от земли. Игрок не считается «запятнанным», если поймал брошенный в него мяч. В этом случае штрафное очко получает тот, кто его бросил.

«Казаки-разбойники». Играющие делятся на две группы. Одна изображает казаков, другая -- разбойников. У казаков есть дом, где во время игры находится «сторож». В его обязанности входит охрана пойманных «разбойников». Игра начинается с того, что «казаки» находятся в своём доме и дают возможность «разбойникам» спрятаться. «Разбойники» по ходу своего движения должны оставить следы: стрелки, условные знаки, или записки, где указывается место следующей отметки. Следы могут быть и ложными, для того, чтобы запутать казаков. Через 10-15 минут «казаки/) начинают поиски. Игра заканчивается тогда, когда все «разбойники-» пойманы, а пойманным считается тот, кого увидели «казаки».

Игру лучше проводить на большой, ограниченной какими-либо знаками территории. По окончании игры «казаки» и «разбойники» меняются ролями.

«Алёнушка и Иванушка». Выбираются «Алёнушка» и «Иванушка>?, им завязывают' глаза. Они находятся внугри круга. Играющие встают в круг, и берутся за руки. «Иванушка» должен поймать «Алёнушку». Чтобы это сделать, он может звать её: «Алёнушка!». «Алёнушка» обязательно должна откликаться: «Я здесь, Иванушка!». Как только «Иванушка» поймал «Алёнушку», их место занимают другие ребята, и игра начинается сначала.

«12 палочек». Для этой игры нужна дощечка и 12 палочек. Дощечку кладут на плоский камень или небольшое брёвнышко, чтобы получить подобие «качелей». На нижний конец дощечки кладут 12 палочек, а по верхнему один из играющих ударяет, чтобы все палочки разлетелись. Водящий собирает палочки, а играющие в это время убегают и прячутся. Когда палочки собраны и уложены на дощечку, водящий отправляется искать спрятавшихся. Найденный игрок выбывает из игры. Любой из спрятавшихся игроков может незаметно подкрасться к «качелям» и вновь разбросать палочки. При этом, ударяя по дощечке, он должен выкрикнуть имя водящего. Водящий снова собирают палочки, а все играющие снова прячутся. Игра заканчивается, когда все спрятавшиеся игроки найдены и при этом водящий сумел сохранить свои палочки. Последний найденный игрок, становится водящим.

Фольклор - художественное искусство, создаваемое народом: поэзия, музыка, танец, театр, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, игра. В коллективном художественном творчестве

народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования.

К произведениям устного народного творчества относятся сказки, былины, загадки, пословицы, поговорки, песни, оды и др. В них отражаются духовно-нравственные ценности народа через призму практической деятельности и познания окружающего мира.

Жанровые разновидности русских народных песен; любовные. семейно-бытовые, трудовые, казацкие, солдатские, рекрутские, тюремные, обрядные (календарные и свадебные), шуточные, песни-забавы и др.

16. Организация досуговой и оздоровительной деятельности для разных возрастных групп населения в специализированных учреждениях дополнительного образования и центрах здоровья.

Проблемы молодёжного досуга. 1. Досуговая самореализация молодёжи осуществляется, как правило, вне учреждений культуры и обусловлена воздействием телевидения - как наиболее влиятельного источника эстетического и социализующего воздействия. Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т.п.) большинством молодых людей воспринимается как анахронизм. Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничивается пропагандой древнерусских обычаев и православия. На этом фоне активно развиваются молодёжные субкультуры, появившиеся еще в 70-х годах и к концу 20-го века принимающие всё более агрессивные черты (к более или менее мирным хиппи, панкам, металлистам добавились байкеры, скинхеды, сатанисты и другие агрессивные неформальные группировки).

Ситуация в нашем массовом искусстве, особенно в экранных видах искусства, в настоящее время резко меняется, приобретая всё более негативный характер. В частности «идолы потребления» (поп-/ рок-/ и т.п. музыканты, шоумены, королевы красоты, культуристы, астрологи,...) вытеснили собой на теле/кино/видеоэкранах «идолов производства». Репертуар телевидения 20 - начала 21 века на 90% состоит из зарубежных фильмов, жанровый репертуар которых возглавляет боевик и эротика. Современный кинематограф учит, как скорее проломить голову, чем как её наполнить! Демократизация в сфере искусства привела к принижению и разрушению образа человека. Сцены насилия, жестокости и секса противоречат законам человеческой нравственности и оказывают негативное воздействие на молодёжную аудиторию, что подтверждается многочисленными исследованиями.

В создавшейся ситуации именно культурно-досуговым учреждениям приходится выполнять роль «очага культуры», привлекать в свои объединения молодёжь и подростков для организации социального досуга, прививать молодым людям художественный вкус.

 

Сеть культурно-досуговых учреждений (КДУ) для детей и подростков в нашей стране представляют: 1. Дома детского творчества. 2. Дома и Дворцы молодёжи (ДДМ). 3. Центры эстетического воспитания.

Основная цель КДУ - создание необходимых условий для организации свободного времени школьников. Для этого в КДУ функционируют кружки и студии различных направлений: художественной самодеятельности, художественного творчества и технические.

Кружок - творческое объединение людей, имеющее общность интересов в сфере творчества, на базе КДУ, основной деятельностью которого является овладение определёнными навыками и применением их в жизни.

В условиях новой экономической ситуации с началом перестройки кружки, неспособные «заработать» на себя, вынуждены были прекратить своё существование - так ушли из нашей жизни кружки «умелые руки», количество технических кружков сократилось до минимума. К 90-м годам и РФ остались функционировать те кружки, которые могли существовать ';

условиях самоокупаемости- эстрадные, хореографические, кукольные, театральные - то есть те, цель деятельности которых являлась платная концертная деятельность, достижение статуса профессионального путём результатом своего труда. Сейчас большинство из них работают по принципу студии или ансамбля на самоокупаемости, либо на средства меценатов.

Кружки художественной самодеятельности:

- танцевальный,

- театральный,

- вокальный,

- кукольный,

- кружок игры на гитаре и др.

Кружки художественного творчества:

- декоративно-прикладного искусства,

- изобразительного искусства,

- мягкой игрушки и др.

Кружки технического творчества:

- техническое моделирование,

- моделирование одежды и др.

2. На базе КДУ существуют еще и любительские объединения -объединение людей благодаря общности интересов и увлечений.

Профили любительских объединений:

- общественно политические клубы,

- клуб ветеранов войны и труда,

- клуб краеведов,

- клуб собаководов,

- поисковые клубы,

- клуб будущего воина,

- клуб радиолюбителей,

- клуб любителей песни,

 

- клуб любителей музыки,

- клуб любителей театра,

- кинолюбительство,

- фотоклуб.

Естественно-научные объединения:

- клубы любителей природы,

- клуб натуралистов,

- клуб цветоводов, ~ клуб астрономов.

Физкультурно-оздоровительные объединения:

- туризм,

- альпинизм,

- клуб верховой езды,

- клуб охотников и рыболовов.

Отличительная особенность любительских объединений - добровольность, свобода общения и свобода выбора форм работы (интересные встречи, чаепития и вечера отдыха, групповые занятия, привлечение профессионалов для консультаций и проведения встреч).

Формы работы КДУ с детьми и подростками:

Во многих детских и молодёжных КДУ основной формой работы в кружках и студиях является прежде всего образовательный процесс (дополнительное образование). Ведутся занятия по образовательным и авторским программам, выдаются свидетельства об окончании. Чёткое расписание - часы на игровую и досуговую деятельность. Для проверки полученных знаний регулярно проводятся контрольные, зачёты, срезы знаний — это является хорошей подготовкой к поступлению в средние учебные заведения и вузы.

Задача детских и юношеских КДУ -- ото правильное распределение и активизация досуга школьников в свободное от уроков время. Руководитель кружка или студии для детей и подростков становится прежде всего педагогом, главным качеством которого является любовь к детям, мастерство, такт и порядочность.

Игровые формы досуговой деятельности:

массовые мероприятия (КВН, познавательные конкурсы, музыкальные, исторические, литературные, концерты с участием детских и юношеских коллективов, фестивали)

- вечера-общения (диспуты, пресс-конф

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...