Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Девиантное и делинквентное поведение 3 глава




Популярная культура не обязательно является культу­рой общедоступной; ее разнообразие отражает возраст­ные, половые и классовые различия в аудитории. Социо­логические исследования молодежной культуры в частности говорят о том, что существует определенное множества субкультур, основанных на специфических массовых, региональных и половых различиях.

Культура функционирует в общественных взаимосвязях на различных уровнях в определенных конкретных фор­мах. Для отражения этой конкретной формы бытия куль­туры в социологии используется понятие субкультуры. Субкультура — это набор символов, убеждений, ценнос­тей, норм, образцов поведения, отличающих то или иное сообщество или какую-либо социальную группу. Каждое сообщество создает свою субкультуру. Субкультура не от­рицает господствующей культуры, но в то же время она имеет свои специфические отличия. Эти отличия связа­ны с особенностями жизнедеятельности тех или иных со­обществ.

В современном обществе существует значительное многообразие таких субкультур, однако в социологии это понятие находит наиболее частое применение в исследо­ваниях молодежных культур и девиантности. Например, считается, что делинквентные, или преступные, субкуль­туры имеют своей задачей решение проблем принадлежа­щих к ним людей, видящих в принадлежности к субкуль­туре некоторую компенсацию своей «неудачи» в большом обществе. Молодежные культуры, часто рассматриваемые как девиантные, развиваются на основе своеобразных сти­лей в одежде и музыке, которые отличают их от прочих членов общества. Некоторые исследователи рассматрива­ют практику субкультур как выражение оппозиции гос­подствующей культуре.


Социология



Понятие субкультуры связано с двумя основными ана­литическими проблемами. (1) Остается неопределенным, что является основными факторами развития субкультур. Некоторые исследователи полагают, что новейшие суб­культурные феномены фактически представляют собой уклонение рабочего класса от требований культуры клас­са господствующего. (2) Понятие субкультуры предпола­гает существование ярко выраженной господствующей культуры, однако сегодняшняя культурная фрагментация делает проблематичным выделение такой по определению обобщенной культуры.

Можно выделить западные, восточные, национальные, конфессиональные, профессиональные субкультуры, суб­культуры организаций, социальных групп и т. д. Термин «национальная культура» применяется для определения символов, верований, ценностей, норм и образцов пове­дения, которые характеризуют человеческое сообщество в той или иной стране, государстве. В государстве, однород­ном в лингвистическом и этническом отношении, может быть одна национальная культура. Однако в большинстве стран земного шара имеется несколько различных наци­ональных культур. Другой важнейшей формой является конфессиональная субкультура. Конфессиональная куль--тура складывается на основе общности вероисповедания, принадлежности к той или иной церкви. На базе этой об­щности формируется общность символов, ценностей, иде­алов и образцов поведения. Например, можно говорить о христианской, мусульманской, буддийской культурах в целом. Отдельные ветви, направления в мировых религи­ях создают свои субкультуры: например, православную, католическую, протестантскую. Опять-таки, в этих суб­культурах возможны свои субкультуры.

Профессиональная субкультура образуется на основе общих символов, ценностей, норм и образцов поведения, разделяемых той или иной профессиональной группой. Она тесно связана с содержанием работы и ролью, кото­рую в обществе играют ее представители.



Глава III. Культура


Молодежная субкультура

Молодые люди входят во «взрослую» жизнь, испыты­вая на себе все сложности существующего социального миропорядка. При этом молодежь испытывает двоякое воздействие: своей собственной природы и воли и силу действующих внешних обстоятельств. Как реакция на ис­пытания, выпадающие на ее долю, — стремление создать некую «оборонительную зону» с молодежными стандарта­ми, где бы можно было свободно себя чувствовать и со­вершать поступки, пользоваться максимумом понимания и идентифицироваться с себе подобными. Именно на та­кой основе возникает молодежная субкультура как сово­купность определенных представлений о себе и окружа­ющем мире, чувств и стандартов поведения.

Существование молодежной субкультуры — одна из за­кономерностей становления и развития подрастающих поколений. Этот стандарт (субкультура) может привести к непредсказуемым, с точки зрения общепринятых норм, неординарным действиям молодых людей. В условиях нарастания общественных перемен молодежная субкуль­тура имеет тенденцию к перерастанию в альтернативную культуру. Возникает молодежное групповое сознание, спе­цифическое для индустриально развитых стран конца XX в.

Молодежная субкультура есть одно из средств социаль­ной адаптации. Она выступает в форме своеобразного бу­фера между общепринятыми ценностями, традиционны­ми образцами духовного потребления, этическими, сексуальными стереотипами поведения и элементами «со­противления» по отношению к окружающему, доминиру­ющей системе молодежной культуры. Реализация моло­дежной субкультуры происходит в многочисленных группах молодых людей, образующихся вокруг той или иной доминанты по вопросам культуры, политики, быта и т. д. Различные молодежные группы превращаются как бы в самостоятельно функционирующие подобщества, ко­торые имеют свои особые нормы, политические конфи­гурации. Нормы, различные модификации доминантных


Социология



идей и ценностей становятся для молодежи более важны­ми, чем нормы и мнения взрослых.

Авторы теории субкультуры молодежи — основного на­правления британской социологии молодежи, утвержда­ют, что фундаментальную роль в социально-политическом созревании молодежи играет стратификационная при­надлежность1. Социологи Бирмингемского Центра совре­менных исследований пришли к выводу, что различные виды молодежных субкультур обязаны своим происхож­дением наличию классовых признаков, воспроизводятся и поддерживаются взаимодействием классовых культур. Субкультурное поведение молодежи является не чем и-ным, как формой классового сопротивления. С этой точ­ки зрения молодежная субкультура не может рассматри­ваться как способ приспособления, пассивного принятия существующего порядка. Она оказывается формой проте­ста против власти. На этой основе возникает противоре­чие между государственными институтами, как носителя­ми господствующих буржуазных ценностей, и субъектами девиантного субкультурного стиля, утверждающего свои нормы, ценности, собственные образцы поведения.

Авторы концепции «Сопротивление посредством риту­алов» считают, что «... субкультуры не являются исключи­тельно идеологическими конструктами. Они завоевывают пространство для молодых людей: культурное простран­ство в институтах и непосредственном окружении, реаль­ное время для развития и отдыха, физическое простран­ство на улицах. Они служат для разметки и освоения «территории в местах жительства и фокусируются вокруг основных событий социальной интеракции, таких как уикенды, дискотеки, вечерние вылазки «в центр», собы­тия типа «просто — стою — ничего — не делаю», буднич­ных вечеров...»2. Если учесть, что правящий класс конт­ролирует «гражданские институты», организует «частную жизнь», формирует обыденное сознание, то субкультурные

1 Суртаев В. Я. Социология молодежного досуга. СПб., 1998.
С. 24.

2 Resistance through rituals: Youth subcultures in post-war Britain. Ed.
by Halle St., Jefferson J. — L.: Hutchinson unit press, 1975. P. 56.



Глава III. Культура


стили молодежи, бросая вызов доминирующим идеям, в некотором смысле несут угрозу существующему строю.

В своей теории «постюности» К. Кенстоун и Й. Цин-некер (ФРГ) присоединяют к традиционным фазам раз­вития молодых поколений: детство — юность — зрелость стадию постюность. Согласно К.Кенстоуну, на фазе по­стюности молодые люди соответствуют многим психоло­гическим критериям развития, но не соответствуют соци­альным, поскольку они еще не интегрированы в институциональную структуру общества. Это стадия экс­периментирования, когда молодые люди освобождены от социальной и материальной ответственности и могут раз­вивать свои способности, пробовать возможности и наме­чать свои жизненные перспективы.

Подтверждая эту мысль, Й. Циннекер пишет: «Мы се­годня являемся историческими свидетелями того, как со­временная система возрастного членения, возникшая при индустриальном капитализме, конституируется вновь. Средняя или нормальная биография расчленяется, клас­сическая фаза юности обретает социальную «надстройку». Между юностью и взрослостью возникает новая, обще­ственно регулируемая возрастная ступень. Это означает, что все большее число молодых людей в качестве учащихся не выходят из юности взрослыми, а переходят в последу­ющую фазу молодости. Они самостоятельны в социаль­ном, моральном, интеллектуальном, политическом, эро­тически-сексуальном, короче говоря, в социокультурном плане, но не стоят экономически на своих ногах, не адап­тированы политически, как это предусматривает истори­ческая модель жизни поколений. Жизнь в качестве пост­молодежи определяет третье десятилетие жизни»1.

Ведущим направлением общественных изменений в развитых капиталистических странах в последние десяти­летия является переход от индустриального общества ин­тенсивного труда к обществу потребительского обслужи­вания (сервиса).

1 Zinnecker J. Jugendliche Subkulturen: Ansichten einer kunftigen Jugendforschung// Ztschr. fur Padagogik, 1981. Jg. 27. S. 100


Социология



Конечно, социально-экономические сдвиги затрагива­ют основы жизни всех возрастных групп, но получают спе­цифическое выражение именно в молодежной субкульту­ре. И рассмотрение этого факта касается всех сторон жизни: характера труда, растущего рынка потребления и услуг, но­вого типа принуждения к производительному труду, кон­куренции труда, свободы как смыслообразующей линии в биографии молодой личности, политической системы общества и многого другого. Ведь молодежь в своей по­вседневной жизни переживает социально-экономические и политические потрясения более остро, чем старшие по­коления.

Так, именно она живо и болезненно реагирует на яв­ное обесценивание своей рабочей силы (наблюдаемое в последнее десятилетие), воспринимая его как судьбу сво­его поколения. Происходящее экономическое обесцени­вание этой фазы человеческой жизни превращается в свою противоположность: вызывает одновременно психосоци­альное и социокультурное повышение значимости состо­яния юности.

Признание молодости в качестве ценности историчес­ки следует за переоценкой «детства» как несомненного блага после того, когда детский труд потерял еще в XIX в. свою экономическую эффективность.

Фаза юности не ощущает на себе, как прежде, жесткий социальный контроль. Изменение парадигмы контроля за­метно на примере ослабления традиционного воздействия социальной среды на сознание и поведение молодежи.

Исторический «выигрыш» обретают сейчас педагоги­ческие и образовательные направления социализации молодежи (школы, институты, «продленка», «непрерыв­ное» образование), с одной стороны, и средства информа­ции, коммуникации — с другой стороны. Семья получает посредническую роль контролирующей инстанции, удер­живающей в равновесии весы убытков и прибыли. Жиз­ненная фаза юности узнается по статусному продвиже­нию. Эти пассажи (продвижения) институционально инсценируются и контролируются. Ведь каждый институт имеет свои правила «прохождения», свой «пассаж».



Глава III. Культура


Институциональный контроль в отношении молодежи проявляется именно в контроле над «статусным движени­ем», поэтому институты являются частью механизма осу­ществления господства над молодежью. Причем баланс власти между институтами и их объектом — молодежью исключительно динамичен, меняется от поколения к по­колению и даже в пределах одного поколения. Противо­стояние молодых вынуждает институты идти на компро­миссы. Так что молодежь задает некоторую «аранжировку» и способ «самоутверждения» институтов. Последние, соб­ственно, представляют официальный инструмент закреп­ления форм социальной жизни различных поколений молодежи.

Период жизни молодых людей, в течение которого они являются членами субкультур, начинается в старших клас­сах и продолжается, как правило, до создания семьи. Это период сильных эмоций, выбора смысла жизни, неустро­енности начальной стадии трудовой деятельности.

Принадлежность к субкультуре определяется ее соци­альным смыслом, набором отношений, стилем. Основным элементом стиля является поведение. Стиль выражает приверженность специфической субкультуре.

Английский социолог М. Брейк, отмечая, что в совре­менной Великобритании имеют место все более или ме­нее заметные образцы молодежных субкультур, предлага­ет следующую их классификацию:

«Нормальная» молодежь — подавляющее большинство мо­лодых людей достигает статуса зрелости вне субкультуры.

Делинквентная молодежь. Делинквентные субкультуры обычно связаны со средой рабочего класса и имеют дело с такими поступками, за которые взрослый нес бы уголов­ную ответственность.

Культурные бунтари. Члены этих групп являются ско­рее поклонниками талантов, чем артистами. Принадлежат к среднему классу, имеют высшее образование.

Политически активная молодежь. Спектр политических занятий данной группы является достаточно широким1.

' Brake M. Comparative youth cultures: the sociology of youth culture a. youth subcultures in Americs, Britain a. Canada. — L. etc. — Routledge a. Kegan Paul, 1985. S. 228.


Социология



Особенность российской молодежной субкультуры оп­ределяется, с одной стороны, своей неповторимостью ре­формирования общества. С другой стороны, ярко выраже­на тенденция безудержного копирования Запада во всех сферах жизни, нежелание всмотреться в психологию рос­сийского народа, его исторические черты, в то, что ха­рактерно для русского склада характера.

А ведь в западных странах сформировался особый тип личности, о котором А. А. Зиновьев, определяя его как за-падоид, пишет: «...реальный западоид есть внутренне уп­рощенное, рационализированное существо, обладающее средними умственными способностями и контролируемой эмоциональностью, ведущее упорядоченный образ жизни, заботящееся о своем здоровье и комфорте, добросовест­но и хорошо работающее, практичное, расчетливое, смо­лоду думающее об обеспеченной старости, идеологичес­ки стандартизованное, но считающее себя при этом существом высшего порядка по отношению к прочему (незападному) человечеству»1.

Современное обновление нашего общества определя­ющим образом влияет на молодежную субкультуру. Ранее молодежь приспосабливалась к существующей адаптивно-дисциплинарной модели социализации, сообразуясь с принципами и методами воспитательного процесса, в ко­тором была отработана система поощрений и наказаний. Эта система слабо воспитывала в человеке способность думать, не принимать как догму готовое мнение, самосто­ятельность, ответственность, больше формировала при­способленчество; чувство собственного достоинства и сво­ей значимости заменялись простым послушанием. Осуществлялась, если так можно выразиться, принуди­тельная социальность2.

С началом реформирования общества, распростране­нием плюрализма и прокламирования политических сво­бод возник специфический феномен «свободного» пове­дения молодых людей. Делинквентность, т. е. появление лиц с социально-отклоняющимся «свободным» поведени-

1 Зиновьев А. А. Запад. Феномен западнизма. М., 1995. С. 355. 1 См.: Харитонов Е. М. Человек в мире государственной власти современной России. М., 1996. С. 40


151 Глава III. Культура

ем, стала явлением вполне «нормальным». Оно определя­ется в большей мере не симптомами психологической не­нормальности, а отражением реального плюрализма мне­ний.

Аккультурация и культурный конфликт

Значение межкультурных контактов в изменении куль­туры изучалось уже в 1850-х гг. Социальная антропология позднее уделяла особое внимание влиянию культуры бе­лых на культуру индейцев и негров. Такое явление было названо аккультурацией.

Аккультурация — это процесс взаимовлияния культур, в котором одна социальная система воспринимает свой­ства какой-либо другой социальной системы. Согласно Альфреду Креберу (1948), аккультурация заключает в себе те изменения, которые обусловлены влиянием одной культуры на другую, в результате чего формируется некая «одинаковость» обеих культур. На Практике аккультурация означает медленную ассимиляцию культуры меньшинства главной или господствующей культурой.

Для четкого различения понятий следует отметить то, что, по мнению исследователей, аккультурация является только одной стороной изменения культуры, а ассимиля­ция — иногда одной фазой, но чаще всего результатом аккультурации. Исследователи подчеркивают, что в про­цессе аккультурации межкультурные различия как на ин­дивидуальном, так и на групповом уровнях уменьшаются, создавая при этом предпосылки для ассимиляции.

Далее, необходимо отличать аккультурацию от диффу­зии, которая касается лишь элементов и частей культуры, тогда как аккультурация относится к культурам в целом. В отличие от диффузии аккультурация является всеобъем­лющим процессом.

Результатом аккультурации как процесса может быть восприятие новых культурных элементов, полная ассими­ляция или, наоборот, отвержение новых влияний и вслед-


Социология



ствие этого защита и идеализация собственной нацио­нальной культуры.

Культурный конфликт. Термин «аномия», обозначающий нарушение единства культуры в связи с отсутствием ясно сформулированных социальных норм, был впервые вве­ден Э. Дюркгеймом еще в 90-е гг. прошлого столетия. В то время аномия была вызвана ослаблением влияния ре­лигии и политики и повышением роли торгово-промыш­ленных кругов. Эти перемены повлекли за собой распад системы нравственных ценностей, которая в прошлом от­личалась устойчивостью. С тех пор обществоведы нео­днократно отмечали, что рост преступности, увеличение числа разводов и неразборчивость в сексуальных связях происходили в результате нарушения единства культуры, особенно в связи с неустойчивостью религиозных и семей­ных ценностей.

Проявлением культурного конфликта являются также различные нативистические и мессианские движения, вызванные господством чуждой культуры в первобытных обществах, которые подверглись колонизации со стороны европейских народов. Все эти движения ожидают спасе­ния от возвращения национальных ценностей и обычаев и отказа от всего чуждого.

Динамика социокультурных изменений

Культурная динамика описывает изменения или моди­фикацию черт культуры во времени и пространстве. Что служит основой изменения культуры и каковы механиз­мы такого изменения?

Ими являются открытия и изобретения. Открытие снабжает человечество новыми знаниями, которые соеди­няются с известными знаниями и порождают новые эле­менты. Изобретение — это создание новых элементов культуры. Они подразделяются на материальные и духов­ные. Открытие и изобретение являются разновидностями инноваций. Это создание или признание новых элемен-



Глава III. Культура


тов в культуре. Инновации зависят от накопленных зна­ний, которые заново интерпретируются, оцениваются и применяются на практике.

Художник, как и ученый, творит в одиночестве, но под влиянием усвоенных им элементов культуры. Идеи и го­товые произведения сначала распространяются в микро­среде: «закрытые» просмотры, публикации малыми тира­жами и т. п. Определенная часть элементов культуры черпается из микросреды «полуслучайным» образом сред­ствами массовой коммуникации (такими как радио, теле­видение, массовая печать, кино и т. д.), которые руковод­ствуются присущими им внутренним запросами и критериями доступности для массовой аудитории. Через некоторое время отобранные произведения распространя­ются среди широкого круга средствами массового тиражи­рования. Практически эта широкая публика приемлет не все, а часть распространяемых произведений; получившие популярность произведения на более или менее равных основаниях оседают в памяти общества и образуют мас­совую культуру. Однако и сам творец-художник живет в этом «массовом обществе». Он читает газеты, смотрит те­левизор, ходит в кино и при этом собирает тот самый ма­териал, который в дальнейшем входит в состав его личного культурного багажа. На этой основе он создает свои но­вые произведения, и так продолжается цикл культуры. Происходит круговорот элементов культуры — морфем и семантем, которые можно назвать культуремами, или фрагментами культуры. Скорость обращения цикла и его структуру можно точно определить в количественных тер­минах, исследуя эти процессы для различных конкретных случаев, например для области зрительных искусств.

Культурный лаг. Уильям Огборн (1922) ввел понятие культурного лага (запаздывания). Огборн выделял в куль­туре два аспекта — материальный и нематериальный. Материальная культура включает изготовленные товары, фабрики, жилые дома, автомобили, короче, все матери­альные предметы, а также изобретения и технологические новшества. Нематериальная культура, которую Огборн назвал адаптивной, включает социальные институты, на­пример, семью, церковь, школу, системы ценностей (за­коны, религии, обычаи, нравы и представления) и поли-



 


155 Глава III. Культура

тические институты (правительства, лобби, политические клубы).

Главная идея Огборна: адаптивная культура обычно изменяется медленнее, чем материальная. Культурное за­паздывание наблюдается, когда перемены в материальной жизни общества опережают трансформацию нематериаль­ной культуры (обычаи, убеждения, философские системы, законы и формы правления). Как считает Огборн, это приводит к постоянному несоответствию между развити­ем материальной и нематериальной культуры, и в резуль­тате возникает множество нерешенных социальных про­блем.


I


Теории культурно-исторических типов

В них делается акцент на цикличность и многолинёй-ность развития общества и культуры, вычленяются опре­деленные типы социальной и культурной систем, подчер­кивается их своеобразие, а в некоторых случаях и выдвигается идея замкнутости, локальности культур и ци­вилизаций. Теория культурно-исторических типов сфор­мировалась как антитеза линейной европоцентристской теории общественного развития, согласно которой все историческое развитие осуществляется в рамках единой и неделимой цивилизации и представляет собой однона­правленный, закономерный процесс прогрессивного раз­вития, перехода от низших ступеней к высшим. Моделью исторического развития в этой концепции выступало раз­витие Западной Европы, которая якобы после длительно­го периода становления и борьбы достигла наконец свое­го предназначения — мирового господства.

Линейная, европоцентристская концепция историчес­кого развития не давала удовлетворительного объяснения развития Востока, России и других регионов, находив­шихся в стороне от прогрессирующей западноевропей­ской цивилизации. Теория культурно-исторических типов пытается дать на эти вопросы удовлетворительный ответ.

Основоположником теории культурно-исторических типов является русский социолог Н. Я. Данилевский


Социология



(1822—1885). В книге «Россия и Европа» он представлял человеческую историю разделенной на отдельные и об­ширные единицы, «историко-культурные типы», или цивилизации. Западная, или, иными словами, германо-романская цивилизация — лишь одна из многих, процве­тавших в истории. Он видел ошибку историков в том, что они рассматривали современный им Запад в качестве выс­шей, кульминационной стадии и конструировали линей­ную хронологию эпох (древняя — средневековая — совре­менная) как приближающуюся к этой своей кульминации. В реальности общей хронологии для различных цивили­заций не существует: нет единого события, которое мог­ло бы разумно разделить судьбу всего человечества на пе­риоды, которое означало бы одно и то же для всех и было бы одинаково важным для всего мира. Ни одна цивили­зация не является лучшей или более совершенной, каж­дая имеет свою внутреннюю логику развития и проходит различные стадии в только ей свойственной последова­тельности: «Каждая цивилизация возникает, развивает собственную морфологическую форму, собственные цен­ности, обогащая тем самым общую сокровищницу чело­веческих культурных достижений, и затем уходит, не по­лучая продолжения в своей специфической и сущностной форме».

Историю творят люди, но их исторические роли раз­личны. Соответственно существуют три типа историчес­ких действующих лиц (агентов): (1) позитивные действу­ющие лица истории, т. е. те общества (племена, люди), которые создали великие цивилизации (отдельные исто­рико-культурные типы) — египетскую, ассиро-вавилон­скую, китайскую, индийскую, персидскую, еврейскую, греческую, римскую, арабскую и германо-романскую (ев­ропейскую); (2) негативные действующие лица истории, которые играли деструктивную роль и способствовали окончательному крушению разлагавшихся, приходивших в упадок цивилизаций (например, гунны, монголы, тюр­ки); (3) с другой стороны, есть люди и племена, у кото­рых отсутствует творческое начало. Они представляют лишь «этнографический материал», используемый твор­ческими обществами для построения собственных циви­лизаций. Иногда после распада великих цивилизаций со-


157 Глава III. Культура

ставляющие их племена возвращаются на уровень «этно­графического материала» — пассивной, распыленной по­пуляции.

Цивилизации проявляют свою творческую сущность лишь в избранных областях, т. е. они концентрируются на каких-то индивидуальных, характерных только для них областях и темах: для греческой цивилизации — красота, для семитской — религия, для римской — закон и адми­нистрация, для китайской — практика и польза, для ин­дийской — воображение, фантазия и мистицизм, для гер­мано-романской — наука и технология.

Существует типичный цикл развития, наблюдаемый в судьбе каждой великой цивилизации. Первый период, иногда весьма продолжительный, — это период возникно­вения и кристаллизации, когда цивилизация зарождается, принимает различные форму и образ, утверждает свою культурную и политическую автономность и общий язык. Затем наступает фаза процветания, когда цивилизация полностью развивается и раскрывается ее творческий по­тенциал. Этот период обычно относительно короток (Да­нилевский оценивал его в 400—600 лет) и заканчивается, когда запас творческих сил исчерпывается. Недостаток творческих сил, застой и постепенный распад цивилиза­ции означает конечную фазу цикла. Как полагал Данилев­ский, европейская (германо-романская) цивилизация вошла в фазу вырождения, что выразилось в нескольких симптомах: растущем цинизме, секуляризации, ослабле­нии инновационного потенциала, ненасытной жажде вла­сти и доминирования над миром. В будущем предстоит расцвет русско-славянской цивилизации. Таков финал несколько этноцентричной историософии Данилевского.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...