Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Девиантное и делинквентное поведение 7 глава




3. Внутренняя структура. Она включает систему не­
формальных ролей и статусов, механизм социально­
го контроля, санкции, нормы и правила поведения.

4. Число связей увеличивается в геометрической прогрес­
сии, если количество членов возрастает в арифмети­
ческой.
В группе из трех человек возможны всего
четыре отношения, в группе из четырех человек —
11, а в группе из 7 — 120 связей.

5. Чем меньше по размерам группа, тем интенсивнее в
ней взаимодействие.
Чем крупнее группа, тем чаще
отношения теряют личностный характер, формали­
зуются и перестают удовлетворять членов группы. В
группе из 5 человек ее члены получают больше лич­
ного удовлетворения, чем в группе из 7. Группа из
5—7 человек считается оптимальной. Согласно ста­
тистическим расчетам, большинство малых групп
включает 7 и менее индивидов.

6. Размеры группы зависят от характера деятельности
группы.
Финансовые комитеты крупных банков, от-


Социология



вечающие за конкретные действия, обычно состоят из 6—7 человек, а парламентские комитеты, занятые теоретическим обсуждением вопросов, включают 14—15 человек.

7. Принадлежность к группе побуждается надеждой
найти в ней удовлетворение личных запросов.
Малая
группа, в отличие от большой, удовлетворяет наи­
большее число жизненно важных потребностей че­
ловека. Если размер удовлетворения, получаемый в
группе, падает ниже определенного уровня, индивид
покидает ее.

8. Взаимодействие в группе лишь тогда устойчивое, ког­
да оно сопровождается взаимным подкреплением уча­
ствующих в нем людей.
Чем значительнее инди­
видуальный вклад в успех группы, тем сильнее
стимулируются другие поступать так же. Если один
перестает вносить необходимый вклад в удовлетво­
рение потребностей других, то изгоняется из груп­
пы.

Формы малой группы

Малая группа принимает множество форм вплоть до очень сложных, разветвленных и многоярусных образова­ний.

Однако исходных форм всего две — диада и триада.

Диада состоит из двух человек. Например, пары влюб­ленных. Они постоянно встречаются, проводят вместе досуг, обмениваются знаками внимания. У них формиру­ются устойчивые межличностные отношения, основанные прежде всего на чувствах — любви, ненависти, доброже­лательности, холодности, ревности, гордости.

Эмоциональная привязанность влюбленных заставля­ет их бережно относиться друг к другу. Даря свою любовь, партнер надеется, что взамен получит не меньшее ответ­ное чувство.


I


203 Глава TV. Социальное взаимодействие и социальная культура

Таким образом, исходный закон межличностных отноше­ний в диадеэквивалентность обмена и взаимность. В больших социальных группах, скажем, в производствен­ной организации или банке, подобный закон может и не соблюдаться: начальник требует и берет от подчиненного больше, чем дает взамен.

Триада — активное взаимодействие трех человек. Ког­да в конфликте двое выступают против одного, то после­дний сталкивается уже с мнением большинства. В диаде -мнение одного может считаться и ложным, и истинным в равной мере. Только в триаде впервые появляется числен­ное большинство. И хотя оно состоит всего из двух чело­век, дело не в количественной, а в качественной стороне. В триаде зарождается феномен большинства, а вместе с ним по-настоящему рождается социальное отношение, социальное начало.

Диадакрайне непрочное объединение. Сильные взаим­ные чувства и привязанность моментально переходят в свою противоположность. Любовная пара распадается с уходом одного из партнеров или охлаждением чувств.

Триада более стабильна. В ней меньше интимности и эмоций, но лучше развито разделение труда Более слож­ное разделение труда придает больше независимости ин­дивидам. Двое объединяются против одного в решении одних вопросов и меняют состав коалиции в решении других. В триаде попеременно все меняются ролями и в результате никто не доминирует.

Для социальной группы характерна закономерность: число возможных комбинаций и ролей возрастает намного быстрее, чем расширяются размеры группы.


Структура малой группы

Структуру связей и отношений в малой группе изуча­ют методом социограммы.

Отношения между членами группы могут быть схема­тично представлены в форме социограммы, которая ука-



 


205 Глава IV. Социальное взаимодействие и социальная культура

Когда лидеров больше одного, группа раскалывается на подгруппы. Их называют кликами.

Хотя лидер в группе один, авторитетных лиц может быть несколько. На них опирается лидер, навязывая груп­пе свои решения. Они формируют общественное мнение группы и составляют ее ядро. Если, к примеру, надо уст­роить вечеринку или сходить в поход, то ядро выступает в роли организаторов.

Итак, лидер — фокус групповых процессов. Члены груп­пы как бы делегируют (по умолчанию) ему власть и пра­во принимать решения в интересах всей группы. И дела­ют это добровольно.

Лидерство — отношения доминирования и подчинения в пределах малой группы.

Малая группа может быть как первичной, так и вторич­ной в зависимости от того, какой тип взаимоотношений существует между ее членами. Что касается большой груп­пы, то она может быть только вторичной. Многочислен­ные исследования малых групп, проведенные Дж. Хоман-сом в 1950 г. и Р. Миллсом в 1967 г., показали, в частности, что малые группы отличаются от больших не только раз­мерами, но и качественно иными социально-психологи­ческими характеристиками. Ниже в качестве примера приведены различия в некоторых из этих характеристик.

Малые группы имеют:

1) не ориентированные на групповые цели действия;

2) групповое мнение как постоянно действующий фак­
тор социального контроля;

3) конформизм к групповым нормам.
Большие группы имеют:

1) рациональные целеориентированные действия;

2) групповое мнение редко используется, контроль
осуществляется сверху вниз;

3) конформизм к политике, проводимой активной ча­
стью группы.


I


 

 

Социология

Таким образом, чаще всего малые группы в своей по­стоянной деятельности не ориентируются на конечную групповую цель, в то время как деятельность больших групп рационализирована в такой степени, что потеря цели чаще всего приводит к их распаду. Кроме того, в ма­лой группе особое значение приобретает такое средство контроля и осуществления совместной деятельности, как групповое мнение. Личностные контакты позволяют всем членам группы участвовать в выработке группового мне­ния и контроле за конформизмом членов группы по от­ношению к этому мнению. Большие группы в силу отсут­ствия личностных контактов между всеми их членами, за редким исключением, не имеют возможности выработать единое групповое мнение.

Малые группы представляют интерес как элементар­ные частицы социальной структуры, в которых зарожда­ются социальные процессы, прослеживаются механизмы сплоченности, возникновения лидерства, ролевых взаимо­отношений.


Группы по происхождению

Группой по происхождению является всякая соци­альная группа, членство в которой зависит от общего про­исхождения от реального или мифического предка. На­пример, обладание определенной родословной означает принадлежность к однолинейной группе по происхожде­нию, членство в которой может основываться либо на пат-рилинейном, либо на матрилинейном происхождении. Наличие родства означает, что все потомки прародителя или прародительницы обладают членством в группе обще­го происхождения посредством любой комбинации муж­ских или женских генеалогических связей. Однако поня­тие родственности происхождения иногда заменяет понятия «двустороннее» или, наоборот, «единокровное» происхождение. Клан представляет собой однолинейную группу по происхождению, члены которой могут говорить


i


207 Глава IV. Социальное взаимодействие и социальная культура

либо о своем патрилинейном (патриклан), либо о матри-линейном (матриклан) происхождении от основателя кла­на, не имея вместе с тем представления о генеалогических связях с прародителем/прародительницей. Фратрия есть группа кланов, связанных традициями общего происхож­дения, таким образом, мифические предки являются об­щими для кланов и фратрий. Тотемические кланы, член­ство в которых периодически подкрепляется общими ритуалами, такими как принятие священной пищи, со­ставляют предмет особого интереса социальных антропо­логов и социологов религии.

Анализ групп по происхождению имеет решающее зна­чение для любого антропологического исследования до-индустриального общества, однако в большинстве запад­ных индустриальных обществ принцип происхождения не имеет особого значения, и группы по происхождению встречаются редко. Например, в современной Британии групп по происхождению как таковых не существует, хотя в случае общего происхождения все еще говорится о род­стве, а фамилии приобретаются патрилинейно.


Этнические группы

По общепринятому определению, этническая группа — это группа людей, имеющих некоторые особые этничес­кие, т. е. культурные, языковые, религиозные или расовые черты, которых объединяет полное или частичное общее происхождение и которые сами осознают свою причаст­ность к общей группе. Освоенные и воспринятые этничес­кие различия—это язык, культура и религия, в то время как расовые черты, конечно, передаются наследственно. Кроме понятия «этнический» есть понятие «националь­ный», причем первое распространено шире.

Как правило, в современных государствах живут мно­гочисленные этнические группы. Страны, длительное вре­мя принимавшие и принимающие эмигрантов, например


I


 

 

Социология

США и Австралия, бесспорно являются многокультурны­ми и многонациональными странами. Правда, сегодня и многие страны Европы явно становятся местом прожива­ния разных этнических групп Это прежде всего относит­ся к странам, имевшим ранее колонии, так как это спо­собствовало эмиграции из колоний в метрополии (например большое количество пакистанцев и индийцев в Англии).

Характерная черта этнической группы — это то, что она сама классифицирует себя как отдельную группу, имею­щую собственную культуру, которую она всеми способа­ми стремится сохранить. Расовая группа, в отличие от эт­нической, определяется как таковая окружением, людьми вне этой группы. Как правило, индивид, классифициро­ванный на расовом основании, занимает подчиненную позицию по отношению к «классификатору» (Либкинд, 1994).

Этническая группа может быть идентифицирована только в том случае, если ее отличительные черты (язык, культура, раса) начинают приобретать социальный смысл: с одной стороны, окружающие должны идентифициро­вать эту группу как этнически особую; с другой стороны, и сама группа должна осознавать свою специфичность и особенность (Барт Р., 1969).

Позитивное значение идентификации этнической группы — это сохранение традиций, культуры, в целом укоренившегося глубоко в социальных структурах истори­ческого наследия. Социологи Э. Аллард и К. Старк опре­делили для этнической группы четыре обязательных кри­терия. Для причисления индивида к этнической группе должно быть выдержано одно (или более) из ниже­следующих условий:

1. Самоопределение, причисление себя к этнической
группе.

2. Наличие родственных связей, общих корней членов
какой-либо группы населения.

3. Специфические культурные черты, владение общим
языком.


209 Глава IV. Социальное взаимодействие и социальная культура

4. Наличие социальной организации для внутренних контактов и для взаимодействия с окружающими.

Центральный фактор принадлежности к этнической группе — это собственное желание индивида принадле­жать к ней, т. е классифицировать себя как члена группы. Дефиниция со стороны основывается, как правило, на внешних приметах, таких как знание языка или внешний вид.

Происхождение — это второе условие принадлежности к группе. Как правило, родители и предки большинства членов этнической группы входят в нее на основе общей национальности, унаследованной из поколения в поколе­ние. Другие члены группы вошли в нее через брак.

Группа должна иметь некую социальную организацию, которая регулирует как взаимную деятельность собствен­ных членов, так и отношения между этой группой и ли­цами, не входящими в нее. Такой организацией может быть любое, даже незарегистрированное сообщество, объединяющее людей (клуб, кружок). Без такой органи­зации не существует этнической группы.

Этническая группа, или этническое меньшинство, может занимать в обществе принципиально разную пози­цию, т. е. быть дискриминируемой или равноправной. Э. Гидденс рассматривает характерные черты дискрими­нируемой этнической группы или этнического меньшин­ства.

1. Итак, члены группы могут подвергаться дискри­минации. Дискриминация — это редукция или пол­ное лишение прав и свобод для определенной груп­пы населения. Дискриминация может проявляться как в бытовой сфере, например запрещение посеще­ния ресторанов и других общественных мест, так и в производственной сфере: запреты на профессии, труднодоступность образования, невозможность ус­пешной карьеры, что в конечном итоге приводит к снижению материального уровня или даже обнища­нию дискриминируемой группы.


Социология



2. У представителей меньшинства, как правило, разви­
вается чувство коллективной солидарности, един­
ства и взаимопомощи в результате пережитых вме­
сте притеснений и пройденных вместе испытаний.

3. Меньшинства обычно не только социально от­
далены от основного социума (аутсайдеры), но ино­
гда изолированы и физически. Нередко они прожи­
вают в компактных поселениях или в определенных
городах или регионах страны (обычно нелучших). В
меньшинствах, как правило, наблюдается «эндога­
мия», т. е. заключение браков внутри данной груп­
пы. Между членами меньшинства и большинства
брак заключается весьма редко.

При этом каждая из сторон имеет свои причины: пред­ставители большинства не идут на это из соображений со­циальной иерархии и чувства своего «превосходства», а члены меньшинства — с целью сохранения исконной культуры группы.

Термин «меньшинство» условен, он не всегда отражает реальный количественный состав группы. Группа мень­шинства, в таком аспекте, который был представлен выше, не обязательно меньше по количеству членов, чем группа большинства, но она является дискриминируемой и под­чиненной с социологической точки зрения. Например, в Южно-Африканской Республике небольшая группа бело­го населения долгое время доминировала, управляла боль­шой группой черного большинства (которая в этом слу­чае считается «этническим меньшинством»).

Американский ученый Луис Вирт (1956) дает свое оп­ределение «меньшинства», особенно подчеркивая отноше­ние к нему основной части населения. «Меньшинство — это группа людей, отличающаяся по своим физическим, культурным или иным свойствам от остального общества, которое и относится к этим людям как к отличающимся и особенным. Предпосылка для существования мень­шинств — это наличие соответствующей, господствующей группы, которая обычно имеет более высокий статус и большие привилегии».


211 Глава ГУ. Социальное взаимодействие и социальная культура

Взаимодействия в социальной группе

Одной из общих форм социального взаимодействия выступает социальная группа, в которой поведение и соци­альный статус каждого члена в ощутимой степени обуслов­лены деятельностью и существованием других членов.

«Совокупность индивидов, находящихся в психичес­ком взаимодействии, составляет социальную группу, и это взаимодействие сводится к обмену различными представле­ниями, чувствами, хотениями, психическими пережива­ниями» (П. Сорокин).

Взаимозависимость сторон в процессе взаимодействия может быть равной, или одна из сторон может сильнее влиять на другую, следовательно, можно выделить одно-и двустороннюю интеракцию. Интеракция может охваты­вать как все сферы человеческой жизнедеятельности (то­тальная интеракция), так и только какую-то одну специ­фическую форму, или «сектор» деятельности. В независимых секторах люди могут не оказывать никакого влияния друг на друга.

Сорокин выделяет понятие «экстенсивность интерак­ции» — соотношение активности и психологического опыта человека, вовлеченного во взаимодействие с общей суммой деятельности и психологического опыта, составляющих весь жизненный процесс человека.

Интенсивность взаимодействия характеризует степень зависимости жизнедеятельности от взаимоотношений: она может колебаться от максимальной до минимальной ве­личины. Чем больше экстенсивны или интенсивны сек­торы интеракции, тем больше зависимы жизнь, поведе­ние, психология взаимодействующих сторон.

Началом любой интеракции является возникновение влияния одной стороны на поведение и психологию дру­гой. Интеракция продолжается до тех пор, пока это вли­яние существует, при этом неважно — встречаются инди­виды или нет. Только когда сама память или мысль о существовании одной стороны перестает оказывать вли-


1 Ч

il


Социология



яние на поведение или психологию другой, только тогда процесс можно считать законченным.

Весь социальный порядок является системой, которая делает непрерывными огромное число интеракциональ-ных реакций после того, как они завершили видимое су­ществование.

Направление взаимоотношений может быть солидар­ным, антагонистичным или смешанным. При солидарной интеракции стремления и усилия сторон совпадают. Если желания и усилия сторон находятся в конфликте, то это — антагонистическая форма интеракции, если они совпада­ют только отчасти — это смешанный тип направления взаимодействия.

Можно вьщелить организованные и неорганизованные взаимодействия: интеракция организованна, если отноше­ния сторон, их действия сложились в определенную струк­туру прав, обязанностей, функций и опираются на некую систему ценностей.

Неорганизованные интеракции — когда отношения и ценности находятся в аморфном состоянии, поэтому пра­ва, обязанности, функции, социальные позиции не опре­делены.

Сорокин, комбинируя различные интеракции, выделя­ет следующие типы социального взаимодействия;

>- организованно-антагонистическая система интерак­ции, основанная на принуждении;

>- организованно-солидарная система интеракции, ос­нованная на добровольном членстве;

>■ организованно-смешанная, солидарно-антагонисти­ческая система, которая частично управляется при­нуждением, а частично — добровольной поддерж­кой устоявшейся системы взаимоотношений и ценностей. Большинство организованных социаль­но-интерактивных систем — от семьи до церкви и государства, как отмечает Сорокин — принадлежит к типу организованно-смешанных. А также могут быть неорганизованно-антагонистический, неорга-


213 Глаба IV. Социальное взаимодействие и социальная культура

низованно-солидарный; неорганизованно-смешан­ный типы интеракций.

В длительно существующих организованных группах Сорокин выделял три типа взаимоотношений: семейный тип (интеракции тотальны, экстенсивны, интенсивны, солидарны по направлению и продолжительны, внутрен­нее единство членов группы); договорный тип (ограничен­ность времени действия сторон, взаимодействующих в рамках договорного сектора, солидарность отношений эго­истична и направлена на получение взаимной выгоды, удовольствия или даже на получение «как можно больше­го за меньшее», при этом другая сторона рассматривается не как союзник, а как некий «инструмент», который мо­жет оказать услугу, принести прибыль и т. п.); принудитель­ный тип (антагонизм отношений, различные формы при­нуждения: психологическое, экономическое, физическое, идеологическое, военное.)

Переход от одного типа к другому может цроисходить плавно или непредсказуемо. Часто наблюдаются смешан­ные типы социальных взаимодействий.

Сорокин подчеркивает, что социальные взаимодей­ствия выступают как социокультурные: одновременно протекают три процесса — взаимодействие норм, ценнос­тей, стандартов, содержащихся в сознании человека и груп­пы; взаимодействие конкретных людей и групп; взаимодей­ствие материализованных ценностей общественной жизни.

Неорганизованные группы

Взаимодействие людей в неорганизованных группах, в толпе — резкая противоположность предписанным риту­алам. Природа коллективного поведения предполагает рассмотрение таких явлений, как толпы, сборища, массо­вая паника, мании, танцевальные помешательства, сти­хийные массовые движения, массовое поведение, массо­вые увлечения, социальные движения, революции.


Социология



Элементарные формы коллективного поведения людей в толпе — относительно стихийное, порой непредсказуе­мое взаимодействие людей в ситуации неопределенности или угрозы. Ключ к пониманию природы коллективного поведения дает такая форма социального взаимодействия, как круговая реакция, когда взаимное возбуждение людей приобретает круговую форму, при которой люди отража­ют настроения, эмоции друг друга и таким образом интен­сифицируют их. Социальное беспокойство — внутреннее напряжение многих людей при отсутствии способов его снятия, выражаемое в форме беспорядочной и некоорди­нированной деятельности, причем чувство беспокойства вовлекается к круговую реакцию и становится «инфекци­онным», происходит «эмоциональное заражение» людей. Социальное беспокойство присутствует там, где люди об­ладают повышенной чувствительностью по отношению друг к другу, а также там, где они вместе переносят разру­шение своего заведенного жизненного уклада. Эти усло­вия встречаются в таких случаях социального беспокой­ства, как революционные волнения, женский протест, религиозные волнения, трудовые конфликты.

Черты социального беспокойства:

>- беспорядочный характер поведения, когда люди на­ходятся в состоянии напряжения и чувствуют силь­ный позыв к действию, но не имеют четкого пред­ставления и понимания своих целей;

>■ возбужденные чувства тревоги, страхов, неуверенно­сти, агрессивности, склонность к распространению слухов и преувеличений;

>- наличие повышенной раздражимости и внушаемо­сти людей, психической неустойчивости, податли­вости к влиянию лидеров, новых стимулов и идей.

Там, где коллективное возбуждение интенсивно и ши­роко распространено, есть вероятность возникновения социальной инфекции — сравнительно быстрого, бессозна­тельного и нерационального распространения каких-либо настроений, порывов или форм поведения (например,


215 Глава IV. Социальное взаимодействие и социальная культура

разгул биржевой спекуляции, финансовая паника или вол­на патриотической истерии).

Можно выделить четыре типа элементарных коллек­тивных групп (Г. Блюмер): действующая толпа (агрессив­ная толпа), экспрессивная толпа (например, танцующая толпа в религиозных сектах), масса (люди, участвующие в массовом поведении, но не имеющие никакой социаль­ной организации, люди отделены и неизвестны друг дру­гу, как, например, при золотой и земельной лихорадке) и общественность (группы людей, которые сталкиваются с какой-то проблемой, имеют разные мнения относитель­но подхода к решению проблемы и дискутируют о ее ре­шении). Эти социальные группировки возникают спон­танно и их действие не направляется и не определяется существующими культурными моделями и нормами. Об­щество в целом действует, следуя предписанным прави­лам: толпа — путем установления контакта (повышенная восприимчивость людей друг к другу, бессознательная от-кликаемость на настроения, спонтанная готовность к со­вместным действиям), масса — путем совпадения индиви­дуальных выборов, в соответствие с чем общественность приобретает свой особый тип единства и возможность действовать благодаря достижению какого-то коллектив­ного решения или выработке какого-то общественного мнения.

Формирование и развитие социального движения

Появление вышеупомянутых элементарных коллектив­ных группировок указывает на происходящий процесс социального изменения. Они играют важную роль в раз­витии нового коллективного поведения и новых форм социальной жизни, в формировании нового социального порядка, служат основой для формирования социальных движений, благодаря которым новые типы коллективно-


II


Социология



го поведения выстраиваются в фиксированные соци­альные формы. В своем начале социальное движение аморфно, плохо организовано, т. е. коллективное поведе­ние находится на примитивном уровне. По мере того как социальное движение развивается, оно приобретает орга­низацию, набор обычаев и традиций, упрочившееся руко­водство, социальные правила и социальные ценности, способность создать новое устройство жизни. Социальное движение может вырастать и организовываться с помо­щью следующих механизмов (агитация возбуждает людей и таким образом делает из них возможных сторонников движения; для этого агитация должна привлечь внимание людей, взволновать их, пробудить их эмоции, дать этим эмоциям какое-то направление посредством идей, крити­ки, внушения и обещаний):

> процесс организации чувства сопринадлежности и солидарности людей друг с другом, формирование взаимной симпатии между сторонниками данного социального движения, что способствует согласо­ванному поведению;

>• развитие внутригруппового/внешнегруппового от­ношения: вера членов движения, что их группа справедлива и права, а другие группы беспринцип­ны и злонамеренны, служит сплочению этих членов вокруг своих целей и ценностей; наличие врага в этом смысле очень важно для придания движению целостности и сплоченности;

>- использование церемониального поведения и риту­алов: массовые митинги, демонстрации, парады, юбилейные церемонии, ритуальная атрибутика (ло­зунги), песни, стихи, флаги, униформа и пр. способ­ствуют развитию и закреплению социального дви­жения, а у каждого индивидуального участника этих ритуалов возрастает самооценка, в результате чего он ощущает себя важной персоной, и это чувство личной значительности оказывается отождествлен­ным с социальным движением как таковым;


I


217 Глава IV. Социальное взаимодействие и социальная культура

>- формирование групповой морали, дающей движе­нию постоянство и определенность: убежденность в правильности и праведности цели движения, вера в конечное достижение к своей цели, вера в то, что на движение возложена некая священная миссия; со­здание своих «священных книг» (например, «Капи­тал» Маркса для коммунистического движения);

>■ развитие групповой идеологии, свода учений, в ко­торых формулируются цели и назначение движения, содержится критика существующей системы, наме­чаются планы политики, тактики и практической деятельности движения.

Успешное развитие социального движения зависит от указанных механизмов, а социальные последствия зависят от характера социального движения (реформистское или революционное движение).

Таким образом, были проанализированы социальные взаимодействия на микроуровне (между двумя, несколь­кими людьми, в малых группах, в больших группах, как в неорганизованных, так и организованных социальных движениях).


Социальный институт

Перейдем от рассмотрения группы к анализу ключево­го элемента социальной структуры — «социального инсти­тута». Институт (от лат. institutum — установление) — по­нятие, используемое в большинстве социологических теорий для обозначения устойчивого комплекса формаль­ных и неформальных правил, принципов, норм, устано­вок, регулирующих различные сферы человеческой дея­тельности и организующих их в систему ролей и статусов. Мы пользуемся понятием «социальный институт» в том случае, если рассматриваем крупные группировки фор­мальных ролей. Так, понятие «институт материального производства» подразумевает не конкретную социальную

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...