Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Девиантное и делинквентное поведение 2 глава





129 Глава III. Культура

Каждое конкретное сообщество (цивилизация, госу­дарство, народность и т. д.) создает на протяжении мно­гих веков свою собственную культуру, которая сопровож­дает индивида на протяжении всей его жизни и передается из поколения в поколение. В результате возникает мно­жество культур. Перед социологами встает проблема — определить, существует ли что-то общее в человеческой культуре или, выражаясь научным языком, существуют ли культурные универсалии.

Культурные универсалии — это такие нормы, ценнос­ти, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического положения, исторического времени и социального устройства обще­ства.

В 1959 г. американский социолог и этнограф Джордж Мердок выделил более 70 универсалий — общих для всех культур элементов: возрастная градация, спорт, нательные украшения, календарь, соблюдение чистоты, общинная организация, приготовление пищи, кооперация труда, космология, ухаживание, танцы, декоративное искусство, гадание, толкование снов, разделение труда, образование, эсхатология, этика, этноботаника, этикет, вера в чудесные исцеления, семья, празднества, добывание огня, фольк­лор, табу на пищу, похоронные ритуалы, игры, жестику­лирование, обычай дарить подарки, правительство, при­ветствие, искусство укладки волос, гостеприимство, домохозяйство, гигиена, запрет кровосмешения, право наследования, шутки, родственные группы, номенклату­ра родственников, язык, закон, суеверие, магия, брак, вре­мя принятия пищи (завтрак, обед, ужин), медицина, бла­гопристойность в отправлении естественных надобностей, траур, музыка, мифология, число, акушерство, каратель­ные санкции, личное имя, полиция, послеродовый уход, обращение с беременными, право собственности, умило­стивление сверхъестественных сил, обычаи, связанные с наступлением половой зрелости, религиозные ритуалы, поселенческие правила, сексуальные ограничения, учение о душе, статусная дифференциация, изготовление орудий труда, торговля, хождение в гости, отучение ребенка от груди, наблюдение за погодой.

Социология


Социология



Культурные универсалии возникают потому, что все люди, в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково, они имеют одни и те же биологичес­кие потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человечеством окружающая среда. Люди рождаются и умирают, поэтому у всех народов су­ществуют обычаи, связанные с рождением и смертью. Поскольку они живут совместной жизнью, у них появля­ются разделение труда, танцы, игры, приветствия и т. п.

Определения культуры

Американские антропологи А. Кребер и К. Клакхон проанализировали более 150 определений культуры и раз­делили их на шесть основных типов от А до F.

A. Описательные определения, в которых упор делается
на перечисление всего того, что охватывает понятие куль­
туры. Родоначальником такого типа определения культу­
ры является знаменитый антрополог Э. Тайлор. Согласно
Тайлору, «культура, или цивилизация, в широком этно­
графическом смысле слагается в своем целом из знаний,
верований, искусства, нравственности, законов, обычаев
и некоторых других способностей и привычек, усвоенных
человеком как членом общества».

B. Исторические определения, в которых акцентируют­
ся процессы социального наследования, традиции. При­
мером здесь может служить определение, данное извест­
ным лингвистом Э. Сепиром: культура — это «социально
унаследованный комплекс способов деятельности и убеж­
дений, составляющих ткань нашей жизни». Недостаток
определений этого типа связан с предположением о ста­
бильности и неизменности, в результате чего из виду упус­
кается активность человека в развитии и изменении куль­
туры.

C. Нормативные определения делятся на две группы.
Первая из них — определения, ориентирующиеся на идею
образа жизни. По определению, данному антропологом


131 Глава III. Культура

К. Уислером, «образ жизни, которому следует община или племя, считается культурой... Культура племени есть со­вокупность стандартизованных верований и практик, ко­торым следует племя». Вторая группа — определения, ори­ентирующиеся на представления об идеалах и ценностях. Здесь можно процитировать два определения: 1) данное философом Т. Карвером: «Культура — это выход избыточ­ной человеческой энергии в постоянной реализации выс­ших способностей человека», и 2) предложенное социо­логом У. Томасом: «Культура — это материальные и социальные ценности любой группы людей (институты, обычаи, установки, поведенческие реакции) независимо от того, идет ли речь о дикарях или цивилизованных лю­дях».

D. Психологические определения, в которых упор дела­ется либо на процесс адаптации к среде (D-I), либо на процесс научения (D-II), либо на формирование привы­чек (D-III). Индексом D-IV Кребер и Клакхон обознача­ют «чисто психологические определения». Ниже приведе­ны определения, наиболее характерные для каждой из этих четырех групп.

D-I. «Совокупность приспособлений человека к его жизненным условиям и есть культура, или цивилизация... Эти приспособления обеспечиваются путем сочетания таких приемов, как варьирование, селекция и передача по наследству» (социологи У. Самнер и А. Келлер).

D-II. «Культура — это социологическое обозначение для наученного поведения, то есть поведения, которое не дано человеку от рождения, не предопределено в его за­родышевых клетках, как у ос или «социальных муравьев», а должно усваиваться каждым новым поколением заново путем обучения у взрослых людей» (антрополог Р. Бене­дикт).

D-III. «Культура — это «формы привычного поведения, общие для группы, общности или общества. Она состоит из материальных и нематериальных элементов» (социолог К. Янг).

D-FV. «Под культурой мы будем понимать совокупность всех сублимаций, всех подстановок или результирующих


Социология



реакций, короче, все в обществе, что подавляет импуль­сы или создает возможность их извращенной реализации» (психоаналитик Г. Рохайм).

Е. Структурные определения, в которых внимание ак­центируется на структурной организации культуры. Здесь характерны определения, данные антропологом Р. Линто-ном: «а)... Культуры — это в конечном счете не более чем организованные повторяющиеся реакции членов обще­ства, б) Культура — это сочетание наученного поведения и поведенческих результатов, компоненты которых разде­ляются и передаются по наследству членами данного об­щества».

Г. Генетические определения, в которых культура опре­деляется с позиции ее происхождения. Эти определения подразделяются на четыре группы: F-I, в которых культу­ра рассматривается как продукт или артефакт; F-II, в ко­торых упор делается на идеи; F-III, в которых подчерки­вается роль символов; F-IV, в которых культура определяется как нечто, происходящее из того, что не есть культура. Ниже приведены определения, наиболее харак­терные для каждой группы.

F-I. «В самом широком смысле слова культура обозна­чает совокупность всего, что создано или модифицирова­но сознательной или бессознательной деятельностью двух или более индивидов, взаимодействующих друг с другом или воздействующих на поведение друг друга» (социолог П. Сорокин).

F-IL «Культура — это относительно постоянное нема­териальное содержание, передаваемое в обществе посред­ством процессов обобществления» (социолог Г. Беккер).

F-III. «Культура — это понятие для особого порядка, или класса феноменов, а именно — таких вещей и явле­ний, которые зависят от реализации умственной способ­ности, специфичной для человеческого рода, которую мы называем «символизацией». Говоря точнее, культура со­стоит из материальных объектов — орудий, приспособле­ний, орнаментов, амулетов и т. д., а также действий, ве­рований и установок, функционирующих в контекстах символизирования. Это тонкий механизм, организация


133 Глава III. Культура

экзосоматических путей и средств, используемых живот­ным особого рода, то есть человеком, для борьбы за суще­ствование или выживание» (социолог Л. Уайт).

F-IV. «То, что отличает человека от животных, мы на­зываем культурой» (философ В. Оствальд)1.

Основные элементы культуры

1. Знаки и символы. Они представлены главным образом в языке. Благодаря им становится возможным упорядочить опыт и поведение человека. Язык — это объективная фор­ма аккумуляции, хранения и передачи человеческого опы­та. Термин «язык» имеет по крайней мере два взаимосвя­занных значения: 1) язык вообще, язык как определенный класс знаковых систем; 2) конкретный, так называемый этнический язык — конкретная реально существующая знаковая система, используемая в конкретном социуме, в конкретное время и в конкретном пространстве..

Язык возникает на определенной стадии развития обще­ства для удовлетворения многих потребностей. Поэтому язык является полифункциональной системой. Основные его функции — создание, хранение и передача информа­ции. Выступая средством человеческого общения (комму­никативная функция), язык обеспечивает социальное по­ведение человека.

Одним из признаков примитивного языка является от­носительная многозначность. На языке бушменов «г»онс» означает «солнце», «жара», «жажда» или все это вместе (обращает на себя внимание включенность значения сло­ва в определенную ситуацию); «нени» означает «глаз», «видеть», «здесь». В языке жителей Тробриандских остро­вов (к востоку от Новой Гвинеи) одно слово обозначает шесть различных родственников: отца, брата отца, сына

1 Цит. по: Истин Л. Г. Социология культуры. М., 1996. С. 44—47.


Социология



сестры отца, сына сестры матери отца, сына дочери сест­ры отца, сына сына брата отца отца и сына сына сестры отца отца.

Одно и то же слово часто выполняет несколько различ­ных функций. Например, у бушменов «на» означает «да­вать». Одновременно «н'а» является частицей, указываю­щей на дательный падеж. В языке эве дательный падеж также строится с помощью глагола «на» («давать»).

Мало слов, обозначающих родовые понятия. У бушме­нов есть много слов для называния различных плодов, но нет слова для соответствующего общего понятия. Слова насыщены наглядными аналогиями. По-бушменски выра­жение «к'а-та» — это «палец», но при буквальном переводе оно означает «голова руки». «Голод» переводится как «жи­вот убивает человека»; «слон» — «зверь ломает деревья» и т. д. Действительный элемент включен здесь в само назва­ние объекта или состояния.

Какие же признаки характеризуют основные тенден­ции развития языка к более совершенным формам? Преж­де всего происходит замена грубых, трудно различимых звуковых комплексов более дробными единицами с чет­кими дискретными смыслоразличительными признаками. Такими единицами являются наши фонемы. Благодаря обеспечению лучшего распознавания речевых сообщений резко снижаются энергетические затраты участников про­цесса речевой коммуникации. Исчезает и повышенная эмоциональная экспрессивность, заменяясь относитель­но нейтральной формой выражения. Наконец, значитель­ное развитие претерпевает синтаксическая сторона речи. Из сочетания фонем образуются слова устной речи.

«Гипотеза языковой относительности», или гипотеза Се­пира— Уорфа. Связана с идеей В. Гумбольдта (1767—1835) о том, что каждый язык есть своеобразное мировоззрение. Особенность гипотезы Сепира—Уорфа состоит в том, что она была построена на обширном этнолингвистическом материале. Согласно этой гипотезе, естественный язык всегда накладывает свою печать на мышление и формы культуры. «Картина мира» в значительной степени бессо-


135 Глава III. Культура

знательно строится на основе языка. Таким образом, язык неосознанно для его носителей формирует их представле­ния об объективном мире вплоть до основных категорий времени и пространства; так что, например, эйнштейнов­ская картина мира была бы иной, если бы создавалась на основе, скажем, языка индейцев хопи. Это осуществляет­ся благодаря грамматической структуре языков, которая включает в себя не только способы построения предложе­ний, но и систему анализа окружающего мира.

Сторонники невозможности культурного диалога ссы­лаются прежде всего на слова Б. Уорфа о том, что человек живет в своего рода «интеллектуальной тюрьме», стены которой возведены структурными правилами языка. И многие люди даже не подозревают о факте своего «заклю­чения».

2. Отношения. Культуры не только выделяют те или иные части мира с помощью понятий, но также выявляют, как эти составные части связаны между собой — в про­странстве и времени, по значению (например, черное про­тивоположно белому), на основе причинной обусловлен­ности. Мы уверены, что Земля вращается вокруг Солнца, но когда-то люди верили, что дело обстоит наоборот. Культуры часто по-разному истолковывают взаимосвязи. Индеец пуэбло в своей беседе с К.-Г. Юнгом говорил: «Ведь мы — тот народ... который живет на крыше мира, мы — дети Солнца, и, совершая свои обряды, мы помо­гаем нашему отцу проходить по небу. Если мы перестанем это делать, то через десять лет солнце перестанет вставать. И тогда наступит вечная ночь».

«И в этот момент я понял, откуда происходит достоин­ство и невозмутимое спокойствие этого человека. Он — сын Солнца, и его жизнь полна космологического смыс­ла — он помогает своему отцу, творцу и хранителю всей жизни, — он помогает ему совершать это ежедневное вос­хождение», — пишет ученый.

Каждая культура формирует определенные представле­ния о взаимосвязях между понятиями, относящимися к сфере реального мира и к сфере сверхъестественного.


Социология



Например, согласно христианской космологии, мир со­здан Богом из ничего, и имеется немало заповедей об от­ношении Бога к людям.

3. Ценности. Ценности — это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремить­ся. Они составляют основу нравственных принципов. В христианской морали, например, десять заповедей, поми­мо других требований, предусматривают сохранение чело­веческой жизни («не убий»), супружескую верность («не прелюбодействуй») и уважение к родителям («чти отца своего и мать свою»).

Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному твор­честву, аскетизму), и каждый общественный строй уста­навливает, что является ценностью, а что не является.

4. Правила. Эти элементы (в том числе и социальные нормы) регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры. Гуденау объединил все эти элементы следующим образом: «Культура содер­жит образцы, помогающие решить, что существует (Пред­ставления и понятия об окружающем мире), что может быть (взаимосвязи), как относиться к тому, что есть и что может быть (ценности), что с этим делать и как это делать (нормы)». Названные элементы культуры связаны между собой. Например, законодательная система включает мно­жество законов, запрещающих убивать, ранить других людей или угрожать им. У нас существуют десятки зако­нов, запрещающих присвоение чужого имущества, порчу собственности и пр. В них отражено наше стремление к защите личной собственности.

Социальные нормы могут представлять собой стандар­ты поведения. Социальные наказания или поощрения, способствующие соблюдению норм, называются санкци­ями. Наказания, удерживающие людей от определенных поступков, называются негативными санкциями. К ним относятся штраф, тюремное заключение, выговор и др. Позитивными санкциями (например, денежное вознаграж­дение, наделение властью, высокий престиж) называют-


137 Глава III. Культура

ся поощрения за соблюдение норм. Санкции обретают законность на основе норм.

Привычки возникают на основе навыков и закрепля­ются в результате многократного повторения. Привычки — это установившаяся схема (стереотип) поведения в опре­деленных ситуациях. Большинство привычек не встреча­ют со стороны окружающих ни одобрения, ни осуждения. Но есть так называемые вредные привычки (громко раз­говаривать, читать за обедом, грызть ногти), которые сви­детельствуют о плохих манерах.

Манеры — внешние формы поведения человека, полу­чающие положительную или отрицательную оценку окру­жающих. Они основаны на привычках. Манеры отлича­ют воспитанных от невоспитанных, аристократов и светских людей от простолюдинов. Если привычки при­обретаются стихийно, то хорошие манеры надо воспиты­вать.

Манеры чрезвычайно разнообразны, одни относятся к светским, другие — к повседневным. Ходить опрятно оде­тым, не чавкать за едой, не читать газету за обедом — по­вседневные манеры воспитанного человека. Целовать руку даме, говорить ей изысканные комплименты или здоро­ваться, приподнимая шляпу — светские манеры, прису­щие небольшой группе людей.

По отдельности манеры составляют элементы, или чер­ты культуры, а вместе — особый культурный комплекс, называемый этикетом. Этикет — принятая в особых соци­альных кругах система правил поведения, составляющих единое целое. Особый этикет существовал при королев­ских дворах, в светских салонах, дипломатических кругах. Этикет включает особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы. Он характеризует высшие слои общества и отно­сится к области элитарной культуры.

В отличие от манер, обычаи присуши широким массам людей. Обычай — традиционно установившийся порядок поведения. Он также основан на привычке, но относится не к индивидуальным, а к коллективным привычкам. Обычай — воспринятая из прошлого форма социальной


Социология



регуляции деятельности и отношений людей, которая вос­производится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов. Обычай со­стоит в неуклонном следовании воспринятым из прошло­го предписаниям. В роли обычая могут выступать различ­ные обряды, праздники, производственные навыки и т. д. Обычаи — неписаные правила поведения.

Если привычки и обычаи переходят от одного поколе­ния к другому, они превращаются в традиции. Традиции — элементы социального и культурного наследия, передаю­щиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в оп­ределенном сообществе, социальной группе в течение длительного времени. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Пренебрежительное отношение к традиции приводит к нарушению преемственности в раз­витии общества и культуры, к утрате ценных достижений человечества. Слепое же преклонение перед традицией порождает консерватизм и застой в общественной жизни. Традиция — все то, что унаследовано от предшественни­ков. Первоначально это слово означало «предание». В ка­честве традиции выступают также ценности, нормы, об­разцы поведения, идеи, общественные установления, вкусы, взгляды. Традиционными могут стать встречи быв­ших одноклассников, однополчан, подъем национально­го или корабельного флага. Одни традиции выполняются в обыденной, а другие — в праздничной, приподнятой об­становке. Они относятся к культурному наследию, окру­жены почетом и уважением, служат объединяющим нача­лом. Традиционная культура — это прежде всего культура, основанная на священном тексте. Механизм ее воспроиз­водства и трансляции состоит в почитании и рецитации (повторении) священного текста. Разновидностью тради­ции является ритуал.

Ритуал — это совокупность символических стереотип­ных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы и ценнос­ти и вызывающих определенные коллективные чувства. В


139 Глава III. Культура

них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции. Ритуалы не ограничиваются одной социальной группой, а относятся ко всем слоям населе­ния. Ритуалы сопровождают важные моменты человечес­кой жизни. Сила ритуала — в его эмоционально-психоло­гическом воздействии на людей. В ритуале происходит не только рациональное усвоение тех или иных норм, цен­ностей и идеалов, но и сопереживание их участниками ритуального действия.

Выполнение ритуалов, или церемониальных актов, предписываемых религиозной традицией, составляет спе­цифический тип поведения, который можно проследить в любом известном науке обществе. Поэтому ритуал мож­но рассматривать как информацию, позволяющую дать определение и описание человеческой реальности.

Иногда человека представляют и описывают как суще­ство, преимущественно рациональное, экономическое, политическое или играющее. Но можно интерпретировать его и как существо ритуальное и проследить четкую па­раллель между его ритуальным и вербальным поведением. ■ Точно так же, как язык является символической системой, построенной по определенным правилам, так и ритуал представляет собой систему символических актов, которая тоже строится на основе определенных правил.

Сложный, но явный параллелизм между ритуалом и языком можно увидеть, рассматривая исторические по­пытки объяснения ритуального поведения. В большинстве таких объяснений язык выступает как важнейший фактор, связанный с сущностью ритуала. Имеется в виду прежде всего конкретная форма языка — язык мифа.

Миф и культура

В работе Дж. Кемпбелла «Герой с тысячей лиц» даны две интерпретации мифа — как повествования о началах и как повествования, которое формирует общество.


Социология



 


Дж.Кемпбелл отмечает в «Масках бога», что «мифы неко­торых культур воздействуют на нас, сознаем ли мы это или нет, как высвобождающая энергию, жизненно-мотивиру­ющая и направляющая сила». Например, миф о возрож­дении и воскрешении раскрывает нам христианство как мифологическую систему столь мощную, что она может победить зло и завоевать вечность. Она обладает силой преодолевать страдания, волновать, изумлять и очаровы­вать нас, побуждая к переосмыслению цели человеческо­го существования.

По мнению Р. Петтаццони, мифологическое мышление одновременно характеризуется и логичностью, и нелогич­ностью, и рациональностью, и иррациональностью, соче­тая в себе в зачатке все многообразие типов человеческо­го сознания. Сочетая историческое рассмотрение с психологическим подходом, в равной мере не связанным ни с Фрейдом, ни с Юнгом, Петтаццони объяснял возник­новение мифа как результат ситуации человеческого су­ществования в конкретном культурно-историческом кон­тексте. Эта ситуация по своей природе всегда полна экзистенциальных переживаний. Мифы суть реакция на эти переживания, выраженные в различных формах мыс­ли и действия в зависимости от конкретной ситуации. Петтаццони выделяет три стадии культурного развития — стадию охоты и собирательства; стадию земледелия, кото­рая служит преддверием «цивилизации»; более сложные формы стадии земледелия. Каждая из этих стадий имеет свои собственные, только ей принадлежащие мифы: пер­вая — мифы о животных, вторая — мифы о плодородии, третья — мифы о спасителе.

Однако для Петтаццони миф — это не просто отраже­ние положения человека на той или иной стадии конкрет­ной культуры. Это также и тип мышления. Хотя его со­держание может быть связано с определенным временем и местом, форма остается единой на протяжении всей че­ловеческой истории.

Схожие взгляды на миф как дологический источник разнообразных форм человеческой активности демонст­рируют Г. А. Франкфорт, Леви-Брюль, Э. Кассирер.


 


141 Глава III. Культура

К. Леви-Стросс, рассматривая так называемые ирраци­ональные элементы мифа, показал, что они выражают логические формы. Эти формы только кажутся «ирраци­ональными» с точки зрения более развитых обществ, по­скольку они выражены в конкретных образах персонажей и событий, а не в «логических» абстрактных понятиях, повествуют о физическом, материальном мире, а не о про­цессе мышления. Антрополог А. Маршак, придерживаясь сходных взглядов, показал, что время, пространство и ре­альность человеческого общества находят отражение в интеграции человеческих, зоологических, сезонных и ме­теорологических символов. Эта интеграция и порождает символическое повествование, каковым является миф.

Антрополог У.Стеннер отмечал, что миф представляют собой культурный резервуар смыслов и ценностей. Мифы содержат сведения о начале и конце мира, происхождении человеческого рода, преемственности между изначально заданным порядком и эмпирическим существованием здесь и теперь. Стеннер утверждает, что миф просто мог быть продуктом действия страстей и воображения.

Миф присутствует во всех обществах, в том числе и в современном. Миф — это не просто древняя форма выра­жения человеческого сознания, но и универсальная струк­турная форма сознания как такового. Хотя его наиболее полное выражение мы находим в культурах прошлого, миф продолжает фрагментарное существование и в совре­менных обществах. Несмотря на то, что важнейшие тео­ретические и практические формы деятельности совре­менного общества связаны с немифологическим, рациональным, техническим языком, миф существует как скрытое, глубинное поле значений.

Формы культуры

Элитарная, или высокая культура создается привилеги­рованной частью общества либо по ее заказу профессио-


Социология



нальными творцами. Она включает изящные искусства, классическую музыку и литературу. В отличие от элитар­ной народная культура создается анонимными творцами. Народная культура включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни и танцы.

Массовая, или общедоступная культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время ее появления — середина XX в., когда сред­ства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзаписи и магнитофоны) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех соци­альных слоев. Массовая культура может быть интернаци­ональной и национальной. Популярная и эстрадная му­зыка — яркий пример массовой культуры. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независи­мо от уровня образования.

Массовая культура, как правило, обладает меньшей ху­дожественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория и она явля­ется авторской.

Популярная культура. Проблемы популярной культуры, неточно обозначаемой как культура масс или подчинен­ных классов, обсуждаются в двух основных теоретических областях. (1) Критики популярной культуры, например, представители франкфуртской школы, определяют ее как тривиальную, коммерциализированную и пассивную. В рамках этой концепции «популярная культура» уравнива­ется с «массовой культурой», однако, согласно противо­положному подходу, она обладает качествами созидатель­ное™ и подлинности. (2) Существует также расхождение во мнениях относительно того, является ли популярная культура специфическим продуктом современного урба­низированного общества или ее можно также рассматри­вать, например, как феномен культуры средних веков.

В Британии дискуссии в основном велись о том, явля­ется ли популярная культура оппозиционным движением, бросающим вызов общепринятым вкусам и ценностям, или же она консервативна и коммерциализирована. В слу-



Глава III. Культура


чае с популярной музыкой монополизация рынка и дея­тельности популярных групп крупными корпорациями в целом вела к маргинализации радикального творчества, обеспечивая производство стандартизированных продук­тов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...