Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Таможенное право – отрасль российского права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с перемещением ТиТС через таможенную границу ТС.




Габричаидзе и Ноздрачёв полагают, что таможенное право – самостоятельная отрасль права. Есть мнения (Сандровский, Марков, Бахрах) полагают, что таможенное право подотрасль административного права и даже инструмент административного права.

То, что самостоятельная отрасль права самостоятельная отрасль права авторы приводят следующие аргументы:

1. Самостоятельный предмет регулирования.

2. Свой круг субъектов регулирования- таможенные органы и служащие этих органов, с одной стороны, и ф.л. и ю. л. – с другой.

3. Свой круг объектов регулирования – ТиТС, перемещаемые через границу.

4. Комплексный метод регулирования (сочетание административно-правового и гражданско- правового).

5. Свои источники (ТК ТС, ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации")

В таможенном праве присутствуют нормы и других отраслей права: конституционного, административного, гражданского и др.

Предмет таможенного права – общественные отношения в таможенной сфере, связанные с перемещением товаров через внешнюю таможенную границу ТС и внутренние национальные границы государств-членов ТС

Методы. Основным для таможенного права является диспозитивный метод, поскольку предоставляет участникам таможенных правоотношений возможность выбора вариантов поведения в пределах допустимого.

Императивный метод – метод властных предписаний адресован государствам-членам Союза и таможенным органам.. Лицо при осуществлении ВЭД обязательно вступает в определенные отношения с государственными и союзными (прежде всего – таможенными) органами, которые диктуют ему правила поведения. При этом субъект ВЭД не имеет альтернативы обращения к другим органам власти и обязан выполнять все требования, не противоречащие законодательству. Таможенные органы в своей деятельности используют способы дозволения, обязывания и запрета.

Особенностью методов таможенного регулирования является регулирование внешнеторговой деятельности. Государственное регулирование внешней торговли товарамипредполагает участие публичной власти в процессе установления правил перемещения через таможенную границу товаров.

К товарам, перемещаемым через таможенную границу, применяется два основных метода: таможенно-тарифное регулирование и нетарифное регулирование.

Таможенно-тарифное регулирование представляет собой финансовый инструмент, призванный способствовать развитию внешнеторговых связей; регулировать отношения такого рода, стимулировать прогрессивные структурные изменения в экономике. Оно выражается в установлении ввозных и вывозных таможенных пошлин при перемещении товаров через границу. В соответствии со ст. 50 ТК ТС для осуществления мер регулирования применяется Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.

Нетарифное регулирование – метод, заключающийся в установлении в законе и использовании государствами-членами союза средств воздействия на внешнеторговую деятельность и установление конкретных мер по запрету и ограничению. Целями нетарифного регулирования являются: защита национального рынка, содействие развитию отечественных производителей, охрана жизни и здоровья потребителей, стимулирование прогрессивных изменений в экономике.

Меры нетарифного регулирования внешней торговли можно классифицировать на меры экономического, административного и технического характера:

1. Меры экономического характера непосредственно влияют на цену товара как денежную сумму, которую намерен получать продавец и готов заплатить покупатель. Только они в полном объёме зачисляются в казну государства и способствуют эффективному осуществлению фискальной функции таможенными органами:

а) К ним в соответствии с ФЗ РФ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» относятся:

специальные пошлины – защитная мера может быть применена к товару в случае, если по результатам расследования, проведенного органом, проводящим расследования, установлено, что импорт этого товара на таможенную территорию Союза осуществляется в таких возросших количествах (в абсолютных или относительных показателях к общему объему производства в государствах-членах аналогичного или непосредственно конкурирующего товара) и на таких условиях, что это причиняет серьезный ущерб отрасли экономики государств-членов или создает угрозу причинения такого ущерба;

антидемпинговые пошлины – может быть применена к товару, являющемуся предметом демпингового импорта, в случае если по результатам расследования, проведенного органом, проводящим расследования, установлено, что импорт такого товара на таможенную территорию Союза причиняет материальный ущерб отрасли экономики государств-членов, создает угрозу причинения такого ущерба или существенно замедляет создание отрасли экономики государств-членов;

компенсационные пошлины – может быть применена к импортированному товару, при производстве, экспорте или транспортировке которого использовалась специфическая субсидия экспортирующей третьей страны, в случае если по результатам расследования, проведенного органом, проводящим расследования, установлено, что импорт такого товара на таможенную территорию Союза причиняет материальный ущерб отрасли экономики государств-членов, создает угрозу причинения такого ущерба или существенно замедляет создание отрасли экономики государств-членов.

Введению данных мер предшествует расследование, проводимое с целью установления наличия возросшего импорта на таможенную территорию и сопровождение этим ввозом нанесения существенного вреда отечественному производству либо его угрозой.

б) НДС и акцизы, взимаемые при ввозе на таможенную территорию, одновременно включаются в систему таможенных платежей.

в) Таможенные сборы – разновидность таможенных платежей. Они уплачиваются за юридически значимые действия таможенных органов, выразившихся в совершении таможенных операций и хранении товара, перемещаемого через границу.

2. Меры нетарифного регулирования административного характера не содержат в своей основе экономических рычагов и не ведут к повышению затрат и цен на импортируемые товары, способствуя сохранению и даже увеличению потребительского спроса на них. Для них необходим специальный акт, адресованный определённому лицу и дающий возможность перемещать тот или иной товар.

а) Разрешительная система – порядок, при котором на перемещение через таможенную границу отдельных категорий товаров требуется разрешение, выдаваемое компетентными органами. В настоящее время в законодательстве отсутствует единый перечень товаров, на которые распространяется действие разрешительной системы. Анализ нормативных документов позволяет выделить ряд товаров, для которых требуются специальные разрешения. Это:

– оружие огнестрельное всех видов и боеприпасы к нему, холодное оружие всех видов, воинское снаряжение;

– наркотические средства и психотропные вещества;

– сильнодействующие и ядовитые вещества;

– медикаменты и витаминные препараты, за исключением прошедших апробацию в уполномоченных органах;

– радиоактивные вещества;

– драгоценные металлы и камни, за исключением временно ввозимых ювелирных и других бытовых изделий, а также их лома;

– семена и посадочный материал, сырые продукты животного и растительного происхождения;

– представители флоры и фауны, занесённые в Красную книгу (рога оленей, сайгаков, маралов);

– произведения искусства, представляющие значимую художественную и культурную ценность.

б) Лицензирование как исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров является разновидностью предыдущей меры, т.к. требует специального разрешения. Лицензирование экспорта и импорта служит следующим целям: количественному регулированию международной торговли (когда предоставляются квоты); реализации разрешительного порядка осуществления внешнеторговых операций с определёнными категориями продукции, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений; выполнению международных обязательств; предоставлению исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров. Лицензия представляет собой официальный документ, который разрешает осуществление экспортных или импортных операций в течение установленного срока. К ним относятся лекарственные средства, крепкие спиртные напитки, опасные отходы, осетровые виды рыб, средства защиты информации, лесоматериалы ценных пород и др.

в) Квотирование означает введение количественных и стоимостных ограничений ввоза и вывоза товаров на определенный срок по отдельным видам товаров или странам. Квота — это разрешенное, строго установленное количество любого товара, вывоз которого не только разрешается, но и по возможности поощряется. Однако все, что перемещается сверх этой квоты, облагается обычной или повышенной пошлиной, либо вообще запрещается. Наибольшее распространение в мире получило импортное квотирование. Современные национальные интересы России, а именно поддержка отечественного производителя предопределило необходимость квотирования мяса крупного рогатого скота, свинины и домашней птицы.

3. К мерам нетарифного регулирования технического характера относятся э кспортный контрольи сертификация. Эти меры включают в себя контроль за импортом на предмет его соответствия национальным стандартам безопасности качества.

а) Экспортный контроль предполагает введение системы обязательной регистрации внешнеторговых контрактов на экспорт стратегически важных сырьевых товаров. Экспортному контролю подлежат две группы товаров: отдельные виды сырья, материалов оборудования, которые могут быть применены при создании вооружения и военной техники, военных технологий; товары «двойного» назначения (металлические сплавы, возбудители заболеваний и другие товары).

В Российской Федерации межведомственным координационным органом является Комиссия по экспортному контролю при Правительстве РФ. Экспорт подконтрольных товаров осуществляется только при наличии лицензий, которые выдаются Федеральной службой по техническому и экспортному контролю, подведомственному Министерству обороны РФ.

б) Сертификация как защитная мера регулирования внешнеторговой деятельности представляет собой форму осуществления органом по сертификации, независимого от изготовителя и потребителя подтверждения соответствия объектов требованиям технического регламента, положениям стандартов или условиям договоров. Орган по сертификации удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует санитарно-карантийным, ветеринарным, фитосанитарным требованиям.

Среди мер нетарифного регулирования внешней торговли в мировой практике выделяют и меры политического характера. К ним относят эмбарго и таможенная блокада. Эмбарго – запрещение ввоза или вывоза товаров, услуг, валютных и иных ценностей. Данная мера является вынужденной и применяется в исключительных случаях как средство экономического и финансового давления.

Таможенная блокада состоит из мероприятий, направленных на приостановку производства таможенного оформления, задержку товаров в зоне таможенного контроля. Цель такой меры – нарушение внешнеэкономических связей блокируемого государства.

Применение таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в условиях разбалансированности внутреннего рынка в РФ представляется оправданным и необходимым. Важнейшая их задача – способствовать развитию позитивных процессов в международной торговле.

Принципы. Специфика отрасли таможенного права выражена в его отраслевых принципах: законности, взаимности и суверенного равенства государств, равноправия, охраны государственной и общественной безопасности, защиты экономического суверенитета государств, свободы выбора таможенной процедуры.

1. Принцип законности имеет общеправовой характер и означает, что действия всех участников ВЭД должны строго соответствовать положениям законодательства, а также международно-правовым нормам.

2. Принцип взаимности и суверенного равенства государств применяется в рамках общепринятых международно-правовых норм. Страны, предоставляющие России и государствам-членам Таможенного союза максимально свободный доступ товаров на внутренние рынки, должны иметь соответствующие условия поставки собственных товаров на таможенную территорию Таможенного союза.

3. Принцип равноправия выступает в качестве одной из характеристик демократического общества. В области таможенного дела все лица на равных основаниях имеют право на ввоз-вывоз товаров, равно как и на осуществление внешнеэкономической деятельности на условиях, не противоречащих действующему законодательству.

4. Принцип охраны государственной и общественной безопасности означает запрет на перемещение отдельных товаров через таможенную границу, исходя из соображений государственной безопасности, защиты общественного порядка, нравственности населения, защиты животных и растений, охраны окружающей природной среды и других интересов.

5. Принцип защиты экономического суверенитета государства выражается в установлении количественных ограничений на перемещение отдельных видов товаров.

6. Принцип свободы выбора таможенной процедуры характеризуется тем, что лицо, перемещающее товары, вправе в любое время выбрать любую таможенную процедуру для таких товаров, а также изменить её на другую. При этом не имеют значения потребительские свойства товара, его количество, страна происхождения и другие условия, предусмотренные таможенным законодательством.

Система таможенного права

Таможенное право делится на Общую и Особенную части. В Общую часть включают общеотраслевые темы: понятие, принципы, источники, таможенные правоотношения, субъекты, объекты, методы внешнеторговой деятельности.

В Особенную часть входят такие институты: таможенные операции, процедуры, платежи, таможенное оформление, таможенный контроль.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...