Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Девиантное и делинквентное поведение 6 глава




В сильно дифференцированном и индустриализирован­ном обществе индивиды играют большое количество рез­ко различающихся социальных ролей. Число этих ролей, их пересечение, взаимные отношения, наконец, переплете­ние, приводят к тому, что современное общество суще­ственно отличается от традиционного крестьянского.


187 Глава TV. Социальное взаимодействие и социальная культура

Ролевой набор

Мы уже сталкивались с понятием «статусный набор», введенным в науку Р. Мертоном. Оно обозначает совокуп­ность всех статусов, принадлежащих одному человеку. У Р. Мертона есть и другое, тесно связанное с первым, по­нятие. Ролевой набор — совокупность ролей (ролевой ком­плекс), ассоциируемый с одним статусом.

Каждый статус обычно включает ряд ролей. К приме­ру, статус университетского профессора включает такие роли, как преподаватель, исследователь, наставник моло­дежи, консультант промышленных фирм и правительства, администратор, клерк, автор научных статей, специалист в своей области знания и др.

Каждая роль из ролевого набора требует особой манеры поведения. Даже две похожие роли профессора — препо­даватель и наставник предполагают разное отношение со студентами. Первая заключается в соблюдении формаль­ных норм и правил: чтение лекций, проверка курсовых, прием экзаменов и т. д. Вторая является скорее нефор­мальной ролью мудрого советчика, старшего друга.

Соответственно этому у каждой роли свой тип реали­зации социальных отношений. Отношения профессора в кругу коллег-преподавателей, в среде администрации уни­верситета или с такими же, как он, преподавателями со­всем не те, что отношения, складывающиеся у него со сту­дентами, редакторами журналов или предпринимателями. Таким образом, ролевой набор формирует набор социальных отношений.

Ролевые конфликты

Понятие ролевого конфликта используется в различ­ных смыслах.

1) Иногда человек обнаруживает, что он одновремен­но играет две роли и более. Эта ситуация предъяв­ляет ему противоречивые требования. Так часто бы­вает, например, когда работающим женщинам


Социология



приходится удовлетворять одновременно ролевые ожидания работника, жены и матери. При этом ро­левые ожидания могут находиться в конфликте меж­ду собой.

2) Иногда человек определяет свою роль одним обра­
зом, а те, кто в рамках своей роли с ним связан, оп­
ределяют его роль иначе. Так бывает, когда учителя
придерживаются своего кодекса профессионально­
го поведения, оспариваемого родителями или мес­
тным руководящими органами в сфере образования.

3) Иногда разные роли связаны с несовместимыми
ожиданиями в отношении какой-либо одной роли,
как о приведенном выше примере с мастером, на­
ходящимся под воздействием противоречащих друг
другу ожиданий рабочих и менеджеров.

Ролевые конфликты можно преодолевать с помощью ра­ционализации, разделения и регулирования ролей. Первые два вида действий считаются неосознанными защитными ме­ханизмами, которыми личность пользуется чисто инстин­ктивно. Однако если эти процессы осознаются и исполь­зуются преднамеренно, их эффективность значительно повышается. Что касается третьего способа действий, то он используется в основном осознанно и рационально.

Рационализация ролей — один из способов защиты про­тив болезненного восприятия личностью какой-либо ситу­ации с помощью понятий, которые для нее социально и персонально желательны. Классической иллюстрацией этого считается случай с девушкой, которая не может най­ти жениха и убеждает себя в том, что она будет счастлива, если не выйдет замуж, потому что все мужчины обманщи­ки, грубияны и себялюбцы. Рационализация, таким обра­зом, скрывает реальность ролевого конфликта путем бес­сознательного поиска неприятных сторон желаемой, но недостижимой роли. Стоит убедить себя в том, что жен­щины в интеллектуальном плане находятся на уровне де­тей, как нас уже не будет мучить вопрос о равноправии женщин в обществе. Американские рабовладельцы ис­кренне считали, что все люди рождаются равными, но


189 Глава IV. Социальное взаимодействие и социальная культура

невольники — это не люди, а имущество, в связи с чем не стоит беспокоиться об их бесправном положении. Еван­гелическая заповедь «не убий» для католиков средневеко­вья была справедлива только в отношении людей «истин­ной» веры, неверные же и еретики не могли считаться людьми, и их можно было уничтожать с чистой совестью. В данном случае путем рационализации ситуация опреде­ляется таким образом, что исчезают ролевой конфликт и ролевая напряженность.

Разделение ролей снижает ролевую напряженность пу­тем временного изъятия из жизни одной из ролей и вы­ключения ее из сознания индивида, но с сохранением ре­агирования на систему ролевых требований, присущих данной роли. История дает нам многочисленные приме­ры жестоких правителей, палачей и убийц, которые одно­временно были добрыми и заботливыми мужьями и отца­ми. Их основная деятельность и семейные роли были полностью разделены.

Такой процесс ролевого перерождения создает возмож­ность снятия эмоциональной напряженности всякий раз, когда установки, присущие одной роли, сталкиваются с потребностями другой. Если индивид не защитил себя путем разделения ролей, эти противоречия становятся психологическими конфликтами.

Ролевые конфликты и несовместимости, вероятно, можно найти в каждом обществе. В хорошо интегрирован­ной культуре (т. е. имеющей единые, традиционные, раз­деляемые подавляющим большинством культурные ком­плексы) эти несовместимости так рационализированы, разделены и блокированы одна от другой, что индивид их вовсе не ощущает. Например, члены некоторых индейских племен относятся друг к другу с величайшей терпимостью и мягкостью. Но их человечность распространяется толь­ко на членов племени, всех же остальных людей они считают животными и могут спокойно убивать, не испы­тывая никаких угрызений совести. Однако сложные обще­ства, как правило, не имеют высокоинтегрированной тра­диционной культуры, и потому ролевые конфликты и


Социология



ролевая напряженность в них представляют серьезную со­циальную и психологическую проблему.

Регулирование ролей отличается от защитных механиз­мов рационализации и разделения ролей прежде всего тем, что является осознанным и преднамеренным. Регу­лирование ролей — формальная процедура, посредством которой индивид освобождается от личной ответственно­сти за последствия выполнения им той или иной роли. Это означает, что организации и общественные ассоциации берут па себя большую часть ответственности за негатив­но воспринимаемые или социально неодобряемые роли.

Свобода личности

и социальные роли:

опыт Зимбардо

Нам также предстоит выяснить, 1) насколько общество или группа влияет на личность, ее поведение, ценностные ориентации нормы и как влияет; 2) насколько автоном­на, независима личность от конкретных социальных усло­вий и в чем это конкретно проявляется.

Попробуем ответить на эти вопросы, проведя анализ взаимодействия личности и ролевых стандартов, образцов поведения.

Расскажем о знаменитом в социологии и социальной психологии «Тюремном эксперименте» Филиппа Зимбар­до, известного американского исследователя. Однажды в газете города Стэнфорда, где расположен один из лучших университетов, появилось объявление: «Для психологи­ческого исследования тюремной жизни требуются мужчи­ны-студенты. Продолжительность работы — 1-2 недели, плата — 15 долларов в день». С помощью тестов были ото­браны 24 студента, здоровые, интеллектуально развитые, не имевшие в прошлом ни опыта преступности, ни пси­хологических отклонений, не употреблявшие наркотики

С помощью жребия их поделили на «заключенных» и «тюремщиков». Стэнфордская полиция, согласившаяся


191 Глава TV. Социальное взаимодействие и социальная культура

помочь ученым, арестовала «заключенных» и доставила их в наручниках в «тюрьму», оборудованную в одном из по­мещений университета. «Тюремщики» раздели их догола, подвергли унизительной процедуре обыска, выдали тю­ремную одежду и разместили по «камерам». «Тюремщики» не получали подобных инструкций, им было лишь сказа­но, что они должны относиться к делу серьезно, поддер­живать порядок и добиваться послушания «заключенных».

В первый день опыта атмосфера была сравнительно веселая и дружеская, молодые люди только входили в свои роли и не принимали их всерьез. Но уже на второй день обстановка изменилась. «Заключенные» предприняли по­пытку бунта: сорвав с себя тюремные колпаки, они забар­рикадировали двери и стали оскорблять охрану. «Тюрем­щики» в ответ применили силу, зачинщики были брошены в карцер. Это разобщило «заключенных» и сплотило «тюремщиков». Роли стали исполняться (точнее выпол­няться) всерьез. «Заключенные» почувствовали себя одино­кими, угнетенными, подавленными. Некоторые «тюрем­щики» начали не только наслаждаться властью, но и злоупотребляли ею. Их обращение с «заключенными» ста­ло грубым, вызывающим. Один из «тюремщиков» день ото дня «свирепел». На пятый день эксперимента он швырнул тарелку с сосисками в лицо «заключенному», отказавше­муся есть. «Я ненавидел себя за то, что заставляю его есть, но еще больше я ненавидел его за то, что он не ест», — сказал он позднее. На шестые сутки эксперимент был пре­кращен. Все были травмированы. Выступая перед законо­дателями штата Калифорния, Ф. Зимбардо, обобщая свои эксперименты, заявил, что индивидуальное поведение гораздо больше зависит от внешних социальных условий и сил, чем от таких расплывчатых понятий, как «Я», «чер­ты личности», сила воли.

В этом эксперименте хороших и простых парней уда­лось быстро превратить в озлобленную массу, конфликту­ющую по всем законам традиционной тюрьмы. Функци­ональная целесообразность (необходимость поддерживать порядок, добиваться послушания подчиненных) плюс


Социология



социокультурные традиции, как следует вести себя тюрем­щику и заключенному, иначе говоря, ролевые стандарты и ожидания — обусловили вполне типичное и легко узна­ваемое поведение сторон. Хорошие, добрые ребята оказа­лись в тисках социальных ролей.

Теория социальных ролей

Существует два основных подхода в рамках теории со­циальных ролей. Впервые это понятие было систематичес­ки представлено предтечей символического интеракцио-низма Дж. Г. Мидом в 1934 г. Роли представлялись им как результат опытного и созидательного процесса взаимодей­ствия. В рамках своей социальной психологии Мид зани­мался прежде всего тем, каким образом дети познают об­щество и развивают свое собственное социальное бытие (самость) посредством принятия роли (role-taking), когда они в своем воображении принимают роли других людей, таких как отец, мать, врач, учитель. Он считал, что взрос­лые индивиды также занимаются принятием чужих ролей в социальном поведении для выработки ролей собствен­ных. Согласно подходу символического интеракциониз-ма, каждая роль предполагает взаимодействие с другими ролями: например, роль «преподавателя» невозможно представить без роли «учащегося», она может быть опре­делена как ожидаемое поведение только относительно ожидаемого поведения последнего. Процесс взаимодей­ствия означает, что люди в пределах своих ролей всегда занимаются проверкой своих представлений о ролях дру­гих людей, и реакция последних укрепляет или ставит под сомнение эти представления, что в свою очередь подтал­кивает индивидов к сохранению или изменению своего ролевого поведения. Понятие построения роли (role-making) указывает на то, каким образом ожидаемое пове­дение строится и модифицируется в ходе взаимодействия. Построение роли — это «опытный процесс, в ходе кото­рого роли идентифицируются и наполняются содержани-


193 Глава IV. Социальное взаимодействие и социальная культура

ем в изменяющейся по мере взаимодействия системе ко­ординат» (Turner R. Н., 1962). Символические интеракци-онисты пытаются избежать предполагаемого понятием построения роли крайнего релятивизма, который прояв­ляется в утверждениях о том, что роли непостоянны и неопределенны, и что каждое отдельное взаимодействие порождает отдельную уникальную роль. Они утверждают, что построение роли ведет к выработке последовательных образцов поведения, которые могут отождествляться с существованием различных типов социальных деятелей, и разделяют интерес других социологов к повторяемости ожидаемого поведения.

Второй подход был предложен Р. Линтоном (Linton R., 1936); впоследствии он стал составной частью функциона­лизма. Сторонники этого подхода отвергают как идею принятия роли в качестве характерной формы взаимодей­ствия, так и идею построения роли в качестве его резуль­тата. Они, по сути, рассматривают роли на основе суще­ствования предписанных и статичных ожиданий в отношении поведения и как определенные предписания, свойственные определенным позициям. Эти предписания исходят из культуры общества, которая в рамках функци-оналистских концепций обычно рассматривается как уни­фицированная культурная система, и выражаются в соци­альных нормах, определяющих поведение в пределах той или иной роли. Такой подход с точки зрения культурных предписаний допускает, что роли часто определяются от­носительно других ролей, но не признает, что они подда­ются построению или модификации в ходе взаимодей­ствия. Вместе с тем индивиды осознают свои культурно определяемые роли в ходе взаимодействия с теми, кто исполняет другие роли. В своей крайней форме этот под­ход предполагает жесткую детерминацию поведения, ког­да понятие «роль» превращается по существу в синоним понятий «культура» или «нормы», становясь излишним.

В ходе исследований реальных ролей зачастую демон­стрируется неопределенность ожидаемого поведения, со­относимого с социальными позициями, т. е. именно то,

Социология


Социология



что постулируется символическим интеракционизмом. Тем не менее эту неопределенность можно объяснить на основании собственной логики подхода с точки зрения культурных предписаний: культурные нормы, определяю­щие поведение, могут быть неопределенными и подда­ваться различным интерпретациям; индивидуальные роли могут складываться под воздействием несовместимых ожиданий с точки зрения других, связанных с ними ро­лей. Например, известно, что роль мастера на производ­стве подвержена противоречащим друг другу требовани­ям со стороны ролей рабочих и менеджеров, которые, выражают различные представления об ожидаемом пове­дении мастера, хотя может быть показано, что как те, так и другие представления детерминируются культурой.

Культура и нормы редко подразумевают однозначные требования в отношении конкретного поведения. Они также не представляют собой той интегрированной сис­темы взаимно совместимых элементов (принятие которых в свою очередь универсально), о которой говорят функ­ционалисты: культуры современных обществ зачастую фрагментарны и содержат элементы разнообразные и про­тиворечивые; различные группы (например, рабочие и ме­неджеры) могут быть привержены различным элементам культуры.

Более поздние концепции ролей связаны с рядом бо­лее тонких понятий. Ролевая дистанция, термин, предло­женный И. Гоффманом (Goffman E., 1959), говорит об отделенности самого индивида от той роли, которую он исполняет. Это понятие способствует проведению важного различия между ожиданиями в отношении социальных ролей, исполнением роли и привязанностью индивида к своей роли, поскольку с точки зрения ролевой дистанции исполнитель роли способен субъективно отделяться от нее.

И. Гоффман также разработал концепцию драматичес­кого ролевого представления, заключающуюся в выделении сознательного усилия к исполнению роли так, чтобы со­здать желаемое впечатление у других. Поведение регули­руется путем согласования не только с ролевыми требова-


195 Глава IV. Социальное взаимодействие и социальная культура

ниями, но и с ожиданиями социального окружения. Со­гласно этой концепции, каждый из нас является актером, имеющим свою аудиторию. Дети в доме, соседи, коллеги по работе, студенты или школьники — все они, как и мно­гие другие, составляют различные аудитории. Индивид, учитывая специфику окружающих его социальных общ­ностей, по-разному преподносит себя, когда находится в той или иной аудитории, действует в роли так, что дает драматическую картину своего Я. Отец отчитывает детей, профессор читает лекцию, милиционер контролирует дви­жение на трассе — каждый в определенном месте и в оп­ределенное время является актером, который дает пред­ставление ради того, чтобы произвести впечатление на аудиторию.

В настоящее время также бытует мнение, согласно ко­торому свобода индивидов в построении их ролей зависит от характера позиции, которую они занимают. При этом на одном полюсе расположены бюрократические роли, обнаруживаемые в пределах формальных и военных орга­низаций, когда правила поведения явны и формализова­ны, а возможности импровизации минимальны (хотя по­следнюю, согласно организации теории, невозможно исключить полностью). На другом полюсе находятся роли неопределенные, такие как роли родителей или друзей; в этом случае сфера свободы индивидов при построении ролей оказывается гораздо шире.

Социальные группы

Общество — совокупность самых разных групп: боль­ших и малых, реальных и номинальных, первичных и вто­ричных.

Группа — кирпичик человеческого общества, посколь­ку само оно — одна из групп, но только самая большая.


Социология



 


4


Социальная группа — это совокупность индивидов, вступающих в определенные взаимодействия и формиру­ющих социальные отношения.

Р. Мертон понимает под группой совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются членами этой группы с точки зрения других. Такие характеристики свойственны множеству групп, од­нако далеко не всем. Скорее, это черты так называемых первичных и лишь в определенной мере вторичных групп.

Первичные и вторичные группы. Различие во взаимоот­ношениях между индивидами наиболее четко заметно в первичных и вторичных группах. Под первичными группа­ми понимаются такие группы, в которых социальные кон­такты придают интимный и личностный характер внутри-групповым взаимодействиям. В таких группах, как семья или дружеская компания, ее члены стремятся сделать со­циальные взаимоотношения неформальными и смягчен­ными. Они интересуют друг друга прежде всего как лич­ности, имеют общие надежды и чувства и полностью удовлетворяют свои потребности в общении. Во вторич­ных группах социальные контакты носят безличный, од­носторонний и утилитарный характер. Здесь не обязатель­ны дружеские личностные контакты с другими членами, но все контакты функциональны, как того требуют соци­альные роли. Например, отношения руководителя и под­чиненных безличны и не зависят от дружеских отношений между ними. Вторичная группа может быть трудовым со­юзом или какой-либо ассоциацией, клубом, командой. Но вторичной группой можно считать и две личности, торгу­ющиеся на базаре. В некоторых случаях такая группа су­ществует для достижения специфических целей, включа­ющих определенные потребности членов этой группы как личностей.

Термины «первичная» и «вторичная» группы лучше ха­рактеризуют типы групповых взаимосвязей, чем показа­тели относительной важности данной группы в системе других групп. Первичная группа может служить достиже­нию объективных целей, например на производстве, но она


197 Глава IV. Социальное взаимодействие и социальная культура

больше отличается качеством человеческих взаимоотноше­ний, эмоциональной удовлетворенностью ее членов, чем эффективностью производства продуктов или одежды.

Вторичная же группа может функционировать в усло­виях дружественных взаимоотношений, но основным принципом ее существования является выполнение спе­цифических функций.

Таким образом, первичная группа всегда ориентирова­на на взаимосвязи между ее членами, в то время как вто­ричная ориентирована на цель.

Первичные группы обычно формируют личность, в них она социализируется. Каждый находит в ней интимную среду, симпатии и возможности реализации личностных интересов. Каждый член вторичной группы может найти в ней эффективный механизм для достижения определен­ных целей, но часто ценой потери интимности и теплоты во взаимоотношениях.

Вторичные группы практически всегда содержат в себе некоторое число первичных групп. Спортивная команда, производственная бригада, школьный или студенческая группа всегда внутренне разделены на первичные группы индивидов, симпатизирующих друг другу, на тех, у кого межличностные контакты более или менее часты. При ру­ководстве вторичной группой, как правило, учитываются первичные социальные образования, особенно при вы­полнении единичных заданий, связанных с взаимодей­ствием небольшого числа членов группы.

Внутренниеи внешние группы. Каждый индивид выде­ляет некоторое множество групп, к которым он принад­лежит, и определяет их как «мои». Это может быть «моя семья», «моя профессиональная группа», «моя компания», «мой класс». Такие группы будут считаться внутренними группами, т. е. теми, к которым он чувствует свою принад­лежность и в которых он идентифицируется с другими членами таким образом, что расценивает членов группы как «мы». Другие группы, к которым не принадлежит ин­дивид — другие семьи, другие компании друзей, другие профессиональные группы, другие религиозные труп-


Социология 198

пы, — будут для него внешними группами, для которых он подбирает символические значения «не мы», «другие».

В наименее развитых, примитивных обществах люди живут малыми группами, изолированными друг от друга и представляющими собой кланы родственников. Род­ственные отношения в большинстве случаев и определя­ют природу ингрупп и аутгрупп в этих обществах. Когда встречаются два незнакомца, то они первым делом начи­нают искать родственные связи, и если какой-либо род­ственник связывает их, то оба они являются членами ин-группы. Если же родственные связи не обнаруживаются, то во многих обществах такого типа люди чувствуют себя враждебными по отношению друг к другу и поступают в соответствии со своими чувствами.

В современном обществе отношения между его члена­ми строятся на многих видах связей помимо родственных, но чувство внутренняя группы, поиск ее членов среди дру­гих людей остаются очень важными для каждого челове­ка. Когда индивид попадает в среду незнакомых людей, он прежде всего пытается выяснить, нет ли среди них тех, кто составляет его социальный класс или слой, придержива­ющийся его политических взглядов и интересов.

Очевидно, что признаком людей, принадлежащих к внутренней группе, должно быть то, что они разделяют определенные чувства и мнения, скажем, смеются над одними и теми же вещами и имеют некоторое единодушие относительно сфер активности и целей жизни. Члены внешней группы могут иметь многие черты и признаки, общие для всех групп данного общества, могут разделять многие общие для всех чувства и стремления, но у них всегда есть определенные частные черты и признаки, а также чувства, отличные от чувств членов внутренней группы. И люди бессознательно и непроизвольно отмеча­ют эти черты, деля ранее незнакомых людей на «мы» и «другие».


199 Глава TV. Социальное взаимодействие и социальная культура

Референтные группы

Термин «референтная группа», впервые введенный в оборот социальным психологом Музафаром Шерифом в 1948 г., означает реальную или условную социальную об­щность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ори­ентируется в своем поведении и самооценке. Мальчик, играя на гитаре или занимаясь спортом, ориентируется на образ жизни и поведение рок-звезд или спортивных ку­миров. Работник в организации, стремясь сделать карье­ру, ориентируется на поведение высшего руководства. Можно заметить также, что честолюбивые люди, неожи­данно получившие много денег, стремятся подражать в одежде и манерах представителям высших классов. Иногда референтная группа и внутренняя группа могут совпадать, например в случае, когда подросток ориентируется на свою компанию в большей степени, чем на мнение учи­телей. В то же время и внешняя группа может быть рефе­рентной, приведенные выше примеры иллюстрируют это.

Различают нормативные и сравнительные референтные функции группы. Нормативная функция референтной груп­пы проявляется в том, что эта группа является источником норм поведения, социальных установок и ценностных ориентации индивида. Так, маленький мальчик, желая скорее стать взрослым, пытается следовать нормам и цен­ностным ориентациям, принятым в среде взрослых, а эмигрант, приезжающий в другую страну, пытается как можно быстрее освоить нормы и установки коренных жителей, чтобы не быть «белой вороной». Сравнительная функция проявляется в том, что референтная группа вы­ступает в качестве эталона, с помощью которого индивид может оценить себя и других. Ч. Кули отмечал, что если ребенок воспринимает реакцию близких и верит их оцен­кам, то более зрелый человек отбирает отдельные рефе­рентные группы, принадлежность или непринадлежность к которым для него особенно желательна, и формирует Я-образ, основываясь на оценках этих групп.


Социология



Малые группы

Анализ социальной структуры общества требует, чтобы в качестве изучаемой единицы выступала элементарная частица общества, сосредоточивающая в себе все виды социальных связей. В качестве такой единицы анализа была выбрана так называемая малая группа, которая ста­ла постоянным необходимым атрибутом всех видов соци­ологических исследований.

Только в 60-х гг. возник и стал развиваться взгляд на малые группы как на реальные элементарные частицы общественной структуры.

Малыми группами являются только те групп*ы, в кото­рых индивиды имеют личностные контакты каждый с каждым. Представим себе производственную бригаду, где все друг друга знают и общаются между собой в ходе ра­боты, — это малая группа. С другой стороны, коллектив цеха, где работники не имеют постоянного личного обще­ния, это большая группа. Об учениках одного класса, име­ющих друг с другом личный контакт, можно сказать, что это малая группа, а обо всех учениках школы — большая группа.

Малой группой называют небольшое число людей, ко­торые хорошо знают друг друга и постоянно взаимодей­ствуют между собой.

Пример: спортивная команда, школьный класс, нукле-арная семья, молодежная тусовка, производственная бри­гада.

Малую группу называют еще первичной, контактной, неформальной. Термин «малая группа» более распростра­нен, чем «первичная группа». Известны следующие опре­деления малой группы:

Дж. Хоманс: малая группа представляет некоторое чис­ло лиц, взаимодействующих между собой в течение оп­ределенного времени и достаточно малочисленных, чтобы иметь возможность контактировать друг с дру­гом без посредников.


201 Глава IV. Социальное взаимодействие и социальная культура

Р. Бейлз: малая группа — это некоторое число людей, активно взаимодействующих между собой в течение бо­лее чем одной встречи лицом к лицу, так что каждый получает определенное представление обо всех осталь­ных, достаточное, чтобы различать каждого персональ­но, реагировать на него либо во время встречи, либо позже, вспомнив его.

Основные признаки малой группы:

1. Ограниченное число членов группы. Верхний предел
составляет 20 человек, нижний — 2. Если группа
превышает «критическую массу», то распадается на
подгруппы, клики, фракции. Согласно статистичес­
ким расчетам, большинство малых групп включает
7 и менее человек.

2. Стабильность состава. Малая группа, в отличие от
большой, держится на индивидуальной неповтори­
мости и незаменимости участников.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...